Слюдянский район Иркутской области
Слюдянский район. Основное направление развития Слюдянского района - туризм. На территории Слюдянского района расположена Кругобайкальская железная дорога. Недалеко от города Байкальск (Слюдянский район) находится горнолыжный комплекс - "Гора Соболиная"

"Большая Евразия"  цивилизационный проект, устремлённый в будущее.
Вход

Слюдянка

История Слюдянки

Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова 
«Города Иркутской области», 2010 год 

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru) 
публикуется с разрешения авторов

 

Принято считать, что своим появлением Слюдянка обязана строительству Кругобайкальской железной дороги. Отчасти это так. Действительно, при прокладке обходного железнодорожного пути вокруг Байкала в 1902-1916 гг. был создан рабочий поселок строителей и открыта железнодорожная станция (в 1905 г.), названные Слюдянка. Однако они возникли не на пустом месте. До прихода сюда железно­дорожных строителей здесь уже существовало небольшое поселение, основанное в начале XVIII в.

В то время по долине речки Слюдянки в горы, через перевал Чер­товы ворота, проходил гужевой торговый и почтовый тракт до Кяхты. Остатки этого тракта в виде лиственничных мостков на заболоченных участках и склоноукреплений на перевале сохранились до сегодняшнего дня. Об обслуживавших тракт станциях напоминают расчищенные от тайги участки и названия — Казачья поляна, Комковская поляна и др. Поселение, расположенное в устье речки Слюдянки на берегу Байкала, также обслуживало этот тракт.

Слюдянка стала базовым пунктом при строительстве гужевого обходного тракта вокруг Байкала. А в XVIII в., когда в долине речки открыли залежи слюды, здесь разместились артели слюдодобытчиков. Добываемые ими крупные пластины слюды отправлялись в Централь ную Россию и Европу. В то время их отслаивали на более тонкие и использовали для остекления окон и для нужд морского флота. Однако слюда-флогопит была темных тонов и не пользовалась столь большим спросом, как слюда-мусковит (светлая), добываемая в бассейнах Вити­ма и Бирюсы. Поэтому поселение на Байкале в то время не получило должного развития.

С расширением стеклоделия спрос на слюду упал, и в середине XIX в. разработка месторождений на Байкале прекратилась. О слюде вспомнили лишь в начале XXв., когда выяснилось, что ее качества (жаростойкость, кислотоупорность, сопротивление сжатию при одно­временной гибкости, низкая теплопроводность) отвечают требованиям быстро развивающейся техники.

Слюда легко обрабатывалась и расщеплялась на очень тонкие пластины, ее диэлектрические качества оказались значительно выше, чем многих естественных и искусственных изоляторов. Ее сразу начали использовать в металлургии, электро- и радиотехнике, моторостроении и других отраслях промышленности.

В начале XX в. спрос на слюду в мире очень быстро рос. Рос­сии приходилось импортировать этот материал из Индии, Северо-Американских Соединенных Штатов и Канады (до 100 т в год). Поэтому при размещении железнодорожной станции вблизи Слюдянки сразу рассматривалась возможность освоения этого перспективного слюдоносного района. Именно здесь планировали создать новую базу для развития российской слюдяной промышленности (перед Русско-японской войной добычу слюды начали также в Карелии и на Урале).

Революция и Гражданская война прервали процесс становления слюдяной промышленности на Байкале. Добычу слюды здесь возоб­новили только в 1924 г. На небольшом участке горной местности, в 1,2-3,5 км к югу от железнодорожной станции, в пади Улунтуй, по­строили несколько новых рудников и шахт. И уже через четыре года Слюдянка стала одним из лидеров по добыче слюды в СССР.

До 1940 г. на долю Слюдян­ки приходилось 60-70 % общесо­юзной добычи слюды. Это было единственное в стране место, где в промышленных масштабах добывалась темная железисто-магнезиальная слюда-флогопит (в то время аналогичные месторожде­ния были известны лишь в Канаде и на Мадагаскаре). Благодаря высокому качеству сырья и удач­ному транспортному расположе нию значение Слюдянского рудного узла не уменьшилось даже после открытия в Якутии крупного Алданского месторождения флогопита, которое в 1942 г. дало первое промышленное сырье.

Поставляемая с берегов Байкала слюда находила применение в самых разнообразных отраслях промышленности — от парфюмерной до оборонно-космической. Для ее переработки в Слюдянке и Иркут­ске были открыты слюдяные фабрики (Иркутская слюдфабрика была самой крупной и технически оснащенной в СССР).

Только в 1970-х гг. Слюдянский район стали оценивать как малоперспективный. В то время необходимо было обеспечить гаран­тированный сбыт алданского флогопита (в обустройство Алданского месторождения был вложен значительный капитал). Кроме того, в тот период были введены в эксплуатацию новые богатейшие место­рождения в Мамско-Чуйском районе Иркутской области. Поэтому в 1973 г. добычу слюды в окрестностях Слюдянки прекратили, а шахты законсервировали.

В середине 1980-х гг. рассматривалась возможность возобновле­ния промышленной эксплуатации Слюдянского месторождения, тем более что качество флогопита здесь выше алданского, а себестоимость его добычи почти вдвое ниже.

Накануне кризисных 1990-х годов в Слюдянке действовало большое горнодобывающее предприятие (рудоуправление), которое на нескольких карьерах осуществляло добычу белого, серого и розового мрамора, а также его последующую обработку (изготовление и поли­ровка мраморных плит и блоков). Его продукция направлялась во все уголки СССР (в том числе для облицовки метро) и за рубеж.

В окрестностях Слюдянки был открыт карьер «Перевал» Ан­гарского цементно-горного комбината. Это предприятие действует до сих пор.

Слюдянка развивалась не только как крупный центр горнодо­бывающей промышленности. После строительства Кругобайкальской железной дороги она превратилась в крупный железнодорожный узел. Здесь построили локомотивное депо. С началом электрификации Слю­дянка стала базовой станцией, где происходила смена локомотивов.

Вблизи Слюдянки (в Сухом Ручье) работал Южнобайкальский рыбоконсервный завод, построенный в 1943 г. для изготовления из местного и привозного сырья рыбных консервов. Его производственные мощности позволяли выпускать до 30 тыс. банок в сутки рыбных кон­сервов. Рынком сбыта были многие регионы страны. После создания в конце 1950-х гг. Иркутского водохранилища и в результате подъема уровня воды в Байкале местная сырьевая база резко сократилась и за­вод полностью перешел на переработку завозного океанического сырья. В 1997 г. производство рыбных консервов в связи с экономическими трудностями было прекращено.

ГАЗЕТА СЛЮДЯНКА

Газета "Слюдянка"

Иркутская область




 
 

Уважаемые господа! Копирование, тиражирование, иное использование фотографий, статей, размещенных на сайте "Иркутская область : Города и районы", возможно только с письменного разрешения НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"

 
© 2008-2018  All rights reserved