Численность постоянного населения Нижнеудинского района - 35,5 тысяч человек, которые проживают в 3 поселках и 83 сельских населенных пунктах

История города Алзамая

Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова 
«Города Иркутской области», 2010 год

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения авторов

 

История. Своим появлением и существованием Алзамай обязан Транссибирской железной дороге. В период ее прокладки был создан рабочий поселок строителей, расположенный в нескольких километрах от старинного села Алзамай*, которое обслуживало проходивший мимо него гужевой Московский тракт. Железную дорогу проложили восточнее села — но более пологой долине реки Топорок. С началом регулярных железнодорожных перевозок (в конце 1890-х гг.) в по­селке открыли железнодорожную станцию, которую тоже назвали Алзамай.

В период столыпинской аграрной реформы на станцию прибыва­ли переселенцы из Европейской части страны, в основном из Украины, Белоруссии и Центральной России. Они освоили близлежащие земли, и вскоре со станции стали отправляться сельскохозяйственные грузы (в основном зерно и мясо), а впоследствии — лес и пиломатериалы.

Новый пристанционный поселок сначала входил в состав Алзамайской волости, административный центр которой располагался в соседнем одноименном селе. С реорганизацией административно-территориального деления, в середине 1920-х гг., поселок стал отно­ситься к Нижнеудинскому району. В его окрестностях стали увели­чиваться объемы промышленной лесозаготовки. На базе железнодорожных мастерских был создан Алзамайский ремонтно-механический завод (РМЗ), который кроме обслуживания железной дороги обе­спечивал также ремонт техники лесозаготовительных предприятий.

Вскоре Алзамай получил статус рабочего поселка, а в 1945 г. стал центром Алзамайского района, образованного из части территории Нижнеудинского района (площадью 8,5 тыс. км2). В состав сформиро­ванного района кроме поселка входили еще 56 сельских населенных пунктов. На данной территории был создан Алзамайский химлесхоз, начата разработка близлежащего месторождения кварцевого песка. В районе наращивались объемы лесозаготовки, а также объемы от­правки грузов по железной дороге.

Городским поселением Алзамай стал в 1955 г. и продолжал оста­ваться административным центром Алзамайского района до очередной административно-территориальной реформы, связанной с созданием совнархозов, в результате которой район упразднили, а его земли вновь присоединили к Нижнеудинскому району. При этом Алзамай подчинили Нижнеудинскому горсовету. В середине 1990-х гг. он стал подчиняться муниципальному образованию «город Нижнеудинск», а с 2006 г. был преобразован в городское поселение в составе Ниж­неудинского района.

В настоящее время Алзамай является городским муниципальным образованием районного уровня (подчинения) в составе Нижнеудин­ского муниципального района.

 

* Село Алзамай (ныне Старый Алзамай) основано переселенцами в середине XVIII в. вблизи стоянки бурятского Хондогоронского рода. Есть мнение, что название «Алзамай» связано с име­нем старейшины этого рода Олзибэ, возглавившего в XVIII в. перекочевку рода из Монголии в Прибайкалье. Впоследствии возникший в нескольких километрах от села поселок строителей железной дороги, а затем и станция тоже были названы Алзамай.