Архитектурный журнал «Проект Байкал». В мае 2009 года журнал «Проект Байкал» удостоен высшей награды триеннале ИНТЕРАРХ в Софии – Золотой медали Международной академии архитектуры

Материалы журнала

Градоиркутская церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа: проект реставрации - 2010

Иркутская Спасская церковь. Проект реставрации - 2010. Генплан

Общий вид храма с юго-востока до начала реставрации. Фото А. Чертилова, 2008 год

Спасская церковь. Проект реставрации -2010. Восточный и южный фасады. Красными линиями показаны предлагаемые изменения проектом

Продольный разрез

Спасская церковь. Трехмерная модель, вид с северо-запада. Графическое оформление М. Жагарина

План 1-го яруса

План 2-го яруса

Завершение первого этапа реставрации к юбилею Иркутска - фасадных работ. Фото А. Чертилова, август 2011 года

текст Виктория Сосновская, Алексей Чертилов

В 1948 году постановлением Совета Министров РСФСР иркутская Спасская церковь впервые была взята под государственную охрану как памятник архитектуры. В 1960-м Постановлением того же СМ № 1327 ей повторно присвоен статус памятника (истории и культуры) республиканского значения. В 1960-1970-е на здании-памятнике по проекту и под руководством специалистов Научно-исследовательских проектных мастерских ВСРПО «Союзреставрация» непосредственно под руководством архитектура Галины Геннадьевны Оранской, силами, по сути, первых, иркутских реставраторов, впервые проведены масштабные реставрационные работы, после чего в здании разметили выставочные залы Иркутского областного краеведческого музея. Спустя почти 30 лет, в связи с возвратом в 2006 году исторического храма Иркутской епархии, к 350-летнему юбилею Иркутска запланировали выполнить реставрационные работы повторно. Новый проект реставрации и приспособления под действующий православный храм разработан в 2008-2010 годы институтом «Иркутский Промстройпроект».

Новый (второй) проект реставрации и приспособления под действующий православный храм памятника истории и культуры федерального значения «Церковь Спасская» в Иркутске разработан по заказу Центра по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области. Проект выполнен по результатам различных специальных исследований, проведенных в 2006-2009 годы.

Первая реставрация 1960-1970-х При подготовке нового проекта реставрации в 2008-2010-х годах были изучены результаты первой реставрации по сохранившимся архивным документам (эскизный проект, рабочие чертежи, схематичные исполнительные чертежи, журналы авторского надзора). Впервые историко-архитектурные и инженерные исследования, проектные работы Спасской церкви как памятника истории и культуры проводились при первой ее реставрации в 1960-1970 годы специалистами АПМ-Шаучно-исследовательских проектных мастерских ВСРПО «Союзреставрация» непосредственно под руководством главного архитектура проекта Галины Геннадьевны Оранской. Исследования велись как в порядке подготовки исходных материалов для проекта

реставрации, так и во время авторского надзора в процессе производства работ. На сегодня удалось изучить неполный объем документации, касающейся первой реставрации: обмерные чертежи, эскизный проект и неполный комплект рабочих чертежей, три из четырех (или более) журналов авторского надзора, несколько схематических исполнительных чертежей. По результатам анализа этих документов многие вопросы остались открытыми. В частности: каковы причины сноса северного придела, каким было состояние грунтов, конструкций и фундаментов к моменту реставрации, не обнаружено обоснование изменений архитектурно-художественного облика памятника, не зафиксировано соответствие / несоответствие исполненных работ проектным решениям, какие фактические объемы усиления и замены кирпичной кладки стен? В то время научно-реставрационный отчет по итогам работ, в его сегодняшнем понимании, не выполнялся. Новый проект реставрации. Основные проектные решения

Церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа - самое старое из сохранившихся первых зданий города, единственное сооружение, дошедшее до нас от Иркутского острога (крепости), первая каменная городская церковь, первый иркутский соборный храм, шедевр самобытного стиля «сибирское барокко».

Учитывая абсолютную уникальность памятника, проектом применен метод целостной реставрации, суть которого сводится к следующему. Предлагается подчеркнуть индивидуальную особенность Спасской церкви - ее историческую, общекультурную, градостроительную, композиционную, архитектурную, строительную (материалы, технологии), художественно-декоративную ценность, посредством возвращения первоначального (исторического) целостного образа. В том числе, вернуть первоначальные габариты, композиционный, декоративный характер, в некоторых случаях необоснованно, на наш взгляд, измененные в период первой реставрации.

Подвал. Одно из важных проектных решений связано с проведением мероприятий по сейсмоусилению здания. В рекомендациях для реставрации памятника обоснован метод сейсмоизоляции, в котором необходимым условием признано устройство подвала под всем зданием с обеспечением доступа для периодического осмотра технического состояния сейсмоопор (подробнее об этом см. отдельную статью в этом же номере журнала). В техническом этаже (подвале) предлагается разместить бойлерную и электрощитовую. При этом, под полами, под ее фундаментами могут находиться какие-либо археологические, исторические артефакты. При обнаружении древних предметов необходимо определить их ценность, возможность их музеефикации, в том числе без перемещения с места обнаружения.

Перешеек притвора. Стены перешейка притвора не являются ценными элементами (предметами охраны) памятника. Внутренние стены 1-го и 2-го ярусов расположены не друг над другом, что нежелательно в принципе, а в условиях высокой сейсмичности особенно проблематично. Наружные стены многократно перекладывались и обнаружить следы первоначальной кладки не представляется возможным. Полусвод 2-го яруса не перевязан со стенами трапезной. Принято решение (и с архитектурной точки зрения, и с точки зрения простоты и конструктивной надежности) о полной переборке стен и перекрытий перешейка. Со стороны северного фасада к перешейку притвора восстанавливается (утрачена в XIX веке) наружная лестница.

С целью подчеркивания исторически обусловленного разновременного появления колокольни и первичного объема трапезная - храм - алтарь проектом предлагается: во-первых, незначительно понизить конек крыши перешейка (на 0,25 м) относительно крыши трапезной. Во-вторых, заменить кирпичную южную стену перешейка на стеклянный витраж в металлическом переплете. Кроме прочего, это позволит обеспечить естественный свет в интерьере перешейка, осветить, раскрыть роскошный барочный портал входа во 2-й ярус трапезной (до строительства колокольни это был главный уличный вход в церковь с паперти второго яруса).

Наружная лестница. В результате проведенных исторических исследований и выполненной графической реконструкции первоначального облика памятника, установлено, что основной вход в храм, вплоть до 1863 года, располагался с северной стороны церкви. Сегодня здание имеет только один выход со 2-го этажа - по внутренней поздней (периода первой реставрации) «парадной музейной» лестнице. Для обеспечения выполнения пожарных требований эвакуации проектом предложена организация второго выхода посредством воссоздания наружной лестницы со стороны северного фасада. Внешний облик и конфигурация лестницы разработаны с использованием аналогов. Лестница расположена в створе габаритов перешейка. Поднимаясь по ней, посетитель попадает через внутренний тамбур сразу на 2-й ярус. В уровне 1-го яруса, под лестничной площадкой, в стене перешейка расположен выход из подвала. Проектируемая трехмаршевая крытая от природных осадков лестница выполняется из монолитного железобетона. Стены внутри и снаружи облицовываются полнотелым кирпичом. Под верхним лестничным маршем предусмотрен арочный проход.

Верхняя часть стен и кровля четверика храма. Ма всех известных исторических изображениях (в т. ч. фотографиях начиная с 1865 года) форма крыши четверика храма была криволинейного очертания (барочного типа). Объемные, появившиеся во время первой реставрации, кокошники по верху стен четверика отсутствуют. Предлагается демонтировать верх кирпичной кладки стен четверика храма на высоту 750 мм, на которую стены были увеличены; воссоздать углы кирпичной кладки верха стен четверика, которые были видоизменены; демонтировать «реставрационные» объемные кокошники верхней части четверика; воссоздать криволинейную форму крыши.

Алтарь. Восстанавливаются крыша (также криволинейной формы), восьмерик, главка с крестом. Графические построения выполнены по историческим фотографиям, а также по обмерам, полученных в процессе натурных исследований.

Внутренняя лестница. Для удобства входа (по оси главного входа в здание) в Никольский придел, для организации комфортной входной зоны в 1-м ярусе колокольни, для более удобного расположения церковной лавки и гардероба ближе к главному входу, демонтируется «парадная музейная» лестница и выполняется новая по принципу первоначальной: подъем с 1-го яруса четверика колокольни на 2-й осуществляется вдоль северной стены, там, где лестница и была когда-то, и занимает она значительно меньше места.

Колокольня. 4-й и 5-й ярусы колокольни, как и было раньше, объединяются в единое двусветное пространство. На 5-м ярусе демонтируются столярные заполнения оконных проемов, появившиеся при приспособлении храма под музей. Колокольный проем 4-го яруса южной стены заполняется иконой (воссоздается расписанный щит). Существующая винтовая металлическая лестница меняется на монолитную железобетонную с промежуточными площадками и обзорной галереей между 4-м и 5-м ярусами. Вносятся небольшие коррективы в размеры малого восьмерика и в форму главки шпиля колокольни: восьмигранное основание конусообразного шпиля в месте сопряжения с главкой предлагается восстановить в соответствии с историческими габаритами, сделать их уже, чем сегодня; высота шпиля при этом сохраняется. Добавляются утраченные сухарики на венчающем карнизе, уменьшаются геометрические размеры угловых лопаток, восстанавливаются дверь на западной грани и вентиляционное отверстие на южной грани.

Кресты. По выполненному графическому построению с использованием исторических фотографий установлено, что форма и габариты крестов, а также их некоторые декоративные элементы в XIX веке значительно отличались от крестов, восстановленных в период первой реставрации. Предлагается замена существующих крестов над колокольней и четвериком храма, а также изготовление и установка крестов над апсидой и крыльцом главного входа. Кресты - кованые с последующим покрытием сусальным золотом. Крест над крыльцом входа - чугунный.

«Часы с боем» в куполе колокольни. Сохранившийся первоначальный сруб часовой будки в восточной грани купола предлагается реставрировать. Очертания и пропорции рисунка восточной части сруба восстанавливаются по рисунку И. Е. Кожевина 1825 года. Установка часов требует разработки самостоятельного проекта с предварительным изучением исторических источников, аналогов XVII и XVIII веков.

Оконные проемы 1-го яруса южного фасада колокольни. В 1-м ярусе колокольни, судя по ранним изображениям церкви, было три проема, расположенных по осям проемов 2-го яруса. В первую реставрацию были обнаружены следы обрамления более древних оконных проемов. По сохранившимся следам тогда восстановили два оконных проема, они существуют сегодня.

Предлагается их сохранить.

Декоративные кокошники окон 1-го яруса апсиды на южном и восточном фасадах. Восточное окно 1-го яруса апсиды. Кокошник дверного проема 1-го этажа четверика южного фасада. Эти кокошники изначально отсутствовали и появились в период первой реставрации. Обоснование для принятия решения их «воссоздания» в архивно-проектных материалах Г. Г. Оранской отсутствует (нами не обнаружено). Следуя методу целостной реставрации, проектом предлагается ликвидировать новые кокошники оконных проемов. Форму и фасадную отделку дверного проема южного фасада, а также проем восточного фасада апсиды тщательно исследуются после установки наружных строительных лесов и снятия набелов.

Наружные двери 1-го этажа сохраняются, реставрируется только поверхность изделий. Устройство дверного проема и двери в нише северной стены апсиды не представляется возможным по причине: пол алтарной части поднят относительно пола храма на 240 мм, в этом случае дверной проем имеет ненормативную высоту -не более 1,7 м.

Заполнения оконных проемов и наружные двери 2-го яруса четверика храма полностью заменяются. Рисунок переплетов разработан по историческим фотографиям.

Оконные проемы западного фасада четверика храма раскрываются с обязательным усилением надоконных перемычек.

Кровля выполняется традиционная - металлическая, соблюдая исторический рисунок и масштаб раскладки листов.

Цветовое решение фасадов и интерьеров. Исследования по цветовому решению фасадов, интерьеров и настенным росписям решено выполнить позднее как самостоятельные разделы. Это связано с отсутствием строительных лесов. Из исторических сведений известно, что в 1-м этаже полы были выполнены из плит песчаника, на втором - деревянные. Проектом предлагается устройство полов соответственно из эти исторических материалов.

Хоры, иконостасы. Также предусматривается устройство хоров в двусветном пространстве 2-го яруса колокольни. За основу принят рисунок И. Е. Кожевина 1825 года, на котором изображены эти хоры. Проекты иконостасов проектом реставрации и приспособления памятника не предусмотрены, выполняются отдельно, в комплексе с проектом интерьеров.

Благоустройство, вертикальная планировка и озеленение территории. Отметка проектируемого уровня земли соответствует абсолютной отметке 430,23 м, что ниже уровня отметки чистого пола 1-го яруса на 630 мм. Выполненными исследованиями исторический, на период середины XIX века, уровень земли зафиксирован еще ниже, в среднем на 30 см, археологическими раскопками выявлено, что тогда применялось покрытие из цельного кирпича. Сохраняются откосы склонов, выполненные в период первой реставрации, когда был снят культурный слой. Планировка участка выполнена с учетом только пешеходного передвижения (въезд транспорта по территорию не предусмотрен), а также посещения на инвалидных колясках (предусмотрены пандусы со стороны улицы Сухэ-Батора и со стороны главного входа). Техническое и противопожарное обслуживание: на территорию церкви обеспечен круговой проезд для социальных и пожарных машин, въезд организован по существующему проезду со стороны улицы Сухэ-Батора. Вновь устраиваемый выезд организован на улицу Сухэ-Батора, в продолжение северной стены, между зданием и бомбоубежищем (подземным сооружением «Сейфсервис»). Организованы дополнительные пешеходные подходы к храму с южной и восточной сторон. Пешеходную дорожку со стороны западного, главного фасада предлагается расширить. Колодец для слива ритуальной воды расположен также со стороны северного фасада и приближен к выходам на улицу из трапезной и четверика храма.

С юго-восточной стороны (в продолжение южной стены), на возвышении, на месте перезахоронений останков первопоселенцев Иркутского острога, обнаруженных в процессе археологических спасательных работ, решено установить крипту.

Проектом предусмотрен ряд мероприятий, связанных с существующим и проектируемым озеленением прилегающей территории. Прежде всего, рекомендуется выполнить дендрологическое обследование на предмет определения состояния существующих растений. Далее, выявив больные и здоровые растения, необходимо, с целью раскрытия обзора уникального памятника истории и культуры, выполнить прореживание рядовых посадок лиственниц и елей со стороны южного и западного фасадов. При этом предлагается осуществить пересадку существующих взрослых здоровых растений, попадающих под прореживание, в другие места на территории того же Городского (Спасского) сада. При подборе новых многолетних растений для посадок в районе крипты необходимо учитывать растения хвойных и лиственничных пород, характерных для парков, садов Прибайкалья.

Вдоль пожарного проезда, по южной границе существующей разворотной площадки, предложено устройство подпорной стенки каменной кладки из нестандартного (неправильной формы) бута. Покрытие пожарного проезда выполняется в виде укрепленного газона на щебеночном основании. Покрытие основной пешеходной зоны, как и отмостки, предусмотрено плиткой «под старый кирпич» полусухого прессования индивидуального изготовления либо естественным камнем с максимальным приближением характера («хаотичной») укладки периода XIX века. Также предусмотрена установка низких приборов освещения храма-памятника и его территории и ночной художественной подсветки здания.

 

ОАО "Иркутский Промстройпроект" 
г. Иркутск, ул. Степана Разина, 6
Тел.: (3952) 211596, (3952) 344048
Интернет: www.ipsp.ru

авторский коллектив
ГИП Д. Шипицын, 
ГАП В. Полутчева (Сосновская), 
ГКП В. Мацвейко, М. Маскин

архитекторы
И. Калинина, А. Прокудин, Е. Бажина, А. Сидоренко

инженеры
Ю. Сутырин, С. Пинайкин, И. Пинайкин, А. Пржевалинский

инженер-технолог-реставратор Л. Антонова

историки
Н. Торшина, С. Якушевич, 0. Акулич, Н. Шевченко, С. Медведев (подбор исторических фото)

научный руководитель проекта А. Чертилов