Кафедра архитектурного проектирования ИрГТУ: история становления и перспективы развития
Категория: Иркутск : О городе
Предыдущая статья | Следующая статья
В последние годы развитие архитектурного образования в Восточной Сибири протекало особенно динамично: завершается переход на новый образовательный стандарт, ведется подготовка специалистов, бакалавров и магистрантов, по направлениям «архитектура», «дизайн архитектурной среды», действует аспирантура; сформировано научно-проектное бюро, выполнившее гранты немецкого фонда ДААД. Возросла академическая мобильность студентов, которые участвуют в различных программах в рамках договоров о сотрудничестве с вузами Германии, Франции, Финляндии, Китая, во Всемирных конгрессах архитектуры, в международных мастер-классах, в выставках творческих профессиональных союзов России, становясь призерами и дипломантами международных конкурсов.
Обучение студентов по архитектурным специальностям осуществляется в Иркутском государственном техническом университете в рамках Института архитектуры и строительства, который был образован в 2011 году в результате объединения архитектурного и строительного факультетов. Возглавляет институт доктор технических наук, профессор Виктор Романович Чупин. Институт архитектуры и строительства проводит подготовку кадров высшей квалификации; фундаментальные, прикладные исследования и ОКР по договорам и контрактам, заключенным с предприятиями и организациями всех форм собственности, а также с физическими лицами; инновационную деятельность, направленную на коммерциализацию научных разработок института, повышение их востребованности и конкурентоспособности; переподготовку и повышение квалификации специалистов по договорам и контрактам, заключенным с предприятиями и организациями всех форм собственности и физическими лицами.
Институт осуществляет подготовку бакалавров, специалистов и магистров по следующим лицензированным образовательным программам: «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды», «Градостроительство», «Промышленное и гражданское строительство», «Производство строительных материалов, изделий и конструкций», «Городское строительство и хозяйство», «Теплогазоснабжение и вентиляция», «Водоснабжение и водоотведение», «Проектирование зданий», «Автомобильные дороги и аэродромы», «Экспертиза и управление недвижимостью», «Экономика и управление на предприятиях (строительство)».
В дальнейшем выпускники могут продолжить обучение в магистратуре по направлению 270100 «архитектура: архитектура устойчивой среды обитания (кафедра архитектурного проектирования), интерьеры жилых и общественных зданий (кафедра архитектурного проектирования)» и 271000 «градостроительство: проектирование градостроительных ландшафтов (кафедра архитектуры и градостроительства), градостроительная реконструкция исторических объектов (кафедра истории архитектуры и основ проектирования)».
Базовой специальностью на архитектурном отделении Института является специальность «архитектура». Это специальность была учреждена первой, и впоследствии на ее основе открыты новые специальности - «дизайн архитектурной среды», «реставрация и реконструкция архитектурного наследия» и «градостроительство». Кафедра архитектурного проектирования (зав. кафедрой Е. В. Хохрин) является основной выпускающей кафедрой по направлению «архитектура». В тесном сотрудничестве в архитектурном направлении Института архитектуры и строительства ИрГТУ работают еще три кафедры: кафедра истории архитектуры и основ проектирования (зав. кафедрой А. В. Корзун), кафедра архитектуры и градостроительства (зав. кафедрой А. Г. Большаков), кафедра рисунка, живописи и скульптуры (зав. кафедрой А. И. Кулаков).
История кафедры архитектурного проектирования -это 40-летний опыт становления и развития архитектурной образовательной деятельности в Восточной Сибири. Она тесно связана с историей архитектурного сообщества в Иркутске, которая уходит корнями в начало прошлого века, с развитием и расширением архитектурного образования в Иркутском государственном техническом университете и увеличением доли научно-исследовательской и проектно-экспериментальной работы в сфере архитектурного проектирования.
Специальность «архитектура» первоначально была открыта в сентябре 1973 года на уже существовавшей кафедре архитектуры строительного факультета Иркутского политехнического института. Первый набор архитекторов составил 78 студентов. Через два года, в 1975 году, когда студенты первого набора перешли на 3-й курс, была образована кафедра архитектурного проектирования, которая с этого времени и до сих пор является основной кафедрой всех архитектурных специальностей в Иркутском государственном техническом университете. Первым заведующим кафедрой (1974-1979) стал опытный архитектор, выпускник Новосибирского инженерно-строительного института Юрий Федорович Дмитриевский, участник Великой Отечественной войны. Награжден орденами и медалями. В 1953-м окончил архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. С 1953-го по 1957 год работал в Востсибгипрошахте. В эти годы очень активно проектировал и строил в Черемхово, Читинской области, Алзамае и Тулуне. Участвовал в проектировании планировки Черемхово и архитектурном решении улиц Некрасова и Бульварной. Дмитриевский был инициатором открытия архитектурной специальности на строительном факультете в ИПИ. Он подготовил учебно-методическую базу, активно привлекал опытных специалистов-архитекторов к преподаванию.
В первый коллектив кафедры архитектурного проектирования вошли опытные архитекторы Л. Ф. Антипин, М. Я. Ашихмина, В. М. Рутковская, Л. Ф. Федорова, В. В. Буев, В. Е. Суханов, историк архитектуры В. Т. Щербин, художники Е. А. Колеватов, Колодинский и другие.
В 1978 году на кафедре архитектурного проектирования состоялся первый выпуск молодых специалистов - 52 архитектора. Среди первых выпускников, которыми гордится вуз: вице-президент Союза архитекторов России, член-корреспондент РААСН, лауреат Государственной премии РФ Елена Ивановна Григорьева, член-корреспондент РААСН, профессор Марк Григорьевич Меерович, зав. кафедрой дизайна, профессор Ольга Евгеньевна Железняк, заслуженный архитектор России Владимир Борисович Стегайло, главный архитектор Иркутской области, советник РААСН и многие другие. Гордость кафедры - ее выпускники, вносящие свой вклад в развитие культуры и экономики региона и страны, такие как первый проректор (по учебной работе), член-корреспондент РААСН Михаил Валериевич Шубенков, вице-президент Союза архитекторов России Алексей Николаевич Буйнов, доктор архитектуры, профессор, главный архитектор Иркутской области, советник РААСН Екатерина Васильевна Протасова, зав. кафедрой градостроительства ИАС ИрГТУ Андрей Геннадьевич Большаков, директор крупнейшей в Монреале (Канада) Школы искусств Николай Купряков и т. д.
Опыт первых трех лет работы кафедры архитектурного проектирования - определяющий этап для становления и дальнейшего развития специальности «архитектура». В эти годы кафедра вела практически все направления архитектурных дисциплин: историю архитектуры, архитектурное проектирование, градостроительство, районную планировку, ландшафтную архитектуру, проектирование жилых и общественных зданий. Огромный вклад в становление специальности внесли ведущие архитекторы Иркутска: главный архитектор института «Иркутскгражданпроект» Павлов Владимир Азарьевич, главный архитектор Иркутска, заслуженный архитектор России Бух Владимир Федорович, Люциан Федорович Антипин (главный архитектор проектов ИГП), первый главный архитектор Иркутска Борис Михайлович Кербель и многие другие.
С 1979 года начинается новый этап в работе кафедры архитектурного проектирования. В этом году из образовательной программы кафедры выделен блок дисциплин по истории архитектуры и искусства, а также по основам архитектурного проектирования и образована кафедра истории архитектуры и основ проектирования. Ее возглавил архитектор Виктор Ефимович Суханов, выпускник Новосибирского инженерно-строительного института. С этого же года заведующей кафедрой архитектурного проектирования становится Мира Яковлевна Ашихмина, также выпускница Новосибирского института. Через год после создания кафедры истории архитектуры и основ проектирования в 1980 году был организован архитектурный факультет, который возглавил кандидат технических наук, профессор Валерий Васильевич Быков.
К началу 1980-х годов иркутская школа уже становится в ряд признанных архитектурных школ страны. Преподаватели кафедры устанавливают постоянные рабочие связи не только с Новосибирским инженерно-строительным университетом, но и с Московским архитектурным институтом, выезжают в Москву на повышение квалификации и конференции, а выпускники из Иркутска поступают в аспирантуру МАрхИ. Важным этапом признания роста и высокого уровня иркутской архитектурной школы становится проведение в Иркутске по инициативе архитектурного факультета и Иркутской организации Союза архитекторов ежегодного Всесоюзного смотра-конкурса лучших дипломных работ в 1982 году. Через год, в 1983-м, в Московском архитектурном институте проходит успешная защита первых диссертаций на соискание степени кандидата архитектуры преподавателей из Иркутска А. В. Корзун, М. Г. Мееровича и А. Г. Большакова.
В начале 1980-х годов сложились также основные приоритетные направления учебной и научной работы, которые на длительное время определили специализацию кафедры архитектурного проектирования и по которым студенты и преподаватели достигли наибольших успехов. К числу этих приоритетных направлений 1980-х годов относятся следующие: «реставрация и реконструкция исторических зданий и исторических кварталов», «дизайн городской среды», «архитектура общественных зданий», «промышленная архитектура», «проектирование объектов туризма и рекреации».
В 1984 году кафедру возглавил молодой кандидат технических наук Константин Георгиевич Селянцев. В период его руководства на кафедре получили дальнейшее развитие уже сложившиеся направления учебной и научной работы и одновременно появились достижения в новых сферах, по направлениям, актуальным в середине - конце 1980-х годов, во время гласности и перестройки. С 1985 году существенно усилилась научно-исследовательская работа студентов и деятельность студенческого проектного бюро «Сами проектируем - сами строим». Многие проекты студентов и преподавателей, выполненные на кафедре были реализованы и получили высокие награды на всесоюзных и региональных архитектурных смотрах и конкурсах научно-технического творчества молодежи. Вот лишь неполный перечень успешно реализованных проектов: детские игровые площадки в Иркутске, Шелехове, Саянске; проект торгово-пешеходной улицы Урицкого в Иркутске; рекреационные объекты для молодежи на побережье Байкала; реконструкция исторического здания ХIХ века для Молодежного экспериментального театра. Перечисленные проекты реализо-вывались преподавателями кафедры и студентами в тесном сотрудничестве с Иркутским областным комитетом ВЛКСМ.
В 1989 году кафедрой архитектурного проектирования стал руководить выпускник Московского архитектурного института, кандидат архитектуры, профессор Валерий Васильевич Козлов, который проработал в этой должности восемнадцать лет, до 2007 года. Несмотря на то что на 1990-е годы пришлось трудное время реформ и преобразований в стране, время кардинальных социально-политических сдвигов во всех сферах жизни государства, этот период стал следующим этапом развития педагогической и научной работы кафедры.
Началом нового этапа может считаться 1993 год, когда Иркутский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт получил статус университета и был переименован в Иркутский государственный технический университет. В этот же год в университете были открыты новые специальности в сфере искусства - «искусствоведение», «декоративно-прикладное искусство», «монументально-декоративное искусство». Методической и кадровой базой для открытия новых специальностей были кафедры архитектурного факультета.
В этом же году при архитектурном факультета была открыта первая детская архитектурная школа-студия «Пирамида», которую возглавила Наталья Викторовна Ремизова, выпускница 1992 года. В настоящее время в «Пирамиде» работают десять преподавателей и занимаются более ста человек по восьми возрастным группам - от трехлетних ребятишек до старшеклассников. За двадцать лет работы под руководством Натальи Ремизовой «Пирамида» прошла путь от меленькой художественной студии до уровня учебно-методического центра довузовской архитектурной подготовки, крупнейшей в регионе детской архитектурно-дизайнерской школы. За это время воплотилось немало творческих идей и проектов. Особенно удачные и интересные переросли в традиции.
Одной из таких традиций с 1998 года стала Летняя творческая лаборатория на озере Байкал. Была написана экспериментальная программа по теме «Экологический дизайн». Каждый год учащиеся «Пирамиды» выезжают на берег Байкала, живут в палатках и работают над заданиями, воплощение которых было невозможно в тесных аудиториях. А с этого года в п. Усть-Кут на Байкале завершается строительство творческой дачи детского центра «Пирамида», где ученики совместно со своими преподавателями смогут заниматься архитектурным творчеством в новых комфортных условиях.
Работа центра «Пирамида» регулярно была представлена и награждена на смотрах, конкурсах и фестивалях различного уровня. Высокий профессиональный уровень, праздничная и живая атмосфера занятий, необычные творческие находки и педагогические открытия были бы невозможны без замечательного коллектива, без преподавателей, подобранных из выпускников и студентов архитектурного факультета, бывших воспитанников «Пирамида». Все преподаватели - яркие личности, страстно увлеченные своей работой, тонкие знатоки возрастных особенностей своих учеников, авторы уникальных методик.
В 1995 году на кафедре архитектурного проектирования открывают новую специальность - «дизайн архитектурной среды», а на кафедре истории архитектуры и основ проектирования - «реставрация и реконструкция архитектурного наследия». Учебная работа по этим направлениям велась и раньше, поэтому открытие новых специальностей стало закономерным итогом в этом направлении.
Начиная с 1989 года, преподаватели кафедры стали регулярно выезжать на стажировки и в составе делегаций в зарубежные университеты. Первыми зарубежными стажировками стали поездки заведующего кафедрой В. В. Козлова в Германию и Финляндию. В 1990-х годах к партнерам в Хельсинки и Мюнхене прибавились партнерские связи с университетами в Бордо и Сержи-Понтуаз во Франции, Бранденбургским университетом в Германии, Институтом искусства и бизнеса г. Пори в Финляндии, Летней академией искусств в Зальцбурге в Австрии, Техническим университетом Монголии в Улан-Баторе. С этого времени студенты специальностей, выпускаемых на кафедре, начинают систематически участвовать в международных архитектурных конкурсах, добиваются значительных успехов и часто входят в число призеров. Быстрое расширение международной деятельности кафедры архитектурного проектирования и всего архитектурного факультета, формирование устойчивых и выгодных связей с зарубежными университетами было заслугой Валерия Васильевича Козлова. Общительность и энергичность характера, превосходное знание немецкого языка, деловитость Валерия Васильевича помогали ему создавать международные проекты сотрудничества, польза от которых была важна для обеих сотрудничающих сторон. В 1995 году факультет в числе первых в России был принят членом Европейской ассоциации архитектурных школ - ЕААЕ.
Из числа важнейших достижений этапа 1993-2007 годов следует выделить несколько масштабных начинаний, которые надолго определили характер учебной и научной работы кафедры и придали заметное своеобразие всей иркутской архитектурной школе. Этими новыми направлениями работы были интенсивное расширение международной деятельности, создание Байкальского Зимнего градостроительного университета, организация детской архитектурной студии «Пирамида», а также внедрение технологий компьютерного проектирования и графики в учебный процесс.
Важной инновацией, внедренной кафедрой в учебный процесс в 1990-е годы было обучение студентов-архитекторов компьютерной графике и компьютерному проектированию. Лидерами этого направления работы стали преподаватели Е. В. Хохрин, С. А. Смольков, А. А. Хохряков. На основе их новаторских методик были разработаны современные учебные программы, которые позволили эффективно интегрировать компьютерное программирование в общий процесс архитектурного проектирования. Результаты этих современных методов технического и художественного обучения студентов сказались уже в начале 2000-х, когда руководители архитектурных фирм и опытные мастера, у которых начинали работать молодые выпускники-архитекторы отметили, что хорошее знание компьютерных программ и уверенные навыки в их использовании - это сильная сторона подготовки архитекторов в Иркутске.
В январе 1998 года по инициативе группы преподавателей кафедры архитектурного проектирования во главе с В. В. Козловым было создано Иркутское региональное отделение Союза дизайнеров России и проведена первая выставка Союза дизайнеров в Иркутске. Приняты в члены Союза дизайнеров Е. В. Хохрин, П. Н. Мурай, М. Г. Меерович, О. Е. Железняк, Я. В. Нильсен, Н. В. Ремезова, В. С. Батов. В рамках этого мероприятия состоялась первая выставка студенческих дизайнерских работ в филиале художественного музея Иркутска.
В этом же году студенты кафедры архитектурного проектирования впервые приняли участие в Международном конкурсе во Франции (Сержи) «Развитие окраин города» (С. Жигжитова - 2-я премия). Подготовлено соглашения с архитектурным факультетом в Бордо (Франция) об обмене студентами. Состоялся прием дипломников из Бордо по теме «Реконструкция исторических кварталов Иркутска». В это же время впервые подготовлена программа непрерывного обучения специалистов в регионе, по направлению архитектура и искусство, совместно с профессиональным лицеем № 17 г. Иркутска. Сделан первый набор учащихся - 32 человека.
Третьим важным начинанием этого времени стало открытие Байкальского Зимнего градостроительного университета. С инициативой его создания выступил Борис Трофимович Литвинов в конце 1990-х годов при активном участии и поддержке зав. кафедрой архитектурного проектирования проф. В. В. Козлова. За основу программы университета был принят опыт деятельности Летнего градостроительного университета Сержи-Понтуаз (Франция), куда Б. Т. Литвинов неоднократно приезжал в качестве приглашенного профессора. Первая сессия Зимнего университета в Иркутске состоялась в феврале 2000 года по теме «Реабилитация исторического центра Иркутска», с участием студентов, аспирантов и архитекторов 8 стран (Франция, Германия, Италия, Испания, Китай и др.). Она проходила в форме проектного семинара на тему градостроительного развития Иркутска. Участники Зимнего университета, разделившись на команды, подготовили свои эскизные проекты по проблемам градостроительного развития города и защитили их перед руководством Зимнего университета и представителями администрации Иркутска. Проектная сессия сопровождалась множеством различных профессионально-образовательных мероприятий - лекциями, дискуссиями, ознакомительными архитектурными экскурсиями состоялась большая культурная программа. Байкальский Зимний градостроительный университет вскоре стал популярным мероприятием среди архитектурных школ, как в стране, так и за рубежом. Надо отметить, что это был первый опыт создания постоянного молодежного международного архитектурного форума в России, который продолжается по настоящее время.
В 2007 году начинается новый этап в развитии кафедры: в соответствии с задачами времени кафедра открывает магистратуру и начинает готовить архитекторов со степенью магистра по двум специальностям -«архитектура» и «дизайн архитектурной среды». В этом же году заведующим кафедрой стал Евгений Викторович Хохрин.
Переход к двухуровневой системе подготовки (ФГОС-3) по направлениям: «архитектура», «градостроительство», «реконструкция», «дизайн архитектурной среды» на компетенстностно-ориентированной основе потребовал от коллектива кафедры детальной формулировки дисциплинарно-компетентностного соответствия в виде определения общекультурных, профессиональных, профессионально-специальных и укрупненных компетенций. Решению этих задач в рамках существующей в НИ ИрГТУ программы ПНР-3 и на базе накопленного обучающей организацией опыта посвящено основное время учебно-методической работы на кафедре архитектурного проектирования. Составлены и утверждены основные образовательные программы по перечисленным направлениям, разработаны рабочие программы конкретных модулей и дисциплин из базовых, вариативных и элективных разделов.
Отличительной особенностью работы кафедры в 2008-2010 годы была всесторонняя систематизация методического обеспечения всего учебного процесса, а также реорганизация дисциплин и введение новых учебных предметов взамен устаревших.
Создание Института архитектуры и строительства в 2011 году на основе объединения архитектурного и строительного факультетов ИрГТУ, укрепило взаимодействие между профильными подразделениями и дало новый импульс в развитии образовательного процесса. История становления архитектурной специальности в целом, ее развитие в стенах ИрГТУ, то, как поставлен процесс обучения будущих архитекторов сегодня, показывают, что архитектурная профессия тесно взаимодействовала со строительными специальностями, это всегда был единый производственно-образовательный комплекс. В сфере российского образования крупнейшие университеты и институты страны представлены, как правило, архитектурно-строительными вузами.
В новом профессионально-образовательном объединении каждое структурное подразделение (кафедра) проводит собственную оценку существующего состояния и поиск путей становления и развития образовательного стандарта третьего поколения в процессе комплексного объединения содержания обучения и перспективных научно-исследовательских программ. Кафедра архитектурного проектирования традиционно ведет работу по интеграции международных образовательных стандартов и собственных учебно-методических программ в области архитектуры и дизайна архитектурной среды.
На протяжении последних пяти лет ведется тесное академическое сотрудничество с университетами Германии, Франции и Австрии. В результате проведения систематических научных стажировок профессорско-преподавательского состава в крупнейших российских и зарубежных научно-образовательных центрах, лекционных и практических курсов наших европейских коллег для студентов и преподавателей Института архитектуры и строительства формируется новый этап развития и определения международной специфики архитектурного образования в условиях иркутского вуза.
Основная характеристика этого этапа - интенсивное взаимодействие различного типа профессиональных культур, которое порождает новые прогрессивные представления как о качестве проектирования, так о формирующем его академическом процессе и, как следствие, вызывает критику неэффективных образовательных методик. И это один из важнейших факторов эволюции современного развития архитектуры и градостроительства и средство реформирования существующей системы архитектурного образования.
На протяжении последних пяти лет (2008-2012) наиболее успешные студенты-архитекторы ИрГТУ проходят стажировку по программе дипломного проектирования в техническом университете Дрездена под руководством профессоров Б. Энгель и В. Шеленберга. Подготовка дипломного проекта проходит по методике, используемой в практике архитектурно-градостроительного образования Германии с учетом норм и требований современного европейского образования в направлении «архитектура и строительство». Прежде всего это относится к определению проектных методов в дипломной работе и формированию системы критериев оценки итогового результата. Если в России в основном создают виртуальные модели и акцент делается на творческую, а в последнее время и научную составляющие, то немецкие коллеги требуют макетной проработки моделей проектируемых объектов в разных масштабах и скрупулезной детализации каждого фрагмента. Включаясь в структуру образовательной системы иного типа, российский студент попадает в отличную от привычной ему практики культуру архитектурного проектирования. И в этом особая ценность и новизна рассматриваемого процесса.
В 2010 году Иркутский государственный университет получил статус Национального исследовательского университета. Новый уровень признания университета требовал изменений в учебных программах, в характере учебного процесса. Совершенствование и организационная перестройка подготовки архитекторов на кафедре архитектурного проектирования становятся еще более актуальными в связи с переходом высшего образования в стране на двухступенчатый обучающий процесс по схеме бакалавр - магистр. С 2011 года в Иркутском техническом университете проходит набор учебных групп по программе подготовки бакалавров взамен квалификации «специалист», существовавшей до сих пор.
20 апреля 2011 года стартовал уникальный образовательный проект- воркшоп BaikalSee - Listvjanka под руководством преподавателей кафедры архитектурного проектирования Е. Хохрина, А. Потаповой, Л. Макогон, Р. Селиванова, при участии зарубежных коллег - стажеров ИАС НИ ИрГТУ докторов архитектуры Технического университета Дрездена Андреаса Деррхефера и Кати Фридрих. В качестве экспертов выступили представители Департамента архитектуры и градостроительства Иркутской области В. Распутин и Е.Наумова. Тема воркшопа «Благоустройство общественных зон ул. Горького в поселке Листвянка Иркутского района Иркутской области» с целью создания положительного имиджа общественных зон была задана заказчиком проекта - администрацией Листвянского муниципального образования.
В основу организации воркшопа положены принципы и опыт Международного Байкальского градостроительного зимнего университета (Россия, Иркутск), Летней школы (Франция, Сержи-Понтуаз), Реставрационной летней школы (Россия, Иркутск-Франция, Бордо), Летней академии (Германия, Зальцбург) и др.
В процессе работы по теме воркшопа организаторами проведены теоретические семинары и дискуссии по актуальным проблемам региональной архитектуры и градостроительства, консультации по основам конструирования в зарубежной практике, лекции по созданию и благоустройству прибрежных зон в городах Европы. Особенностью проекта является командная организация учебного процесса по модели Зимнего градостроительного университета. В работе приняли активное участие более 50 студентов старших курсов кафедры архитектурного проектирования, разбитых на 9 проектных групп. Каждая группа самостоятельно формулировала проблемы и основные концепции, разрабатывала пути и способы решения поставленных задач с учетом концептуальных проектных методов европейского архитектурного образования. Свои идеи и решения группы представляли на дискуссионных презентациях.
Воркшоп продолжался две недели и уже в середине мая концептуальные проектные решения были представлены администрации Листвянского муниципального образования. Цели проекта - разработка и внедрение новых форм обучения по направлению «архитектура», приведение существующих форм и методов образования к международным требованиям, изложенным в Хартии ЮНЕСКО/МСА по архитектурному образованию, подготовка образовательных программ по направлениям «архитектура» и «дизайн архитектурной среды» к международной аккредитации.
Эта технология в 2011 году была апробирована в совместном образовательном проекте с Высшей школой архитектуры и ландшафта (Франция, Бордо) и ИАС ИрГТУ. Успешно защищены дипломный проект «Эволюция архитектурно-градостроительных концепций массового жилья (1945-2015)», автор П. Дорофеев, руководители проекта архитектор П. де Редингер (Франция, Бордо), архитектор В. Бух, доцент Е. Хохрин (Россия, Иркутск); комплексный дипломном проект «Реконструкция района Альбертштадт», авторы А. Семенова, А. Ведерникова, П. Попов, Д. Алтынбаева, А. Андреева, А. Леонова, В. Герасимова, руководители проф. Б. Энгель, проф. Х. Шеленберг (Германия, Дрезден), проф. В. Козлов, доц. Е. Хохрин, А. Потапова (Россия, Иркутск).
В сентябре 2011 руководством НИ ИрГТУ было принято решение о командировании зав. кафедрой архитектурного проектирования Е. В. Хохрина и доцента кафедры архитектурного проектирования заслуженного художника России С. Н. Элояна для участия в ХХ Международном смотре-конкурсе лучших дипломных проектов по архитектуре и дизайну, проходившем 16-23 октября 2011 в Ереване. На ХХ Международный конкурс от ИАС ИрГТУ нами были представлены в пяти конкурсных комиссиях 10 дипломных проектов и магистерская диссертация, которые были награждены шестью дипломами 1-й степени МООСАО, четырьмя дипломами 2-й степени МООСАО и дипломом 3-й степени. Из них одна работа была отмечена дипломом Союза архитекторов Армении и одна работа дипломом и денежной премией Международной ассоциации Союзов архитекторов (МАСА).
В рамках мероприятий Международного смотра-конкурса мы подтвердили членство НИ ИрГТУ в Межрегиональной общественной организации содействия архитектурному образованию (МООСАО) и приняли участие в плановых мероприятиях организации. Зав. кафедрой архитектурного проектирования Хохрин Е.В., назначенный в совет учебно-методического объединения по образованию в области архитектуры по направлению 270300 «дизайн архитектурной среды» представил результаты работы, проводимой в НИ ИрГТУ «Инновационные процессы в архитектурном образовании Иркутска в рамках международной интеграции национальных образовательных стандартов». Им был обобщен опыт работы Зимнего градостроительного университета, Летней реставрационной школы НИ ИрГТУ, представлены совместные проекты с Гильдией мастеров Франции (Андре Малико, Париж), Школой архитектуры и ландшафта (Патрис де Редингер, Бордо), международное сотрудничество по совместному руководству дипломным проектированием (Барбара Энгель, Дрезден) и др. Также была показана работа кафедры в рамках учебного процесса, в том числе комплексный проект студентов 4-5 курсов ИАС НИ ИрГТУ (около 50 участников) под руководством преподавателей кафедры в содружестве с профессорами Технического университета Дрездена «Благоустройство общественных зон ул. Горького, пос. Листвянка Иркутской области», намечены перспективы развития этого направления международной образовательной деятельности.
В ходе ХХ Международного смотра-конкурса нами была достигнута договоренность о совместном сотрудничестве в области архитектурного образования и научных исследованиях с представителями ведущих вузов страны и региональных архитектурных школ.
С момента зарождения специальности и по настоящее время активную роль в развитии и становлении архитектурной специальности региона играет Иркутская региональная организация Союза архитекторов России. Тесное сотрудничество с ведущими архитекторами проектных организаций Иркутска в области образования, экспериментального проектирования, руководства дипломными работами и учебными практиками, несомненно, привносят огромный творческий заряд в образовательный процесс. Так, одним из таких мероприятий стала ежегодная стипендия Союза архитекторов лучшему студенту, которая присуждается комиссией правления ИРО САР по результатам академической, творческой и общественной деятельности студента за время обучения. Определению лучшего студента способствуют введение студенческой номинации в рамках Международного смотра-конкурса лучших архитектурных работ «Зодчество Восточной Сибири», который ежегодно проводится Союзом архитекторов в Иркутске. Кафедра архитектурного проектирования регулярно представляет порядка ста работ студентов, аспирантов магистрантов и преподавателей на экспертную оценку профессионального жюри.
Архитектурная школа Иркутска играет особую роль в реализации приоритетных национальных программ в регионе, таких, как развитие градостроительных систем, новое строительство, модернизация недвижимости, дизайн архитектурной среды. В соответствии с планом развития Института архитектуры и строительства ИрГТУ создание образовательной среды нового поколения будет достигнуто за счет структурной перестройки всего образовательного процесса, внедрения инновационных технологий в методическое обеспечение учебного процесса по направлению «архитектура», оптимизации управления и кооперация деятельности по подготовке научных кадров, международной интеграции. Основные ориентиры развития ИАС ИрГТУ определены в соответствии с Хартией ЮНЕСКО/МСА, Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы и Российским стандартом профессиональной деятельности архитектора.
В настоящее время перед кафедрой архитектурного проектирования стоит ряд следующих задач:
- усиление и всемерное расширение научного потенциала и исследовательской работы. Особую актуальность научным исследованиям на кафедре стало уделяться с момента присвоения статуса Национального исследовательского университета. Это отразилось как на финансировании научной работы, так и на вовлечении в научную работу студентов;
- разработка и обновление методического обеспечения учебного процесса в соответствии с ФГОС третьего поколения;
- усиление и дальнейшее расширение международной интеграции образовательных стандартов.
Задачи по реализации заявленных целей на ближайшую перспективу, обусловленные необходимостью «создания ориентиров и критериев для образовательных стандартов средней и высшей архитектурной школы, для системы непрерывного архитектурного образования и переподготовки, для профессиональной аккредитации архитектурных образовательных программ» , можно сгруппировать в четыре основных направления:
- обеспечение нового качества образования в регионе на уровне лучших архитектурных школ,
- Совершенствование структуры управления учебным процессом в рамках взаимодействия кафедры архитектурного проектирования с профессиональными объединениями и проектными организациями России и зарубежья,
- Повышение эффективности использования ресурсов института архитектуры и строительства,
- Развитие инновационного потенциала научных исследований и проектирования в условиях Восточной Сибири.
Требуется разработать и реализовать систему мер по интеграции в Болонском и Копенгагенском процессах с целью повышения конкурентоспособности профессионального образования Сибири на международном рынке образовательных услуг и получения возможности участия российских студентов и выпускников образовательных учреждений в системе международного непрерывного образования.
Программа ИАС ИрГТУ направлена на качественные преобразования системы непрерывного образования начиная с довузовского обучения, подготовки бакалавров, магистров, аспирантуры и системы стажировок и повышения квалификации. Выпускники смогут более эффективно решать актуальные практических задачи современной архитектуры и градостроительства с учетом баланса государственных и частных интересов.
Основная цель инновационной образовательной программы - создание в течение ближайших лет на базе ИАС ИрГТУ Байкальского центра проектных технологий за счет структурной перестройки системы обучения, модернизации управления учебным процессом, повышения эффективности использования ресурсов института, развития инновационного потенциала научных исследований и проектирования, широкой интеграции с профессиональными объединениями и творческими союзами России и зарубежья. Байкальский центр проектных технологий - это новый качественный уровень образования архитекторов и строителей, глубоко интегрированный в международную профессиональную архитектурную практику, систему научных исследований, конкурсного проектирования и консультаций, обеспечивающий высокую конкурентоспособность выпускников и престиж иркутской архитектурной школы внутри страны и за рубежом.
Текст: Евгений Хохрин, Андрей Ляпин
Журнал «Проект Байкал», 2012