Архитектурный журнал «Проект Байкал». В мае 2009 года журнал «Проект Байкал» удостоен высшей награды триеннале ИНТЕРАРХ в Софии – Золотой медали Международной академии архитектуры

Материалы журнала

Кафедра архитектурного проектирования ИрГТУ: история становления и перспективы развития

В. В. Козлов обсуждает со студентами курсовой проект А. Тигунцева, 1993 г.

Структура Института архитектуры и строительства ИрГТУ

Первый заведующий кафедрой архитектурного проектировния Иркутского политехнического института Юрий Федорович Дмитриевский

Один из организаторов сцециальности «архитектура» в Иркутске, председатель правления Иркутской организации Союза архитекторов, лидер иркутской архитектурной школы Владимир Азарьевич Павлов

Один из организаторов специальности «архитектура», заслуженный архитектор России, главный архитектор Иркутска в 80-х годах Владимир Федорович Бух

Один из организаторов специальности «архитектура», заслуженный архитектор России Мира Яковлевна Ашихмина

Заседание государственной экзаменационной комиссии специальности «архитектура» первого выпуска, 1978 г. Председатель комиссии заслуженный архитектор России Б. И. Оглы

Преподаватели кафедры архитектурного проектирования, 1987 г.

В последние годы развитие архитектурного образова­ния в Восточной Сибири протекало особенно дина­мично: завершается переход на новый образователь­ный стандарт, ведется подготовка специалистов, бакалавров и магистрантов, по направлениям «архи­тектура», «дизайн архитектурной среды», действует аспирантура; сформировано научно-проектное бюро, выполнившее гранты немецкого фонда ДААД. Возросла академическая мобильность студентов, которые участвуют в различных программах в рамках договоров о сотрудничестве с вузами Германии, Франции, Финляндии, Китая, во Всемирных конгрес­сах архитектуры, в международных мастер-классах, в выставках творческих профессиональных союзов России, становясь призерами и дипломантами между­народных конкурсов.

Обучение студентов по архитектурным специально­стям осуществляется в Иркутском государственном техническом университете в рамках Института архи­тектуры и строительства, который был образован в 2011 году в результате объединения архитектурного и строительного факультетов. Возглавляет институт доктор технических наук, профессор Виктор Романович Чупин. Институт архитектуры и строитель­ства проводит подготовку кадров высшей квалифика­ции; фундаментальные, прикладные исследования и ОКР по договорам и контрактам, заключенным с пред­приятиями и организациями всех форм собственно­сти, а также с физическими лицами; инновационную деятельность, направленную на коммерциализацию научных разработок института, повышение их востре­бованности и конкурентоспособности; переподготов­ку и повышение квалификации специалистов по дого­ворам и контрактам, заключенным с предприятиями и организациями всех форм собственности и физиче­скими лицами.

Институт осуществляет подготовку бакалавров, спе­циалистов и магистров по следующим лицензирован­ным образовательным программам: «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды», «Градостроительство», «Промышленное и гражданское строительство», «Производство строительных материалов, изделий и конструкций», «Городское строительство и хозяйство», «Теплогазоснабжение и вентиляция», «Водоснабжение и водоотведение», «Проектирование зданий», «Автомобильные дороги и аэродромы», «Экспертиза и управление недвижимостью», «Экономика и управле­ние на предприятиях (строительство)».

В дальнейшем выпускники могут продолжить обуче­ние в магистратуре по направлению 270100 «архитек­тура: архитектура устойчивой среды обитания (кафед­ра архитектурного проектирования), интерьеры жилых и общественных зданий (кафедра архитектурного про­ектирования)» и 271000 «градостроительство: про­ектирование градостроительных ландшафтов (кафедра архитектуры и градостроительства), градостроительная реконструкция исторических объектов (кафедра исто­рии архитектуры и основ проектирования)».

Базовой специальностью на архитектурном отделе­нии Института является специальность «архитектура». Это специальность была учреждена первой, и впослед­ствии на ее основе открыты новые специальности - «дизайн архитектурной среды», «реставрация и рекон­струкция архитектурного наследия» и «градострои­тельство». Кафедра архитектурного проектирования (зав. кафедрой Е. В. Хохрин) является основной выпускающей кафедрой по направлению «архитекту­ра». В тесном сотрудничестве в архитектурном направ­лении Института архитектуры и строительства ИрГТУ работают еще три кафедры: кафедра истории архитек­туры и основ проектирования (зав. кафедрой А. В. Корзун), кафедра архитектуры и градостроительства (зав. кафедрой А. Г. Большаков), кафедра рисунка, живописи и скульптуры (зав. кафедрой А. И. Кулаков).

История кафедры архитектурного проектирования -это 40-летний опыт становления и развития архитек­турной образовательной деятельности в Восточной Сибири. Она тесно связана с историей архитектурного сообщества в Иркутске, которая уходит корнями в начало прошлого века, с развитием и расширением архитектурного образования в Иркутском государст­венном техническом университете и увеличением доли научно-исследовательской и проектно-экспериментальной работы в сфере архитектурного проектирова­ния.

Специальность «архитектура» первоначально была открыта в сентябре 1973 года на уже существовавшей кафедре архитектуры строительного факультета Иркутского политехнического института. Первый набор архитекторов составил 78 студентов. Через два года, в 1975 году, когда студенты первого набора перешли на 3-й курс, была образована кафедра архи­тектурного проектирования, которая с этого времени и до сих пор является основной кафедрой всех архитек­турных специальностей в Иркутском государственном техническом университете. Первым заведующим кафедрой (1974-1979) стал опытный архитектор, выпускник Новосибирского инженерно-строительного института Юрий Федорович Дмитриевский, участник Великой Отечественной войны. Награжден орденами и медалями. В 1953-м окончил архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. С 1953-го по 1957 год работал в Востсибгипрошахте. В эти годы очень активно проектировал и строил в Черемхово, Читинской области, Алзамае и Тулуне. Участвовал в проектировании планировки Черемхово и архитектурном решении улиц Некрасова и Бульварной. Дмитриевский был инициатором открытия архитектур­ной специальности на строительном факультете в ИПИ. Он подготовил учебно-методическую базу, активно привлекал опытных специалистов-архитекторов к пре­подаванию.

В первый коллектив кафедры архитектурного про­ектирования вошли опытные архитекторы Л. Ф. Антипин, М. Я. Ашихмина, В. М. Рутковская, Л. Ф. Федорова, В. В. Буев, В. Е. Суханов, историк архитектуры В. Т. Щербин, художники Е. А. Колеватов, Колодинский и другие.

В 1978 году на кафедре архитектурного проектиро­вания состоялся первый выпуск молодых специалистов - 52 архитектора. Среди первых выпускников, которы­ми гордится вуз: вице-президент Союза архитекторов России, член-корреспондент РААСН, лауреат Государственной премии РФ Елена Ивановна Григорьева, член-корреспондент РААСН, профессор Марк Григорьевич Меерович, зав. кафедрой дизайна, профессор Ольга Евгеньевна Железняк, заслуженный архитектор России Владимир Борисович Стегайло, главный архитектор Иркутской области, советник РААСН и многие другие. Гордость кафедры - ее выпускники, вносящие свой вклад в развитие культуры и экономики региона и страны, такие как первый про­ректор (по учебной работе), член-корреспондент РААСН Михаил Валериевич Шубенков, вице-президент Союза архитекторов России Алексей Николаевич Буйнов, доктор архитектуры, профессор, главный архи­тектор Иркутской области, советник РААСН Екатерина Васильевна Протасова, зав. кафедрой градостроитель­ства ИАС ИрГТУ Андрей Геннадьевич Большаков, директор крупнейшей в Монреале (Канада) Школы искусств Николай Купряков и т. д.

Опыт первых трех лет работы кафедры архитектур­ного проектирования - определяющий этап для ста­новления и дальнейшего развития специальности «архитектура». В эти годы кафедра вела практически все направления архитектурных дисциплин: историю архитектуры, архитектурное проектирование, градо­строительство, районную планировку, ландшафтную архитектуру, проектирование жилых и общественных зданий. Огромный вклад в становление специальности внесли ведущие архитекторы Иркутска: главный архи­тектор института «Иркутскгражданпроект» Павлов Владимир Азарьевич, главный архитектор Иркутска, заслуженный архитектор России Бух Владимир Федорович, Люциан Федорович Антипин (главный архитектор проектов ИГП), первый главный архитектор Иркутска Борис Михайлович Кербель и многие другие.

С 1979 года начинается новый этап в работе кафед­ры архитектурного проектирования. В этом году из образовательной программы кафедры выделен блок дисциплин по истории архитектуры и искусства, а также по основам архитектурного проектирования и образована кафедра истории архитектуры и основ проектирования. Ее возглавил архитектор Виктор Ефимович Суханов, выпускник Новосибирского инже­нерно-строительного института. С этого же года заве­дующей кафедрой архитектурного проектирования становится Мира Яковлевна Ашихмина, также выпуск­ница Новосибирского института. Через год после соз­дания кафедры истории архитектуры и основ проекти­рования в 1980 году был организован архитектурный факультет, который возглавил кандидат технических наук, профессор Валерий Васильевич Быков.

К началу 1980-х годов иркутская школа уже стано­вится в ряд признанных архитектурных школ страны. Преподаватели кафедры устанавливают постоянные рабочие связи не только с Новосибирским инженерно-строительным университетом, но и с Московским архи­тектурным институтом, выезжают в Москву на повыше­ние квалификации и конференции, а выпускники из Иркутска поступают в аспирантуру МАрхИ. Важным этапом признания роста и высокого уровня иркутской архитектурной школы становится проведение в Иркутске по инициативе архитектурного факультета и Иркутской организации Союза архитекторов ежегодно­го Всесоюзного смотра-конкурса лучших дипломных работ в 1982 году. Через год, в 1983-м, в Московском архитектурном институте проходит успешная защита первых диссертаций на соискание степени кандидата архитектуры преподавателей из Иркутска А. В. Корзун, М. Г. Мееровича и А. Г. Большакова.

В начале 1980-х годов сложились также основные приоритетные направления учебной и научной работы, которые на длительное время определили специализа­цию кафедры архитектурного проектирования и по которым студенты и преподаватели достигли наиболь­ших успехов. К числу этих приоритетных направлений 1980-х годов относятся следующие: «реставрация и реконструкция исторических зданий и исторических кварталов», «дизайн городской среды», «архитектура общественных зданий», «промышленная архитектура», «проектирование объектов туризма и рекреации».

В 1984 году кафедру возглавил молодой кандидат технических наук Константин Георгиевич Селянцев. В период его руководства на кафедре получили дальней­шее развитие уже сложившиеся направления учебной и научной работы и одновременно появились достиже­ния в новых сферах, по направлениям, актуальным в середине - конце 1980-х годов, во время гласности и перестройки. С 1985 году существенно усилилась научно-исследовательская работа студентов и деятель­ность студенческого проектного бюро «Сами проекти­руем - сами строим». Многие проекты студентов и преподавателей, выполненные на кафедре были реа­лизованы и получили высокие награды на всесоюзных и региональных архитектурных смотрах и конкурсах научно-технического творчества молодежи. Вот лишь неполный перечень успешно реализованных про­ектов: детские игровые площадки в Иркутске, Шелехове, Саянске; проект торгово-пешеходной улицы Урицкого в Иркутске; рекреационные объекты для молодежи на побережье Байкала; реконструкция исто­рического здания ХIХ века для Молодежного экспери­ментального театра. Перечисленные проекты реализо-вывались преподавателями кафедры и студентами в тесном сотрудничестве с Иркутским областным коми­тетом ВЛКСМ.

В 1989 году кафедрой архитектурного проектирова­ния стал руководить выпускник Московского архитек­турного института, кандидат архитектуры, профессор Валерий Васильевич Козлов, который проработал в этой должности восемнадцать лет, до 2007 года. Несмотря на то что на 1990-е годы пришлось трудное время реформ и преобразований в стране, время кар­динальных социально-политических сдвигов во всех сферах жизни государства, этот период стал следую­щим этапом развития педагогической и научной рабо­ты кафедры.

Началом нового этапа может считаться 1993 год, когда Иркутский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт получил статус университе­та и был переименован в Иркутский государственный технический университет. В этот же год в университе­те были открыты новые специальности в сфере искус­ства - «искусствоведение», «декоративно-прикладное искусство», «монументально-декоративное искусство». Методической и кадровой базой для открытия новых специальностей были кафедры архитектурного факультета.

В этом же году при архитектурном факультета была открыта первая детская архитектурная школа-студия «Пирамида», которую возглавила Наталья Викторовна Ремизова, выпускница 1992 года. В настоящее время в «Пирамиде» работают десять преподавателей и зани­маются более ста человек по восьми возрастным груп­пам - от трехлетних ребятишек до старшеклассников. За двадцать лет работы под руководством Натальи Ремизовой «Пирамида» прошла путь от меленькой художественной студии до уровня учебно-методиче­ского центра довузовской архитектурной подготовки, крупнейшей в регионе детской архитектурно-дизай­нерской школы. За это время воплотилось немало творческих идей и проектов. Особенно удачные и интересные переросли в традиции.

Одной из таких традиций с 1998 года стала Летняя творческая лаборатория на озере Байкал. Была напи­сана экспериментальная программа по теме «Экологический дизайн». Каждый год учащиеся «Пирамиды» выезжают на берег Байкала, живут в палатках и работают над заданиями, воплощение кото­рых было невозможно в тесных аудиториях. А с этого года в п. Усть-Кут на Байкале завершается строитель­ство творческой дачи детского центра «Пирамида», где ученики совместно со своими преподавателями смогут заниматься архитектурным творчеством в новых ком­фортных условиях.

Работа центра «Пирамида» регулярно была пред­ставлена и награждена на смотрах, конкурсах и фести­валях различного уровня. Высокий профессиональный уровень, праздничная и живая атмосфера занятий, необычные творческие находки и педагогические открытия были бы невозможны без замечательного коллектива, без преподавателей, подобранных из выпускников и студентов архитектурного факультета, бывших воспитанников «Пирамида». Все преподавате­ли - яркие личности, страстно увлеченные своей рабо­той, тонкие знатоки возрастных особенностей своих учеников, авторы уникальных методик.

В 1995 году на кафедре архитектурного проектиро­вания открывают новую специальность - «дизайн архитектурной среды», а на кафедре истории архитек­туры и основ проектирования - «реставрация и реконструкция архитектурного наследия». Учебная работа по этим направлениям велась и раньше, поэто­му открытие новых специальностей стало закономер­ным итогом в этом направлении.

Начиная с 1989 года, преподаватели кафедры стали регулярно выезжать на стажировки и в составе делега­ций в зарубежные университеты. Первыми зарубежны­ми стажировками стали поездки заведующего кафед­рой В. В. Козлова в Германию и Финляндию. В 1990-х годах к партнерам в Хельсинки и Мюнхене прибави­лись партнерские связи с университетами в Бордо и Сержи-Понтуаз во Франции, Бранденбургским универ­ситетом в Германии, Институтом искусства и бизнеса г. Пори в Финляндии, Летней академией искусств в Зальцбурге в Австрии, Техническим университетом Монголии в Улан-Баторе. С этого времени студенты специальностей, выпускаемых на кафедре, начинают систематически участвовать в международных архи­тектурных конкурсах, добиваются значительных успе­хов и часто входят в число призеров. Быстрое расши­рение международной деятельности кафедры архитек­турного проектирования и всего архитектурного факультета, формирование устойчивых и выгодных связей с зарубежными университетами было заслугой Валерия Васильевича Козлова. Общительность и энер­гичность характера, превосходное знание немецкого языка, деловитость Валерия Васильевича помогали ему создавать международные проекты сотрудничества, польза от которых была важна для обеих сотрудничаю­щих сторон. В 1995 году факультет в числе первых в России был принят членом Европейской ассоциации архитектурных школ - ЕААЕ.

Из числа важнейших достижений этапа 1993-2007 годов следует выделить несколько масштабных начи­наний, которые надолго определили характер учебной и научной работы кафедры и придали заметное свое­образие всей иркутской архитектурной школе. Этими новыми направлениями работы были интенсивное рас­ширение международной деятельности, создание Байкальского Зимнего градостроительного универси­тета, организация детской архитектурной студии «Пирамида», а также внедрение технологий компью­терного проектирования и графики в учебный про­цесс.

Важной инновацией, внедренной кафедрой в учеб­ный процесс в 1990-е годы было обучение студентов-архитекторов компьютерной графике и компьютерному проектированию. Лидерами этого направления работы стали преподаватели Е. В. Хохрин, С. А. Смольков, А. А. Хохряков. На основе их новаторских методик были разработаны современные учебные программы, кото­рые позволили эффективно интегрировать компьютер­ное программирование в общий процесс архитектурно­го проектирования. Результаты этих современных методов технического и художественного обучения студентов сказались уже в начале 2000-х, когда руко­водители архитектурных фирм и опытные мастера, у которых начинали работать молодые выпускники-архитекторы отметили, что хорошее знание компью­терных программ и уверенные навыки в их использо­вании - это сильная сторона подготовки архитекторов в Иркутске.

В январе 1998 года по инициативе группы препода­вателей кафедры архитектурного проектирования во главе с В. В. Козловым было создано Иркутское регио­нальное отделение Союза дизайнеров России и прове­дена первая выставка Союза дизайнеров в Иркутске. Приняты в члены Союза дизайнеров Е. В. Хохрин, П. Н. Мурай, М. Г. Меерович, О. Е. Железняк, Я. В. Нильсен, Н. В. Ремезова, В. С. Батов. В рамках этого мероприятия состоялась первая выставка сту­денческих дизайнерских работ в филиале художе­ственного музея Иркутска.

В этом же году студенты кафедры архитектурного проектирования впервые приняли участие в Международном конкурсе во Франции (Сержи) «Развитие окраин города» (С. Жигжитова - 2-я пре­мия). Подготовлено соглашения с архитектурным факультетом в Бордо (Франция) об обмене студента­ми. Состоялся прием дипломников из Бордо по теме «Реконструкция исторических кварталов Иркутска». В это же время впервые подготовлена программа непре­рывного обучения специалистов в регионе, по направ­лению архитектура и искусство, совместно с профес­сиональным лицеем № 17 г. Иркутска. Сделан первый набор учащихся - 32 человека.

Третьим важным начинанием этого времени стало открытие Байкальского Зимнего градостроительного университета. С инициативой его создания выступил Борис Трофимович Литвинов в конце 1990-х годов при активном участии и поддержке зав. кафедрой архитек­турного проектирования проф. В. В. Козлова. За осно­ву программы университета был принят опыт деятель­ности Летнего градостроительного университета Сержи-Понтуаз (Франция), куда Б. Т. Литвинов неодно­кратно приезжал в качестве приглашенного профессо­ра. Первая сессия Зимнего университета в Иркутске состоялась в феврале 2000 года по теме «Реабилитация исторического центра Иркутска», с уча­стием студентов, аспирантов и архитекторов 8 стран (Франция, Германия, Италия, Испания, Китай и др.). Она проходила в форме проектного семинара на тему градостроительного развития Иркутска. Участники Зимнего университета, разделившись на команды, под­готовили свои эскизные проекты по проблемам градо­строительного развития города и защитили их перед руководством Зимнего университета и представителя­ми администрации Иркутска. Проектная сессия сопро­вождалась множеством различных профессионально-образовательных мероприятий - лекциями, дискуссиями, ознакомительными архитектурными экскурсиями состоялась большая культурная программа. Байкальский Зимний градостроительный университет вскоре стал популярным мероприятием среди архитек­турных школ, как в стране, так и за рубежом. Надо отметить, что это был первый опыт создания посто­янного молодежного международного архитектурного форума в России, который продолжается по настоящее время.

В 2007 году начинается новый этап в развитии кафедры: в соответствии с задачами времени кафедра открывает магистратуру и начинает готовить архитек­торов со степенью магистра по двум специальностям -«архитектура» и «дизайн архитектурной среды». В этом же году заведующим кафедрой стал Евгений Викторович Хохрин.

Переход к двухуровневой системе подготовки (ФГОС-3) по направлениям: «архитектура», «градо­строительство», «реконструкция», «дизайн архитектур­ной среды» на компетенстностно-ориентированной основе потребовал от коллектива кафедры детальной формулировки дисциплинарно-компетентностного соответствия в виде определения общекультурных, профессиональных, профессионально-специальных и укрупненных компетенций. Решению этих задач в рам­ках существующей в НИ ИрГТУ программы ПНР-3 и на базе накопленного обучающей организацией опыта посвящено основное время учебно-методической работы на кафедре архитектурного проектирования. Составлены и утверждены основные образовательные программы по перечисленным направлениям, разрабо­таны рабочие программы конкретных модулей и дис­циплин из базовых, вариативных и элективных разде­лов.

Отличительной особенностью работы кафедры в 2008-2010 годы была всесторонняя систематизация методического обеспечения всего учебного процесса, а также реорганизация дисциплин и введение новых учебных предметов взамен устаревших.

Создание Института архитектуры и строительства в 2011 году на основе объединения архитектурного и строительного факультетов ИрГТУ, укрепило взаимо­действие между профильными подразделениями и дало новый импульс в развитии образовательного про­цесса. История становления архитектурной специ­альности в целом, ее развитие в стенах ИрГТУ, то, как поставлен процесс обучения будущих архитекторов сегодня, показывают, что архитектурная профессия тесно взаимодействовала со строительными специ­альностями, это всегда был единый производственно-образовательный комплекс. В сфере российского образования крупнейшие университеты и институты страны представлены, как правило, архитектурно-строительными вузами.

В новом профессионально-образовательном объ­единении каждое структурное подразделение (кафед­ра) проводит собственную оценку существующего состояния и поиск путей становления и развития обра­зовательного стандарта третьего поколения в процессе комплексного объединения содержания обучения и перспективных научно-исследовательских программ. Кафедра архитектурного проектирования традиционно ведет работу по интеграции международных образо­вательных стандартов и собственных учебно-методи­ческих программ в области архитектуры и дизайна архитектурной среды.

На протяжении последних пяти лет ведется тесное академическое сотрудничество с университетами Германии, Франции и Австрии. В результате проведе­ния систематических научных стажировок профессор­ско-преподавательского состава в крупнейших россий­ских и зарубежных научно-образовательных центрах, лекционных и практических курсов наших европейских коллег для студентов и преподавателей Института архитектуры и строительства формируется новый этап развития и определения международной специфики архитектурного образования в условиях иркутского вуза.

Основная характеристика этого этапа - интенсивное взаимодействие различного типа профессиональных культур, которое порождает новые прогрессивные представления как о качестве проектирования, так о формирующем его академическом процессе и, как следствие, вызывает критику неэффективных образо­вательных методик. И это один из важнейших факто­ров эволюции современного развития архитектуры и градостроительства и средство реформирования суще­ствующей системы архитектурного образования.

На протяжении последних пяти лет (2008-2012) наиболее успешные студенты-архитекторы ИрГТУ про­ходят стажировку по программе дипломного проекти­рования в техническом университете Дрездена под руководством профессоров Б. Энгель и В. Шеленберга. Подготовка дипломного проекта проходит по методике, используемой в практике архитектурно-градострои­тельного образования Германии с учетом норм и тре­бований современного европейского образования в направлении «архитектура и строительство». Прежде всего это относится к определению проектных методов в дипломной работе и формированию системы крите­риев оценки итогового результата. Если в России в основном создают виртуальные модели и акцент дела­ется на творческую, а в последнее время и научную составляющие, то немецкие коллеги требуют макетной проработки моделей проектируемых объектов в раз­ных масштабах и скрупулезной детализации каждого фрагмента. Включаясь в структуру образовательной системы иного типа, российский студент попадает в отличную от привычной ему практики культуру архи­тектурного проектирования. И в этом особая ценность и новизна рассматриваемого процесса.

В 2010 году Иркутский государственный универси­тет получил статус Национального исследовательского университета. Новый уровень признания университета требовал изменений в учебных программах, в характе­ре учебного процесса. Совершенствование и организа­ционная перестройка подготовки архитекторов на кафедре архитектурного проектирования становятся еще более актуальными в связи с переходом высшего образования в стране на двухступенчатый обучающий процесс по схеме бакалавр - магистр. С 2011 года в Иркутском техническом университете проходит набор учебных групп по программе подготовки бакалавров взамен квалификации «специалист», существовавшей до сих пор.

20 апреля 2011 года стартовал уникальный образо­вательный проект- воркшоп BaikalSee - Listvjanka под руководством преподавателей кафедры архитектурно­го проектирования Е. Хохрина, А. Потаповой, Л. Макогон, Р. Селиванова, при участии зарубежных кол­лег - стажеров ИАС НИ ИрГТУ докторов архитектуры Технического университета Дрездена Андреаса Деррхефера и Кати Фридрих. В качестве экспертов выступили представители Департамента архитектуры и градостроительства Иркутской области В. Распутин и Е.Наумова. Тема воркшопа «Благоустройство обще­ственных зон ул. Горького в поселке Листвянка Иркутского района Иркутской области» с целью созда­ния положительного имиджа общественных зон была задана заказчиком проекта - администрацией Листвянского муниципального образования.

В основу организации воркшопа положены принци­пы и опыт Международного Байкальского градострои­тельного зимнего университета (Россия, Иркутск), Летней школы (Франция, Сержи-Понтуаз), Реставрационной летней школы (Россия, Иркутск-Франция, Бордо), Летней академии (Германия, Зальцбург) и др.

В процессе работы по теме воркшопа организатора­ми проведены теоретические семинары и дискуссии по актуальным проблемам региональной архитектуры и градостроительства, консультации по основам кон­струирования в зарубежной практике, лекции по соз­данию и благоустройству прибрежных зон в городах Европы. Особенностью проекта является командная организация учебного процесса по модели Зимнего градостроительного университета. В работе приняли активное участие более 50 студентов старших курсов кафедры архитектурного проектирования, разбитых на 9 проектных групп. Каждая группа самостоятельно формулировала проблемы и основные концепции, раз­рабатывала пути и способы решения поставленных задач с учетом концептуальных проектных методов европейского архитектурного образования. Свои идеи и решения группы представляли на дискуссионных презентациях.

Воркшоп продолжался две недели и уже в середине мая концептуальные проектные решения были пред­ставлены администрации Листвянского муниципально­го образования. Цели проекта - разработка и внедре­ние новых форм обучения по направлению «архитек­тура», приведение существующих форм и методов образования к международным требованиям, изложен­ным в Хартии ЮНЕСКО/МСА по архитектурному образо­ванию, подготовка образовательных программ по направлениям «архитектура» и «дизайн архитектурной среды» к международной аккредитации.

Эта технология в 2011 году была апробирована в совместном образовательном проекте с Высшей шко­лой архитектуры и ландшафта (Франция, Бордо) и ИАС ИрГТУ. Успешно защищены дипломный проект «Эволюция архитектурно-градостроительных концеп­ций массового жилья (1945-2015)», автор П. Дорофеев, руководители проекта архитектор П. де Редингер (Франция, Бордо), архитектор В. Бух, доцент Е. Хохрин (Россия, Иркутск); комплексный дип­ломном проект «Реконструкция района Альбертштадт», авторы А. Семенова, А. Ведерникова, П. Попов, Д. Алтынбаева, А. Андреева, А. Леонова, В. Герасимова, руководители проф. Б. Энгель, проф. Х. Шеленберг (Германия, Дрезден), проф. В. Козлов, доц. Е. Хохрин, А. Потапова (Россия, Иркутск).

В сентябре 2011 руководством НИ ИрГТУ было при­нято решение о командировании зав. кафедрой архи­тектурного проектирования Е. В. Хохрина и доцента кафедры архитектурного проектирования заслуженно­го художника России С. Н. Элояна для участия в ХХ Международном смотре-конкурсе лучших дипломных проектов по архитектуре и дизайну, проходившем 16-23 октября 2011 в Ереване. На ХХ Международный конкурс от ИАС ИрГТУ нами были представлены в пяти конкурсных комиссиях 10 дипломных проектов и магистерская диссертация, которые были награждены шестью дипломами 1-й степени МООСАО, четырьмя дипломами 2-й степени МООСАО и дипломом 3-й степе­ни. Из них одна работа была отмечена дипломом Союза архитекторов Армении и одна работа дипломом и денежной премией Международной ассоциации Союзов архитекторов (МАСА).

В рамках мероприятий Международного смотра-кон­курса мы подтвердили членство НИ ИрГТУ в Межрегиональной общественной организации содей­ствия архитектурному образованию (МООСАО) и приня­ли участие в плановых мероприятиях организации. Зав. кафедрой архитектурного проектирования Хохрин Е.В., назначенный в совет учебно-методического объ­единения по образованию в области архитектуры по направлению 270300 «дизайн архитектурной среды» представил результаты работы, проводимой в НИ ИрГТУ «Инновационные процессы в архитектурном образовании Иркутска в рамках международной интег­рации национальных образовательных стандартов». Им был обобщен опыт работы Зимнего градостроитель­ного университета, Летней реставрационной школы НИ ИрГТУ, представлены совместные проекты с Гильдией мастеров Франции (Андре Малико, Париж), Школой архитектуры и ландшафта (Патрис де Редингер, Бордо), международное сотрудничество по совместно­му руководству дипломным проектированием (Барбара Энгель, Дрезден) и др. Также была показана работа кафедры в рамках учебного процесса, в том числе комплексный проект студентов 4-5 курсов ИАС НИ ИрГТУ (около 50 участников) под руководством пре­подавателей кафедры в содружестве с профессорами Технического университета Дрездена «Благоустройство общественных зон ул. Горького, пос. Листвянка Иркутской области», намечены пер­спективы развития этого направления международной образовательной деятельности.

В ходе ХХ Международного смотра-конкурса нами была достигнута договоренность о совместном сотруд­ничестве в области архитектурного образования и научных исследованиях с представителями ведущих вузов страны и региональных архитектурных школ.

С момента зарождения специальности и по настоя­щее время активную роль в развитии и становлении архитектурной специальности региона играет Иркутская региональная организация Союза архитек­торов России. Тесное сотрудничество с ведущими архитекторами проектных организаций Иркутска в области образования, экспериментального проектиро­вания, руководства дипломными работами и учебными практиками, несомненно, привносят огромный творче­ский заряд в образовательный процесс. Так, одним из таких мероприятий стала ежегодная стипендия Союза архитекторов лучшему студенту, которая присуждается комиссией правления ИРО САР по результатам акаде­мической, творческой и общественной деятельности студента за время обучения. Определению лучшего студента способствуют введение студенческой номи­нации в рамках Международного смотра-конкурса луч­ших архитектурных работ «Зодчество Восточной Сибири», который ежегодно проводится Союзом архи­текторов в Иркутске. Кафедра архитектурного про­ектирования регулярно представляет порядка ста работ студентов, аспирантов магистрантов и препода­вателей на экспертную оценку профессионального жюри.

Архитектурная школа Иркутска играет особую роль в реализации приоритетных национальных программ в регионе, таких, как развитие градостроительных систем, новое строительство, модернизация недвижи­мости, дизайн архитектурной среды. В соответствии с планом развития Института архитектуры и строитель­ства ИрГТУ создание образовательной среды нового поколения будет достигнуто за счет структурной пере­стройки всего образовательного процесса, внедрения инновационных технологий в методическое обеспече­ние учебного процесса по направлению «архитектура», оптимизации управления и кооперация деятельности по подготовке научных кадров, международной интег­рации. Основные ориентиры развития ИАС ИрГТУ опре­делены в соответствии с Хартией ЮНЕСКО/МСА, Федеральной целевой программой развития образова­ния на 2011-2015 годы и Российским стандартом про­фессиональной деятельности архитектора.

В настоящее время перед кафедрой архитектурного проектирования стоит ряд следующих задач:

  • усиление и всемерное расширение научного потенциала и исследовательской работы. Особую акту­альность научным исследованиям на кафедре стало уделяться с момента присвоения статуса Национального исследовательского университета. Это отразилось как на финансировании научной работы, так и на вовлечении в научную работу студентов;
  • разработка и обновление методического обес­печения учебного процесса в соответствии с ФГОС третьего поколения;
  • усиление и дальнейшее расширение международ­ной интеграции образовательных стандартов.

Задачи по реализации заявленных целей на ближай­шую перспективу, обусловленные необходимостью «создания ориентиров и критериев для образовательных стандартов средней и высшей архитектурной школы, для системы непрерывного архитектурного образования и переподготовки, для профессиональной аккредитации архитектурных образовательных про­грамм» , можно сгруппировать в четыре основных направления:

  • обеспечение нового качества образования в регионе на уровне лучших архитектурных школ,
  • Совершенствование структуры управления учеб­ным процессом в рамках взаимодействия кафедры архитектурного проектирования с профессиональными объединениями и проектными организациями России и зарубежья,
  • Повышение эффективности использования ресур­сов института архитектуры и строительства,
  • Развитие инновационного потенциала научных исследований и проектирования в условиях Восточной Сибири.

Требуется разработать и реализовать систему мер по интеграции в Болонском и Копенгагенском процес­сах с целью повышения конкурентоспособности про­фессионального образования Сибири на международ­ном рынке образовательных услуг и получения воз­можности участия российских студентов и выпускни­ков образовательных учреждений в системе междуна­родного непрерывного образования.

Программа ИАС ИрГТУ направлена на качественные преобразования системы непрерывного образования начиная с довузовского обучения, подготовки бака­лавров, магистров, аспирантуры и системы стажировок и повышения квалификации. Выпускники смогут более эффективно решать актуальные практических задачи современной архитектуры и градостроительства с уче­том баланса государственных и частных интересов.

Основная цель инновационной образовательной про­граммы - создание в течение ближайших лет на базе ИАС ИрГТУ Байкальского центра проектных технологий за счет структурной перестройки системы обучения, модернизации управления учебным процессом, повышения эффективности использования ресурсов института, развития инновационного потенциала научных исследо­ваний и проектирования, широкой интеграции с про­фессиональными объединениями и творческими союза­ми России и зарубежья. Байкальский центр проектных технологий - это новый качественный уровень образо­вания архитекторов и строителей, глубоко интегриро­ванный в международную профессиональную архитек­турную практику, систему научных исследований, кон­курсного проектирования и консультаций, обеспечи­вающий высокую конкурентоспособность выпускников и престиж иркутской архитектурной школы внутри стра­ны и за рубежом.


Текст: Евгений Хохрин, Андрей Ляпин

Журнал «Проект Байкал», 2012