Архитектурный журнал «Проект Байкал». В мае 2009 года журнал «Проект Байкал» удостоен высшей награды триеннале ИНТЕРАРХ в Софии – Золотой медали Международной академии архитектуры

Материалы журнала

«Жердевая архитектура» (каркасное жилище: чум, юрта) в культуре этносов. По этнографическим материалам Восточной Сибири XIX–XX веков

Рис. 1. Таблица классификации жилищ

Рис. 2, 3. Крепление верхних концов несущих жердей (эвенки)

Рис. 4. Крепление верхних концов несущих жердей (тофалары) (сборы автора, фото И.В. Кайкова, 1989)

Рис. 5. Жерди для просушки одежды

Рис. 6. Крой кожаной покрышки чума (эвенки)

Рис. 7. Берестяные покрышки (эвенки)

Рис. 8. Зимняя фиксация покрышки чума внешним рядом жердей (эвенки)

Рис. 9. Вход в чум (отворот мягкой покрышки, эвенки)

Рис. 10. Вход в чум (жесткая рама с поворачивающейся дверью, эвенки)

Рис. 11. Остов бурятской юрты

Рис. 12. Остов жилища эвенов

Человечество занимается строительством с глубокой древности. Среди известных строений первое место, вероятно, принадлежит жилищу. Данное предположение основано на той главной цели, которую люди преследовали во все времена, – защитить свое тело от холода и влаги. Второе место занимают разнообразные хозяйственные постройки, принцип установки которых практически не отличается от выработанных приемов при создании жилищ.

Наиболее яркое представление о приемах строительства различных сооружений дает сибирский этнографический материал рубежа XIX–XX веков. Информация по различным традиционным сооружениям имеется в научной литературе, посвященной истории этносов. Наш экскурс построен на тофаларских [Мельникова, 1994], эвенкийских [Василевич, 1969], эвенкских [Кочешков, Самар, Туголоуков, 1997] и бурятских [Попов, 1961] материалах.

Архитектурные постройки сибирских этносов указанного периода классифицируются следующим образом: по форме – полусферические, геометрические, конические, усечено-конические, круглые, многоугольные; по материалу – жердевые, бревенчатые (рис. 1). Самым распространенным материалом повсеместно (от тундры до степных пространств) является лиственничная жердь. Как известно, лиственница обладает прочной древесиной, что делает сооружения более олговечными. Под жердью понимается тонкий ствол дерева, диаметром 10–12 см. Жердь определила и форму строения. Наиболее распространенной является коническая с круглым (реже квадратным) основанием, без внутренних перегородок. Очаг (открытый костер) всегда занимает центральное место. Такие жилища, известные среди русского населения под общим названием «чум», были распространены у кочевых этносов, в том числе и проживающих на территории Восточной Сибири – тофалар, эвенков, эвенов, якутов.

В жилище конической формы стенки по отношению к условному «полу» расположены под определенным углом, причем величина угла зависит от сезона года. В холодный период (зима) – он уменьшается, что, в свою очередь, отражается на общей высоте строения, то есть оно становится ниже. Прежде всего, это связано с обогревом внутреннего пространства. Стенки прижимают к «полу» легкий теплый воздух, вытесняемый холодным. В теплый период (лето) – стенки ставятся более круто, для быстрого скатывания с покрытия дождевой воды.

На степных (тундровых) просторах, при дефиците дерева, родилось жилище, которое по форме относят к круглым сооружениям с прямыми стенками, круглым основанием и усеченно-конической крышей, – юрта. Толщина жердей, из которых собирают остов юрт, составляет 4–5 см. Очаг также занимает центральное место. В отличие от чумов, пространство, через которое выходит дым костра (дымник), на ночь закрывается кошмой или деревянной крышкой. Таким жилищем пользовались буряты. Подобное жилище у эвенов не имеет специального устройства для перекрытия дымника.

Общим для всех названных конструкций является сборно-разборный характер и ременный крепеж деталей. Рассмотрим подробнее каждую конструкцию.

Чум

Для сооружения остова чума необходимо от 30 (летний) до 60 (зимний) жердей 5–6-метровой длины. Каждая жердь тщательно ошкуривается, то есть снимается кора, ветки, срезаются все сучки, и заглаживается. Снятие коры необходимо для долгого служения остова (под корой процесс гниения древесины ускоряется). Обрезание сучков (особенно сухих мелких) обеспечивает гладкую поверхность, необходимою для сохранения целостности набрасываемого на остов покрытия (покрышки) – из ровдуги (дымленой кожи) зимой и берестяной летом. Комлевая (прикорневая) часть каждой жерди слегка приостряется. В каждом остове имеются 2–3 несущие жерди, являющиеся его основой.

Зафиксировано несколько вариантов постановки остова чума – каждый этнос обладал своим способом. Тофалары, тувинцы и якуты ставят чум следующим образом. Одна жердь (центральная) загодя выбирается с развилкой (желательно неширокой) на тонком конце. Такую развилку создает крупная ветка, которую в процессе ошкуривания не удаляют, а тщательно обрабатывают, срезая все лишнее вокруг. Вторая (и третья) жердь более длинная относительно остальных. Тонкими концами они вкладываются в развилку центральной вершины, при этом комлевые концы раздвигаются до нужного диаметра. Так создается основа замка для закрепления тонких концов остальных жердей. Диаметры оснований чумов составляют 3–4 метра, в зависимости от сезона года. Остальные жерди укладываются по кругу (рис. 4), причем в начале с обязательным вводом верхнего тонкого конца в основу замка, затем с толчком приостренного комлевого – в землю. В собранном остове центральная жердь (с развилкой) занимает несколько иное положение относительно других: она располагается внутри круглого основания. В случае отсутствия жерди с естественной развилкой в комлевой части одной из жердей вырезают сквозной прямоугольный паз.

Эвенки, эвены, а также якуты используют ряд других способов. Так, вместо развилки на комлевом конце прожигают отверстие, в которое вдергивают ровдужный ремешок, его концы связывают (рис. 2). В образовавшуюся петлю вставляют тонкий конец второй (третьей) несущей жерди. Другим распространенным способом является уплощение комлевого конца жерди (языковидная форма). Затем по одной (продольной) линии прожигаются несколько отверстий (1–3). Острый тонкий конец второй несущей жерди вставляется в одно из них, при этом он имеет несколько (2–3) диаметров, ступенчато увеличивающихся по направлению к комлю (рис. 3). Третий способ самый простой. Тонкие концы 3–4-х жердей связывают ремешком, комлевые раздвигают до нужного диаметра. В образовавшийся замок укладывают остальные жерди.

Над костром (параллельно основанию) располагается жердь (таган), на которую подвешиваются костровые (таганные) крюки необходимые для размещения котлов. Жердь (таган) крепится при помощи двух колец из ивовых (черемуховых, березовых) прутьев следующим образом. Тонкий длинный прут скручивается в несколько оборотов вокруг четырех соединенных пальцев руки (начало с толстого конца). Тонкий конец прута закручивается поперек основных витков, фиксируя их, превращая в единое овальной формы кольцо. В начале петля набрасывается на одну из жердей остова через ее комлевый конец и поднимается по ней на необходимый уровень. Затем в нее вводится конец таганной жерди. Вторая петля набрасывается на другую жердь остова, расположенную диаметрально противоположно относительно первой, в которую вводится другой конец таганной жерди. Закрепленная таким образом параллельно земле жердь придает дополнительную жесткость остову. В качестве заменителя растительного материала для изготовления петли используется ровдужный ремешок. Над таганной жердью (или под углом к ней на одном уровне) располагается дополнительно вторая (рис. 5), для просушки одежды, обуви, других вещей. Способ крепления подобен вышеописанному.

Как уже сказано, в зимний период остов закрывался покрышкой, сшитой из кожи, предварительно, для приобретения водоупорных свойств, продымленной. Для одной покрышки необходимо было забить 6–7 оленей. Ее крой представляет трапецию. К углам пришиваются ремешки, при помощи которых она крепится к жердям остова (рис. 6). В случае отсутствия шкур остов покрывали широкими пластинами лиственничной коры. В летний период чумы закрывали берестяными полотнищами (6 и более штук). Одно полотнище прямоугольной формы шьется сухожильными нитками из кусков бересты, предварительно вываренной в щелочной воде (с добавлением золы). На жерди остова они укладываются ярусно, первоначально нижние, затем верхние. Такой прием не позволяет попадать дождевой воде внутрь помещения. Поверх любой покрышки укладывается второй ряд жердей, которые фиксируют ее (рис. 7). В зимний период внешний ряд укладывается плотнее из большего числа жердей (рис. 8).

В чуме нет окон. Свет проникает через дымник – пространство в верхней части сооружения, не закрытое покрышкой. Дымник многофункционален. Помимо его основного предназначения – выводить дым и пропускать дневной свет, он также выполняет роль солнечных часов, работающих, естественно, исключительно в солнечные дни. По двигающемуся лучу солнца и освещающему в разные периоды дня конкретные жерди остова люди условно определяли время суток.

Вход в жилище-чум имеет несколько вариантов. Наиболее простой представлен отворачивающимся углом мягкой покрышки (рис. 9). Другим вариантом является деревянная рама трапециевидной формы, которая вставляется между жердями остова (рис. 10). К ее продольной стороне крепится дверь – такая же рама, но меньших размеров, обтянутая шкурой, либо просто шкура. Дверная рама закрепляется при помощи двух шипов, верхнего и нижнего. Шипы помещаются в углубления, вырезанные на поперечных планках внешней рамы.

В таежной полосе, где дерева всегда в достатке, коренное население не разбирало остовы чумов. Отдельной горкой на стоянке складывались верхние жерди, фиксирующие покрышку. В любой момент прибывшая на место стоянки семья могла, накинув покрышку, быстро обустроиться. Такие остовы до сих пор стоят на бескрайних просторах горной тайги Восточного Саяна и Средне-Сибирского плоскогорья. А в степных и тундровых условиях жилища при перекочевках разбирались и перевозились на новое место. Если позволяли условия и рядом имелись необходимые деревья, семья выбирала из всего комплекта только несущие жерди (вместе с таганной).

Юрта

Конструкция юрты состоит из большего числа разнообразных элементов, которые в целом можно разделить на следующие группы: опорные жерди, дымник, стенки, жерди свода, дверная рама. Самые длинные в данном сооружении опорные жерди (2 или 4). Их функция заключена в удержании над землей такой цельной детали, как дымник. Дымник представляет собой обод, в котором выполнено множество сквозных отверстий. Внутреннее его пространство разделено двумя (и более) выгнутыми деревянными перемычками для удержания от провиса кошмы, закрывающей отверстие. Прямые стенки юрты собираются из коротких жердей в виде решетки. Для создания решетки в жердях по их длине прожигаются сквозные отверстия, через которые продергиваются ремешки. Связанные между собой жерди раздвигаются в виде «гармошки». Куски решеток, так же связанные между собой ремешками, позволяют поставить стенки по кругу. Два вертикальных края крепятся к цельному блоку дверной рамы при помощи ремней. Дверь в юрту представлена цельным, не разборным блоком, который состоит из рамы (проема) и одностворчатой, реже двустворчатой, двери, имеющей по одной продольной стороне два шипа – верхний и нижний. Шипы при сборке блока устанавливаются в специальные углубления, выполненные на коротких поперечинах рамы. Поверх проема крепится отдельная кошма, которая в дневное время в скрученном виде ремешками закрепляется над дверью. В последнюю очередь устанавливают жерди свода, которые одним концом вставляются в отверстия обода дымника, противоположным – в развилку концов жердей решетки. Для их фиксации используют петли, продернутые в сквозные отверстия на комлевых концах жердей (рис. 11).

Покрышкой для бурятской юрты служат кошмы, выполненные из сбитой овечьей шерсти. Существуют определенные правила в последовательности покрытия остова, заключающиеся в том, чтобы края кошм накладывались друг на друга. Сначала закрывают подветренную сторону, затем наветренную. Кошмы удерживаются на вертикальных решетчатых стенках при помощи волосяных конских веревок, которыми в два-три горизонтальных ряда опоясывают жилище с внешней стороны. В последнюю очередь укладываются кошмы на перекрытие свода, с соблюдением того же правила. При этом их края должны свисать на стенки. Кошмы крепятся волосяными веревками, которые прижимают их к перекрытию. Одна из веревок фиксирует свисающие на стенки их края. В завершении поверх дымника набрасывается отдельная кошма, которая ремешком или веревкой соединена с шестом, находящимся внутри помещения. При его помощи хозяйка открывает (закрывает) дымник. Очаг, в отличие от описанного в чуме, не имеет таганной жерди, посуда ставится на три камня-валуна, между которыми разводится костер.

Очень похожее сооружение имеют эвены. Оно сочетает в себе две описанные конструкции – чума и юрты. Несущими являются две пары жердей, каждая из которых сцеплена в развилку, либо посредством сквозного отверстия в одной из них. Эти пары ставятся крестообразно, так, что прикомлевые их части на поверхности почвы фиксируют углы условного квадрата. К двум жердям прикрепляется одна горизонтальная, являющаяся таганом. Так же как и при установке несущих жердей чума, таганная жердь играет роль дополнительной сцепки. Затем по кругу устанавливается стенка в виде очень редкой решетки, образованной из коротких жердей. Их комлевые концы имеют сквозные отверстия, через которые продернут ремень. В последнюю очередь закрепляются жерди свода, которые тонким концом заводятся в замок, созданный верхними концами несущих жердей, а утолщенным концом фиксируются при помощи короткой палочки, соединяющей перекрещенные вершины жердей, образующих боковую решетку (рис. 12).

Покрышками на остов являются оленьи шкуры (в зимний период) или дымленая кожа (ровдуга). Для их создания необходимо забить 10–12 оленей. На морском побережье в качестве покрытия пользуются рыбьей кожей. Пропитанная жиром, она более светлая и не пропускает влагу.

С проникновением в Сибирь русского населения появился иной материал, который с удовольствием стали использовать вместо традиционных покрышек. Прежде всего, следует назвать брезент. Как и ровдуга он не пропускает влагу, такой же тяжелый, как и шкуры. Однако при наличии брезента отпадала необходимость (на какое-то время) забивать оленей. Вторая половина XX столетия познакомила этносы с еще одним видом материала, но не обладающим прочностью, – полиэтиленом. В тайге Восточного Саяна мы неоднократно видели остовы чумов, покрытые прозрачной пленкой. Действительно, всем хороша пленка. В таком жилище светло, тепло, сухо, но срок ее годности очень короток, не хватает даже на один месяц.

Внутреннее устройство каркасного жилища

Работая в разные сезоны года на территории Тофаларии, мне довелось убедиться на собственном опыте, что человечество придумало действительно уникальную конструкцию, хрупкую на вид, но очень удобную в действии. Она закрывает от ветра, дождя и снега. В ней можно высушить абсолютно мокрую одежду и даже пуховые спальники. Здесь вдоль наклонных стен равномерно распределяется тепло костра и уютно шуршат, потрескивая, угольки. Отсюда не хочется выходить в непогоду. А в ясную ночь между жердями дымника в чум заглядывают звезды. И если в течение долгой зимней ночи поддерживать огонь, то температура внутри жилища не будет опускаться ниже +10° С.

Традиционное жилище (и каркасное в том числе) в культуре этносов являло собой не только островок спасения, который согревал. Оно аккумулировало представления об окружающем мире и было его уменьшенной копией, другими словами – моделью.

То жилое пространство между условным «полом» и дымником, которое согревало человека, соотносилось со Срединным Миром – миром живых существ (людей, зверей). Выше дымника находился Верхний Мир – мир птиц и высших духов-хозяев. Ниже уровня костра располагался Нижний Мир – мир предков, которые, впрочем, всегда были рядом и наблюдали посредством костра за тем, что происходит в Срединном Мире. Поэтому с давних времен существовали незыблемые правила, запрещающие заливать водой костер (он должен был потухнуть сам), подбрасывать в огонь гнилые дрова (предки могут обидеться), ворошить острым предметом дрова (можно бабушке/дедушке глаз выколоть). Необходимо, что называется, «кормить» огонь: бросать кусочки новой приготовленной пищи, брызгать молоко (своеобразная дань предкам). Вошедший гость кидал в огонь веточки, что приравнивалось к благопожеланию.

Таким образом, по вертикали жилище отражало трехчастную Модель Мира. Располагаясь зачастую входом на юг (или восток), оно условно внутри делилось на две части – восточную и западную (северную и южную). Это значит, что при его установке задействовалась горизонтальная четырехчастная система Модели Мира, соответствующая сторонам света. Каждое из направлений семантически соответствовало определенному понятию:

– восток: утро, весна, молодость, начало;

– юг: день, лето, зрелость, тепло;

– запад: вечер, осень, старость, конец;

– север: ночь, зима, смерть, холодно.

В последней графе направления восток и юг синонимичны, ибо семантически связаны с понятием «Начало». То же самое отмечают и с другой парой направлений – запад-север, так как под ними понимается «Конец». Данная система основана на линии движении солнца. Ежедневно оно «рождается» на востоке и ежевечерне – «умирает» на западе. Следует отметить, что в миропонимании двоичные позиции характерны для всех этносов: «Мир закономерно един, но единым можно сознавать то, что в процессе познания было расчленено» [Львова и др., 1988, с. 99].

Исходя из семантики направлений, становится понятным, на какие две части делилось внутренне пространство. На восточную (южную), которую занимала женщина, ибо она сама являла понятие «Начала», даруя (рождая) новую жизнь. На женской половине располагалась необходимая утварь для приготовления пищи. Западная (северная) половина – мужская, так как он, занимаясь охотой, при жизни был связан со смертью («Концом»). Именно здесь находились предметы, связанные с мужской деятельностью. Эти два направления, по большому счету, отражали линию движения дневного светила, с которым тесно связана жизнь человека в целом. Существующие правила поведения запрещали беременной женщине находиться на мужской половине, прикасаться к предметам мужа. А во время родов мужчине запрещалось охотиться. Внутренних границ не существовало для детей и стариков, ибо они были «чистыми» (без биологических возрастных проявлений).

Порог жилища являлся условной границей «своего» – «чужого», «освоенного» – «не освоенного» пространства. Поэтому здесь вступало в силу следующее правило. Гость не мог зайти в жилище с оружием (оно оставлялось у входа). А входя – не имел права запнуться о порог (т.е. нельзя было внести плохое в чужой дом). Умершего человека выносили не через дверь, а сквозь разобранную стенку с западной стороны, дабы он не мог вернуться в Срединный Мир.

Таким образом, соотнося жилище с огромным Миром (Вселенной), человечество осознанно выдвинуло его на позиции центра. «Центр – это место, где осуществляется соединение пространства и времени, где происходит р о ж д е н и е. …Основная функция мира – непрерывность жизни, ее постоянное возобновление. Человек как часть мира кровно заинтересован в том же. На продление существования направлены – прямо или косвенно – все ритуалы. …Только здесь, в центре, течет нормальное время и существуют надежные пространственные координаты. Центр позволяет посредством ритуала воссоздать ситуацию мифического первотворения, из «там и тогда» сделать «здесь и сейчас» [Львова и др., с. 103–104].

Таким образом, становится понятным долговременность существования каркасного жилища, ибо в его основе лежит не только функциональное действие (удобство, комфортность в использовании), но и духовная сторона, связанная с определением места человека в окружающем его пространстве.

Литература

Василевич Г.М. Эвенки: историко-этнографические очерки (XVIII – начало XX в.). – Л. : Наука, 1969.

Кочешков Н.В., Самар А.П., Туголоуков В.А. История и культура эвенов: историко-этнографические очерки. – СПб : Наука, 1997.

Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. – Новосибирск : Наука, 1988.

Мельникова Л.В. Тофы: историко-этнографический очерк. – Иркутск, 1994.

Попов А.А. Жилище // Историко-этнографический атлас Сибири. – М.-Л. : Изд-во АН СССР, 1961. – С. 131–226.

текст, фото Лариса Мельникова

журнал "проект байкал/project baikal"
№21 2009 год стр. 159-163