Архитектурный журнал «Проект Байкал». В мае 2009 года журнал «Проект Байкал» удостоен высшей награды триеннале ИНТЕРАРХ в Софии – Золотой медали Международной академии архитектуры

Материалы журнала

Гостиница "Сибирь" в Иркутске. История одного здания...

Гостиница «Сибирь». Общий вид правого крыла здания с перекрестка улиц Ленина и Канадзавы

Фрагмент историко-архитектурного опорного плана г. Иркутска, квартал №22 (Проект охранных зон г. Иркутска, Иркутскаржданпроект, 2006 г.)

1995 г. Дворовой фасад правого крыла здания, сохранившегося при пожаре.

1995 г. Дворовой фасад центрально части здания, пострадавшее при пожаре, левое крыло снесено.

Гостиница «Сибирь»: возвращение к теме

Судьба уникального здания – гостиницы «Сибирь» – решается уже давно. Это один из немногих архитектурных образцов иркутского конструктивистского стиля. Гостиница десятилетиями формировала облик улицы Ленина, украшала центр города. «Сибирь» была самой лучшей гостиницей столицы Восточной Сибири, в которой останавливались великие для России люди.

Откуда есть пошла «Сибирь»

Для постройки первой коммунальной гостиницы в Иркутске был выбран незастроенный участок по улице Амурской (ныне Ленина). Здание было возведено на месте двух снесенных усадеб. Первая усадьба, угловая, находившаяся на пересечении улиц Баснинской (ныне Свердлова) и Амурской, с 1902 года принадлежала Городскому общественному управлению, а ранее – иркутскому купцу И.В. Самсонову. Вторая, располагавшаяся на углу переулка Пирожковского (Канадзавы) и улицы Амурской, до революции принадлежала Министерству юстиции, еще ранее – некоему Е.А. Бузолину. В большом городском пожаре летом 1879 года весь квартал выгорел. Территория усадеб Самсонова и Бузолина оставалась неосвоенной до 1930-х. Эта ситуация и способствовала отводу данного участка под строительство гостиницы «Сибирь». Построенное здание целиком занимало восточную часть квартала № 22, выходя на красные линии застройки трех улиц, имеющие современные названия Ленина, Свердлова и переулка Канадзавы.

Проект гостиницы разработал иркутский архитектор Казимир Войцехович Миталь, по проектам которого в Иркутске было построено множество зданий, как до революции, так и после. В 1930-х Миталь был очень востребованным архитектором. «Перечислим его постройки: надстройка здания Иркутского городского Совета в соавторстве с В.Д. Дмитриевым, административное здание «Востокзолото» на углу улиц К. Маркса и Марата (в 1950-е годы пристроено и перестроено), «Дома партактива» в 15-м квартале… надстройка и реконструкция дома Кравца для Восточно-Сибирского крайисполкома на углу улиц 4-й Красноармейской и К. Маркса, жилой дом для сотрудников НКВД на углу Литвинова и Пионерского переулка, учебный корпус курсов марксизма-ленинизма на углу улиц Красной Звезды и Связи, Дом специалистов на ул. Марата, 29, жилой дом на углу улиц Байкальской и Тимирязева, реконструкция родильного дома на углу улиц К. Маркса и 2-й Красноармейской. При этом он вел активную общественную работу: член комиссии по сооружению памятника Ленину (1932), член архитектурно-художественной секции по благоустройству города (1934), один из основателей и учредителей Иркутского отделения Союза архитекторов (1935), делегат Всесоюзного съезда архитекторов»1.

Первоначальным владельцем (заказчиком) здания выступало предприятие коммунального хозяйства города Иркутска. С самого начала строительства гостиница стала называться «Центральная». В августе 1931 года начались работы на отведенной площадке, а в феврале 1932-го уже был возведен каркас здания. Судя по паспорту БТИ, закончено строительство было в 1933 году, а в апреле 1934-го гостиница «Центральная» вступила в строй действующих предприятий коммунального хозяйства.

В те годы это была единственная благоустроенная гостиница в столице Восточной Сибири. Среди ее постояльцев было немало известных стране и миру личностей. В период Великой Отечественной войны, во время гастролей, в ней останавливались народная артистка СССР О.В. Лепешинская, джаз-оркестр под руководством Л. Утесова и многие другие. В 1941–1942 годах здание гостиницы занимал госпиталь № 1221 общехирургического профиля, часть помещений была отдана под жилье эвакуированным артистам Киевского государственного театра оперы и балета имени Т. Шевченко2.

Капитальный ремонт гостиницы планировался в 1955 году. Об этом свидетельствуют дела фонда Иркутского областного коммунального хозяйства: «…Объем капитального ремонта зданий, проводимого хозспособом определен на 1955 год в сумме 265 тыс. рублей, в том числе за счет испрашиваемого кредита Цекомбанка 200 тыс. рублей для гостиницы «Центральная» в г. Иркутске...» Однако данных о фактическом исполнении этого ремонта не найдено. В 1956 году Иркутским Облпроектом по заказу Горкомхоза был составлен проект реконструкции гостиницы «Центральная». Судя по заголовкам чертежей, после реконструкции гостиницу предполагалось сделать для приема иностранных туристов: в чертежах она именуется «Интурист». Документов о том, что эта реконструкция состоялась, не найдено. В 1960 году этой же организацией был составлен новый план реконструкции, где гостиница по-прежнему носит название «Центральная». В техническом паспорте гостиницы за 1971 год есть дата, подтверждающая, что реконструкция была проведена в 1961–1965 годах. В техническом паспорте за 1990 год встречается дата последнего капитального ремонта части здания – 1989 год.

Время, когда гостиница «Центральная» стала называться «Сибирью», точно не установлено, но, судя но фотографиям, это произошло в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века. «Переименована в “Сибирь”, вероятно, после 1965 г. в связи со строительством гостиницы “Ангара”. С появлением более крупной гостиницы, находящейся также в центре, наша уже не могла называться “Центральной”»3.

1995 год стал трагическим для гостиницы «Сибирь»: чудовищный пожар практически уничтожил центральную и левую (южную) части здания. «В ночь на 13 марта 1995 года на улице Ленина загорелась гостиница “Сибирь”. Борьба с огнем продолжалась около 12 часов. …Было задействовано 24 пожарных автомобиля и 171 человек пожарных и курсантов высшей школы МВД. …Пожар постепенно превращал доставшуюся ему часть гостиницы в огромное пепелище. Бойцы службы 01 предпринимали все возможное, чтобы не допустить распространения огня в правую часть здания. А сделать это было крайне сложно: в доме сталинской постройки кирпичными были только внешние стены, все остальное было сделано из дерева, с большими пустотами, соединявшимися между собой. Из-за них “Сибирь” превратилась в один гигантский дымоход с чудовищной тягой, которую усиливали мороз и мартовский ветер… Последствия этого страшного пожара печальны. Как следует из материалов дела, огнем уничтожено 3 325 квадратных метров поэтажной площади. Левое крыло гостиницы впоследствии пришлось полностью снести».4

«…Лица необщим выраженьем»

О том, что гостиница «Сибирь» является уникальным объектом, требующим внимания и чуткого обращения, свидетельствует ряд документов. Уже в 1981 году на историко-архитектурном опорном плане Иркутска здание обозначено как характерный элемент городской среды. В следующем году в «Проекте зон охраны, зон регулирования застройки центральной части г. Иркутска» (ЦНИИП градостроительства, Москва, архитекторы Т.Ю. Соколова, С.А. Шаров, А.И. Шутова)», согласованном в 1985 году Министерством культуры РСФСР и Центральным советом ВООПИК,5 здание обозначено как объект, представляющий историко-культурную ценность и рекомендуемый к постановке на государственную охрану. Кроме того, здание гостиницы «Сибирь» внесено в «Сводный список вновь выявленных объектов г. Иркутска, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность», согласованный Минкультом РФ 17.02.1995, и имеет регистрационный номер 337.

В том же 1995 году ТОО «Иркут-Инвест» был подготовлен «Отчет о научно-исследовательской работе по оценке технического состояния стеновых конструкций, основания и фундаментов гостиницы «Сибирь». Цель обследования – получение объективных данных для обоснования проекта реконструкции и восстановления здания после пожара. Тогда же институтом «Иркутскгражданпроект» был выполнен проект реконструкции с расширением здания гостиницы «Сибирь». В схеме историко-архитектурного опорного плана центральной части Иркутска 2000 года (ЦСН), как и в Проекте охранных зон объектов культурного наследия, разработанного Иркутскгражданпроектом в 2006 году, гостиница «Сибирь» вновь обозначается как объект, представляющий историко-культурную ценность, и рекомендуется к постановке на госохрану.

Гостиница «Сибирь» представляет собой яркий образец стиля конструктивизм, творческие концепции которого стали революционными для того времени не только для России, но и для всего мира. Они утверждали функциональность, конструктивность, технологичность, геометричность форм, планировки и интерьеров. Этим постулатам конструктивизма в полной мере отвечает здание гостиницы, его объемно-планировочное решение, композиционное построение. В Иркутске такого качественного уровня объектов культурного наследия периода советского авангарда насчитываются единицы.

Конструктивная схема здания – каркасно-кирпичная. Внутренние поперечные стены имелись только в боковых крыльях, разделяя объем на три части. Лестничные пилоны, фланкирующие центральный объем, «врезались» в угловую часть пятиэтажной части здания. Колонны каркаса, мощные прямоугольного сечения (0,9?0,9 м), были установлены с шагом три метра. Комбинированная конструктивная схема здания в полной мере характерна для построек стиля конструктивизм. Внутреннее ячеистое пространство гостиницы разделялось на отдельные помещения дощатыми перегородками.

Объемно-планировочное решение здания представляется достаточно органичным как c функциональной точки зрения, так и с архитектурно-конструктивной. Одна из концепций конструктивизма – целесообразность архитектурной формы – в данном случае полностью подтверждается. Удачное объемно-композиционное построение здания, выраженное в органичном соединении объемов, имеющих гармоничные пропорции, не оставляет места декоративному оформлению фасадов, которое в данном случае могло быть явным излишеством. Отсутствие декоративного убранства компенсируется динамичностью архитектурной формы здания. Выразительную пластику фасадам крыльев с улицы придавали визуально выделенные вертикальные строчки оконных проемов с заглубленными подоконными участками.

Любопытно, что современники неоднозначно восприняли архитектурные достоинства гостиницы. В том же отчете треста «Коммунальных гостиниц» за 1935 год отмечалось: «По своему внешнему оформлению фасада «Центральная гостиница» представляет плохо построенную коробку до того неприглядную на вид, что безобразит не только улицу, но центр города». В связи с этим правлению Союза советских архитекторов поступило предложение на проведение конкурса по составлению проекта на оформление фасада «Центральной гостиницы». Дальнейшая судьба решения этого вопроса неизвестна, но очевидно, что здание сохранило первозданные фасады. Данный факт еще раз подтверждает консервативность мышления большинства и понимание того, как тяжело приходится людям, несущим революционные идеи. С течением времени все встало на свои места, и сегодняшнее положение вещей тому подтверждение. Здание стало уникальным примером постройки, выполненной в стиле конструктивизм, и явилось отражением его принципов в построении как объемно-пространственной композиции, так и в организации архитектурной формы.

В первоначальное объемно-планировочное решение здания входил центральный, Т-образный в плане объем, имеющий переменную этажность и смещенный вглубь относительно красной линии застройки. По бокам он был фланкирован пятиэтажными пилонами лестничных клеток, от которых отходили крылья, имеющие лекальную, Г-образную в плане, конфигурацию.

Подробнее рассмотрим каждый из конструктивных объемов, начиная с центрального, который можно разделить на три части.

Первая – пятиэтажная, прямоугольная в плане, продольным северо-восточным фасадом ориентирована на улицу Ленина. Все этажи равноценны по высоте. В этой части находились: на двух первых этажах – холлы с примыкающими к ним административными помещениями, на остальных располагались гостиничные номера, устроенные по обе стороны от центрального, продольно расположенного коридора. Освещали помещения прямоугольные оконные проемы, расположенные по горизонтали с определенным заданным ритмом и имеющие осевое поэтажное расположение. Крыша – двускатная – упиралась щипцами в продольные стены лестничных пилонов.

Вторая – двухэтажная часть – располагалась вдоль центральной поперечной оси объема, примыкая торцевой стороной к юго-западному, дворовому фасаду. На втором этаже находились обеденный зал ресторана, первый занимали службы и кухня. Расположение оконных проемов аналогично. Крыша также была двускатная с вальмой, выходящей на дворовый фасад.

Третья – полукруглая двухэтажная часть с балконом в уровне третьего этажа – располагалась со стороны уличного фасада, являясь центральной входной группой. На первом этаже вместе с вестибюлем находились парадная лестница, состоящая из двух симметрично расположенных криволинейных крыльев-маршей, смыкающихся на центральной междуэтажной площадке, ведущей на широкий лестничный марш, открывающийся в пространство холла второго этажа. Узкие оконные проемы имели вертикальное расположение, прорезая стену фасада на всю высоту этажей. Два парадных дверных проема располагались по центру.

С торцевых сторон центральный объем фланкировали доминирующие по высоте пилоны-параллелепипеды лестничных клеток, смещенных относительно центрального объема в сторону улицы, выходя на красную линию застройки, образуя перед входом в здание пешеходную площадку. Кроме лестничных маршей здесь находились вестибюль и подсобные помещения (санузлы). Две вертикальные строчки витражных оконных проемов со стороны главного фасада освещали лестничную клетку на всю высоту. Крыши лестничных пилонов, совмещенные с чердачным перекрытием, были плоские.

К объемам лестничных клеток примыкали четырехэтажные боковые крылья, имеющие лекальную Г-образную форму. Крылья состояли из трех сопряженных между собой частей, отделенных друг от друга внутренними поперечными стенами. Центральная часть – поворотная, криволинейная в плане, две других – прямоугольные. В центральные части вели отдельные входы, внутреннее пространство занимала лестничная клетка, на первом этаже также располагался просторный вестибюль. В крыльях по обе стороны от центрального, продольного коридора располагались гостиничные номера. В торцевых частях находились эвакуационные лестничные клетки, ведущие непосредственно на улицу. Крыши над крыльями были пологие двухскатные с вальмами на торцевых фасадах.

Пожар 1995 года, затронувший центральный объем, левый пилон лестничной клетки и крыло, ориентированное на пересечение улиц Ленина и Свердлова, нанес зданию существенный ущерб. На основании инженерного обследования, проведенного «Иркут-Инвестом», было принято решение о целесообразности сноса пострадавшей части здания. В настоящее время от здания остались правый пилон с лестничной клеткой и крыло, ориентированное на пересечение улиц Ленина и Канадзавы. В усеченном виде здание выгладит достаточно жалко и представляет собой «обрубок», не имеющий композиционного завершения. На месте сгоревшего крыла здания – автомобильная стоянка.

Иркутск «Сибирью» прирастать будет

Сложившаяся ситуация представляется крайне негативной с точки зрения внешнего облика города и его главной улицы, и в связи с этим все чаще появляются предложения о сносе сохранившей части здания и сооружения на этом месте нового (например, высотного) здания. Эта позиция понятна только с коммерческой точки зрения: культурное наследие проще снести, чем восстанавливать. Неотвратимый круговорот архитектуры в природе, казалось бы, естественный процесс. Но почему-то во всем мире трогательное отношение к архитектуре и историческому наследию является показателем культурного здоровья общества. Не сохраняя то, что есть у нас, вот эти тронутые патиной времени «деревяшки»  или отстраненно стоящие авангардные сооружения, мы очень рискуем стать абсолютно безликим городом, пусть даже со славным прошлым. Неужели здание, украшавшее центр города в течение шестидесяти лет, должно безвозвратно исчезнуть?

Вспоминается фантастический рассказ о том, как люди, используя машину времени, во время своего путешествия в прошлое, нечаянно раздавили маленькую красивую бабочку, и, вернувшись в свою эпоху, с ужасом обнаружили, что их мир чудовищным образом изменился, стал жестоким и невыносимым для жизни. Может быть, уничтожив малое, мы закладываем бомбу замедленного действия для следующих поколений? Что оставим мы им? «Кучерявые» коттеджи и архивные материалы, о том, что было когда-то на их месте? Вопрос сохранения наследия, причем не только «деревянного зодчества», вполне привычного для слуха обывателя, но и малоизученного иркутского конструктивизма, – злободневен.

Гостиница «Сибирь» – здание, построенное в стиле конструктивизм и отвечающее всем его принципам, – яркий пример чистого стилевого построения объемно-пространственной композиции. Архитектор Казимир Миталь, создавший данное здание, являлся ярким творцом этого стиля и, к тому же, был нашим земляком. Начав работать еще до революции, он смог впитать в себя идеи нового направления и отойти от прежних эклектичных форм, что не смогли сделать многие другие архитекторы, его современники.

Возникает логический вопрос: «Что делать с “Сибирью”?» Единственно правильное решение – это «вернуть» здание на прежнее место. Необходимо также отметить, что облик улицы Амурской (Ленина) создавался на протяжении многих десятилетий и отображает градостроительную историю развития города, является своего рода архитектурной энциклопедией Иркутска, а такие объекты, как гостиница «Сибирь», относятся к ее архитектурным жемчужинам, поэтому должны сохраняться, восстанавливаться в своем первозданном виде. В 1995 году поступило совершенно ясное и четкое предложение о необходимости воссоздания утраченной части здания, реконструкции сохранившейся и возвращения зданию его первоначального вида. Институт «Иркутскгражданпроект» разработал технико-экономические обоснования реконструкции с расширением гостиницы «Сибирь», в котором представил несколько вариантов использования воссозданного здания. Это предложение актуально и в наши дни и пригодно для реализации.

Не обязательно использовать здание в прежнем качестве – гостиницы, как наиболее оптимальный вариант возможно применение помещений под административно-офисное или другое общественное учреждение, что, в принципе, соответствует исторической функции улицы. Производственные работы должны быть в первую очередь направлены на реставрацию и приспособление сохранившейся части здания. Во вторую – на воссоздание утраченной части здания. В то же время возможно расширение здания вглубь квартала, и в связи с этим разработка проекта должна осуществляется в комплексе, быть ориентированной как на восстановление, так и на новое строительство, и осуществляться в рамках градостроительного регламента зон охраны объектов культурного наследия центра города.

Гостиницу «Сибирь» следует восстановить как уникальный, выдающийся объект культурного наследия, представляющий редкий для Иркутска, всего Приангарья пример здания, выполненного в стиле конструктивизм. Также представляется необходимым внести это строение в государственный реестр объектов культурного наследия, притом – федерального значения, обоснование этому выполнено в 2008 году.

Примечания

 

1. Здание гостиницы «Сибирь» по ул. Ленина, 18. Историческая записка / авт. ист. Р.В. Попова. 2007. Архив СООКН.

2. Там же.

3. Там же.

4. Елясов В. «Гостиница “Сибирь”: полет с одним крылом» // «Копейка». 2005. 11 марта.

5. Проект не утвержден в установленном порядке.

     

Алексей Бельский,
Яна Лисицина

журнал "проект байкал/project baikal"
№22 2009 год стр. 122-125