Архитектурный журнал «Проект Байкал». В мае 2009 года журнал «Проект Байкал» удостоен высшей награды триеннале ИНТЕРАРХ в Софии – Золотой медали Международной академии архитектуры

Материалы журнала

Орошаемые утуги – сохранившиеся памятники курумчинской культуры в Иркутской области

Карта ирригационной системы …

Ама, камни на утугах

Ирригационная система в Улан-Хан

Ирригационная система в улусе Зама

Зама, ограждения на утугах

Ирригационная система в улусе Зама

Водовод в улусе Гушицком

Река времен в своем стремленье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.

Г. Р. Державин 1816

Сенокошение было известно бурятам задолго до прихода русских. Академик А. П. Окладников в работе «Шишкинские писаницы»1 сравнил бурятские и якутские производственные термины и пришел к выводу, что сенокошение у них восходит к курумчинской культуре. Традиционное сенокошение у курыкан сохранилось на протяжении последующих веков и обеспечивало стойловое содержание скота в зимнее время. «Утуг2 в хозяйстве всех иркутских бурят такое же обязательное угодье, как пашня у русских крестьян-земледельцев»3.

«Мы говорили уже о расчистках леса под пашни и покосы. Иркутская губерния знает еще расчистки камня под покосы. Эти расчистки в большом количестве производятся в Кутульском и Еланцынском вед. Верхоленского округа. Буряты этих ведомств, не занимаясь земледелием, главным образом живут скотоводством, но, окруженные со всех сторон бесплодными горами, не имея хороших пастбищ и покосов, принуждены прибегать к тяжелому и в высшей степени неблагодарному труду – расчистке под покосы каменистых площадей. Высчитать, во что обходится этот труд, нет решительно никакой возможности, так как он производится долгие годы, прибавляя ежегодно к прежним покосным участкам клочки новых. …Камни выворачиваются из земли и убираются в сторону, неровности сглаживаются мотыгами или засыпаются мусором и назьмом, где есть хоть какая-нибудь возможность провести воду, там роются водопроводные канавы, делаются большие и малые насыпи для задержки воды»4.

Оросительные системы состоят из плотин и запруд (богула), которые отводят часть воды из рек в специальные канавы (залуры). «Для усиления ключей, текущих в падях, по горам устраиваются террасообразно залуры, ведущие снеговую воду в материнский залур, расчищенное русло ключа. Для образования скопов снега около этих залуров на большом протяжении устраиваются загородки, наподобие щитов, предохраняющих от заносов полотно железной дороги».5

Эти оросительные системы используются и сейчас. Хозяева утугов восстанавливают плотины и запруды, расчищают и углубляют канавы, собирают камни. Жизнь продолжается, не прерываясь, и вместе с ней продолжают жить древние ландшафтные артефакты. Эти до сих пор используемые и поддерживаемые в рабочем состоянии древние ирригационные сооружения либо следы заброшенных, но не успевших кануть в лету их собратьев можно увидеть, например, на побережье озера Байкал – от посёлка Сарма и далее на север до улуса Зама либо в других местах.

Примечания

1. Окладников А. П. Шишкинские писаницы // Памятники древней культуры Прибайкалья. Иркутск, 1959. С. 50.

2. Утуг (бур. удобрение) – удобряемый навозом, а иногда и искусственно орошаемый покос.

3. Молодых И. А.,
Кулаков П. Е. Иркут-
ская губерния, или Сибирь на Нижегород-ской Всероссийской выставке 1896 г. СПб.,1896. С. 53.

4. Там же. С. 52.

5. Там же. – С.67.

 

 

 

 

Ольга Васильева

журнал "проект байкал/project baikal"
№24 2010 год стр. 56-57