Архитектурный журнал «Проект Байкал». В мае 2009 года журнал «Проект Байкал» удостоен высшей награды триеннале ИНТЕРАРХ в Софии – Золотой медали Международной академии архитектуры

Материалы журнала

О Владимире Михайловиче Лапенкове. Иркутск на почтовой марке и конверте

Публикуемая статья стала одной из последних работ талантливого руко­водителя, организатора культурного процесса в Иркутской области в 1990- е годы, крупного коллекционера- исследователя Владимира Михайловича Лапенкова. Владимир Михайлович Лапенков (1949-2010) в 1990-1997 годах воз­главлял Комитет по культуре Иркутской области в сложный период коренной ломки системы управления культурой и выстраивания в ней новых отношений. Комитет он считал не органом управления государствен­ными учреждениями, а органом госу­дарственного управления культурны­ми процессами на территории обла­сти. Работая под руководством и в паре с губернатором Ю. А. Ножиковым, человеком государствен­ного склада, прекрасно понимавшим, что власть должна помогать работни­кам культуры в трудных ситуациях, Лапенкову в эти годы удалось осуще­ствить много добрых дел. Началось возрождение, сохранение и развитие традиционной народной культуры; налажено тесное сотрудничество комитета с творческими союзами; создана уникальная общественная организация «Фонд Александра Вампилова»; создан специальный фонд, за счет средств которого осу­ществлялись выпуски книг, закупка картин для музеев, ежегодное награждение областными премиями деятелей культуры за наиболее талантливые и выдающиеся творче­ские достижения в искусстве. В осо­бую программу выделена поддержка детского творчества: впервые в России введены стипендии комитета по культуре для наиболее одаренных учащихся детских школ искусств и училищ. Работа комитета стала пуб­личной, т. е. доводилась до сведения населения.

Руководители и коллективы куль­турных учреждений города и области до сих пор тепло вспоминают своего бывшего начальника. Владимир Михайлович Лапенков носил звания заслуженного работни­ка культуры Бурятии и заслуженного работника культуры Польши. Он автор книг «Бумажные денежные знаки Иркутской области. 1917-1997» (1998, в соавторстве), «Коллекционеры Иркутска» (награж­дена Большой серебряной медалью на Всероссийской филателистической выставке «Россия-2005») и «Иркутские коллекции» (2005 и 2006 годы соответственно, в соавторстве), автор публикаций в центральных и иркутских журналах и других изда­ниях. В 2006 году он стал лауреатом губернаторской премии за издатель­скую деятельность в проекте «Коллекционеры Иркутска». Серьезным увлечением Владимира Михайловича на протяжении всей его жизни было коллекционирование. Еще в Чите в конце 1950-х годов Владимир стал собирать марки, когда однажды в маминых старых вещах нашел тетрадку с марками, посвящен­ными героям Великой Отечественной войны. В 1963 году семья переехала в Иркутск, коллекция к этому времени была уже систематизирована, марки разобраны по темам и наклеены в альбом. В пятнадцатилетнем возрасте Владимир становится членом Иркутского городского клуба коллекционеров (с тех пор он 45 лет регу­лярно его посещал), знакомится с видными иркутскими коллекционера­ми - М. Лунновым, Г. Бейманом, Штейнбергом, Ю. Мусиным, Я. Кирилловым, Б. Писарским, Ю. Рыжовым, С. Березовским, М. Трещетенковым, С. Лавровым, Рыбаковым, Г. Середининым, Б. Кербелем, К. Белявским, А. Горовацким. Со многими из них со временем установились тесные, дру­жественные отношения. Позднее его собирательские инте­ресы распространились на монеты и бумажные деньги (в его собрании теперь представлены денежные знаки почти всех стран мира), но главным увлечением для него оставалась филателия. В коллекции Владимира Лапенкова хранится более девяноста тысяч почтовых марок, конвертов, открыток, прошедших почту, система­тизированных по темам. Тематическое направление было выбрано им созна­тельно, «поскольку оно значительно расширяет рамки коллекции, не поз­воляет завершить собирание, как при хронологическом принципе, застав­ляет постоянно вести поиск новых материалов, создает богатейшие воз­можности для подготовки выставоч­ных экспонатов, пополнения знаний, да и просто любования некоторыми марками, как произведениями искус­ства, созданными коллективным тру­дом художников и полиграфистов». Тем в его обширной коллекции много, но основными были: политическая география - это марки, открытки и конверты, прошедшие почту, иллю­стрирующие политическую историю всех государств мира, история почты и филателии, Вторая мировая война, иудаика-марки, посвященные еврей­ству.

Постоянная работа со специальной литературой, которую часто нельзя было найти в библиотеках, отличала коллекционера-исследователя Лапенкова от большинства собирате­лей. Ему пришлось комплектовать собственную библиотеку, которая в настоящее время насчитывает более двухсот книг по избранным направле­ниям коллекционирования на разных языках. В 1970-2005 годах Владимир Михайлович участвовал в городских, областных, всесоюзных, зарубежных и международных филателистических выставках, в 2004 году - в выставке бон в Музее истории города Иркутска. В 1990-е у Лапенкова - новое увлечение: он коллекционирует этно­графические куклы. Работая предсе­дателем областного Комитета по куль­туре, ему довелось объездить пол ­России и побывать во многих зару­бежных странах. Отовсюду в качестве сувениров он привозил кукол, напо­минающих об особенностях стран, населяющих их народов. В его кол­лекции сохраняется более восьмисот кукол из сорока стран. Коллекционер выставлял фрагменты своего собра­ния в музеях Иркутска, Ангарска, Усолья-Сибирского, Шелехова, Усть-Илимска, пос. Усть-Ордынского, горо­дов Республики Бурятия. Владимир Михайлович всегда гово­рил, что коллекции должны служить людям, что каждый коллекционер рано или поздно задается вопросом, что будет с его коллекцией дальше. Он мечтал о создании в Иркутске музея частных коллекций, куда мно­гие коллекционеры могли бы переда­вать свои богатства. Польза людям от него была бы огромная, а иначе куль­турные ценности коллекционеров, как правило, теряются и исчезают. Незадолго до смерти Владимир Михайлович Лапенков подготовил к изданию книгу своих воспоминаний, выпустить которую в свет группа его товарищей считает своим долгом.

Сергей Медведев

Иркутск на почтовой марке и конверте

Почтовые марки называют визитной карточкой государств. Наряду с гер­бом, флагом, денежными знаками они являются неотъемлемой частью его суверенитета, но имеют и еще одну важную функцию - несут информацию о природе, достопри­мечательностях, знаменитых людях страны. Знаки почтовой оплаты нашей страны (в эту категорию вхо­дят, кроме марок, почтовые конверты и карточки с напечатанной маркой) являются своеобразной энциклопе­дией, из которой можно узнать о раз­личных исторических, культурных или спортивных событиях, увидеть портреты ученых, писателей, музы­кантов или художников. Как в любой энциклопедии солидная часть почто­вых выпусков посвящена регионам и городам. Следует отметить, что здесь Иркутская область и ее центр стоят на недосягаемой в азиатской части России высоте. Так и хочется сказать -хоть в чем-то мы первые. Обзор «иркутских» филателисти­ческих материалов начну с простого вопроса: где на карте России нахо­дится Иркутск? Жители европейской части страны в большинстве своем вряд ли ответят на него. Да что там простой обыватель! Взгляните на воспроизводимые конверты и пойме­те, что город наш в понятиях феде­ральных и региональных властей может располагаться где угодно. Министерство экономического разви­тия России считает, что центр Иркутской области - это Красноярск. А администрация Тверской области перенесла Иркутск в Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. Поначалу Иркутск был одним из многочисленных острогов, разбро­санных в Сибири и, видимо, не при­влекавших особого внимания путе­шественников. В 1998 году в Молдавии выпущен почтовый блок, посвященный Николаю Спафарию, ученому и дипломату, возглавлявше­му в 1675-1678 годы русское посольство в Пекине. Он описал свое путешествие в Китай, составил карту Сибири, на ней указаны города Тобол, Сургут, Надым, Селенгинск, Нерчинск, озеро Байкал, а вот Иркутск не упомянут. Зато на карте путешествий по Центральной Азии, совершенных спустя два века А.В. Потаниной, Иркутск указан в начале маршрутов в Ургу, Пекин, Чунцин. Портрет исследовательницы, сделан­ный ею рисунок фрагмента Великой Китайской стены и карта изображены на конверте почты России 1993 года. Географическое расположение Иркутска неоднократно изобража­лось на знаках почтовой оплаты СССР, а затем России. В основном, ими отмечалось важное значение города в транспортной системе стра­ны, развитии авиационного и желез­нодорожного сообщения. В 1931 году в серии «Дирижаблестроение» выпущена марка с видом дирижабля над картой СССР со схемой воздуш­ных линий. Одна из трасс полетов ведет в точку на юго-западной части Байкала - Иркутск, а далее линии идут в направлении Якутска и Хабаровска. Это первая советская марка в филателистической летописи Иркутска. Спустя год в почтовое обращение поступила карточка, про­пагандирующая услуги воздушной почты. В ее иллюстративной части помещена схема авиационных линий с указанием нашего города. Наконец, в 1949 году появилась авиапочтовая марка с изображением самолетов «Ил-14» и схемой воздушных линий Аэрофлота. Кроме Иркутска, она содержит название еще двух городов области - Нижнеудинска и Бодайбо. Современная почта России еже­годно выпускает серии марок в честь императоров государства. В 2006 году серия посвящалась Александру III: на 10-рублевой марке портрет самодержца изображен на фоне Сибирского железнодорожного пути с указанием Иркутска и гербов ряда регионов, в том числе Иркутской губернии. Пятнадцатью годами ранее часть этой дороги от Иркутска до Тайшета с отворотом на Братск появилась на советском конверте, выпущенном к филателистической выставке «Желдорфил-91», прово­дившейся в Иркутске в честь 100- летия строительства Транссибирской магистрали.

В 1982 году город также был отмечен на карте Советского Союза - выпуск специального маркирован­ного конверта посвящался 25-летию Сибирского отделения Академии наук СССР. Художник изобразил памятную медаль в честь юбилея с названиями всех городов, где разме­щены отделения академии, среди них, конечно, и Иркутск. Наиболее редкие и знаменитые почтовые марки мира носят собст­венные имена. Серьезные коллек­ционеры знают, что собой представ­ляют «черный пенни», «розовая Гвиана», «голубой Маврикий», «гавайские миссионеры», «Батум». Наш город удостоился чести попасть в этот филателистическо-географи- ческий перечень под именем «Иркутский выпуск». Филателисты, собирающие марки нашей Родины, зарубежные коллекционеры, специа­лизирующиеся на знаках почтовой оплаты Чехословакии или периода первой мировой войны, знают под этим названием серию почтовых марок «чехословацкого войска на Руси», отпечатанную в Иркутске в 1918 году и предназначенную для нужд так называемого «Чешского легиона». Серия состоит из трех марок, на двух - обычные для войны изображения воина с винтовкой, бронепоезда «Орлик». А третья марка номиналом 25 (копеек) для нас необычна. На ней - силуэт Казанского собора в Иркутске, хотя и искаженный, на его фоне - осно­вание памятника погибшим легионе­рам. Это первая марка с изображе­нием города. Следующие выпущены значительно позже. Летом 1961 года Иркутск отмечал свое 300-летие. Надо сказать, что год этот был юбилейным еще для ряда городов: Воронежа (375 лет), Тамбова (325 лет), Челябинска (225 лет). Ни один этот юбилей не был отмечен в филателии так широко, как иркутский. Не могу сказать, кто «пробивал» в Министерстве связи СССР, дававшем тогда разрешение на выпуск почтовых марок, конвертов, специальных штемпелей гашения, интересы иркутян, но его миссия завершилась очень даже успешно. Жители города, коллекционеры не только Иркутска, но и всей страны получили прекрасный подарок - почтовый комплект из юбилейной марки, двух маркированных конвер­тов и штемпеля специального гаше­ния. В комплекте имелась особен­ность - конверты поступили в про­дажу не сразу, а с перерывом в один месяц. 13 июня 1961 года в обраще­ние поступил первый, с изображени­ем площади имени Кирова, 13 июля - второй, с рисунком моста через Ангару. Поэтому штемпеля специ­ального памятного гашения, отме­тившие дату празднования -16 июля, можно увидеть только на пер­вом конверте. Интересно, что авто­ром обоих конвертов был заслужен­ный художник РСФСР, всемирно известный ксилограф Анатолий Иванович Калашников, создавший 67 марок и около 500 маркирован­ных конвертов, выпущенных почтой Советского Союза. Спустя четверть века, 28 июня 1986 года, Иркутск вновь отмечал 300-летие, но уже присвоения стату­са города. Участникам празднова­ния, проходившего во Дворце спорта «Труд», выдавали небольшой чемо­данчик - «дипломат» с книгами, наборами медалей, коробков со спичками. Но почему-то в нем не было почтового набора, выпущенно­го к юбилею. Он, как и ранее, тоже был солидным: марка, конверт и штемпель первого дня их выхода в обращение, созданные художником А.И. Калашниковым, плюс специ­альный маркированный конверт. Все это филателистическое богатство коллекционеры приобретали на Главпочтамте, располагавшемся тогда на улице Степана Разина. Для создания почтовых сувениров использовались и конверты большо­го формата с гербом Иркутска, в      которых раздавались приглашения на праздник. В юбилейный год почта выпустила еще один сувенир - конверт с двойной карточкой. На них не было юбилейной символики, зато изображены самые примеча­тельные здания - символы города. Кстати, это один из немногих таких выпусков, посвященных Иркутску. Вообще городу посвящено около сотни иллюстрированных маркиро­ванных конвертов, выходивших в советские и в современные годы. В их сюжетах отражены символы ста­рого и нового времени, по ним можно проследить изменения, про­исходившие в городе. Изображения Дома Советов с красным флагом на флагштоке и памятника героям Гражданской войны сменились рисунками памятников опальных когда-то императора Александра III, драматурга Александра Вампилова, видом Казанской церкви с невоз­можной в советское время надписью «К 275-летию Иркутской епархии». В особую группу можно отнести конверты, оставившие память о без­возвратных потерях в облике и топонимике города, жалеть о кото­рых, видимо, не стоит. Сегодня мало кто из иркутян помнит, что рядом с институтом иностранных языков (Лингвистическим университетом) стояло двухэтажное здание област­ного Дома учителя, изображенное на конверте 1961 года (добавлю - и одноэтажный домик Кировского РОВД), а через пару десятилетий новое поколение не будет знать, что одним из символов города был шпиль на набережной Ангары. Уходят из памяти названия Восточно-Сибирского совнархоза и Востсибугля, Института народного хозяйства, Дворца пионеров, имя Жданова в названии Иркутского госуниверситета. Когда-то внуки будут, рассматривая коллекцию дедушки-филателиста, задавать вопросы, а он им расскажет, кем были пионеры и что Жданов - это нехороший дяденька, который запрещал печатать произведения Ахматовой и Зощенко, исполнять музыку Шостаковича и Прокофьева. Следует особо отметить, что Иркутск - единственный, кроме Москвы, город в России, которому посвящены почтовые выпускиМонголии. В 1986 году у нас прохо­дила международная филателисти­ческая выставка «СССР - Монголия», в честь которой были выпущены немаркированный конверт и штем­пель специального гашения. Спустя 20 лет монголы отметили выставку- продажу своих марок в Иркутске цельной вещью - надпечаткой на почтовом блоке, конвертом первого дня и специальным штемпелем гаше­ния.

Рассказ о филателистической летописи Иркутска будет неполным, если хотя бы не упомянуть о важном ее разделе - почтовых штемпелях. В городе собственные именные штем­пеля имели почтовые отделения в Глазково, Иннокентьевском, Военном городке, Знаменском пред­местье, почтовые вагоны, курсиро­вавшие до революции в Читу и Красноярск, а в советское время - в Усть-Илимск, отделение в аэропор­ту. В качестве примера приведу поч­товую карточку, отправленную в феврале 1916 года в Иркутске. Она необычна: имеет редкий почтовый штемпель 2-го Знаменского почтово­го отделения и уникальный штамп цензуры с текстом «Иркутская губернская тюрьма Просмотрено». Иркутск продолжает жить. И нет сомнения, что появятся новые поч­товые материалы, посвященные нашему городу.

 

Владимир Лапенков  

Марки и конверты из коллекции В. М. Лапенкова

Проект «байкал/ project baikal»
 №26 2010 год стр. 153-159