Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Общие сведения


Мы пишем

Иркутские пути-дороги

Продвижение русских на восток в конце XVI – 1-ой пол. XVII вв. привело к образованию острогов и других поселений на громадных просторах Сибири. Связь с центральными районами России осуществлялась благодаря существовавшим сухопутным путям, проложенным в течение десятков тысяч лет народами, населявшими земли Сибири -  тунгусами, бурятами, эвенками и другими.

.

Паромная переправа через Байкал

В 1898 г. строящийся Транссиб достиг в своей западной части Иркутска, а в восточной части – ст. Мысовая. Теперь Средне-Сибирская и Забайкальская железные дороги достигли тех пунктов, соединить которые быстро было невозможно: требовалось построить очень сложный в техническом и весьма затратный в материальном плане участок железной дороги вокруг Байкала. Однако уже задолго до этого, еще в начале строительства Транссиби было принято решение о создании паромной переправы через озеро, которая обеспечила бы движение поездов до окончания строительства Кругобайкальской железной дороги. До завершения Иркутск-Байкальской ветки были построены пристани на Байкале, деревянный плавучий док для подъема и ремонта ледоколов с мощной водоотливной системой, заказаны и изготовлены в Англии два парома-ледокола. Ледоколы частями были доставлены в с. Лиственичное, где была проведена их сборка и спуск на воду. С 24 апреля I900 г. начинаются пассажирские и грузовые рейсы от станции Байкал до Мысовой ледокола «Байкал», несколько позже была спущена на воду "Ангара".

Фото №11. Из кораблей, когда-либо плававших по Байкалу, паром-ледокол был самым крупным. Длина его составляла 88,4 м, ширина 17,4 м, осадка 6,1 м, водоизмещение 4200 т. Ледокол двигался с помщью трех машин мощностью по 1250 индикаторных сил, которые вращали два кормовых винта диаметром 4 м и один носовой диаметром 3,5 м. Судно имело три палубы: на нижней на трех путях размещались паровоз и 25 вагонов, на второй палубе находились каюты для пассажиров и большой зал, в трюмах перевозили до 850 т грузов. Скорость ледокола достигала 22 км в час. «Байкал» мог преодолевать льды толщиной до 0,8 м, но в разгар зимы он не мог бороться со льдами.

Фото №12. Ледокол «Ангара» был построен той же английской фирмой, что и «Байкал» - «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и Кº», собран на тех же стапелях в Лиственичном, что его могучий собрат. Спуск на воды Байкала состоялся 25 июля 1900 г., а с 1 августа он начал совершать грузовые и пассажирские рейсы через озеро. Длина его составляла 61 м, ширина – 10,7 м, водоизмещение – 1400 т. Кормовой винт приводился в движение машиной мощностью 1250 л. с., максимальная скорость – 23,1 км в час.




Сергей Иванович Медведев
Сотрудник журнала «Земля Иркутская»
и  издательского отдела ГУ «Центр по сохранению
историко-культурного наследия Иркутской области»