Иркутская область : главная
Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

"Большая Евразия"  цивилизационный проект, устремлённый в будущее.
Вход

Общие сведения

Иркутские пути-дороги

Продвижение русских на восток в конце XVI – 1-ой пол. XVII вв. привело к образованию острогов и других поселений на громадных просторах Сибири. Связь с центральными районами России осуществлялась благодаря существовавшим сухопутным путям, проложенным в течение десятков тысяч лет народами, населявшими земли Сибири -  тунгусами, бурятами, эвенками и другими.

.

Байкальский флот

Байкальское судно
Фото №02. Байкальские суда по форме своей весьма уродливы: высоки и коротки. Они напоминают собой китайские постройки, нет только такой вычурности и фигурности, как у китайцев.
Обледенелое судно Могилева, октябрь 1901 г.
Фото №03 Обледенелое судно Могилева, октябрь 1901 г.

Плавание по рекам Западной Сибири и переправа в реки Восточной Сибири совершалось от устья Тобола по Иртышу в Обь (зимой товары везли в обратном направлении по рекам Тоболу и Туре до Туринска на Ирбитскую ярмарку). По ней вверх до устья р. Кети, а по Кети до впадающей в нее р. Сочуры. Поднявшись до сближения ее с р. Песчанкой волоком переправлялись до нее. По последней сплавлялись в р. Кемь и из Кеми – в Енисей. Далее водным путем следовали из Енисея по р. Верхней Тунгуске (Ангаре) в Иркутск. Таким образом, в начале XVIII в. путь из России до Иркутска лежал по сибирским рекам Иртышу, Оби и непременно через Енисейск, Илимск, Братск, Балаганск. Этим путем пользовались зимой на санях по льду рек и через волоки и летом по воде на парусниках и лодках. Илимский волок длиной в 150 верст (160 км) служил для сообщения Ангары с Леной и через озеро Байкал, по Селенге и ее притоку Чикою к чикойскому волоку, служащему для связи через Яблоновый хребет Забайкалья с Амуром.

Связь Иркутска с восточными частями страны пролегала через воды Байкала. Уже в 80-х годах XVII в. строятся первые дощаники, т.е. небольшие суда из досок, оснащенные парусом и имевшие небольшую осадку, т.к. кроме Байкала, Ангары и Селенги на них можно было подниматься вверх по их притокам.

Постоянная казенная переправа через Байкал была заведена в 1726 г. Два судна – бот и морская лодка долны были находиться по разные стороны озера: одно – у Лиственичной пристани на западном берегу, другое – у Посольского монастыря на восточном его берегу. С конца 30-х гг. XVIII в. на Байкале появляются военные боты, осуществлявшие почтовое судоходство, в это же время начало развиваться и частное судоходство, которое просуществовало, практически не меняя типа судов, до начала ХХ в.

Следующий этап активного развития байкальского судоходства приходится на 60-е гг. XVIII в., в 1754 г. сенатским указом в Иркутске учреждалась адмиралтейская команда, в основную задачу которой входило содержание байкальских транспортов. С 1765 по 1825 г. в Иркутске строятся большие байкальские суда – боты – размером от 15 до 18 м длиной для плавания по озеру. В этот период выработался особый тип судов – байкальские галиоты, они имели хорошую остойчивость из-за более плоского, чем у морских судов, днища и более низких мачт. Служили на этих судах выпускники Иркутской навигацкой школы. С этого времени начинается организованная, планомерная деятельность Иркутского адмиралтейства. Каждый год в летнюю компанию вступали два корабля.

Пароходство открылось на Байкале в 1860-х гг. С падением кяхтинской торговли дела пароходства ухудшились, т.к. перевозка русских товаров в Кяхту и чаев из Китая значительно уменьшилось, а ожидаемое развитие торговли с приобретение Амурского края не оправдалось. Во 2-й половине XIX в. байкальское пароходство переходило из одних рук в другие, пароходы принадлежали Мясниковым, потом перешли к Бенардаки, от него – к Рукавишникову. Некоторое время байкальскими пароходами владел Хаминов.

Фото №2. Байкальские суда по форме своей весьма уродливы: высоки и коротки. Они напоминают собой китайские постройки, нет только такой вычурности и фигурности, как у китайцев. Самое большое судно может поднимать до 12 тыс. пудов груза. Постройка такого судна стоит до 4 тыс. рублей. Маленькое судно иоднимает до 2 тыс. пудов и оценивается в 1,5 тыс. рублей. Рабочих на большое судно почти всегда поднимают до 18 человек, а на маленькое 6. Поморы называют свои суда кораблями, а хозяев их – корабельщиками. (Байкальское судно)

Фото №3. Пароходам на Байкале, вообще, как говорится, не везет. Первый пароход сгорел, второй, называвшийся «Наследник Цесаревич», потонул в 60-х гг. Потом были построены еще два парохода: «Граф Муравьев» и «Генерал Корсаков», но и их постигла печальная участь…

14 октября 1901 г. пароход «Яков» вел на буксире три парусника – «Потапов», судно Могилева и судно Шипунова и три бурятских лодки-мореходки. На судах были люди и бочки с рыбой. Пройдя Малое море и не дойдя 15 верст до маяка Кобылья голова, пароход попал под сильную бурю. Буксированные суда одно за другим были отпущены. Судно Могилева было выброшено на берег, судно Шипунова удержалось на якоре не более как в 30 саженях от от острой береговой скалы, о которую судно «Потапов» в ночь на 15 октября разбилось в щепки. Все бывшие на нем люди 176 человек погибли…(Обледенелое судно Могилева, октябрь 1901 г.)

 


Сергей Иванович Медведев
Сотрудник журнала «Земля Иркутская»
и  издательского отдела ГУ «Центр по сохранению
историко-культурного наследия Иркутской области»

 

 

На Байкал

  • Листвянка
  • Ольхон
  • Заказ микроавтобуса в Иркутске

 

 


Иркутская область




 
 

Уважаемые господа! Копирование, тиражирование, иное использование фотографий, статей, размещенных на сайте "Иркутская область : Города и районы", возможно только с письменного разрешения НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"

 
© 2008-2020  All rights reserved