Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Необходима организация интеграционного научного проекта по вопросам комплексного освоения газовых и водных ресурсов Байкальского региона.

Возможный вариант трассы водовода от Байкала до Внутренней Монголии (если решение об его строительстве будет принято на уровне правительств России и Китая, с разрешения Монголии).

НАУЧНЫЙ СОВЕТ СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК ПО ПРОБЛЕМАМ ОЗЕРА БАЙКАЛ

ПРОТОКОЛ
расширенного заседания
г. Иркутск, 24 мая 2011 г.

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

От Правительства Республики Бурятия

1. Мошкин Н.И. - первый заместитель Министра образования и науки Республики Бурятия, председатель комитета по науке и высшей школе Министерства образования и науки Республики Бурятия;

2. Базарова Г.Д. - нач. отдела науки и инноваций Министерства образования и науки Республики Бурятия.

От Правительства Иркутской области

1. Гайкова О.Ю. - Министр природных ресурсов и экологии Иркутской области;

2. Маринченко Т.М. - начальник Управления топливно-энергетического комплекса Министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области;

3. Щербак В.П. - начальник Управления инноваций и высшей школы Министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области.

От Бурятского научного центра СО РАН

1. Базаров Б.В. - зам. председателя Совета, председатель Президиума БНЦ СО РАН, директор ИМБТ СО РАН, чл.-к. РАН;

2. Тулохонов А.К. - член бюро Совета, директор БИП СО РАН, чл.-к. РАН;

3. Жамсуева Г.С. - ученый секретарь Совета, зав. лабораторией физики атмосферных процессов Отдела физических проблем БНЦ СО РАН, к.ф.-м.н.;

4. Атанов Н.И. - зав. Отделом региональных и экономических исследований БНЦ СО РАН, д.э.н.;

5. Борисов Г.О. - старший научный сотрудник Отдела региональных и экономических исследований БНЦ СО РАН, к.э.н.;

6. Убугунов Л.Л. - директор ИОЭБ СО РАН, д.б.н.

От Иркутского научного центра СО РАН

1. Кузьмин М.И. - председатель Совета, директор ИГХ СО РАН, академик РАН;

2. Бычков И.В. - зам. председателя Совета, председатель Президиума ИНЦ СО РАН, директор ИДСТУ СО РАН, чл.-к. РАН;

3. Грачев М.А. - зам. председателя Совета, директор ЛИН СО РАН, академик РАН;

4. Гладкочуб Д.П. - член бюро Совета, зам. председателя Президиума ИНЦ СО РАН, зам. директора ИЗК СО РАН, д.г.-м.н.;

5. Плюснин В.М. - член бюро Совета, директор ИГ СО РАН, д.г.н.;

6. Кузнецова А.Н. - ученый секретарь Совета, ученый секретарь ИНЦ СО РАН, к.э.н.;

7. Асташонок Э.Д. - пресс-секретарь ИНЦ СО РАН;

8. Батуев А.Р. - зав. лаб. ИГ СО РАН, д.г.н.;

9. Воронин В.И. - зам. директора СИФИБР СО РАН, д.б.н.;

10. Едемская И.К. - вед. инженер ИНЦ СО РАН;

11. Короткоручко В.А. - фотокорреспондент ИНЦ СО РАН;

12. Леви К.Г. - зам. директора ИЗК СО РАН, д.г.-м.н.;

13. Минаев В.В. - зам. директора ЛИН СО РАН по инновационной деятельности;

14. Непомнящих А.И. - зам. председателя Президиума ИНЦ СО РАН, зам. директора ИГХ СО РАН, д.ф.-м.н.;

15. Платонов Л.А. - член Общественной палаты Иркутской области, член Комиссии по вопросам регионального развития и местного самоуправления, гл. специалист ИСЭМ СО РАН;

16. Рыбченко А. А. - научный сотрудник ИЗК СО РАН, к.г.-м.н.;

17. Санеев Б.Г. - зам. директора ИСЭМ СО РАН, д.т.н.;

18. Станкевич В.К. - зам. директора ИрИХ СО РАН, д.х.н.;

19. Сутурин А.Н. - зав. лаб. биогеохимии ЛИН СО РАН, к.г.-м.н.;

20. Сысоева Н.М. - зав. ОРЭиСП ИНЦ СО РАН, д.г.н.;

21. Фиалков В.А. - директор Байкальского музея ИНЦ СО РАН, к.г.н.;

22. Ходжер Т.В. - зам. директора ЛИН СО РАН, д.г.н.

От Новосибирского научного центра СО РАН

1. Максимова И.И. - ученый секретарь Совета, д.э.н.;

2. Эдер Л.В. - старший научный сотрудник Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А.Трофимука СО РАН (ИНГГ СО РАН), к.э.н.

От вузов, ВСНЦ СО РАМН, других организаций г. Иркутска

1. Аргучинцев А.В. - проректор по научной работе ИГУ, д.ф.-м.н.;

2. Бокаев А.В. - директор ОГУ «Аппарат Общественной палаты Иркутской области»;

3. Гранина Н.И. - директор НИИ биологии при ИГУ, к.б.н.;

4. Ефимова Н.В. - руководитель лаборатории медицинской экологии АФ ВСНЦ ЭЧ СО РАМН, д.м.н.;

5. Корняков М.В. - проректор НИ ИрГТУ по инновационной деятельности, д.т.н.;

6. Кузнецов Г.И. - обозреватель по вопросам экологии газеты «Восточно-Сибирская правда»;

7. Самаруха В.И. - проректор по научной работе БГУЭП, д.э.н.;

8. Суходолов А.П. - председатель ГЭК НИ ИрГТУ, д.э.н.;

9. Шумеев Д.С. - зам. генерального директора ОАО «Иркутскэнерго» по развитию.

.

Основные обсуждаемые вопросы

1. Правовые аспекты использования озера Байкал и Байкальской природной территории.

2. Газификация Байкальского региона – обоснование развития, подходы, проблемы.

3. О предложениях по созданию систем поставок байкальской воды в страны Центральной и Восточной Азии.

.

Краткое содержание докладов и выступлений

«О возможности прокладки газопровода по дну озера Байкал из Иркутской области в Бурятию» (директор Лимнологического института СО РАН академик РАН М.А. Грачев.)

Идея проведения газопровода через озеро Байкал базируется на двух обстоятельствах.

Первое - слабая энергообеспеченность Республики Бурятия. Республика Бурятия является дотационным регионом, испытывающим острый недостаток в энергоресурсах. Я объясню, почему именно газ. Это единственный источник энергии: уголь – экологически вреден, это важно, так как речь идет о Байкальской природной территории. Газ - «чистый» источник энергии. Атомная энергия тоже нам не подходит, ветровая – здесь ветра слабые. А развивать Бурятию без источника энергии невозможно, и это большая проблема, которую нужно решать.

Второе обстоятельство, делающее актуальным обсуждение прокладки газопровода, это трубопровод «Северный поток», проложенный по дну Балтийского моря. Трубопровод построен в условиях, во многом схожих с условиями озера Байкал, но осложнённых последствиями войны – боеприпасы, отравляющие вещества. Экологические проблемы возникли, но были решены.

Что касается проблем экологии, я могу утверждать, что разрыв трубы и попадание метана в воду Байкала никаких экологических последствий иметь не будет. За последние годы в Байкале найдено около 100 крупных выходов метана, и вреда Байкалу они не приносят. Метан быстро утилизируется в биоты озера.

Безусловно, предложение спорное и требует всесторонней проверки. Газ в Бурятию, по моему мнению, необходимо подать. Для этого необязательно прокладывать трубу по дну Байкала, однако, предлагаемый маршрут является кратчайшим. К детальному рассмотрению предложения могут быть привлечены академические институты ИНЦ и профессиональные проектировщики, но для этого необходимо финансирование.

Прокладка газовой трубы по дну Байкала сложная, но разрешимая задача. Соответствующее оборудование можно было бы разместить на баржах. Ещё один вариант – прокладка по льду озера.

О законах: законы находятся во власти людей и их можно менять. Внимательное рассмотрение рекомендаций ЮНЕСКО показывает, что там запретов на строительство газопроводов нет.

Характеристики предлагаемого газопровода: по дну Байкала пройдет труба протяженностью 60 км (от Бугульдейки до Истомино), максимальная глубина прокладки - 350 м, уклон составит не более 15о, давление на дне - 35 атмосфер.

Вы говорите о южном варианте трассы. А ведь от южного варианта, чтобы снабдить Бурятию газом, нужно подать трубу на север, потому что там - вся промышленность Бурятии.

Что касается источников финансирования исследований, я считаю, инициатива должна исходить от Сибирского отделения. Мы должны сначала в рамках СО РАН выработать общую концепцию, а потом искать другие средства и других заказчиков, в том числе ОАО «Газпром».

«Правовые аспекты использования озера Байкал и Байкальской природной территории» (ученый секретарь Совета д.э.н. И.И. Максимова).

Предполагаемая трасса газопровода расположена на территории объекта всемирного наследия «Озеро Байкал», центральной экологической зоны Байкальской природной территории, защитных лесов, землях особо охраняемых природных территорий, особо ценных природных объектов.

Конвенция о Всемирном наследии определяет принципиальный перечень угроз объектам всемирного наследия, в частности, «проекты проведения крупных общественных или частных работ». На 33 сессии Комитета по всемирному наследию ЮНЕСКО (2009 г.) были приняты решения по объекту всемирного наследия Золотые горы Алтая, для которого планировался проект газопровода «Алтай». Относительно данного проекта было отмечено, что он «продолжает представлять угрозу объекту» и Комитет «просит дать четкое подтверждение решения об отказе от осуществления данного проекта». Таким образом, с точки зрения международного права любые действия по проектированию и прокладке газопровода и продуктопровода Российского государства и любых частных компаний являются противоправными.

В соответствии с Земельным, Лесным, Водными кодексами РФ, федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсах», «Об охране озера Байкал» хозяйственная деятельность, имеющая нецелевое использования охраняемого природного объекта, запрещена. Постановлением Правительства РФ на территории центральной экологической зоны Байкальской природной территории прямо запрещено «строительство магистральных нефтепроводов, газопроводов и иных продуктопроводов, за исключением газопроводов для местного газоснабжения».

Вывод: действующим международным правом и российским федеральным законодательством строительство газопровода и продуктопровода для воды озера Байкал запрещено.

По ряду проблем, прямо связанных с законодательством, необходимо сформировать позицию Научного Совета по Байкалу, а также Сибирского отделения РАН: проблема продолжения работы Байкальского ЦБК и нарушения норм допустимых воздействий на экосистему озера Байкал; проблема установления водоохранной зоны озера Байкал в рамках действующего законодательства; направления инвестиций в составе ФЦП по Байкалу; внесение изменений в ФЗ «Об охране озера Байкал»; работа Межведомственной комиссии по Байкалу; формирование и разработка проекта по внедрению результатов ландшафтного планирования в действующее законодательство на уровне субъекта РФ.

«О газификации Иркутской области» (Министр природных ресурсов и экологии Иркутской области О.Ю.Гайкова).

Правительство Иркутской области обеспокоено тем, что, несмотря на большие запасы и ресурсы газа, у нас отсутствует стратегия использования этих запасов, между тем в лицензионных соглашениях четко указываются сроки освоения месторождений.

Считаю также, что процесс газификации должен быть взаимозависимым, то есть бизнес должен развиваться с учетом плана газификации и параллельно ему.

Планируемая газификация области должна основываться на комплексном освоении газовых месторождений с учетом интересов и газовых территорий, и территорий – потребителей газа. Ведущую роль при разработке стратегии комплексного использования месторождений газа области, с учетом соблюдения такого баланса, может играть ИНЦ СО РАН и его ведущие институты.

Газификация Иркутской области ведется, но она еще на начальной стадии, и необходимо дорабатывать план газификации.

«Политика Правительства Иркутской области в рамках взаимодействия с Государственными корпорациями и независимыми недропользователями» (нач. Управления ТЭК министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Т.М. Маринченко).

В настоящее время на территории Иркутской области реализуется долгосрочная целевая программа газификации области на 2011 – 2015 гг. В рамках взаимодействия с руководством «Газпрома» подписаны договора, соглашения и 3-хлетний план мероприятий по газификации и газоснабжению Иркутской области. Разработана генеральная схема газификации и газоснабжения, которая включает все основные направления газификации, формирует ключевые точки, определяет перечень населенных пунктов, подлежащих газификации.

В настоящее время в рамках программы газификации области пока реализуются только точечные объекты. Подготовлен к работе ряд котельных, на 2011 год планируется запуск еще 2 котельных на СУГе в пос. Усть-Уда.

В будущем планируется строительство в г. Усть-Куте генерирующих мощностей суммарной мощностью 1200 МВт, направленных на обеспечение энергетических потребностей северных районов, в том числе Бодайбинского. И развитие центров газохимии и газопереработки, которые планируется построить, в первую очередь, на площадках в городах Саянске, Усть-Куте, Ангарске.

«О газификации Республики Бурятия» (директор Байкальского института природопользования СО РАН чл.-к. РАН А.К.Тулохонов).

ОАО «Газпром» подписан договор о газификации Республики Бурятия путем снабжения сжиженным газом. При подписании договора был поставлен вопрос о том, что эти меры не решат всех энергетических потребностей региона, нужен магистральный газопровод. От руководства ОАО «Газпром» в лице А.Б. Миллера был получен ответ, что если будут потребители, будет и газопровод. После этого было составлено письмо, в котором говорилось о согласии Забайкальского края и Монголии стать потребителями газа. Главным условием экономического развития Республики Бурятия и решения проблем, связанных с озером Байкал, является магистральный газопровод. С этим согласна и Монголия. Поскольку в Бурятию и Забайкальский край ОАО «Газпром» отдельный газопровод не поведет, необходимо к нему подключать и Монголию.

Сегодня мы, наверно, не готовы делать какие-либо расчеты и прогнозы, но готовы подсказать местному и федеральному правительству о том, что газификация Байкальского региона и Монголии – неразрывная часть решения будущего нашей с вами земли.

«Об энергобезопасности Забайкалья» (зав. Отделом региональных и экономических исследований БНЦ СО РАН д.э.н. Н.И. Атанов).

По оценкам ОАО «Газпром» на ближайшие пять лет потребность Республики Бурятия в газе составит 1.5 млрд. м3 в год. Потенциальная потребность с учетом использования газа на промышленных объектах составит 4,9 - 5 млрд. м3 в год. Если из расчета убрать Гусиноозерскую ГРЭС, то 2.6 млрд. м3 в год. Для ликвидации возрастающего дефицита энергии необходимо запустить энергоблоки Улан-Удэнской ТЭЦ-2. Потребность для 4 блоков мощностью 800 МВт составит около 1,5 млрд. м3 в год. И в целом потребность газа с учетом промышленных объектов к 2030 г. возрастет до 7 – 8 млрд. м3 в год. Это то, что требуется для рассмотрения строительства газопровода. Северный вариант газопровода, через Сковородино экономически нецелесообразен, потому что это будет газопровод регионального значения, что не под силу ни Забайкальскому краю, ни республики Бурятия. Поэтому прокладка трубопровода через озеро Байкал является единственным возможным для нас путем достижения энергоэффективной экономики на Байкальской природной территории и всего Забайкалья.

В целом, мы поддерживаем предложение академика РАН М.А. Грачева о том, что эту тему нужно прорабатывать. И надо сформулировать рекомендации председателю СО РАН о том, чтобы на всех объединенных ученых советах Сибирского отделения проработать эту проблему. Считаем, в рамках СО РАН мы должны создать рабочую группу, которая прояснит вопросы строительства газопровода через озеро Байкал, после чего результаты предложит для рассмотрения правительству Российской Федерации.

«Роль природного газа Иркутской области в перспективных схемах его комплексного использования и топливоснабжения потребителей Байкальского региона» (зам. директора Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН д.т.н. Б.Г.Санеев).

Существующие в стране и утвержденные на федеральном уровне программные документы, определяющие стратегические направления экономического и энергетического развития страны и ее восточных регионов по ряду важных вопросов противоречат друг другу, поскольку основаны на разных предпосылках и поэтому требуют определенной корректировки и координации. Это касается и вопросов, связанных с объемами добычи и поставки природного газа потребителям восточных регионов, в том числе и на экспорт в страны Северо-Восточной Азии.

Восточная газовая программа предполагает, что 50 млрд. м3 природного газа будут поставляться в Китай и Республику Корея, в основном, за счет сахалинских ресурсов природного газа и с подпиткой этих потоков из Республики Саха (Якутия). При этом использование Ковыктинского газоконденсатного месторождения отложено до 2017-2018 гг. В этом варианте не рассматривается вопрос газификации Республики Бурятия, Забайкальского края.

Топливно-энергетический потенциал Байкальского региона достаточно высок. При этом по показателю ВРП на душу населения Байкальский регион отстает от среднероссийского уровня в 1,5 раза. В среднем, по России структура потребления топлива преимущественно газовая – 65,3%, а в Байкальском регионе преимущественно угольная – 70,5%, что существенно осложняет экологическую обстановку в регионе. Таким образом, вовлечение природного газа в хозяйственный оборот является стратегическим приоритетом социально-экономического развития Байкальского региона.

С экономической точки зрения газохимическое производство является более выгодным использованием газа, нежели в качестве топлива для котельных, электростанций и пр. Поэтому создание в регионе крупных газохимичиских предприятий является перспективным направлением социально-экономического развития территорий. Наиболее подготовленным районом Байкальского региона для комплексной переработки природного газа с получением продукции с высокой добавленной стоимостью является Иркутская область.

Рациональные направления использования природного газа в энергетике зависят от:

- наличия собственных ресурсов угля;

- соотношения цен на уголь и природный газ.

В этом смысле наиболее благоприятные условия для широкомасштабного использования природного газа имеет, конечно, Иркутская область. Однако необходимо учитывать, что вовлечение в хозяйственный оборот в Иркутской области, в Республике Бурятия и в Забайкальском крае большого объема природного газа неизбежно приведет к вытеснению из баланса топлива соответствующего большого количества местных углей и как следствие может породить серьезные социальные проблемы в угольных отраслях этих субъектов РФ.

Общее потенциальное потребление (в скобках по нашим оценкам экономически оправданная потребность при заявленной ОАО «Газпром» цене природного газа для потребителей Иркутской области и при существующих в Байкальском регионе ценах на уголь, мазут и дизельное топливо) природного газа в регионе оценивается нами следующим образом: Иркутская область – 5.5 (3.5) млрд. м3; Республика Бурятия - 3.1 (0.8) млрд. м3; Забайкальский край – 2.4 (0.5) млрд. м3.

Предельные цены на природный газ для потребителей варьируют от 1.5 до 2.6 тыс. руб. за 1000 м3 для Иркутской области; 2.4–4.2 – для Республики Бурятия; 2.1–3.6 – для Забайкальского края. Расчетная стоимость газа при газопроводе диаметром 700 мм через оз. Байкал (в скобках южный вариант трассы) составит, соответственно, 2.3–2.4 (2.3–2.4), 8.1–8.2 (8.4–8.6) и 11.4–11.7 (11.8–12.0) тыс. руб. за 1000 м3. Естественно, строительство газопровода в обход Байкала оказывается и длиннее, и дороже трассы через озеро Байкал. Но надо иметь ввиду (и наши расчеты это подтверждают), что при малых объемах потребления природного газа в Республике Бурятия и в Забайкальском крае строительство газопровода диаметром 700 мм и через озеро Байкал, и в обход Байкала является экономически неэффективным мероприятием. Причина в том, что при получающихся при этом расчетных ценах на природный газ ни в Республике Бурятия, ни в Забайкальском крае не найдется потребителя использовать природный газ взамен угля и другого вида топлива. Ситуация могла бы существенно измениться, в смысле возможности газификации различных категорий потребителей Забайкалья, в случае прохождения по территории Республики Бурятия и Забайкальского края экспортного газопровода диаметром 1400 мм Иркутская область – Китайская Народная Республика

В этом случае, по-видимому, имело бы смысл проводить оценки целесообразности и сравнительной эффективности сооружения экспортного газопровода через Байкал или в обход его. Однако, необходимо ответить на принципиальный вопрос – является ли Байкальская природная территория местом, где разрешено сооружение таких энергетических объектов, как газопроводы и другие подобные объекты, могущие нанести непоправимый вред окружающей среде на особо охраняемой территории, или нет, чему и посвящено сегодняшнее заседание Байкальского Совета.

При планировании газификации Байкальского региона следует провести дополнительные научные исследования. Цель исследований - рассчитать затраты на перевод предприятий с угольного на газовое топливо и выявить негативные социальные последствия, которые, как я уже говорил, могут возникнуть в угледобывающих районах региона.

Проблемы развития Байкальского региона шире, чем только проблема газификации его потребителей.

Байкальский регион по своему природно-ресурсному потенциалу является важнейшей территориальной зоной экономического развития Сибирского федерального округа, а также приоритетным стратегическим партнером в процессе экономической и энергетической кооперации России со странами Северо-Восточной Азии. Однако, на сегодняшний день отсутствуют стратегические и программные документы развития Байкальского региона в целом и субъектов РФ на его территории во взаимоувязке по таким направлениям, как развитие экономики (в первую очередь, горнорудной промышленности), энергетики и энергоснабжения потребителей, освоение рекреационного потенциала Прибайкальской зоны, развитие транспортной инфраструктуры, включая электросетевой и нефте-, газопроводный виды транспорта и др.

Все это обуславливает необходимость разработки долгосрочной Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Байкальского региона. К приоритетным научно-исследовательским работам, которые необходимо выполнить в рамках формирования такой Стратегии, относятся:

1. Разработка стратегии социально-экономического развития Байкальского региона на основе формируемых территориально-производственных комплексов.

2. Определение роли топливно-энергетических ресурсов Байкальского региона на российских и международных энергетических рынках.

3. Разработка концепции эффективного использования энергоресурсов в Байкальском регионе.

4. Разработка стратегии вовлечения в хозяйственный оборот углеводородных ресурсов и концепции создания газохимических производств на территории Байкальского региона.

5. Определение рациональных масштабов применения возобновляемых источников энергии на территории Байкальского региона.

6. Разработка рациональных перспективных топливно-энергетических балансов субъектов РФ Байкальского региона.

7. Определение рациональных направлений хозяйственного использования водных ресурсов Байкальского региона.

8. Разработка рациональных схем энергоснабжения потребителей Байкальской природной территории.

«Перспективы формирования Иркутского центра добычи газа в концепции формирования новых крупных центров добычи и переработки углеводородов на востоке страны» (с.н.с. Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А.Трофимука СО РАН к.э.н. Эдер Л.В.)

По оценкам ИНГГ СО РАН и «Промгаза» до 2020-2030 гг. спрос на газ в Республике Бурятия и Забайкальском крае составит не более 4 млрд. м3, с учетом экспорта в Монголию - 1–1.5 млрд. м3, всего не более 5 млрд. м3, что делает строительство отдельного газопровода в этих районах нецелесообразным ввиду ограниченного спроса. Также неэффективным является строительство двух параллельных труб от Ковыктинского месторождения до Иркутска и в Бурятию через Байкал.

Строительство газопровода через данный регион для поставки газа на экспорт, прежде всего в Китай, также представляется нецелесообразным. Поскольку ОАО «Газпром» в 2016 году планируют запустить Чаяндинское месторождение, ориентированное на экспорт в Китай, то поставки газа с двух базовых месторождений Ковыктинского и Чаяндинского (Якутия) создадут избыточную конкуренцию, как по ценам, так и по объемам.

Позиция ИНГГ СО РАН, Сибирского отделения в целом и ОАО «Газпром» - не замыкать газ Ковыктинского месторождения на данной территории, а построить газопровод от Ковыктинского месторождения до Проскоково и соединить таким образом месторождение с единой системой газоснабжения России. Если в перспективе соединить Чаяндинское и Ковыктинское месторождения, то Восточная и Западная системы газопроводов России сольются в единый комплекс. Здесь рассматривается возможность поставлять газ по газопроводу «Алтай», и эти объемы могут быть ориентированы как на внутренний рынок, так и зарубежный.

Необходимо комплексно рассматривать вопросы добычи и переработки газа. В концепции ИНГГ СО РАН и ОАО «Газпром» выделяют 4 основных центра: Западно-Якутский, Ковыктинский, Усть-Кутский, Красноярский. В настоящее время первоочередным проектом ОАО «Газпром» является газификация Иркутской области и строительство в области объектов и мощностей по газопереработке и газохимии. Предлагается наладить переработку газа в г. Саянске, частично переработанный газ поставлять в г. Ангарск, г. Усолье-Сибирское, а в Республику Бурятию и Забайкальский край поставлять сжиженный газ железнодорожным транспортом. Строительство газопровода в Республику Бурятия и Забайкальский край в ближайшей перспективе не предусматривается.

«Оценка сейсмической опасности прокладки газопровода через озеро Байкал» (зам директора Институт земной коры СО РАН д.г.-м.н. К.Г.Леви).

Вариант прокладки газопровода от Бугульдейки до Истомино по дну озера Байкал опасен с точки зрения сейсмической активности. Карта активных разломов Байкальской впадины показывает, что в ней сосредоточена широкая гамма активных разломов – сбросов, сдвигов и взбросов. По предполагаемому траверсу газопровода плотность активных разломов достаточно велика, причем трубопровод планируется провести поперек этих разломов, что может быть опасным. Сейсмичность на перемычке между Селенгой и Бугульдейкой отличается высокой концентрацией эпицентров землетрясений. История свидетельствует о том, что в прошлом здесь происходили сильные землетрясения больших магнитуд - более 7. Юго-восточная часть озерной ванны, включая дельту Селенги, опасна в связи с возможностью активного развития оползневых процессов, поскольку осадочные комплексы здесь содержат большое количество глинистых прослоев. Следами подобных оползней являются Истокский, Посольский соры и залив Провал. Сползание осадочного блока в последнем продолжается с 1862 г. до сих пор, что может создать неблагоприятные условия для деформаций трубопровода. По данным анализа сейсмичности установлено, что вертикальные перемещения (опускание) дна озера происходят со средней скоростью до 3 мм/год, а подъем бортов впадины соизмерим – 2-3 мм/год. Данные GPS-геодезии показывают, что Байкальская впадина постоянно расширяется, линия между Иркутском и Улан-Удэ удлиняется ежегодно на 2-4 мм. Таким образом, предполагаемая область прокладки газопровода по дну Байкала является геодинамически активной и нестабильной, что представляет существенную опасность при строительстве и эксплуатации газопровода.

Действительно, мировой опыт прокладки трубопроводного транспорта в акваториях морей имеется. В данном случае он применим, но при условии, что труба не должна ложиться на дно, а пребывать на глубине, по меньшей мере, 30 м. Однако, до проектирования, пользуясь правилом «не навреди», необходимо провести тщательные научные изыскания на берегах озера и в его акватории методами морской геофизики. Учитывая факт прокладки трубы в «подвешенном» состоянии, наиболее предпочтительным оказывается вариант трассы «Листвянка-Танхой», поскольку здесь она пойдет вдоль системы слабо активных разрывов зоны Ангарского разлома.

Таким образом, прежде чем принимать окончательное решение, необходимо тесное взаимодействие геологов, геофизиков, проектировщиков и специалистов по прокладке трубопроводов.

«О газификации Республики Бурятия» (председатель Президиума БНЦ СО РАН, директор ИМБТ СО РАН чл.-к. РАН Б.В.Базаров).

Я сторонник того, чтобы все наши подходы были хорошо продуманы, тщательно взвешены и, главное, исследованы. Нужно найти хороших инвесторов, хорошие проекты и программы для того, чтобы объединить наши усилия, сформировать финансы, чтобы создать интеграционный проект по использованию акватории Байкала и Байкальской территории. Мы заслушали несколько докладов, в том числе предложение пройти по территории Алтая на Китай. Второй вариант предполагает выход через территорию Восточной Азии через уже имеющуюся инфраструктуру. Я просто хочу предупредить, что выставлять ультиматумы КНР не получится, у них на это всегда найдется достойный ответ, и в итоге и Сибирь и Дальний Восток с этой трубой разорятся. Опасно замыкаться на этом, забывая свои собственные территории. Я считаю, что газовые проекты должны быть, прежде всего, социально ориентированы. Я разговаривал с Президентом Республики Бурятия, и он тоже считает, что прокладка газопровода по дну Байкала – единственный способ оздоровления экономики Республики Бурятии, если он будет нормально научно решён. Кроме того, вопрос газификации нужно рассматривать и как политический, и геополитический.

Мы слишком зависимы от олигархических структур, олигархического капитала, который в погоне за сверхприбылью не замечает народ, который живет рядом с ним и хочет развиваться. Поэтому нужно доказывать и экономическую, и социальную сторону.

«О предложении строительства водопровода в Китай» (директор Байкальского института природопользования СО РАН чл.-к. РАН А.К.Тулохонов).

Суть вопроса по водоводу из Байкала в Китай такова: на имя Президента Республики Бурятия поступило письмо от международной торговой компании «Дунпан-Восток» о нехватке чистой питьевой воды в северо-восточных районах Китая, в связи с чем они просят рассмотреть возможность поставки воды трубопроводом от Республики Бурятия по Монголии в Китай. Бурятия такой вопрос задала Министерству природных ресурсов, на что был получен ответ о том, что перекачка воды по трубопроводу может нанести непоправимый экологический вред уникальному озеру Байкал.

Вопрос с водой будет со временем все более актуальным и рано или поздно остро встанет (как один из вопросов использования ресурсов Сибири и Дальнего Востока). Есть 3 варианта его решения: водовод, цистерны и розлив бутилированной воды. При этом существует масса экономических и политических проблем.

«О возможностях поставок воды из озера Байкал в Китай»(директор Лимнологического института СО РАН академик РАН М.А. Грачев).

По вопросу угрозы озеру при создании водовода: никакая труба не может забрать хоть сколько-нибудь значимый объем воды из Байкала. Но проект водовода представляется сомнительным ввиду технической сложности его реализации и эксплуатации. Труба должна пройти через горы, где имеются зоны вечной мерзлоты. Следовательно, чтобы вода не замерзала, её нужно будет подогревать. Другое обстоятельство – трубопровод в отсутствии дезинфицирующего агента будет обрастать изнутри микроорганизмами.

На Байкале необходимо и возможно поставить крупномасштабное производство стерилизованной и расфасованной питьевой воды. Использование традиционной тары – прозрачной бутылки из ПЭТ, является неединственным возможным вариантом. Для удешевления тары можно рассмотреть варианты поставки в специально комбинированной таре из картона и полиэтилена. Такие технологии в мире имеются.

Я согласен с чл.-к. РАН А.К. Тулохоновым, что на эту тему нужно провести специальное совместное совещание Иркутской области и Республики Бурятия, чтобы выработать единую позицию и найти потенциальных инвесторов.

«Об итогах обсуждения и предложения в решение Совета» (председатель Президиума ИНЦ СО РАН, директор ИДСТУ СО РАН чл.-к. РАН И.В.Бычков).

1. Была затронута в очередной раз проблема, связанная с БЦБК. Мы предварительно обсуждали эту проблему с академиком РАН М.А.Грачевым, с Министром природных ресурсов и экологии Иркутской области О.Ю. Гайковой. Мы могли бы поручить бюро нашего Совета подготовить обращение о нашей позиции по закрытию БЦБК в еще один адрес – политсовет партии Единая Россия. Это необходимо сделать, в том числе и из-за результатов рассмотрения федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории (на 2011-2020 годы)», которая не выполняется в настоящее время.

2. Газификация юга Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края необходима. Вопрос, каким образом мы будем это осуществлять. Это должно быть результатом большой комплексной работы, которую мы должны проводить с учетом экологической компоненты. В очередной раз подчеркиваю, что наработки СО РАН, наработки наших институтов за десятилетия сегодня могут служить достаточно веским основанием для выработки решения. Поэтому, на мой взгляд, решение нашего Совета по газификации должно быть связано с предложением о создании программы газификации Байкальского региона с обращением в соответствующие федеральные и региональные органы. Для её разработки необходимо провести научное обоснование, учитывающее как экономическую, так и социальную составляющие газификации территорий Байкальского региона, а также политический, геополитические аспекты возможного экспорта газа в Монголию и Китай.

3. Что касается газопровода – данная проблема действительно многогранна. Есть экономическая компонента, её нужно смотреть и считать, как с точки зрения организаций-инвесторов, так и с точки зрения организации добычи. Абсолютно согласен с тем, что важна социальная направленность данного проекта - обеспечение газификации Республики Бурятия, Забайкальского края и юга Иркутской области. Есть очень важный политический аспект - взаимодействие с Монголией и Китаем. Вопросы, связанные с замещением угля газом, - здесь действительно нужно просчитать последствия, в том числе и социальные. Вопрос о финансировании газовых проектов в Восточной Сибири адресован к хозяйствующим субъектам, в частности, и к ОАО «Газпром». В одном из докладов сегодня прозвучало, что они готовы сделать определенные инвестиции в них.

Очевидно, что сегодня для решения вопросов хозяйственного освоения Байкальского региона нужно восстанавливать и подтверждать необходимую экспертную составляющую Российской академии наук, в частности Сибирского отделения РАН.

4. Наиболее приемлемым путем экспорта байкальской воды является строительство заводов по разливу воды в бутыли, либо в иную тару. При этом необходимо выработать единую позицию Иркутской области и Республики Бурятия по этому вопросу.

.

Решение Научного совета СО РАН по проблемам озера Байкал

 

Байкальский регион по своему природно-ресурсному потенциалу является важнейшей территориальной зоной экономического развития Сибирского федерального округа, а также приоритетным стратегическим партнером в процессе экономической и энергетической кооперации России со странами Северо-Восточной Азии. Но на сегодняшний день отсутствуют стратегические и программные документы развития Байкальского региона в целом и субъектов РФ на его территории во взаимоувязке по таким направлениям, как развитие экономики (в первую очередь, горнорудной промышленности), энергетики и энергоснабжения потребителей, освоение рекреационного потенциала Прибайкальской зоны, развитие транспортной инфраструктуры, включая электросетевой и нефте-, газопроводный виды транспорта и др.

Участники заседания отмечают, что газификация Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края необходима для социально-экономического развития Байкальского региона с учетом экологических ограничений использования объекта всемирного природного наследия «Озеро Байкал». Решение этой проблемы требует согласованной позиции субъектов Федерации и комплексного научного обоснования реализации программ и проектов развития топливно-энергетического комплекса, в том числе газификации территорий, с использованием имеющихся наработок и всего научного потенциала Сибирского отделения РАН.

Научный совет СО РАН по проблемам озера Байкал считает целесообразным:

1. Направить обращение от имени Сибирского отделения РАН и Научного совета СО РАН по проблемам озера Байкал в Правительство РФ о необходимости полного выполнения федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории (на 2011-2020 годы)»;

2. Направить обращение от имени Сибирского отделения РАН и Научного совета СО РАН по проблемам озера Байкал Полномочному представителю Президента РФ в СФО В.А.Толоконскому о необходимости разработки долгосрочной Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Байкальского региона. Сибирское отделение Российской академии наук готово выполнить научное обоснование Стратегии и научную экспертизу программных мероприятий по развитию Байкальского региона;

3. Направить обращение от имени Научного совета СО РАН по проблемам озера Байкал, Бурятского и Иркутского научных центров СО РАН в Правительство РФ, в политический совет партии «Единая Россия» о необходимости прекращения работы БЦБК и его перепрофилирования;

4. От имени Научного совета СО РАН по проблемам озера Байкал обратиться в Сибирское отделение РАН с предложением об организации интеграционного научного проекта по вопросам комплексного освоения газовых и водных ресурсов Байкальского региона.

5. Одобрить разработанный Институтом систем энергетики им. Л.А.Мелентьева СО РАН перечень приоритетных научно-исследовательских работ, которые необходимо выполнить в рамках разработки Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Байкальского региона или других долгосрочных программных документов.

6. Дополнительно ввести на паритетных началах в состав членов Научного совета СО РАН по проблемам озера Байкал представителей министерств Республики Бурятия и ведущих ученых Институтов БНЦ СО РАН, занимающихся проблемами озера Байкал.

Председатель Президиума

БНЦ СО РАН чл.-к. РАН Б.В.Базаров

Председатель Президиума

ИНЦ СО РАН чл.-к. РАН И.В.Бычков

Председатель Научного совета

СО РАН по проблемам озера

Байкал академик РАН М.И.Кузьмин

Ученый секретарь Совета к.э.н. А.Н.Кузнецова