Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Китайские инвестиции в туризм на Байкале

Туризм, или «Брать или не брать?! – вот в чём вопрос»

Почитав, вернувшись из Китая, комментарии по поводу новости насчёт предполагаемых китайских инвестиций в туризм на Байкале (ни мало, ни много, а якобы 11 млрд. долларов!), я решил также высказаться на этот счет. Тем более, что лично был свидетелем церемонии подписания того самого соглашения между "Чжунцзинсинь" и "Гранд Байкалом" в Пекине (куда, кстати, ездил за собственный счет, поэтому ничьих денег не отрабатываю), да и в теме туризма – далеко не первый год. А точнее – с 1980-го, и по сей день.

Много лет идёт разговор о необходимости привлечения иностранных инвестиций в экономику Иркутской области, да и вообще Байкальского региона, в целом России. Об этом писали, насколько мне помнится, в том числе и некоторые из участников разворачивающейся бурной вышеупомянутой дискуссии. А вот когда такие инвестиции вдруг замаячили (пока еще весьма смутно), при этом не в строительство очередного вредного производства, а в туризм (единственную отрасль народного хозяйства, жизненно заинтересованную в сохранении естественной природной среды), эти же самые товарищи начинают впадать в сомнения... – а нужны ли нам на самом деле эти инвестиции?!.. Не кроется ли ними коварный замысел лишить нас, местных жителей, да и вообще – россиян, последней возможности отдыхать на Байкале, желание зарабатывать на нем, вместо нас, деньги?!.. А также зарабатывать на нас...

На все 100% уверен, что именно так оно и есть – если действительно сюда, на Байкал с серьезными инвестициями зайдут китайцы, то они главной, и, пожалуй, своей единственной целью действительно будут ставить заработать, а точнее – зарабатывать, при этом в течение достаточно длительного времени (с учётом объёмов обозначенных в Соглашении инвестиций). А вот будут они зарабатывать вместе с нами, или обойдутся – зависит уже и от нас с вами, то есть от жителей региона, от общества, от общественности, от госслужащих. Именно мы с вами – предприниматели в сфере туризма, представители местного самоуправления, журналисты, жители прибрежных территорий, и не только прибрежных, должны будем обеспечить реальную отдачу  от этих инвестиций для местной экономики и местных жителей, для природы Байкала. Каким образом? – например, находя и перекрывая лазейки в местном и федеральном законодательстве, позволяющие максимально минимизировать налоги (а ещё лучше – вообще обойтись без них...), выводя на чистую воду тех нечистых на руку подрядчиков, чиновников и силовиков (а число таких, к сожалению, если и снижается, то незаметно), которые попытаются максимально  «отжать» от проекта. Нам надо будет обеспечить, по мере возможностей, чтобы формирующаяся индустрия туризма на Байкале максимально использовала именно местные ресурсы, и в первую очередь трудовые, чтобы она стимулировала производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции и её переработку, также экологически чистых средств для стирки белья, мебели (пока ещё не совсем у нас закончилась древесина) и т.д. В случае правильного планирования и жесткого контроля инвестиции в туризм помогут возродить байкальское судостроение и рыбоводство, ныне заброшенные деревни и разрушенные причалы, мультипликативной эффект от туризма охватывает множество и других направлений народного хозяйства, а также сферу культуры.

А почему же этот самый мультипликативный эффект у нас на Байкале не ощущается сейчас, сегодня?!..

Да потому, что и индустрии туризма-то у нас до сих пор нет, а то, что появилось в последние, скажем, десять лет, индустрией назвать язык не поворачивается..., если только в кавычках.

Отдача от туризма начинается там, где в него государство, или частные инвесторы вкладывают миллиарды долларов. Возможности нашего родного государства на этот счёт, как мы все с вами понимаем, весьма ограниченные, так что полагаться можно только на инвесторов. Которые сейчас, наконец, и замаячили в лице вышеупомянутой китайской "Чжунцзинсинь" и российского "Базового элемента", которые совместно собираются реализовать проект "Байкал – центр мирового туризма".

Эти, пока ещё вполне виртуальные, перспективы – результат работы со своими китайскими партнёрами "Гранд Байкала" и других структур, входящих в "Базовый элемент". Выступая на церемонии подписания этого соглашения, губернатор Иркутской области Сергей Левченко осторожно подбирал слова, понимая, что каждое из них может быть использовано против него самого. В целом приветствуя проект "Байкал – центр мирового туризма", Левченко, в то же время, обратил внимание и российской, и китайской стороны на необходимость обеспечения  экологической безопасности Байкала и интересов местных жителей, малого и среднего бизнеса. И только в таком случае пообещал поддержку проекту со стороны власти. На мероприятии говорилось и о совпадении интересов китайских инвесторов и местных туроператоров в плане необходимости пресечения деятельности нелегальных китайских турфирм (во множестве появившихся на Байкале и в Иркутске), о необходимости разъяснительной работы с местным населением, обеспечения "прозрачности" проекта.

Если эти инвестиции действительно придут на Байкал, то перед нашим регионом открываются новые серьёзные перспективы. Но для того, чтобы эти перспективы реализовать, инвесторам надо действительно, как и призывают участники дискуссии, не просто советоваться с местным населением, но и попытаться сделать его своим союзником. По большому счёту, оно, население, в своём подавляющем большинстве, заинтересовано в реализации этого проекта. Ведь появление нового центра туризма на Байкале (и при этом на месте, и вместо унылой заброшенной промышленной площадки, какой сегодня является БЦБК), создаст новые возможности и для отдыха, и для бизнеса. За счет отвлечения на себя части турпотока Байкальск снизит антропогенную нагрузку на другие байкальские территории, и при этом добавит туродней к стандартной программе пребывания туристов на Байкале. А это уже в интересах турфирм, специализирующихся на приёме. Создаваемой в ходе реализации проекта инфраструктурой (сети, дороги, тропы и т.д.) сможет воспользоваться и местное население.

Конечно, проект "Байкал – центр мирового туризма" вызовет и сопротивление: как владельцев уже построенных в лучших уголках Байкала незамысловатых турбаз с ценами, достойными "Мариотта", так и тех, кто искренне хотел бы сохранить нетронутые уголки Байкала, но только для себя, а не для миллионов туристов... К таким, кстати, я отношу и себя. Но понимаю, что процесс туристского освоения Байкала уже давно идет, он необратим.  Неугомонные автовладельцы, а также браконьеры,  добрались на своих "крузаках" и "квадриках" до самых заповедных уголков байкальского побережья! Не остановить уже и поток организованных туристов, но с этим потоком, по крайней мере, можно работать, его можно регулировать и перенаправлять. Организованные туристы – это налоги, это доходы населения через продажу сувениров, продуктов питания, транспортные и иные услуги. И чем больше таких туристов – тем больше от них отдача. Но только в том случае, если над ними, над туристами, над теми, кто, в итоге, и формирует эти турпотоки обеспечен эффективный контроль. Как, например, в том же самом Китае.

 

А как оно там, в Китае?..

В Китае наработан тысячелетний опыт управления огромными людскими массами. Довольно часто бывая там, каждый раз не перестаю удивляться, как там все логично и эффективно организовано. Так, например, китайские железнодорожники за 15-20 минут обеспечивают посадку в вагоны 600-800 пассажиров поезда, отправляющегося из Пекина, скажем – в Шэньян. При этом каждый из них (а также багаж)  проверен службой безопасности, у каждого как минимум дважды проверен билет. То же самое и в туризме: я бывал на таких популярных маршрутах в китайских горах, где по тропе от одного объекта к другому одновременно шло, по субъективным ощущениям, от одной до нескольких тысяч человек!.. Этакая живая разноцветная тропа, и при этом ни один из этих туристов не сходил с этой тропы ни на шаг ни влево, ни вправо. Почему?! – обычно потому, что тропа оборудована так, что с неё просто невозможно свернуть – она порой прорезана в скале, а порой – просто возвышается над окружающим ландшафтом, иногда вдоль неё высажены, или растут самостоятельно колючие кустарники. То есть довольно простая технология обеспечивает, с одной стороны, возможность знакомство с красивым ландшафтом, а с другой – минимальное воздействие на него. Сначала государство руками национального парка вложилось в создание таких троп, а потом отбивает эти деньги через потоки туристов. С учетом того, что стоимость посещения таких маршрутов может доходить до 100 и более юаней, то можно представить те доходы, которые получает нацпарк, а также те предприниматели, которые арендуют у него какие-то торговые площадки, или землю под гостиницы. Так что у китайцев есть чему поучиться.

Конечно, у нас если на Байкале и дойдет до такого количества туристов, то очень не скоро. Но прогнозировать риски, и планировать меры по их нейтрализации  нужно уже сейчас. 

Кстати, элементы такого подхода к организации посещения природных туристских объектов есть и у нас, в Прибайкальском нацпарке. Это на мысе Хобой. Но и там, хотя и  сделано много, но далеко не все, что надо было бы сделать. Туристы, возвращаясь с Хобоя,  «соскакивают» с оборудованной тропы на склоны мыса, и тем самым превратили эти склоны в каменистую пустыню. А когда-то они по весне цвели голубыми подснежниками!..

За последние лет десять у китайцев коренным образом изменилось отношение к естественной природной среде – теперь она для них является самым главным туристским ресурсом. Сотни поколений китайцев выросли среди рисовых, или кукурузных, полей, не имея никакого представления о природе, или, точнее, составляя представление о ней по квазиприродным объектам, каковыми являются, например, действительно замечательные китайские ландшафтные сады с прудами, с неизбежными беседками и горбатыми мостиками. Поэтому наша дикая сибирская природа их и притягивает, и пугает, так как слишком отличается от того мифологизированного образа, который сложился в голове китайцев, от того их представления, какой и должна быть «настоящая» природа…

Тема туризма на Байкале, и тем более тема китайского туризма, остра и многослойна, поэтому и придется к ней еще не раз возвращаться. В том числе и в моих заметках с продолжением. Пока же хотелось завершить субъективным мнением. А именно: китайский туризм на Байкале – факт уже состоявшийся, и объемы этого туризма будут расти год от года. Когда-нибудь они действительно достигнут и одного миллиона в год, и пяти миллионов, а может быть – и больше. Нам надо быть готовыми принять этот турпоток с тем, чтобы получить от него выгоды, а не проблемы. Без инвестиций, без серьезных денег нам такую, способную безболезненно «переварить» миллионы туристов, инфраструктуру не создать. Поэтому я приветствую соглашение между «Гранд Байкалом» и «Чжунцзиньсинь» о совместной деятельности по реализации проекта «Байкал – сердце мирового туризма» (хотя, честно говоря, еще пока сомневаюсь в том, что эти заявленные инвестиции в проект действительно придут в заявленном объеме, а именно – в 11 млрд. долларов). Поэтому считаю правильной позицию нашего губернатора, в целом поддержавшего проект в ходе состоявшейся миссии Иркутской области в Харбин, Шэньян и Пекин. Кстати, она, на мой взгляд, прошла успешно, и главное – своевременно, так многие китайские СМИ отметили активную позицию Прибайкалья в восстановлении экономических, культурных и побратимских связей с Китаем, и это не останется незамеченными и китайскими инвесторами. Присутствие губернатора на подписании соглашения о развития туризма на Байкале – факт символический, но эффективный. 

Что касается опасений стать «туристской колонией» Китая, то все будет зависеть только от нас самих. Ведь не стал же такой «туристской колонией» Париж, который ежегодно посещает свыше 20 млн. туристов!.. Или Прага, которая ежегодно принимает более четырех миллиона гостей из-за границы. Поэтому надо изучать и китайский опыт, и мировой. Туристская емкость нашего региона не ограничивается побережьем Байкала, но и оно, при правильной организации, может в год принять не меньше. Тем более, что действительно ведь речь не идет об одномоментном посещении Байкала этими миллионами (хотя, безусловно, пик нагрузки будет приходится на летние месяцы). Так что я уверен в том, что именно туризм спасет Байкал от загрязнений бытовыми стоками (поскольку даст деньги на  замену изношенных сетей, на реконструкцию очистных сооружений, и т.д.), от тотальных рубок, от браконьеров, от безденежья (и вытекающей из него беcхозяйственности) наших  муниципальных образований, расположенных на побережье Байкала. 

Но, повторюсь, это все будет только при правильном планировании, при учете всех рисков и пристальном внимании к этой отрасли со стороны губернатора Иркутской области и его команды, от руководителей Республики Бурятия и Забайкальского края, и в случае поддержки туристской  отрасли благоприятным общественным мнением.

Владимир Бережных,
главный редактор журнала "Россия и Китай"