Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

На велосипедах по Японии и Южной Корее (Часть 3)

Мое путешествие вокруг света «по кусочкам» продолжается. В этом году я собрался отправиться в путь с 17-летним сыном Никитой. Ему и предоставил выбор очередного маршрута: Средняя Азия в продолжение моих кавказских вояжей или Япония и Южная Корея. Никита, страстно увлекающийся аниме и роллами, ответил не задумываясь: «Папа, ну конечно, Япония!»

«Каппа-Суши» зазывает

В серый день

За столиком у суши-конвейера

Суши и палочки-хаси

Охранитель дома

Приносящий счастье оборотень Тануки. Количество счастья прямо пропорционально размеру его мошонки

Ремонт седла

Рыбацкие лодки

Свежая рыба в супермаркете

Саке на выбор

Среди невысоких японцев мы выглядим гигантами

В бамбуковом лесу

Сэндвичи

Вальяжный господин

При входе в монастырь

Японские гладиолусы

Божества под навесом

В храме

Сейчас собьет с ног

Успеть на посадку

Отдых на пароме

По городу Тоба

В раменной

Рамен

Дворец бракосочетания

Перекресток

Утреннее меню в «Сукие»

Сейчас сфотографируемся, и можно будет поесть

Мой завтрак

Реклама у дороги

Старый фонарь в Ига

За столом из единого куска дерева

Окно в кухню

Обед по-японски

Хозяйка заведения

Рисовое поле в солнечных лучах

Рамен и «Каппа-Суши»

Встали в 5: 30, но долго, вяло собирались, а потому выехали только в 7 часов. Сразу за 400-метровым тоннелем снова начались дома. Это окраина Фудзиэды, небольшого 140-тысячного города. Японские школьники в июле еще учатся, поэтому мы видим много подростков на велосипедах, одетых в школьную форму. Девочки одеты в черные юбки до колен и белоснежные блузки-матроски с черным отложным воротничком сзади и галстучком спереди, а также в черные лаковые туфельки и темные носочки. Мальчики щеголяют в черных брюках и отглаженных белых рубашках.

В 8 часов, когда из уличных громкоговорителей раздались сигналы точного времени, последние велосипедисты заезжали в школьный двор, торопливо ставили свой транспорт посередине двора, где велосипеды располагались двумя длинными плотными рядами, и бежали к дверям школьного корпуса.

После двухчасовой педальной разминки остановились возле небольшой частной раменной, в которой работает пожилая супружеская пара. Помещение раменной разделено под прямым углом узким столиком с подставленными к нему барными стульями. Посетители, сидя за столиком, беспрепятственно видят все, что делается в кухне. Вот хозяин бросает в кипящий котел огромный кусок грудины, в то время как хозяйка крошит на доске овощи. Нам наливают две большие порции лапши с жирным мясным бульоном. Этого более чем достаточно для сытного завтрака. И стоит недорого, всего 570 иен за порцию.

Сегодня с утра мы двигались по дороге 381, однако как-то незаметно она потерялась, и мы оказались на 217-й. Судя по указателям, эта трасса тоже ведет к Хамамацу — следующему на нашем пути крупному городу. В то же время она направилась куда-то в сторону, в горы, куда несет и низкие дождевые тучи. Опасаясь, что это шоссе делает нежелательный для нас крюк и не очень желая мокнуть, мы решили вернуться к национальному экспрессвею Rout 1, который недавно пересекли. Пренебрегая знаками, запрещающими движение велосипедов и легких мотоциклов, покатили по прямому, ровному скоростному пути. Однако, увы, через десяток километров мы были обнаружены полицейской машиной, и нас попросили покинуть трассу. Полицейские нарисовали в тетради, как выбраться на «нашу» 381-ю дорогу, а затем даже сопроводили до нее, чтобы мы не заблудились на улицах города.

К сожалению, 381-я тоже потянулась в гору. Тяжело, жарко и влажно...

Добрались до города Какéгава. Заметив здесь эмблему «Каппа-Суши», решили попробовать еду в новом заведении. При входе в него нам вручили посадочный талон под номером 24 для одного из столиков, которые своими торцами примыкают к движущемуся вокруг зала конвейеру. По нижней ленте транспортера призывно ползут несколько видов суши и плошка, наполненная пакетиками острейшего васаби. Над каждым столиком прикреплен сенсорный экран с электронным меню, по которому можно сделать дополнительный заказ. Через минуту после заказа плоский автомобильчик с прицепом, негромко тарахтя, подвозит по верхней ленте конвейера выбранное тобой суши. На столе находятся желтый маринованный имбирь, соевый соус, перец, соль, еще какой-то сладковатый соус, порошок зеленого чая и рычажок для горячей воды. Холодную воду можно набрать в специальном автомате вне стола. Ешь и пей, сколько пожелаешь. Подсчет съеденного происходит по количеству тарелочек, разных в своей окраске.

В Иркутске, сопровождая сына по ресторанам японской кухни, я каждый раз недоумевал: и что ему так нравятся эти роллы? Но здесь, в Японии, откусив половинку первого суши, я вдруг почувствовал, как это вкусно! И на сей раз я нисколько не отставал от Никиты. Число пустых тарелочек на нашем столе быстро росло…

Воодушевленные посещением «Каппа-Суши», помчались дальше, стремясь выполнить установленную норму ежедневного проезда. Почти нигде не останавливались, ничего особо не рассматривали, но зато к вечеру добрались до города Хамамацу, сделав за день 70 километров. Миновали городскую застройку и остановились на огородных участках, поставив палатку в глубине одного из них за невысокими деревцами с еще зелеными мандаринами и хурмой. Нас ниоткуда не видно и шума дороги почти не слышно. Только неподалеку раздаются костяные удары и однообразные выкрики бейсболистов. Все, пора спать, еще один день, полный впечатлений, позади.

К вечеру долгожданной прохлады не наступило. Мы мокры от липкой, влажной духоты. Как и предыдущие ночи спим, лежа поверх волглых спальников, лишь под утро слегка прикрываем ноги.

Ненастный день

В полночь по палатке вкрадчиво зашелестел дождь, а вскоре полил ровно и безостановочно. 5 часов утра, шесть, семь, восемь — никаких изменений. Дотянув до девяти, мы вынуждены были подняться. Заварили по коробке лапши, вскипятив воду на газовой горелке прямо в палатке. Надо выходить под дождь, однако уж очень не хочется мокнуть.

Подождали еще часок, потом еще один, потом чуть-чуть вздремнули…

В 13 часов дождь прекратился, небо слегка посветлело. Быстро съели по лапше с вкусным печеньем, уложили рюкзаки и отправились. Много сегодня не проедем, но уж сколько сможем.

Через десять километров Никитин велосипед снова затормозил нас: сорвалась резьба на креплении седла. Третий раз достаем фразу о велосипедной мастерской. Таковая нашлась неподалеку, и вот скучавший в одиночестве лысоватый японец уже занимается ремонтом. Все исправил и даже не взял денег!

Ненадолго остановились в супермаркете «Welcia». Пользуясь тем, что цены здесь ниже, чем в комбини, набрали в дорогу полную продуктовую корзину: лапшу, мороженое, напитки, кондитерские изделия.

Наконец с трассы, ведущей в город Тоёхаси и далее в Нагою, мы увидели отворот на нужную нам дорогу 42, которая направилась на полуостров Ацуми. Вчера вечером в Хамамацу в замеченном у дороги книжном магазине мы купили небольшой атлас Японии с обозначением автомобильных дорог. Текст в нем, к сожалению, только на японском, но понятны номера дорог и их направления, чем мы теперь и пользуемся.

До конца дня катились по тихой неоживленной дороге, ведущей по сельской Японии. Уже в наступающей темноте легко нашли себе местечко между поселками, которые здесь не сливаются друг с другом, а разделены лесом или полями, порой даже не засаженными.

Паром как средство передвижения

Встали в пять утра, когда солнышко только-только выглянуло из-за горизонта, и в шесть были уже на трассе. Сегодня мы должны добраться до парома на крайней точке полуострова Ацуми. Но мне все вокруг хочется сфотографировать, и я то и дело останавливаюсь, замедляя наше движение.

Только в начале девятого приметили место, где можно позавтракать, — «Misakiji». Проезжего народа здесь собралось довольно много и, к сожалению, все курят и громко разговаривают. Да и цены тут выше, чем в других местах: от 600 до 1200 иен за блюдо. Но голод не тетка… Заказали два блюда по 600 иен. Вскоре принесли первое из них — вот сюрприз! — треугольные сэндвичи из нежнейшего белого хлеба с овощами. А следом несут и второе — тоже сэндвичи, только с тонкой мясной полоской. М-да! Те и другие весьма хороши по вкусу, но для утоления нашего разыгравшегося аппетита маловато будет. Решили в ближайшем комбини добрать завтрак традиционной японской едой, называемой онигири. Эти колобки риса в темно-зеленых водорослях нори мы не раз видели в магазинах, но еще не пробовали. Онигири лепятся в виде небольших шариков или, чаще, треугольников с разнообразной начинкой внутри. Раньше японские крестьяне брали онигири с собой в поле.

Вот и комбини. Никита выбрал себе онигири с тунцом, а я, пожелавший экзотики, — с натó, ферментированными бобами. Кроме того, открыли маленькую, 250 миллилитров, бутылочку купленного вчера за 513 иен вина «Choya». Еда оказалась хороша, а вино просто превосходным! Насыщенный черносливовый, светло-коричневого цвета напиток. Вот теперь мы сыты и довольны!

Небо сегодня с раннего утра свободно от облаков, и к 10 часам от поднявшегося над землей солнца стало жарко и влажно, как в парной. Зашли в буддийский храм у дороги. Во дворе нашелся кран с питьевой водой. Мы наполнили все опустевшие у нас бутылки, всполоснули лица и даже омыли ноги. Нигде ни одного человека, внутри пустого храма — успокаивающая тишина. Полы в храме застланы чистейшими светлыми циновками, а с потолка свешиваются многочисленные золотые подвески. Стены заставлены миниатюрными стелами с какими-то текстами. Выглядит все очень красиво, торжественно и столь же непонятно.

Подъехали к берегу океана. Вознамерились искупаться, но вышли на пляж и испугались: большущие волны с ревом накатывают на сушу. Все же зашли в воду по колено, затем еще чуть глубже… Очередная волна сбила нас с ног и, переворачивая с боку на бок, выкатила на берег. Нам это понравилось. Давай седлать волну за волной, которые крутили и бросали нас, как только хотели, заливая носы соленой водой и наполняя плавки мелкими камешками…

Около 13 часов мы добрались до оконечности полуострова Ацуми. Приехали вовремя — буквально через десять минут отходит паром на другую сторону океанского залива. Где-то там, в его глубине, гигантским осьминогом со щупальцами-дорогами во все стороны распластался город Нагоя. К счастью, в этот урбанизированный спрут мы заезжать не будем.

Билет на паром обошелся нам вместе с велосипедами по 2750 иен на брата. С полуострова Ацуми до полуострова Сима на другой стороне примерно 20 километров. 50 минут спокойного плавания, и мы прибываем в город Тоба. Пора бы и пообедать. Однако цены в ресторане возле морского порта от 1100 до 1800 иен за блюдо. Дороговато. Тогда мы проезжаем вглубь города и находим маленькую частную раменную, которую содержит пожилая чета японцев. В ней буквально три столика и три стула перед кухонной стойкой-столом. А рамен всего по 500 иен.

Отправляемся теперь к городу Исе, до которого от Тобы километров 20. Места здесь очень красивые. Дорога идет вдоль берега залива и время от времени перед нами открывается широкая водная гладь. В другую сторону живописными планами уходят вдаль горные хребтики, окутанные воздушной дымкой. Замечательно!

Под вечер остановились в небольшой рощице деревьев рядом с нашей 42-й трассой. Тут шумновато, но искать что-то другое уже нет желания. За день накрутили около 70 километров, да еще 20 на пароме — неплохо продвинулись!

Не спеша вскипятили чайку, устроили легкий ужин с печеньем и миниатюрной рыбной консервой. До сих пор душно, досаждает и шум машин, и громкий разноголосый хор лягушек. Потные и липкие ложимся на влажные спальники, надо спать.

Одна иена сдачи

Ночь прошла неважно: не прекращавшийся шум на дороге навевал мне беспокойные сны. Никита же спал, как младенец.

К 8 часам добрались до города Мацусака. Остановились в «Сукие», в которой на сей раз мы хотели попробовать блюда, предлагаемые японцам на завтрак. Ники выбрал набор, в который входили чашечка мисо — суп, пахнущий морем, — и рис с сырым яйцом. Рис подается горячий, и под воздействием его температуры разбитое поверх яйцо тут же, на столе, приготавливается, затем все поливается соевым соусом и поедается. Я же предпочел мисо и ломтик красной рыбы, с рисом, конечно. Кроме того, каждому из нас принесли по маленькой плошечке какой-то вкусной закуски и сухие пластинки водорослей нори. Получилось по несколько блюд у обоих и всего 600 иен на двоих. В Америке так дешево не поешь!

Соусы, которые стоят на столе, очень хороши, даже чистый рис, приправленный ими, можно есть с большим удовольствием. До чего же нам нравится японская кухня!

На улице уже в начале восьмого было душно и жарко, а в «Сукие» — кондиционированная прохлада и вкусная еда, так бы и не уходили никуда!

Солнце сегодня пригревает серьезно. Проехав от Мацусака десяток километров, решили съесть по мороженому. Зашли в новое для себя заведение, которое называется «Кафе». Как оказалось, здесь не только кофе и мороженое подают, но можно и поесть полноценно. Официантка мило поулыбалась нам, и мы поддались, взяв еще один завтрак на двоих: немного омлета и салата на большой круглой тарелке, толстенный белый тост с кубиком масла и коробочкой джема. А вместо мороженого, обманувшись картинкой в меню, получили сладкий десерт из черносливового желе со сливками. Тоже, впрочем, вкусный.

Поели на 999 иен. Чаевые в Японии не приняты, поэтому, когда мы пошли рассчитываться в кассу, одну иену нам с поклоном и с традиционным «Аригато годзаемас» вернули.

Но очень жарко сегодня! На наших майках и шортах нет сухой нитки, потеют даже подошвы ног в открытых сандалиях. Проехали еще часок, захотели охладиться. Комбини. Покупаем мороженое. Ники попалось с ферментированными бобами, мне с зеленым чаем. Необычно, но то и другое очень даже ничего! Берем и по питью. Ники — тетрапак напитка из личи, а я миниатюрную бутылочку вина фирмы «Сантори» под маркой «New». Увы, на сей раз это недобродившая плодово-ягодная настойка крепостью в 11 градусов, какую делают у нас садоводы-любители, настаивая в больших бутылях со вздыбившимися на горлышках резиновыми перчатками. Неудача! Впрочем, будет еще что попробовать, хотя ассортимент алкоголя в придорожных магазинах совсем невелик.

Кстати, когда покупаешь алкоголь, на дисплее кассы загорается вопрос: «Есть ли вам 20 лет», и ты должен прикоснуться к слову «да».

14:30. Ползем в гору. Температура воздуха 33 градуса и это очень жарко. Мы заливаемся потом, мозги плавятся и в глазах мутнеет…

Наша задача на ближайшие дни — через горы острова Хонсю добраться до Киото, а затем по берегу озера Бива выехать к западному побережью страны, к Японскому морю.

Миновав двухкилометровый тоннель, мы оказались по другую сторону горного хребта на территории Ига-сити. Однако города, как такового, не видно. Мы находимся в маленькой горной деревушке, растянувшейся вдоль трассы. Как и в других деревнях и поселках, все домики в Ига аккуратны и красивы, деревья возле них подстрижены, многочисленные цветы в горшках любовно ухожены.

Зашли в кафе, где в отсутствии посетителей скучали две женщины-хозяйки. Увидев нас, они засуетились, заулыбались, закланялись. Предложили меню на японском. Я показывал пальцем, они называли блюдо. Ники выбрал яки-собу (жаренную собу), а я рыбу. Кроме того, на наших подносах оказались суп с тофу и дайконом, немного очень вкусного мяса с маринованным луком, закуска из двух ломтиков огурца и морковки, и по два ломтика апельсина. Оба блюда всего на 800 иен.

Такое ощущение, что мы буквально осчастливили японок своим приходом. Одна из них вышла на улицу проводить нас и все кланялась, кланялась, кланялась…

Едем по красивой горной дороге вдоль довольно широкой речки, к которой спускаются крутые склоны, густо поросшие высокими деревьями. Тем не менее, везде, где можно, разбиты маленькие рисовые поля.

Вскоре дорога стала выравниваться. Похоже, что мы приближаемся к равнине, на которой должен находиться город Уэно. Время еще нет и шести, но лучше остановиться здесь, пока не началась городская застройка. Пересекли реку по одному из мостов и остановились. До воды не добраться из-за густой бамбуковой поросли и высоченной травы. Поэтому мы расположились в чьем-то неогороженном огороде под раскидистой хурмой, спугнув из ее тени маленькую изящную змейку.

Юрий Лыхин,
июль-август 2016 г.