Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Экспонирование традиционного народного костюма через кукольный вариант

Кукла в традиционном костюме жителей Тульской губернии

Кукла в традиционном костюме жителей Тульской губернии

Кукла в традиционной тофаларской одежде

Кукла в традиционной тофаларской одежде

Крестьянка с серпом

Крестьянка с серпом

Сибирская крестьянка за прялкой

Сибирская крестьянка за прялкой

Сибирский крестьянин, отбивающий косу

Сибирский крестьянин, отбивающий косу

Куклыскрутки в традиционных костюмах жителей Рязанской и Архангельской губерний

Куклыскрутки в традиционных костюмах жителей Рязанской и Архангельской губерний

Мария Алексеевна Тихонова,
старший научный сотрудник
Архитектурно- этнографического
музея «Тальцы»,
г. Иркутск


В последние годы проблема сохранения народных традиций стоит очень остро. Урбанизация общества, разрушение патриархальной бытовой среды, расцвет массовой культуры ведут к исчезновению из жизни человека народных традиций. Практически исчез из жизни жителей Предбайкалья и традиционный народный костюм, перейдя в форму музейного экспоната или в аля-народную интерпретацию.

Чтобы общество окончательно не утратило своих народных корней, в последние годы музеями проводятся выставки традиционного народного костюма. Проходят фестивали народного костюма. Издаются каталоги и альбомы по народному костюму. Рассматривая варианты демонстрации и пропаганды традиционного народного костюма в экспозициях музеев под открытым небом, экспозиционеры большинства таких музеев столкнулись с проблемой неприспособленности экспозиционной среды для показа в ней раритетных экспонатов. Ведь большинство экспозиционных помещений в музеях под открытым небом расположено в памятниках архитектуры, собранных в виде архитектурных макетов, где невозможно соблюсти нормативный температурный и влажностный режим. В принципе, эту проблему можно решить с помощью новоделов, точных копий оригиналов, чем многие музеи успешно пользуются.

В последние десятилетия в мире широко распространяется коллекционирование кукол. Это хобби вполне можно использовать и для пропаганды традиционного народного костюма. Данное направление может также способствовать увеличению турпотока в музей. В этом плане в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» разработан и реализуется проект оборудования мастерской под ткачество и производство сувенирных кукол. В воскресные дни в мастерской научный сотрудник-мастер будет показывать приемы изготовления домотканины на кроснах, а также приемы изготовления кукол. В настоящее время идет формирование коллекции кукол в традиционной народной одежде основных этносов, населяющих Предбайкалье. После формирования коллекции она будет демонстрироваться в специальных хорошо освещенных витринах в демонстрационной мастерской. За аналоги берутся экспонаты музеев, ретроспективные фотографии, рисунки, литературные описания. Существенная проблема при изготовлении уменьшенных копий оригиналов — это соблюдение соразмерности с величиной макета рисунка ткани, вышивки, деталей украшений. В хронологическом отношении коллекция формируется с конца XVII по начало ХХ века. При изготовлении кукол применяется как традиционный народный вариант, так и современный вариант изготовления коллекционных кукол с применением специальных мастик для лепки лица и конечностей.

Совсем недавно, каких-нибудь полвека назад, в каждой деревне девочки умели мастерить тряпичных кукол-простушек из какого-либо доступного материала: кудели, соломы, лоскутков. Такая кукла жила в любой крестьянской семье, в иных домах их накапливалось до ста, на все случаи жизни: обрядовые, берегини или просто игровые. Выбрасывать их было дурной приметой. Сейчас же редко в каком доме найдешь подобную самоделку.

В разных губерниях России было несколько способов изготовления куклы. Самый, пожалуй, распространенный — кукла-скрутка. Брали ветхую мягкую ткань, скручивали ее в трубочку-скалку. Это основа. Перетягивали ниткой на талии и на шее, потом пришивали косу из ниток или кудели — и кукла готова. Из самых красивых, ярких лоскутков ситца, кумача, китайки шили «настоящую» одежду, подражая одежде взрослых. Сначала куклы были безликими, люди боялись, что если нарисовать глаза, в куклу может вселиться злой дух и навредить ребенку. Позже этот магический смысл забылся и кукле стали рисовать или вышивать глаза, нос, рот.

Современные способы изготовления кукол значительно расширились по сравнению с простой скруткой, хотя и до революции игрушечный мир был разнообразен: фарфоровые красавицы с наборами одежды, мебели, посуды; различные механические автоматы — музыкальные шкатулки, шарманки, клетки с поющими птицами, марширующие солдатики, железные дороги и т. д. Мастера были ничуть не хуже, а может быть — и лучше, чем современные. Кукольники и сейчас пользуются некоторыми методами и приемами тех лет. Способов и материалов существует довольно много: фарфор, гипс, воск, глина, гипсовая шпатлевка, «пластика», папье-маше, резьба по дереву, ткань, «масса для лепки», но не все они доступны в домашних условиях.

Например, фарфор годится для создания кукол любого размера. Очень твердый материал с красивой фактурой. Идеально подходит для отливки кукольных рук и лица. Однако требуются специальное сырье и высокие температуры при обжиге.

Воск хорошо имитирует человеческое тело, но хрупок, легко ломается, деформируется при нагревании.

Самые, пожалуй, доступные материалы — глина, ткань, папье-маше и появившиеся недавно «пластика» и «масса для лепки, которая затвердевает на воздухе». Из этих материалов можно самостоятельно изготовить куклу, схожую с фарфоровой. Единственным препятствием является неумение человека лепить, тогда можно выбрать другие материалы (папьемаше, ткань). Техника папье-маше такова, что можно обклеить кусочками бумаги любую форму, в том числе и готовую голову от фабричной куклы. А изготовление куклы из ткани возвращает нас к простой крестьянской технологии — скрутке (девочки начинали ее делать с пяти лет) и является самой доступной даже для начинающих.

Экспонирование традиционной народной одежды через показ ее в кукольном варианте, а также прививание навыков изготовления как кукол, так и традиционной народной одежды для них позволит решить несколько задач. Во-первых, пропаганда народного костюма. Во-вторых, привлечение в музей дополнительного турпотока. В-третьих, решение социальной задачи обучения посетителей навыкам изготовления сувенирной продукции (коллекционных кукол) и тем решение проблемы зарабатывания себе на жизнь и одновременно — проблемы увеличения сувенирного производства в регионе.

 

ЛИТЕРАТУРА

Артамонова Е.В. Куклы. — М., 2000. — 224 с.

Горичева В.С. Куклы. — Ярославль, 1999. — 192 с.

 

Журнал "Тальцы" №3 (22), 2004 год