Музей Г.И. Шелихова - становление и развитие
Категория: Шелехов : Культура
Предыдущая статья | Следующая статья
Казалось бы, еще совсем недавно молодые, окрыленные идеей пройти по пути первопроходцев, исследователей северных просторов, покорителей Тихого океана и земель Северной Америки, мы стояли на берегу красавицы-реки с дивным названием Лена (Элюэнэ, как величали ее эвенки), смотрели на уходящие в даль зеленые сопки, покрытые великолепным лесом, представляли, как некогда валили этот лес крепкие мужики. Они распускали его на плахи, дабы соорудить из него карбаза для транспортировки в Якутск, а затем и далее в Охотск мудреного скарба для мореплавания русские промысловики, среди которых был Он — человек-легенда, впоследствии нареченный Колумбом Российским — Григорий Шелихов (Шелехов). Тогда, летом 1991 года, нам, еще легким на подъем и дерзким на мечты, виделись окутанные суровыми туманами Алеутские острова, закладные доски с надписью «Земля Российского владения» и первые русские поселения на Аляске.
Пора безмятежной молодости, пожалуй, тем и хороша, что, не зная ограничений и страха, может позволить себе любую Мечту. Кавалькада из шести надежно сооруженных плотов медленно отходила от берега с уютно притихшим селом Тутура в Жигаловском районе, и каждый из участников первой экспедиции твердо верил, что это начало большого пути с символичным названием «Путь Шелихова» имеет для каждого из нас гораздо большее значение, чем просто летняя экспедиция.
Затем начались будни: первые встречи со старожилами в селах Усть-Илга, Коношаново, Марково и сбор экспонатов для будущего музея. Мы, как малые дети, радовались первым находкам и щедрым подаркам — утюгам, кованым гвоздям, чиркам и ичигам, сельнице из-под муки, которые слезно выпросили у хозяюшки в селе Сполошино, большому холсту новой самотканой дорожки, полученному за две банки сгущенки, и дырявым самоварам, которые находили в заброшенных, поросших высокой травой дворах.
Мы не знали, каким он будет, но попытка систематизации экспонатов, тогда еще робкая, вселила уверенность —Музею быть!.. Потом, позднее, будут вторая, третья и четвертая экспедиции, встреча с учеными Б.П. Полевым, Н.Н. Болховитиным, с американкой Лидией Блэк в Петропавловске-Камчатском на международной конференции и II Свято-Иннокентьевских чтениях. Душевная поддержка ученых давала нам веру в то, что мы действительно вершим важное дело — изучая исторические материалы, по крупицам собираем новые сведения о человеке, чьим именем назван наш город Шелехов. Философы, наверное, не найдут точного ответа, что же является первопричиной в создании нового, но в нашем случае все сошлось воедино: наивная необузданная вера в то, что собранный в экспедициях материал должен быть размещен в музее, чтобы о подвигах наших земляков знало сегодняшнее поколение, не забывало и гордилось их великими деяниями, осознанная заинтересованность и поддержка главы городской администрации В.В. Поздняка, а также неутомимая деятельность краеведов А.Б. Ружникова, М.Н. Сапижева, Н.И. Волковой, Н.В. Дергачёвой и других энтузиастов, которые верой и усердием заложили в благодатную почву золотое зерно, проросшее итоговым документом — постановлением мэра г. Шелехова . 1237 от 29 сентября 1995 года «О создании Музейно-выставочного центра имени Г.И. Шелихова».
Итак, решение о создании МВЦ (музейно-выставочного центра) принято, все документы подписаны, назначены директор, Н.И. Волкова, и научный сотрудник, М.Ю. Зырянова. Но это была только отправная точка в начале большого пути создания музея, и, конечно, мы тогда не предполагали, сколь долгий путь предстоит нам пройти, прежде чем музей распахнет свои двери для первых посетителей. Между этими событиями — решением о создании музея и первой экспозицией — лежал временной отрезок длиною в пять лет.
В те первые годы дни летели своим чередом — шли поиски здания, бесконечные кочевания по приспособленным помещениям, сбор и систематизация существующих коллекций и обработка новых материалов. Только что родившемуся музею родственники А.А. Леднёва — одного из первых редакторов городской газеты, старейшего краеведа города, передали в дар огромный архив — около 10 тысяч рукописных листов, фотографий, газет и журналов, блокнотов, рабочих записей журналиста. Из Центра творчества был передан материал Музея боевой славы, которым долгое время руководила Т.А. Валеева — историк, краевед, биограф многих участников войны, строителей города. Слишком рано уйдя из жизни, она не успела подготовить себе преемника, и, к сожалению, не нашлось в Центре творчества человека, который принял бы на свои плечи этот бесценный груз памяти о войне.
А между тем только что родившийся МВЦ имени Г.И. Шелихова должен был работать, и его сотрудники, еще не имея помещения, готовили передвижные выставки в художественной школе, в центральной библиотеке и вкинотеатре «Юность», серьезно и ответственно заявили о себе городскими мероприятиями — научно-практической конфе-ренцией «Моя малая родина» и городской историко-крае-ведческой театрализованной игрой «Колесо истории», участ-никами которой стали все школы города и Шелеховского района. Впервые по результатам краеведческих конференций стал издаваться информационный сборник, авторами которого были юные краеведы города.
Приняв участие в археологических раскопках на территории Иркутского Вознесенского монастыря в 1996 году, а затем и в Калифорнии, в Форте Росс, мы стали поднимать мощный пласт истории Шелеховского района, старинные села которого — Введенщина, Баклаши, Олха и Моты — были основаны 300 лет назад как монастырские села Вознесенского монастыря. Здесь пролегал единственный сухопутный Кругобайкальский (Кругоморский) тракт, уходивший из Иркутска на восток и в Китай, и в XVIII веке именно по нему осуществлялись грузоперевозки товаров Российско-Американской компании, в том числе мягкой рухляди — меха морских животных, добытых промысловиками компании Г.И. Шелихова.
Тем временем в Управлении архитектуры и градостроительства готовилась документация для реконструкции под музей освободившегося здания филиала библиотеки. Был объявлен конкурс среди художников и архитекторов на создание особого облика здания: чтобы оно заключало в себе суть основного имени — Шелихова — купца, путешест-венника, стало особым для архитектуры молодого города и подчеркивало индивидуальный стиль.
Из рассмотренных десяти предложений был выбран проект заслуженного художника В.Н. Шаргина, в соответствии с которым маленькое одноэтажное здание бывшей библиотеки разительно преобразилось. Пристрой к зданию и второй этаж увеличили экспозиционные площади, а взметнувшиеся ввысь плоскости крыши, напоминающие паруса, наполненные ветром, придали особый, неповторимый облик новому зданию. Желание художника совместить внешний облик традиционных сибирских деревянных строений и жилищ алеутов на Американском континенте дало рождение балконным и фасадным декорам здания. До февраля 2000 года велись строительные и отделочные работы на особо важном строительном объекте города, а между тем художники-дизайнеры под руководством В.Н. Бешнова работали над формированием первых экспозиционных залов первого городского музея Г.И. Шелихова.
Третье тысячелетие стало началом новой ступени развития МВЦ. 29 февраля 2000 года по решению городской администрации Музейно-выставочный центр имени Г.И. Шелихова был реорганизован в музей Г.И. Шелихова, который 2 июля 2000 года распахнул двери для посетителей. В этот же день была произведена закладка памятной капсулы в основание нового православного храма Святых Апостолов Петра и Павла — покровителей моряков, путешественников и рыбаков. Так в городе появилось два центра, призванных аккумулировать веру, историю, культуру и распространять их среди жителей Шелеховского района.
Для рождения нового музея символично, что он создан по инициативе молодежного туристическо-краеведческого объединения «Наследники», ветеранов-первостроителей и краеведов города, при активной поддержке ученых Центра северо-американских исследований Института всеобщей истории Российской академии наук. В сложнейший и противоречивый период 90-х годов XX века, когда молодежь упрекали в инфантильности, нигилизме и аморфности, когда были попраны сформированные десятилетиями идеалы, именно общественность города и молодежное объединение выступили с гражданской инициативой о создании музейного центра.
В своем концептуальном аспекте музей Г.И. Шелихова уникален. Он является пока единственным на территории Сибирского региона по своей тематике. Сотрудники музея занимаются целенаправленным изучением деятельности известного российского купца, именитого рыльского гражданина, основателя постоянных русских поселений в Северной Америке, инициатора создания Российско-Американской компании. Цель музея — создать из разрозненных материалов архив Шелиховых для его разнопланового изучения, а также через изучение деятельности Г.И. Шелихова и источниковедческой базы — документов государственных архивов России, Аляски, Калифорнии, выявлять и сохранять материалы об иркутских и российских купцах, государственных деятелях, прославивших Россию в XVIII–XIX веках, таких как Н.П. Резанов, А.А. Баранов, И.А. Кусков, Э. Лаксман, и о менее знаменитых россиянах и сибиряках.
Сотрудники музея определили два основных направления научно-исследовательской работы: изучение деятельности Г.И. Шелихова и изучение истории развития города и Шелеховского района. Документы, связанные с жизнью и деятельностью человека, чьим именем назван город, основателя Российско-Американской компании, купца, именитого рыльского гражданина Г.И. Шелихова, занимавшегося промыслом меха морских животных на островах Тихого океана, основавшего постоянные русские поселения на землях Северной Америки и присоединившего к России большую часть этих земель, человека, прожившего в Иркутске более 20 лет и похороненного в Знаменском монастыре, имеют свои особенности. Все копийные материалы из государ-ственных архивов России являются очень ценными, часть из них не была опубликована ранее, и пока ни один музей Сибири не обладает столь большой коллекцией документов о знаменитом сибиряке.
Личность Г.И. Шелихова мы рассматриваем в разных ее проявлениях: как купца, стремившегося расширить и закрепить свое влияние на освоенных им территориях Северной Америки, монополизировать торговлю в этом районе, привить православие среди местного населения и освоить этот район для хозяйственной деятельности; как дальновидного политика, поддерживавшего исследование Японии, Курил, Индии и Филиппин и торговлю с ними; как мецената, строившего на свои средства церкви, соборы, школы и библиотеки; как отца семейства, обеспечивавшего многочисленную семью и родственников. Мы ведем исследование жизни и деятельности его детей, устанавливаем родственные связи, составляем генеалогическое древо рода Шелихова до ныне живущих потомков. При исследованиях мы обращаемся к широкому кругу разнородных источников, как в России, так и за ее пределами. Г.И. Шелихов в своей деятельности был связан с выдающимися людьми России — Г.Р. Державиным, А.Н. Радищевым, Н.П. Резановым, Екатериной II, Павлом I и многими другими, чью роль в жизни страны и за ее пределами трудно переоценить. С детищем Г.И. Шелихова — Российско-Американской компанией — связан также огромный пласт истории и географии открытий, деятельность Рылеева и будущих декабристов, организация кругосветных экспедиций, этнографических и других научных исследований, организаторами и участниками которых были выдающиеся личности.
Перед сотрудниками музея стоит огромная задача — создать максимально полную источниковедческую базу опубликованных, ранее исследованных источников, а также установить новые направления работы. Нами определены научные темы, ранее не изучавшиеся историками, или не до конца исследованные страницы жизнедеятельности Российского Колумба, такие как «Наследники и потомки Шелихова», «Наталья Шелихова: мифы и реальность», «Клан Шелиховых в управлении делами Российско-Американской компании». Особый пласт в перспективных исследованиях — установление переписки русских поселенцев на Аляске и в Калифорнии. Сотрудники музея размышляют над вопросами: можно ли проследить дальнейшую судьбу алеутов, вывезенных Шелиховым в Иркутск, деловое и личное участие Шелихова в иркутских проблемах и государственных делах России. Чем больше мы задаем вопросов об отдель-ных периодах жизни этого уникального человека, тем ярче высвечиваются новые интересные темы будущих поисков. Нас интересуют все географические объекты, названные именем Шелихова, а ведь их более 20: река и бухта на Курильских островах, залив в Охотском море, пролив между Аляской и островом Кадьяк и др. И вопрос, почему и по чьим инициативам эти объекты в разные годы получили это звучное имя? Пожалуй, ни один из ведущих государственных деятелей, великих путешественников ни до, ни после Шелихова не удостаивался такого увековечения его имени. С этой целью сотрудники музея работают с документами музеев и государственных архивов России, США, Аляски, ведут активный поиск материалов посредством переписки с учеными, краеведами, журналистами, издателями журнала «Русская Америка», а также с частными лицами, заинтересованными в сотрудничестве. География точек пересечения по этой теме весьма широка: Шелехов, Иркутск, Рыльск, Тотьма, Вологда, Каргополь, Симбирск, Москва, Санкт-Петербург, Якутск, Охотск, Кадьяк, Форт Росс.
Равным по значению является направление по изучению современного периода — истории строительства и развития города и Шелеховского района, формирования его промышленной базы, инфраструктуры, социально-культурной жизни населения. Еще на первоначальном этапе существования музея не раз можно было услышать: «А нужен ли в столь молодом городе музей и что же он может предложить посетителям, когда в областном центре — Иркутске — есть такие авторитетные музеи, как краеведческий, художественный, музей „Тальцыњ и еще около десятка музеев, где любознательный посетитель может удовлетворить свой интерес? А город Шелехов, который еще только подходит к своему первому полувековому рубежу, слишком мал и юн, чтобы быть интересным для горожан, тем более для искушенных туристов».
Каждый исторический период существует в русле определенных традиций, экономических условий, то есть является носителем и проводником культуры. Подчеркнуть особенности времени, создавшего город, и идей, заложивших основу, базис города, — главная идея ключевой экспозиции. Молодой рабочий поселок, получивший в 1956 году имя мало кому известного тогда купца Шелихова, в то же время был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, а затем особо важной стройкой страны. Что это — парадокс времени или эгрегор имени? «Как вы лодку назовете, так она и поплывет!» Именно через музейные материалы с каждым годом все отчетливее прорисовываются эти две параллели — прошлого и настоящего.
Широкие связи города Шелехова с городами-побратимами Неагари и Рыльском позволяют музею отразить особенности национальной культуры японского народа и глубинные ценности славян, берущих исток от героев «Слова о полку Игореве». В выставочных залах, посвященных городам-побратимам, представлены вестники глубокой старины, предметы XI–XIII веков, переданные музеем города Рыльска, — наконечники стрел, найденные на горе Ивана Рыльского, черепки глиняной посуды из славянских поселений, артефакты, вызывающие большой интерес посетителей музея, равно как и мелкая монета «шелех», этимологически связанная с фамилией Шелихов (Шелехов), а также кирпичи с клеймом, взятые из основы дома Шелихова в Рыльске.
У всех посетителей возникает много вопросов о быте, культуре и традициях японского народа, истории города-по-братима Неагари и деятельности человека, 30 лет назад заложившего основы этой дружбы — Сигеки Мори, часть праха которого погребена на кладбище города Шелехова.
Сигеки Мори являлся почетным гражданином городов Шелехова и Иркутска. Миротворец 60–80-х годов XX века, он приложил много усилий для становления и развития дружбы между Иркутской областью и префектурой Исикава, между Иркутском и Канадзавой, Неагари и Шелеховом. В музее хранятся личные вещи Сигеки Мори, подарки делегаций от Общества дружбы — свадебные мужское и женское кимоно, традиционные японские куклы, предметы быта, а также керамическое панно — дар премьер-министра Японии Иосиро Мори, фотография, сделанная во время визита В.В. Путина в Шелехов. Возложение цветов президентом России на могилу Сигеки Мори подчеркивает важность дружбы городов-побратимов для дипломатических отношений России и Японии.
Становление и развитие музея в малом городе имеет ряд особенностей. Одной из приоритетных задач для всех сотрудников музея является привлечение внимания к нему со стороны власти, бизнеса и рядовых посетителей.
«Музей живет ногами посетителей» — для нас не просто крылатая фраза. Все музейные работники знают, что не так много людей, которые ходят в музей потому, что это часть их жизни. Прийти в музей один раз в год могут школьники, как правило, в рамках воспитательно-познавательного культпохода. Неизменно посещают музей, конечно же, гости города. Но ведь это же капля в мечтах о безбрежных потоках посетителей для провинциального музея. Поэтому с первых лет мы стремимся выстроить свою, особую систему работы с потенциальными посетителями, чтобы востребованность музея была постоянной. Коллектив музея ведет разноплановую работу со всеми категориями населения через активное взаимодействие с отделом социальной защиты, городской администрацией, городским советом ветеранов войны и труда, городским отделом образования, руководителями промышленных предприятий и с главами администраций внутримуниципальных образований Шелеховского района.
Тематические и обзорные экскурсии в музее, интерактивные выставки «Магия бумаги», «Культура и традиции японского народа», «Игра — дело серьезное», уроки истории, географии и биологии для школьников 3–11-х классов на базе научных материалов музея, встречи с ветеранами войны и труда, проведение обрядовых свадеб и юбилеев, выездные экскурсии в Иркутск, Ангарск, Усть-Орду, Листвянку и в музей «Тальцы» — далеко не полный перечень традиционных музейных услуг.
Опыт работы с учебными заведениями в Шелеховском районе подтвердил высокую результативность и действенность проведения научно-исследовательских конференций, театрализованных игр-викторин с участием большого — до 500 человек — числа зрителей. Это позволяет включать в действие активных и пассивных участников, получать практические результаты в форме исследовательских работ, сбора информации, фотографий, документов, привлекать потенциальных друзей музея и через них пропагандировать его деятельность, повышать информированность населения сведениями об истории родного края.
Посетителей в условиях малого города можно привлечь только интересными встречами, событийными мероприятиями и новыми выставками. Но нам, еще молодому музею, прин-ципиально сложно в кратчайший срок создать экспозиции, наполненные глубоким многофункциональным содержанием, поэтому мы формируем тематические и гостевые выставки. По обмену информацией и выставками мы сотрудничаем со всеми крупнейшими музеями Иркутска, научной библиотекой Иркутского госуниверситета, Ангарским музеем часов, Байкальским музеем и другими учреждениями. Мы принимали у себя удивительные выставки: «Жостовские подносы» из коллекции музея Янгеля и выставку самоцветов из музея минералов Иркутского технического университета, передвижные выставки Самарского культурного центра и из города Рыльска. Опыт сотрудничества с частными коллекционерами показал, насколько это интересно горожанам. Коллекция шелеховского нумизмата Н.П. Кухарёнка и коллекция кукол иркутянина В.М. Лапенкова пользовались большим спросом шелеховчан и гостей города.
Поддержка городской администрации важна для всех бюджетных организаций, а для музея, пожалуй, особенно. С первых дней полноценной работы в новом здании мы рассматривали музей как визитную карточку города, информационный центр, в котором время как бы концентрируется, способно учить и вызывать радость и гордость за видную стать города и его жителей.
Мы глубоко убеждены, что музей должен находиться на острие формирования духовно-нравственной культуры, там, где она рождается. Задача состоит в том, чтобы отслеживать и отражать происходящие процессы, а также предугадывать их, что поможет обеспечить инновационную направленность, возможность работать не только с прошлым, но и с будущим. У нас в музее через мощный информационный пласт выявляется и формируется перспективное видение юбилейных дат и тематической направленности городских мероприятий, таких как 40-летие города, 50-летие треста «Иркутскалюминстрой», 210-летие памяти Г.И. Шелихова, 30-летие побратимских связей и многих других.
В современных условиях, на наш взгляд, музей должен брать на себя не только функции сбора, хранения, систематизации материальных и культурных ценностей существующей эпохи, но и выполнять, а еще лучше — моделировать совместно с городской администрацией социальный заказ на формирование определенной системы ценностей для сегодняшнего, а главное —для будущего поколения. И, наверное, это большое счастье, что пока еще музей и городская администрация понимают и поддерживают эту нить в перспективе развития города.
Какой из музеев не мечтает о стабильной финансовой поддержке со стороны спонсоров, среднего и крупного бизнеса? Но к еще одной из особых проблем малого города следует отнести и то, что у предприятий или финансово твердо стоящих бизнесменов деньги просят все, а так как при финансовом дефиците в бюджетной сфере каждый рассчитывает сам на себя, то в данной ситуации музей не является исключением. Пословица «Волка ноги кормят» — это о нас. Вот уже несколько лет как мы отказались от практики просить деньги, мы или приглашаем биснесменов и руководителей предприятий к совместному сотрудничеству, или производим и продаем товар — интеллектуальную собственность — в виде программ и проектов как музейного продукта, издаем открытки, буклеты, календари, информационные сборники. Тем самым мы заняли свою, востребованную в городе нишу производства, пусть в очень малой доле, рекламной продукции о городе.
В 2001 году сотрудники музея Н.И. Волкова и Н.П. Дулепова, участвуя в конкурсе, организованном губернским собранием Иркутской области, получили финансовую поддержку для реализации проектов: «Чистый исток» — на создание информационного банка данных о городе, «По странам и континентам» — на создание экспозиции под открытым небом на территории музея с целью представления ландшафтных зон Сибири, Японии, России и Аляски. Тем самым мы смогли расширить сезонные экспозиционные площади рядом с музеем и начать комплектацию банка данных о городе и Шелеховском районе. Затем при поддержке областного комитета по делам молодежи, участвуя в конкурсе инновационных проектов, мы приобрели оргтехнику. Далее, сотрудник музея Наталья Дулепова получила поддержку общественно значимого проекта «Пойдем ныне по своему отечеству» для создания передвижных выставок по селам Шелеховского района. Но самой большой радостью стали для нас победа во всероссийском конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» и поддержка Фондом В. Потанина проекта «Остров орхидей». Проект призван сохранить сибирские орхидеи, произрастающие на острове Березовом близ Шелехова на реке Иркуте, определить их как музейный объект и организовать к ним туристический маршрут. Этот проект позволяет нашему музею выйти за пределы здания и, я думаю, послужит началом новой большой программы музея по развитию территории Шелеховского района.
Музей принимает участие в работе над формированием комплексной программы «Стратегическое развитие Шелеховского муниципального образования до 2015 года» и созданием Фонда местного сообщества имени Г.И. Шелихова. Свойственно ли это музею? Наверное, да! В меняющемся мире роль и функции музеев могут быть шире ранее заданных границ. Создание Фонда местного сообщества имени Г.И. Шелихова послужит развитию филантропии, и, хочется верить, станет доброй традицией — целенаправленно жертвовать средства для учреждений культуры, в том числе и для музея. Г.И. Шелихов был известен как щедрый меценат, даривший средства на строительство храмов, публичной библиотеки и первого музея в Иркутске. Музей Г.И. Шелихова может внести свою лепту в воспитание цивилизованных меценатов в настоящее время.
У музея Г.И. Шелихова в октябре 2005 года маленький, но все же юбилей — нам исполняется десять лет. Впереди много планов, перспективных программ и интересных проектов, первоочередным из которых является проект по развитию туризма в Шелеховском районе, ведь на нашей территории расположены памятники природы, ставшие местом паломничества туристов. Впереди новые экспедиции в Охотск и на Аляску, и очень хочется верить, что через несколько лет герб города Кадьяка как символ еще одного города-побратима появится на баннерах нашего города.
Мы открыты для научного и творческого сотрудничества, приглашаем в гости и с радостью примем участие в интересных музейных проектах. Дорогу осилит идущий!
Наталья Ивановна Волкова,
директор городского музея Г.И. Шелихова,
г. Шелехов Иркутской области
Журнал "Тальцы" №3 (26), 2005 год