Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Русская народная кукла в Черемховском районе

Русская народная кукла

Русская народная кукла

Бочарникова А.И.

Бочарникова А.И.

Уварова Г.К.

Уварова Г.К.

Боровченко Л.В.

Боровченко Л.В.

Игровые куклы-скрутки

Игровые куклы-скрутки

Обрядовая кукла «Пастушок»

Обрядовая кукла «Пастушок»

Кукла «Ангел-хранитель»

Кукла «Ангел-хранитель»

Кукла  «Пеленашка»

Кукла «Пеленашка»

Мастер–класс  « Традиционная тряпичная кукла» Руководитель- Мельникова Лидия Михайловна – ведущий научный сотрудник отдела фольклора и этнографии ОЦНТиД.

Мастер–класс « Традиционная тряпичная кукла» Руководитель- Мельникова Лидия Михайловна – ведущий научный сотрудник отдела фольклора и этнографии ОЦНТиД.

«Родом из прапрадетства»

Современный рынок заполонен красивыми, на первый взгляд, куклами. В том числе и куклами Барби с наборами шикарной одежды. Однажды, любуясь красотой и великолепием нарядов, я вдруг подумала: а какими куклами играли наши мамы, а еще интереснее наши бабушки и прабабушки? Ведь наверняка во времена их детства были другие куклы, а какие? С этим вопросом я обратилась к своей бабушке, Кудрявцевой Екатерине Дмитриевне, 1926 года рождения. Оказывается, в те годы кукол шили из тряпочек сами дети, делали их также из полешек, использовали лучину, золу, солому, траву, а учили их этому старшие сестры, матери, бабушки. Тема кукол меня заинтересовала и я поставила перед собой цель: научиться изготавливать кукол и создать мини-музей русской народной куклы в школе. Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи:

- изучить историю возникновения русской народной куклы;
- встретиться со старожилами нашего села;
- научиться изготавливать русские традиционные куклы;
- положить начало созданию музея кукол в школе.

Посетив школьную и сельскую библиотеки, я обнаружила, что источников информации по данному вопросу немного. В основном – это журналы «Народное творчество». Ценность их заключается в том, что в них подробно описывается многовековая история русской куклы, подробно описываются способы их изготовления, даются схемы и чертежи. Используя эти чертежи и схемы, я сшила несколько кукол-оберегов и обрядовых кукол.

В Иркутском областном краеведческом музее я нашла материал, где даны образцы кукол-оберегов и приводится подробное описание того, какое значение они несли.

Очень ценной и интересной оказалась встреча в Иркутском областном доме народного творчества с ведущим научным сотрудником, председателем Союза народных мастеров Прибайкалья, Мельниковой Лидией Михайловной, в ходе которой мне посчастливилось договориться о том, чтобы Лидия Михайловна приехала к нам в Булай и провела мастер-класс.

Много ценной информации я узнала во время встреч со старожилами нашего села: Бочарниковой А.И., Заикиной М.Н., Боровченко Л.Е.., Окладниковой А.П., а так же во время экспедиции с Лидией Михайловной по окрестным деревням.

Они рассказали о своем детстве, об играх и забавах, о том, как сами мастерили себе кукол, какое воспитательное значение имела кукла в семье, и даже показали, как делались эти куклы.

Создание мини-музея русской традиционной куклы в нашей школе, позволит учащимся ближе прикоснуться к истокам русской национальной культуре, сохранить связь поколений, продолжить вековые традиции русского народа. 

Кукла из глубины веков

Кто в детстве в куклы не играл,
Тот счастья не видал.
(народная мудрость)

Кукла - одна из самых древних игрушек. Сколько существует мир, столько существуют и куклы, а потому, по дошедшим до наших дней образцам, можно проследить за историей всех цивилизаций. Отдаленное подобие современных кукол находили в гробницах времен Древнего Египта и Вавилона. Уже тогда куклы имели подвижные суставы, настоящие волосы, тщательно выточенные конечности. Огромное разнообразие кукол было и в античном мире: здесь и глиняные животные ( птицы, лягушки, зайцы, змеи, обезьяны, а также человек). Греческие дети забавлялись и троянским конем, солдатами и офицерами. Греческие и римские куклы делались частью из воска, слоновой кости, дерева. От древнего Китая до нас дошли глиняные куклы. В Афинах были распространены примитивные деревянные.

В глубокой древности кукол обожествляли, боготворили, им преклонялись. Первобытному человеку , все что происходило вокруг, было непонятным и очень часто жестоким и пугающим.

С неба лилась вода, падал стрелами огонь (дождь и молния). Вода, если это был сильный ливень, смывала и уносила жилища, людей, посевы. Когда разливались реки, они тоже наносили страшный урон. Молнии убивали людей и скот, поджигали дома. Солнце тоже не всегда ласково согревало человека и землю. Были времена, когда оно сжигало все засеянное, лишая людей урожая. Ветер вырывал с корнями деревья, разрушал жилища. И человек задавался вопросом: кто это все делает? Конечно, это были, какие-то высшие и могущественные существа-боги. Люди создали скульптуры богов, дали им имена, и теперь человеку было у кого просить помощи и защиты, было кому поклоняться. Так появились боги: Сварог, Дажьбог, Макошь, Перун и многие другие.

Чаще всего богов делали в виде человеческих фигур. Наверное, это и были самые первые куклы. Когда люди придумали богов, они почувствовали себя защищенными в этом огромном и непонятном мире. Люди, сотворившие богов, верили им, поклонялись и надеялись на их защиту. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей.

Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому-то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла – полено спасла человека.

Появились и другие куклы-чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было свое имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило и др. Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем отдавали «богам» - топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.

Археологические раскопки доказывают, что были куклы, предназначенные и для детских забав. У детей феодалов, а позднее у детей богатого дворянства и крупной буржуазии куклы отличались необычайной роскошью. Они были одеты в дорогие наряды, а кукольные дома были сделаны с резной мебелью и полной обстановкой. Такие куклы служили для украшения комнат и хранились как фамильные ценности.

Таким образом, мы видим, что кукла известна с глубокой древности. Её история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. 

Русская народная кукла

Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. До наших дней кукол сохранилось очень мало, потому что материал, из которого они изготавливались,( дерево, ткань, солома) недолговечен. Но имеющиеся музейные экспонаты, помогают мастерам частично восстановить древнейшее искусство.

Искусствовед, специалист по традиционной народной культуре Русского Севера Нина Филева, была в экспедиции в одной отдаленной поморской деревне, и там ей удалось встретиться со старым мастером Петром Поповым, который рассказал и показал , как изготавливались старинные поморские игрушки. Изготовление этих игрушек корнями уходит в далекую древность. Из далекого детства он сохранил в памяти магическое значение определенного вида игрушки. Петр Попов резал игрушки – «Панки».( См. приложение 1) В игрушках сохранились старинные представления об оберегах. «Паны» - это предки, которые живут в том мире, и помогают тем, кто живет ещё в этом мире. « Панками» еще назывались игрушки , вырезанные из цельного куска дерева и изображающие фигурки людей, зверей, птиц. Само слово «панк» происходит от слова «панг», что означает «корень», «ствол». Цельность, нерасчлененность массива дерева была главной отличительной чертой этих игрушек. В них легко угадывается прототип - древние идолы, которые были широко распространены в дохристианские времена.

О том, какие куклы бытовали во времена Древней Руси, мы можем узнать только из литературных источников. Изучая литературу, я сделала вывод, что все куклы делились на три большие группы: куклы-обереги, обрядовые и игровые.

Куклы-обереги предназначались для оберега семьи, дома, детства от злых сил, духов.

Одной из древнейших считается зольная кукла. Из родовых зольных очагов (родовые зольники) бралась зола, смешивалась с водой, скатывался шарик и тело, а к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась «Баба» - женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Это была кукла-оберег женщины, дома, очага. Такими куклами не играли, а хранили в сундуке и при переезде на новое место жительства обязательно брали с собой.

Одной из самых древних обережных кукол является русская народная кукла «Божье око». (См. приложение 2). Это крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света.i «Божье око» помещают над входной дверью в дом, над кроватью ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.

В данное время возвратился обычай изготавливать куклу-оберег «Домовенок». И хотя для его изготовления используются современные материалы, его значение не изменилось. Он по прежнему считается оберегом дома, очага от сглаза, злых помыслов. Люди и сейчас верят в его магическую силу.

Кукла «Пеленашка».(См. приложение 2) В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным детям. Чтобы сбить злых духов с толку, спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие не защищенному крестом чаду. Только после крещения, которым за младенцем утверждался статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребенка. В этой кукле воспроизводились особенности мироощущения русских крестьян. Считалось, что ограничение движения сделает ребенка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спеленатый. В основе правил изготовления куклы «Пеленашки» лежит традиционное понимание мироздания крестьянами. В ней простейшими приемами изготовления воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы, который, по поверьям, располагается в районе пупа. Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения. Пеленашка или кукла-младенчик имеет обережную конструкцию. Кукла дается в ручку ребенка в качестве естественного массажера, а также при приходе гостей вставляется в складочки платочка ребенка и тогда гости, чтоб не "сглазить" ребенка говорили про куклу: "Ой, до чего кукленок-то хорош!"

Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное значение. В нашем селе до сих пор сохранилась традиция широко отмечать старинный праздник «Масленица», делать большую куклу « Масленицу» и в конце праздника сжигать её на костре. Куклу делают в человеческий рост, используя деревянную крестовину и солому. Солома как и дерево олицетворяют буйную силу растительности. Куклу наряжают в женскую одежду, украшают лентами, искусственными цветами. В её руке обязательно должен быть блин. Сжигая куклу, люди загадывают желания, которые обязательно должны исполниться.

В рождественские праздники изготавливали обрядовую куклу «Козу». В её основе деревянная крестовина, а морда, голова, косы или борода из соломы. Одевали «Козу» специально в яркое платье или тулуп, поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подкова в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками. Кукла «Коза» была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб. Обрядовых кукол великое множество. На Руси почти к каждому православному празднику или обряду (рождение, свадьба, похороны) изготавливали свою куклу.

Наряду с куклами- оберегами и обрядовыми куклами были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети. Названия этих кукол очень просты и наивны. Люди что видели, что делали -так и называли. Такое мышление вообще характерно для людей славянской культуры.

Одной из самых простых игровых кукол является кукла «Полешко». Она делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья. Кукла могла укладываться в лапоть-колыбельку - игрушка готова.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В некоторых домах их насчитывалось до ста штук. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Матерчатая кукла- простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в «скалку»-«скрутку», тщательно обернутое льняной, белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в неё лентой и наряд из пестрых лоскутов.

Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, иногда обращались к мастерице, бабе, у которой куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ. Лицо вышивали или наводили карандашом, а в более ранних куклах лицо рисовали карандашом или угольком. Обязательно приделывали косу и вплетали в неё ленту.

Итак, мы видим, что куклы на Руси существовали с незапамятных времен. Они сопровождали человека всю его жизнь, начиная с самого рождения ( «Пеленашка», «Ангел - хранитель (См.приложение) и до самой старости (Домовенок»). Кукол изготавливали своими руками, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение.

 Кукла из бабушкиного сундука

Чтобы узнать, какими куклами играли наши бабушки, я встретилась со старожилами нашего села. Среди них есть знаменитые рукодельницы: это вышивальщицы – Уварова Галина Константиновна, Бочарникова Анна Ивановна. А какие затейливые кружева плела Заикина Мария Никитовна. Поэтому в первую очередь я обратилась к ним.

При встрече с Бочарниковой А. И.(1932 года рождения) я узнала, что годы её детства выпали на предвоенный период. Жили они небогато, поэтому все игрушки были самодельными - это различные свистульки, сделанные из черемухи или березы, разные волчки из тюрючков для ниток, мячики катали из шерсти коров, когда те линяли по весне. Анна Ивановна вспоминает: ii- « Но больше всего я любила играть в куклы, наряжать их в нарядные сарафаны. Кукол приходилось шить самой, шила себе и своим подружкам, а потом ходили друг к дружке в гости. Ткань у нас тогда была роскошью, поэтому в ход шли старенькие, выцветшие от времени и стирки тряпочки, которые у меня считались богатством. Каждая тряпочка ценилась на вес золота. Часто кукол шила, используя чулки. Голову набивали овечьей шерстью, также делали тулово, ноги, руки. Руки иногда выкраивали даже с пальцами, как у живой. А волосы делали из конопли. Взрослые заготавливали коноплю для ткачества, а я брала небольшие кудельки для кукол. Такие волосы хорошо чесались, можно было плести косы, делать разные прически. Кукол мы берегли, не бросали где попало. Я и спать ложилась всегда с ними. Играя в кукол, я приобрела первые навыки шитья, поэтому я , став взрослой , всегда обшивала своих детей, а их у меня три дочки». Анна Ивановна с радостью пообещала сшить нам на память куклу, для нашего музея. ( См.приложение 4). «А еще - продолжает Анна Ивановна- мы делали кукол из початков кукурузы. Иногда просто брали початок, делали из камушков глаза, вставляли маленькую палочку, получался нос, рот. У такой куклы можно было плести длинные косы из волосков, что мы и делали. Потом завязывали платок, делали платья из тряпочек и вот так играли» А еще она вспомнила, как делали больших кукол:« Для этого нужно было шесть початков кукурузы. Початки очищали от зерен, они высыхали и тогда на каждый початок надевали чулок и зашивали. Голову делали из обрезанного самого большого початка, пришивали тулово, руки, ноги. Так получалась большая кукла, она могла храниться долго»

Очень интересными воспоминаниями поделилась Боровченко Любовь Еремеевна. (1945 год рождения). Из её рассказа я узнала, что во времена её детства, покупных кукол было мало и были они очень дорогими, поэтому приходилось изготавливать их самим детям. Самой любимой игрой в детстве была игра в куклы. В этих играх они учились вести хозяйство, заботиться о детях.. Любовь Еремеевна вспоминает

« Для того чтобы сделать кукле голову, брали землю или золу, заворачивали в тряпочку и перематывали ниткой. Для рук и туловища делали крестовину из лучины, обматывали её тряпкой, вставляли в голову, таким образом получалась кукла.(См. Приложение 5) Потом мы её наряжали в разные тряпочки. Тряпочки были старыми, выцветшими, поэтому мы умудрялись их красить. А красили мы их так. Брали кирпичи, терли их друг о дружку, получался такой порошок, кирпичного цвета. Потом мы его разводили водой и красили тряпочки. А еще помню, что волосы делали куклам из овечьей пряжи или пакли. Лицо рисовали угольком древесным, а которые девочки были побольше и жили побогаче -те вышивали цветными нитками, а мы завидовали им.». Из её рассказа, я также узнала, что кукол в каждом доме было много, делали их часто, старались, чтобы каждая новая кукла получилась лучше и красивее другой, делать старались с любовью, аккуратно, красиво, т.е. влаживали в каждую куклу частичку души

Очень интересны, на мой взгляд, воспоминания Окладниковой Антониды Петровны .Дело в том, что родилась она в 1961году и выросла в таежной деревне Мотово. Она вспоминаетiii « В те годы везде уже были совхозы и люди получали зарплату деньгами, а у нас был колхоз и родители наши работали за трудодни. Поэтому денег в семье не было, и игрушек магазинских мы не видели. Приходилось играть самодельными. Любимой игрой была - игра в дом, в куклы. А кукол мы делали так: брали две палочки, связывали их крестообразно. К тому месту, где должна быть голова, приделывали овечью шерсть-это были волосы. А потом заворачивали их в платки, потому что тряпочек у нас не было, а платки носили все. Куклы были очень примитивные, простые, но мы были детьми, и с радостью играли такими куклами, других мы просто не видели».

Интересно поведала о своем детстве Ильина Татьяна Ивановна. Она рассказывалаiv: « Когда я была маленькой, мы с подружками мечтали о маленьких, голеньких ,пупсиках, что бы самим шить на них одежду. Но так как у нас их не было, мы шили куколок сами. Шили их из белой материи, набивали их ватой или опилками. На голову всегда пришивали волосы из овечьей пряжи или из пакли. Затем плели косички и обязательно вплетали яркую ленточку, а если волосы были короткие- то привязывали бантик на голову. Лица старались рисовать красивыми, используя химический карандаш и красный для губ. Больше всего, я любила шить на них одежду. Тряпочек у нас было много, т.к. моя бабушка была портнихой и ей всегда хотелось чтобы я научилась шить. Я и вам с удовольствием сошью такую куклу для вашего музея» (См. приложение 6) «Таких кукол – продолжает вспоминать Татьяна Ивановна- мы сшили в детстве великое множество. Любили играть в детский сад и в школу. Все куклы отличались друг от друга, были большие «мамы» и «папы» и много-много детей».

Из воспоминаний наших бабушек, я сделала вывод: самой распространенной и любимой игрой наших бабушек была игра в куклы, и хотя не было таких красивых, разнообразных кукол, игрушек, как сейчас, радости у детей меньше от этого не было. Они радовались тому, что было, что смогли сделать своими руками, вложив всю выдумку и фантазию, и поэтому, берегли игрушки, хранили их и передавали младшим братьям и сестрам. 

Экспедиция по окрестным деревням

Во время экспедиции Мельниковой Лидии Михайловны по Черемховскому району, мне посчастливилось побывать с ней в двух деревнях: Козлова и Лохово. В Козлова мы побывали у Черкасовой (См. приложение 7). Воспоминает: - « Как и сейчас, так и тогда, все девочки в детстве любили играть в куклы. Покупных кукол в те времена не было, поэтому приходилось их делать самим. Кукол делали из всего, что было под рукой. Тряпочек было мало и те были старые, полинявшие, поэтому часто делали кукол из палочек, а потом заворачивали в тряпочки. Когда стали постарше, учились шить кукол, набивая их овечьей шерстью или опилками, Шили кукол просто. Брали прямоугольник ткани, сшивали его, набивали шерстью, получалось туловище, а потом пришивали руки и ноги. Лицо рисовали угольком, или вышивали нитками. Вместо волос пришивали шерсть, паклю или кудельку конопли. Из кудельки можно было заплетать косички куклам. Недавно, по настоянию внучки Алены, пришлось вспомнить детство, и попыталась сшить ей такую куклу. А вот наряд ей она сшила сама, на современный лад. Вот такая получилась кукла». (См. приложение 6).

Мастер-класс

21 июня 2008г. на базе ДК «Победа» села Верхний Булай , в студии «Оберег» был проведен мастер-класс «Традиционная тряпичная кукла» под руководством Мельниковой Л.М.- ведущего научного сотрудника отдела фольклора и этнографии ОЦНТиД. ( См. приложение 9)

Здесь я узнала что все куклы делятся на множество групп.

Этнографические куклы: это те куклы, которые добываются в экспедициях. Например, из экспедиции по Чунскому району, Лидия Михайловна привезла двух кукол. Назвала она их Нюра и Хеония в честь авторов – изготовителей. Одна из них выглядит точно также, как делали для себя игрушки маленькие девочки в начале прошлого века. У этих кукол необычный принцип изготовления тела.

Существовали традиционные куклы, сделанные по традиции, бытовавшей в данной местности, а так же: крестьянская, народная, фольклорная, сувенирная, авторская, коллекционная, оказионная, кукла – Колодия, сделанная из березы.

По конструкции куклы тоже различаются. Есть узелковые, скруточные, смешанные (узелково-скруточные) и набивочные.

Лидия Михайловна подробно описала и показала четыре конструкции изготовления кукол. Обрядовая кукла «Пастушок» изготавливается на палочке. На верху палочки прикрепляется голова. Делается она из кусочка ткани, набитой ватой или шерстью и крепко прикручивается нитками к основе. Затем из ткани скручивают ноги, руки, делают рубашку и кукла практически готова. Осталось сделать аксессуары: сделать шапочку, узелок для харчей, и главный атрибут пастуха – кнут. Вся кукла выполняется без применения иглы и ножниц. Ткань рвется, и связывается нитками.

Для детских забав делались куклы-скрутки. Этим способом можно изготовить и мальчика и девочку. 

Работая над этой темой, я поняла: чем скромнее жили люди, тем бережнее, с душой относились к тем вещам, которые их окружали. Вот и дети, делая игрушки своими руками для себя и своих близких, они не только получали первые трудовые навыки, но и учились заботиться о близких, любить их. Изготавливая куклу, каждая маленькая девочка уже училась вкладывать в нее душу, любить и беречь её, играя в куклы, девочки учились любить своих «детей», вести свое «хозяйство». Я думаю, поэтому и детей в семьях было больше, чем сейчас, меньше было жестокости и насилия.. А сейчас, в век компьютеров и сверхскоростей, при огромном засилии российского рынка заморской продукцией, эффектные на первый взгляд, а по сути - безликие, удручающе однообразные Барби и Кены не способны воспитывать у детей теплые, человеческие чувства, чувства материнства. Такие куклы способны лишь воспитывать праздное отношение к жизни, потому, что это не «дочки», а скорее подружки в шикарных нарядах, в которых можно только веселиться, гулять и ждать принца на белом коне. О чем и мечтает современная молодежь. Но жизнь не сплошной праздник, и чем чаще мы будем возвращаться к традициям своего народа, помнить и знать свое прошлое, тем быстрее поймем: не так уж безнадежна отстала и смешна Россия. Я надеюсь, что определенную роль в этом вопросе может оказать мой мини-музей.

 

 

 Грязнова Оксана Николаевна  
Ученица 10 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Верхний Булай
Руководитель: Малыгина Ольга Васильевна Секция «Этнографическая»

Примечания

i Рыбаков А.Б. Язычество Древней Руси.

ii Из воспоминаний Бочарниковой А.И.

iii Из воспоминаний Окладниковой А.П.

iv Из рассказа Ильиной Т.И.

Использованная литература  

  1. Все обо всем. Том 17.

  2. Головочева Р.М. Обрядовые куклы. Куклы- обереги.

  3. Ожогов «Толковый словарь»

  4. Флерина Е.А. Игра и игрушки.
     

  1. // Маруся №9 – 2007 г.

  2. // Народное творчество № 4 – 2000 г.

  3. // Народное творчество № 2 - 2001 г.

  4. // Народное творчество № 2 – 2002 г.

  5. // Народное творчество № 6 – 2002 г.

  6. // Народное творчество № 3 – 2003 г.

  7. // Народное творчество № 5 – 2003 г.

  8. // Народное творчество № 6 – 2003 г.