Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Гуканьне Вясны - cценарий

Особенности Обряда.

Известная в России Масленица празднуется в Беларуси редко и в основном в восточных районах. Распространение этого Обряда связано с влиянием русской культуры после присоединения Беларуси к Российской империи в самом конце 18 века. В доказательства этого можно привести слова этнографа И. Бермана, который в 1873 году опубликовал «Календарь по народным преданиям в Воложинском приходе Ошмянского уезда Виленской губернии». В нём он писал: «На масленичной неделе не происходит у нас никаких забав, люди не умеют так повеселиться, как великороссы … Блинами также не отмечается, потому что блины подают на каждый, как говорят, богатый стол».

Зато по всей этнической территории Беларуси (включая Смоленщину, Брянщину, Белостокское воеводство и другие районы, которые сейчас принадлежат другим государствам) окончание зимы отмечается иным праздником – Гуканьнем Вясны. 

У белорусов конец зимы по народному календарю припадает на конец марта. Поэтому Гуканьне Вясны обычно проводят с 25 числа этого месяца. Хотя дата Обряда не столь привязана к конкретному дню, и в некоторых районах может быть чуточку разной. Гуканьне Вясны – это уже первый весенний праздник. Именно в эту пору, по представлениям белорусов, прилетают с «Вырай» птицы, которые приносят на своих крыльях Весну. Примечание: Белорусы верили, и до сих пор так говорят, что птицы осенью улетают «у Вырай», т.е. в Небесный Рай для птиц, где живут Боги и куда попадают Души умерших предков. 

Весна в народном представлении белорусов имела образ Богини красоты Лады. И именно от неё зависит приход тепла, расцвет всего живого, будущий урожай и сама Жизнь человека. Ведь не даром у белорусов есть поговорка: «Восень кажа: «Я ýраджу!», Вясна кажа: «Пачакай, як дагаджу!» Но, чтобы Богиня Весны Лада действительно пришла в своё время необходимо её позвать или как говорят белорусы - «загукаць». А так как настоящих птиц в этот период ещё очень мало (они только только начинают прилетать), Лада может не поверить, что время её пришло. Чтобы окончательно её убедить в обратном белорусы делают в большом количестве искусственных птиц из солёного теста без дрожжей – «галёпы». В более позднюю эпоху их стали делать из бумаги. Во время обряда птиц запускали с возвышенности. Когда по всей Беларуси огромное количество искусственных птиц запущено, то Лада наконец окончательно утверждалась в мысли о необходимости своего прихода.

Ещё одной особенностью обряда «Гуканьня Вясны» является то, что весну звали только девушки или молодые женщины. Это объясняется двумя первопричинами. Во-первых, Лада также Богиня красоты, поэтому её и должны звать преданные ей молодые и красивые женщины. Во-вторых, это связано с дохристианским представлением белорусов о женском начале. Ведь с приходом Весны Земля как бы заново рождается.

Сценарий Обряда.

В 2009 году Молодёжный клуб «Крывiчы» решил провести Обряд «Гуканьне Вясны» 28 марта на известной возвышенности около дома отдыха «Ерши». Около 100 человек (в основном молодёжь) собрались в берёзовой роще. 

Перед началом Обряда девушки и юноши занялись украшать место Действия искусственными птичками, сделанными из бумаги, ткани и даже соломки. Также из ниток были сделаны «веснянки» – скрученные парные куколки. Буквально через десять минут место для Обряда было готово. Оно пестрело ярко и красиво.

Сам Обряд начался с того, что молодые девушки забрались на возвышенное место, чтобы как можно ближе подобраться Богине Ладе, ведь Лада наверняка должна их услышать и увидеть.

В начале Обряда девушки в национальных юбках (в красную клетку) и в большинстве в платках повязанных по особому (по-белорусски) выходят дружной группой к обрыву с песней №1:

Благаслави маци!
Вясну загукаци,
Вясну загукаци,
Зиму замыкаци. У-у-у-у!

Эта песня исполняется протяжно и заканчивается призывным «У-у-у-у!». Девичьи голоса как бы будят заспавшуюся Богиню Ладу.

Затем избранная ранее девушка в полном обрядовом белорусском костюме выходит несколько вперёд и, подняв руки к Солнцу, торжественно и громко говорит ритуальные слова:

«Дзякуй табе, Божа,
Што зiму скончылi, 
Што Вясны дачакалiся! 
Дапамажы нам, Божа, 
У добры час пачацi, 
Вясну выклiкацi!»

После этого девушки поют веснянки, т.е. песни с определённым смыслом и припевом «У-у-у-у!». Таких песен поётся множество, но я здесь приведу в качестве примера лишь одну такую песню. 

Примечание: Для тех, кто будет данный Обряд проводить, следует помнить, что все атрибуты Обряда необходимо исполнять в их обязательной последовательности и если не позволяет время или знание других песен, то хотя бы одну песню по каждому этапу Обряда обязательно необходимо выучить. 

Итак, пример веснянки – песня №2:

Весна, весна, весена… У-у-у-у!
Весеначка, дзе твая дочка, панена… У-у-у-у!
Паненачка сядзiць у садочку, шые саро… У-у-у-у!
Шые сарочку свайму сыночку, Васiлё… У-у-у-у!
Васiлёчку сядзiць на скрынi, шые пяры… У-у-у-у!
Шые пярыны, сваёй дачушц Кацяры… У-у-у-у!
Кацярыне, сонейка ходзя, беленька хо… У-у-у-у!

При исполнении последней песни-веснянки все одновременно (по предварительной договоренности) запускают искусственных птиц. Конечно же, они летят не долго, но свою магическую роль, как считали белорусы, успевали выполнить. Ведь Лада во время песен обратила внимание на девушек и в одно мгновение увидела большое количество «птиц». Как теперь не придти на Землю?!

Но на этом Обряд не заканчивается. Необходимо провести ритуал приношения жертвы Земле, чтобы в этот год был богатый урожай. Для этого одна из девушек берёт горшочек с ячневой кашей и закапывает его в Землю. При этом говорятся следующие обрядовые слова:

«Дай-жа Божа на зямельку травiцу, 
На травiцу расiцу,
На лясочак лiсточак 
I вясёлы дзянёчак! 
Дай-жа Божа на жытачка род,  
На статачак плод, 
I людзям на добрае здароýе!»

Теперь необходимо «затанцевать» Весну. А для этого девушки начинают водить «карагоды» (хороводы). Их исполняют опять же только одни девушки и молодые женщины.

Первый обязательный «карагод» называется «Кола». «Кола» – в переводе значит «круг» – символизировал Солнце. Этот хоровод охранял от злых сил и невзгод. Девушки, взявшись за руки, начинают идти простым шагом «против часовой стрелки» под песню №3:

Добра вясной, да поле чыстае
Ой ли, вой люли, да поле чыстае
Муравой травой, да поле щкрашана
Ой ли, вой люли, да поле щкрашана
Усё квяточками, да щсё духмяными
Ой ли вой люли, да щсё духмяными
А раньняй раницай да прымаражуе
Ой ли, вой люли, да прымаражуе
Ад сырой зямли, да жыта краснае
Ой ли, вой люли, да жыта краснае
К небу чыстаму, да падымаецца
Ой ли, вой люли, да падымаецца
Залаты колас да расцветаецца
Ой ли, вой люли да расцветаецца
Залаты колас да наливаецца
Ой ли, вой люли да наливаецца
Залаты колас да пасьпеваецца
Ой ли, вой люли да пасьпеваецца
У поле жнейки йдуць, да сабираюцца
Ой ли, вой люли, да сабираюцца
Залаты колас да й зжынаецца
Ой ли, вой люли да й зжынаецца

Затем девушки заводили второй «карагод» - «Кола з падскокамі». В этот раз девушки после каждой спетой строчке песни старались по выше подпрыгнуть и изменяли направление хоровода. Белорусы верили, что чем выше подпрыгивают девушки, тем выше будет урожай.Вариант песни данного хоровода следующий:

А ýсе канапелькi зьверху зеляненькi. У-у-у-у!
Самi не бяруцца, у рукi не даюцца. У-у-у-у!
Як наляцеý журавель да бабiных канапель, У-у-у-у!
I канаплю забраý, i сарочку не даý. У-у-у-у!
А я таму жураýлю праву ножку пераб’ю, У-у-у-у!
А на тую ножку накладу панчожку. У-у-у-у!
Вераб’ёва жонка сядзiць на пянёчку, прадзе кудзялёчку. У-у-у-у!Як вывядзе нiтку, вераб’ю на сьвiтку, У-у-у-у!
Як вывядзе паýтара, вераб’ю на рукава. У-у-у-у!

Третий обязательный «карагод» называется «Крывы танок». «Крывы танок» – это хоровод несеметричный, зигзагообразный или овальный, может также исполнятся в виде восьмёрки. Движение хоровода при этом может быть не замкнутым. Об этом хороводе белорусы говорили так: «Як вянок плялi, каб нiводная дзеýка не была крайняй». При возможности «Крывы танок» водили в поле, ибо он способствовал богатому урожаю. Известна белорусская пословица: «Дзе крывы танок ходзiць, там жыта родзiць!» При исполнении данного хоровода пели в основном песни с припевом: «Ой лi, вой люлi!» Это связано с тем, что у Богине Лады, есть дочь Лёля, которая также способствует лучшему проявлению всего живого, рождению на свет новой Жизни. Лёля также покровительствует и Любви. Наши девчата водили «Крывы танок» под песню №5:

Ой вясна красна, што ты вынясла
Ой-ли, вой-люли, што ты вынясла
А я вынясла, карабец яец
Ой-ли, вой-люли, карабец яец
Малым дзетачкам, па яечачку
Ой-ли, вой-люли, па яечачку
Красным дзевачкам, па вяночачку
Ой-ли, вой-люли, па вяночачку
Старым бабкам, па киечачку
Ой-ли, вой-люли, па киечачку
Ой вясна красна, што ты вынясла
Ой-ли, вой-люли, што ты вынясла

Казалось бы наши девушки сделали всё необходимое, чтобы позвать Весну, но не тут то было… Ведь Зима не хочет добровольно уходить. Нам ли здесь в Сибири не знать, что, казалось бы, уже и тепло совсем наступило, но вдруг снова могут ударить морозы и даже выпасть снег.

Вот и в обряде необходимо уделить внимание Зиме и её причудам.

В нашем случаи сразу после исполнения «Крывога танка», вдруг выскакивает «Пужайла» пособник Зимы. А в его руках страшное чучело самой Зимы. Он всех пугает и говорит следующие слова:

Го-го-го, Мароз, го-го-го, Завіруха!
Выходзьце хутчэй скакаці!
Людзям не дайце Вясну загукаці!
Мароз зноў з’явіся,
Завіруха тут апыніся!

В помощь Пужайле выскакивают хлопцы, которые до этого были лишь сторонними наблюдателями Обряда. Они хватают девушек за руки, под локти и начинают их кружить. Множество кружащихся пар напоминают со стороны самую настоящую Завируху, т.е. Метель. Этот своебразный танец длиться пока звучит фонограмма весёлой музыки. (Например, трек “Розгары” группы “Палац”).

Когда же музыка заканчивается, все останавливаются. Девушки снова берут инициативу в свои руки. Они собираются в кучку и громко кричат:

Ідзі Зіма, да Кучава!
Ты нам надакучыла!
А ты, Пужайла, Зіму не заві!
Бо Вясна едзе да нас на чырвоным кані!

После этих слов девушки забирают чучело Зимы у Пужайлы и подходят к «вогнiшчу» т.е. к ритуальному костру. Зиму ставят в центр «Вогнішча». Девушки и женщины собираются возле костра и одна из девушек торжественно говорит:

Прэч ад нас Зiма!
Бо едзе Вясна на залатым канi,
На сасе седзючы,
Сыру зямлю аручы,
Правай рукой сеючы!
Вязе Вясна ясныя дзянёчкi,
Частыя дажджочкi,
Зялёныя травы,
Красныя квяточкi нам на вяночкi! 

Затем каждая участница Обряда должна сжечь какую-нибудь старую вещь (что-то из элементов одежды) в ритуальном костре. Белорусы верили, что этот магический элемент позволит им расстаться со всем недобрым и старым, что было в прошлом году. А новый земледельческий год необходимо встречать с новыми надеждами и в новых одеждах. Конечно, пожалуй, весь свой гардероб менять не следует, но какую-нибудь «обновку» прикупить или самим пошить к Весне просто необходимо. (Не то вся «магия» не состоится).

После сжигания старых вещей, девушки берут свистульки, сделанные в виде птичек и начинают «по-птичьему» свистеть. Это необходимый элемент должен окончательно убедить Ладу, что птицы уж точно прилетели, вон как заливаются…Всё основной Обряд совершён!Теперь можно переходить к играм, танцам и хороводам. А чтобы переход получился плавным, все участники действия (включая уже и парней) выстраиваются на хоровод-игру «А мы проса сеялі».

Этот хоровод очень древний и передавался из поколения в поколение на протяжении долгих столетий. В нашем Молодёжном клубе мы его очень любим. Ведь он помогает познакомиться поближе между собой девушкам и юношам и вместе потанцевать. А проводится он очень просто. Выстраиваются две шеренги: девушки напротив юношей. Все берут под локти друг друга. Получается такая плотная шеренга. Это помогает шеренге ровно идти вперёд и отступать назад. При пении первой строки хоровода шеренга идёт вперёд, слегка притопывая в такт песне, при пении второй строки шеренга отступает назад, также притопывая. Как только одна шеренга закончила пение двух первых строчек, вторая шеренга таким же способом продолжает петь второй куплет. Происходит своеобразный диалог шеренг. Первыми начинают диалог-песню парни.

Слова этого хоровода следующие: 

- А мы проса сеяли, сеяли,
Ходзиць Лада, сеяли, сеяли.

- А мы проса вытапчым, вытапчым.
Ходзиць Лада, вытапчым, вытапчым.

- А чым жа вам вытаптаць, вытаптаць?
Ходзиць Лада, вытаптаць, вытаптаць.

- А мы кони напусцим, напусцим.
Ходзиць Лада, напусцим, напусцим.

- А мы кони забяром, забяром.
Ходзиць Лада, забяром, забяром.

- А мы кони выкупим, выкупим.
Ходзиць Лада, выкупим, выкупим.

- А чым жа вам выкупиць, выкупиць?
Ходзиць Лада, выкупиць, выкупиць.

- А мы дадзим сто рублей, сто рублей.
Ходзиць Лада, сто рублей, сто рублей.

- Нам ня трэба сто рублей, сто рублей.
Ходзиць Лада, сто рублей, сто рублей.

- А мы дадзим тысячу, тысячу.
Ходзиць Лада, тысчу, тысячу.

- Нам ня трэба тысячу, тысячу.
Ходзиць Лада, тысчу, тысячу.

- А каго ж вам надаби, надаби?
Ходзиць Лада надаби, надаби.

- А нам нада Волечку, Волечку.*
Ходзиць Лада, Волечку, Волечку. 

*Имя в данном случаи поётся той девушки, которую выбрал согласно очереди парень. 

После того как парень пропел имя девушки, эта девушка должна (хочет она того или нет), обязательно перейти в шеренгу парней и встать рядом со «своим» парнем.

Песня диалог начинается заново, только теперь первыми начинают петь девушки, и соответственно одна из девушек выбирает себе парня, который переходит в шеренгу девушек. 

Примечание: Если участников хоровода много, можно, чтобы сразу два или даже три парня выбирали себе девушек и наоборот. При этом имя может и не произноситься, а просто парни после слов «А нам нада…» подходят к своим избранницам и забирают их.

После этого хоровода избранные пары танцуют ещё несколько различных танцев.

Мы в этом году будем танцевать: «Ручеёк-кадриль», «Келіх кола», “Польку Агату”, “Маразулю”, “Польку задам” и многое другое.

В этом году у нас также будут гости из Клуба Воинской реконструкции – “Иркут-Север”, которые покажут нам своё боевое искусство.

После танцев и игр необходимо исполнить ещё три основные ритуальные блоки.

Вначале необходимо исполнить обязательный момент! Гуканьня Вясны – это жарка яиц. Причём жарили яйца только на улице на ритуальном огне. Яйцо – это символ солнца. Каждый участник Обряда обязательно должен был съесть минимум одно жареное яйцо, иначе Обряд не будет завершён. Жареными яйцами угощали и всех наблюдателей за обрядом включая детей, мужчин, стариков. Причём яйца жарятся без соли (“чтобы жизнь солёной не была”). 

Кроме яиц всех угощали «галёпами», которые делались из теста в виде птичек. И опять же каждый участник должен был попробовать хотя бы одну «галёпу». Также этими мучными изделиями щедро угощали всех нищих, убогих, странников. В этом также присутствовал магический смысл: чтобы «Лада была щедрой на урожай». 

Третьим обязательным блоком является организация “гушканьня на арэлях”, т.е. все должны покачаться на качелях. Желательно, чтобы качались девушка с парнем. Когда девушка находится на пике в верху, она должна быстро и громко выкрикнуть какое-нибудь короткое пожелание. Например: “Каб камары летам не кусалі!”, “Каб жыта буйнае расло!”, “Каб замуж на лета выйсьці!” и т.п.

Ну а далее, если время позволяет и люди ещё не устали можно продолжить играть и танцевать. Последние годы мы начали практиковать и жарку шашлыков. Но этот момент к традиционному Обряду уже не относится. Хотя когда собираются на Природе, после длинной Зимы, то почему бы и нет...

Да, ещё в конце мы обязательно убираем за собой весь мусор! Бумагу мы сжигаем, а пластмассу забираем в мусорные мешки и увозим в город в мусорные баки. Ведь мы уважаем нашу Природу, и благодарны ей, поэтому оставить за собой чистоту просто необходимо.

Вот такой был сценарий в этом 2009 году нашего традиционного праздника – Гуканьня Вясны. 

Друзья! Изучайте традиции своих предков и приходите к нам. Мы рады всем! Да сустрэчы. Алег Рудакоў.