Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Актуальные проблемы взаимодействия национально-культурных объединений и органов областной власти.

23 апреля в «Доме кузнеца» в помещении Общественной палаты Иркутской области прошёл круглый стол по теме «Актуальные проблемы теории и практики межэтнических и межконфессиональных отношений в Приангарье». Наш председатель О. В. Рудаков выступил на нём с докладом, который мы и публикуем:

 

Три года назад я выступал на подобном круглом столе и говорил, что у нас ещё далеко не всё в порядке в плане конструктивного взаимодействия национально-культурных объединений и органов областной власти. Но оказалось, что движение в этом вопросе будет не вперёд, а наоборот назад.

Три года назад мы всё же получали реальную помощь от областной администрации на проведение хоть каких-то своих мероприятий. Три года назад мы встречались с тогдашним губернатором Тишаниным, хотя бы на официальных приёмах.

А что случилось сейчас?

Сейчас мы отпущены в «свободное плавание». И виноват здесь совсем не кризис. Кризис начался в августе 2008 года, а ухудшения начались уже в начале 2007 года.

В плане финансовом мы потеряли всё. Тогда нам объявили, что принят на федеральном уровне новый бюджетный кодекс, который «не позволяет» осуществлять помощь и выделение средств национально-культурным объединениям. А если быть точным, то, оказывается, наше иркутское законодательство не позволяет в связи с новым бюджетным кодексом выделять средства национально-культурным объединениям.

Хорошо. Но сколько мы говорили о том, что нам в Иркутской области необходимо принять Концепцию национальной политики в Прибайкалье, Программу развития национальных культур в Иркутской области и многое другое. Ровно 10 лет назад я впервые подымал эти вопросы. Вначале они вообще уходили в никуда. Затем пришло определённое понимание. Были даже проведены  слушания по этим вопросам. Привлекались учёные специалисты. Мне, как эксперту практику, неоднократно давали на “проверку” проекты этих законов, но сами законы так и не принимались.

Вообще, даже как-то непонятно. Вроде бы чиновники с Управления по связям с общественностью за нас и сами многое делают для разработки и принятия этих законодательных актов, но “где-то наверху” есть “силы”, которые не понимают важности этих законов, или не хотят понимать, или хотят повторения “Кандапоги” (не дай Бог).

Что происходит?

В плане признания нас лидерами области мы тоже потеряли. Если при Говорине были редкие встречи с лидерами Национально-культурных центров, при Тишанине мы встречались на официальных приёмах, присутствовали на отчётах губернатора, то Есиповского мы вообще ни разу не «видели», в том плане, что мы не разу не были приглашены хоть на какую-нибудь встречу. Ни на инаугурацию, ни на официальные приёмы, посвящённые дням области и пр., словом никуда. Вообще я сомневаюсь, а знает ли господин Есиповский о нашем существовании. Мы обращались, как положено, по инстанциям, но нам всякий раз отвечали, что сейчас не пришло время встречи с губернатором. Такое ощущение, что чиновники среднего звена “боятся” организовывать нам встречу. Они нас замучили “вопросами”: что Вы скажете губернатору, как Вы будете говорить. Словно лидеры национально-культурных центров совсем “неумеки” и уж точно не знают как се6я вести на встрече с высшим лицом иркутской власти.

Да дайте нам хотя бы просто познакомится, обозначить свою позицию.

Что получается в итоге? Финансирования деятельности национально-культурных цетров из областного бюджета – нет! Законодательной базы, регулирующей взаимодействие национально-культурных объединений и органов власти – нет! Концепции национальной политики в регионе – нет! Высшие чиновники нас “лидеров-националов” не замечают! Ни на приёмы, ни на рабочии встречи не приглашают!

Так что же остаётся в активе?

Только наша самозабвенная общественная инициатива. Иркутское Товарищество Белорусской Культуры имени Яна Черского вот уже три года проводит свои праздники и мероприятия только полагаясь на свои силы. Вот и сейчас мы готовим большой областной фестиваль-конкурс “Гучы гоман беларуски” абсолютно не получая никакой, даже организационной помощи ни от кого. Сами ищем средства, сами арендуем зал, сами оплачиваем проезд коллективам с глубинки…

А есть ли у нас предложения?! Да сколько угодно.

Вот первое: дайте нам новый стимул. Выделите участки земли в черте города для постройки своих центров. И мы создадим колоритную «Национальную деревню», где не только будем сами проводить свои мероприятия, но и показывать всем желающим, включая туристов нашего города, свой национальный колорит и свою этническую самобытность.

А вот предложения, которые я озвучивал уже не раз. Но повторю их снова:

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.       Необходимо изучить опыт других «продвинутых» в этом вопросе регионов. Тем более, что в своих командировках лично мне удалось увидеть много интересных позитивных решений регулирующих и стимулирующих развитие межнационального сотрудничества.

2.       В Иркутской области необходимо принять региональный Закон, регулирующий взаимоотношения Органов региональной власти, а также местного самоуправления с Национально-культурными объединениями, где, прежде всего, должно быть отражено понимание того, что, Иркутская область является многонациональным регионом, и каждый Народ, проживающий на нашей территории должен иметь равные условия для своего этнокультурного развития.

3.     В Министерстве по культуре Иркутской области предусмотреть Отдел по вопросам развития национальных культур народов Прибайкалья. В обязанности данного Отдела должно входить не только изучение вопроса национально-культурного развития того или иного народа, но и совместно с лидерами Национально-культурных объединений (НКО) разрабатывать Программы развития национальных культур, с обязательным финансированием данных Программ.

4.     В каждом НКО, имеющим областной статус, по линии Комитета по культуре Иркутской области в рамках вышеупомянутого Отдела ввести минимум по одной ставке «культуролога», т.е. специалиста по конкретной культуре определённого народа Прибайкалья. Данный специалист обязан будет не только давать профессионально и грамотно консультации любому учреждению и общественной организации по культуре своего народа (обряды, традиционные ремёсла и т.п.), но и непосредственно разрабатывать Программу развития своей национальной культуры. Этот же специалист будет и тем самым обязательным, оплачиваемым посредником между НКО и учреждениями культуры. На нём же будет лежать и исполнение разработанной Программы.

5.       В каждом районном центре при администрациях, в рамках соответствующих культурных учреждениях, должны быть структурные специалисты  Отдела по вопросам национальных культур народов Прибайкалья. Эти специалисты должны взаимодействовать с теми деревнями, которые имеют национальный окрас и с теми самодеятельными коллективами, которые выступают со своей самобытной культурной традицией. Безусловно, эти самодеятельные коллективы должны финансово поддерживаться.

6.       Каждому самодеятельному коллективу (фольклорный или танцевальный) НКО просуществовавшему более года и имеющему свой национальный репертуар выделить по линии Комитета по культуре по 2-3 ставки. Также предусмотреть небольшие суммы на развитие этих ансамблей.

7.       Так как в СМИ продолжается муссирование национальной принадлежности нерусских преступников, что, безусловно, усиливает рост враждебных настроений к определённым этническим группам, в Законе необходимо прописать о запрете подобных высказываний. Возможно, создать при Отделе национальных и межконфессиональных отношений Комиссию по отслеживанию публикаций направленных на разжигание национальной вражды. В Законе также нужно прописать, чтобы прокуратура, суд, и другие правоохранительные органы активно пресекали высказывания СМИ по этому вопросу.  Возможно, ввести административную ответственность редакций СМИ.

8.       Необходимо предусмотреть в бюджете области классификатор для деятельности Национально-культурных объединений по следующим позициям:
a)       Национально-обрядовые праздники, фестивали, съезды, конференции;
b)       Национально-образовательные программы, подготовка кадров, издание пособий, оплата преподавателей;
c)       Финансовая помощь художественным самодеятельным коллективам, театрам, народному творчеству и промыслам, развитие национальных искусств, создание музеев;
d)       Развитие академических исследований в области этнокультурного компонента, включая финансирование этнографических экспедиций.

9.       Кроме равного финансирования на развитие культур Народов Иркутской области, необходимо учитывать и отдельные программы и инициативы НКЦ и выделять средства по грантовому признаку.

10.     Необходимо в общеобразовательных школах ввести предмет «Этнография», знакомящий учащихся с многообразием этнических групп, населяющих Иркутский регион, их историей, культурой и традицией.

11.     В Законе должно быть прописано право каждого Народа на возможность вести свои рубрики, даже на национальном языке в СМИ, и прежде всего на телевидении и радио. Для этого необходимо предусмотреть возможность подготовки квалифицированных журналистов, способных самостоятельно и с участием представителей НКЦ выпускать специальные программы и передачи на телевидении и радио, вести соответствующие рубрики в печатных изданиях.

12.     Необходимо освободить национально-культурные объединения от арендной платы за помещения для их постоянной работы и оплаты коммунальных услуг, либо выделять им для покрытия этих расходов дополнительные средства.

13.     Необходимо закрепить в законе положение, дающее хозяйствующим субъектам, оказывающим национально-культурным объединениям непосредственную спонсорскую помощь, существенные налоговые и иные льготы на региональном и местном уровне.

14.     В местах компактного проживания одной Нации (сёла, посёлки) ввести уроки национального языка и истории.

15.     При Национальных культурных организациях стимулировать создание Воскресных школ по изучению национальной истории, языка, и литературы.

16.     В Иркутском Государственном Университете ввести предмет «История белорусов и украинцев».

17.     Необходимо, Администрации области в лице всех подведомственных Комитетов заключить договора с  Национально-культурными объединениями о взаимовыгодном сотрудничестве (включая такие службы как Миграционная, Паспортно-визовая и пр.).

18. Необходимо способствовать созданию в Иркутске Дома национальности с обязательным минимальным штатом, включая профессионального бухгалтера, который оказывал бы помощь Национально-культурным объединениям в составлении обязательных бухгалтерских документов, включая Годовой баланс.

19.    Необходимо закрепить в законе положение, дающее хозяйствующим субъектам, оказывающим национально-культурным объединениям непосредственную спонсорскую помощь, существенные налоговые и иные льготы на региональном и местном уровне.

20. В рамках Закона отдельно прописать «Положение о выделении средств Национально-культурным объединениям из областного бюджета», где задать очень чёткие стимулирующие критерии:  

а). Количество фиксированных членов и отделений по области;
б). Количество самодеятельных ансамблей;
в). Количество направлений деятельности;
г). Количество мероприятий и праздников в году.

ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ ВЫВОД: Если все эти предложения будут реализованы, то я уверен, что мы значительно продвинемся в направлении истинной реализации прав Народов РФ на своё этнокультурное развитие, согласно нашей Конституции и другим Федеральным законам России.

23 апреля 2009 года                                     Алег Рудакоў.