Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Драмтеатр им.Охлопкова | Анатолий Андреевич Стрельцов и Ольга Владимировна Шмидгаль

Анатолий Андреевич Стрельцов

Ольга Владимировна Шмидгаль

ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Театр — это завораживающая штука! Совершенно в этом убеждён. Кто-то может сказать, что это пережиток прошлого, что это «несовременно» и так далее... Я же считаю, что это — единственная и, пожалуй, уникальная форма искусства, которую нам никогда не заменят ки­нофильмы. Даже с Джулией Роберте. Даже с Анджелиной Джоли! Да что я Вас убеждаю! Сходите сами как-нибудь, побывайте лично на театральных постановках «Завтра была война», «Последний срок», «Ретро» — и Вы всё поймёте! Я молчу о качестве. Ведь с самого начала само здание Иркутского драмтеатра окутывает вас своей атмосферой — попадая туда, начинаешь вдруг чувствовать себя культурным человеком... необычно так! :) А если вам понравится первый спектакль — всё! Теперь на уроке английского вас обязательно обзовут «crazy theatre passionate lover», а потом вы будете лихорадочно искать афиши в интернете, с нетерпением ожидая новых постановок. И это на самом деле стоит того! В нашей газете мы решили опубликовать небольшие очерки-интервью с людьми, которые занимаются театром уже очень давно. Что и говорить, лич­ности довольно незаурядные — спокойный и задушевный Анатолий Андреевич Стрельцов и яркая и мечтательная Ольга Владимировна Шмидгаль. Мне было очень приятно познакомиться с ними и вообще хотелось бы, конечно, выразить свою признательность и благодарность им за предоставленную возможность об­щения и... и на этом я ухожу, оставляя наших читателей наедине с гостями номера. Приятного прочтения! P.S. —А в театр всё-таки сходите! ;)

АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ СТРЕЛЬЦОВ

(встреча со студентами в Художествен­ном училище 24 февраля 2009 года в рам­ках проекта «Психология успеха людей, ко­торые его достигли»)

— Анатолий Андреевич, что такое для Вас искусство? И что с ним сейчас происхо­дит вообще, в мире?

— Знаете, в мире происходит какая-то гло­бальная путаница. Для нас, к примеру, очень легко сейчас перепутать шоу-бизнес с искус­ством. Но ведь есть массовое искусство, а есть камерные постановки. Хотя, что тут гово­рить, когда у нас само понятие «культура» те­перь ассоциируется с чем-то развлекатель­ным! Теперь это превратилось в сферу разв­лекательных услуг. Чему удивляться? Поэтому и за театр мы порой точно так же можем при­нимать что-то другое. Сейчас всё перепутано! Попробуйте сравнить те телесериалы, кото­рые люди смотрят по телевизору каждый день, с тем объёмным миром Шекспира, уве­ковеченным в его произведениях! Конечно, и во времена Шекспира были проститутки, на­сильники, убийцы... грязь была всегда. Но он почему-то писал о любви...

— А по каким критериям Вы оцениваете тот или иной вид искусства?

— Думаю, искусство вообще невозможно как-то оценить. Ну, как это можно сделать? Вы собираетесь оценивать спектакль по коли­честву слов? Или по количеству актёров? По-моему, это то же самое, что оценивать карти­ну по количеству краски, которая понадоби­лась автору для её написания. Вот, помните картину Саврасова «Грачи прилетели»? Как считаете, она лучше какой-нибудь другой только потому, что в ней на два килограмма синей краски больше? Или потому что на ней 30 грачей, а не 20(как на той, на другой)? Да ведь мы грачей-то не считаем! Мы восприни­маем САМУ энергетику, которая есть в карти­не - чем она наполнена? Что в ней? Жизнь, весна, солнце, радость! А не грачи. И если происходит это самое «оценивание и учёт ко­личества грачей», это означает, что мы сей­час рассматриваем не искусство, а товар. Бе­линского ведь с рынка не несут! «Какая кар­тина лучше? Репина или Саврасова?

Ну, конечно же, та, на которой больше грачей!!!»

Поэтому театр - это определённый      вид восприятия. Ведь лю­ди должны любить друг дру­га, сопереживать друг дру­гу... и именно в этом, на мой взгляд, есть смысл искус­ства! Здесь даже не важен сюжет самого спектакля (как и количест­во грачей). А важно, скорее всего, то, что ос­таётся внутри у человека после просмотра. В постановке он узнаёт самого себя. Бросив взгляд в глубину картины, он видит самого себя. Вот у нас есть постановка «Последний срок», по повести Распутина. После просмот­ра многие утверждали, что она заставила их задуматься над собственной жизнью... что это значит? Идея отозвалась где-то в их сердцах. Понимаете? Вот играет симфония Шостакови­ча - и вы ловите НАСТРОЕНИЕ музыки, чувствуете эти мысли своим сердцем, разве не так? А вовсе не ноты «до-ре-ми-фа»...

— Любите живопись?

— Если честно, не очень я большой знаток в этом деле. Однако единственное, что знаю совершенно наверняка, - нужно обязательно найти возможность побыть с картиной наеди­не. Побыть с ней один на один. Попытаться уз­нать её, попытаться увидеть её глазами того, кто её рисовал. Вот это - важно. Ведь, чтобы воспринять художественный образ, нужна со­ответствующая обстановка! Та же «Джокон­да», к примеру, не произвела на меня такого сильного впечатления, которого я ожидал. Пришёл в этот Лувр, поднялся на второй этаж, а там - толпа, охрана, суета... окружение не дало мне возможности побыть наедине с этой картиной. Живопись - не суетное искусство. Это искусство созерцания. А созерцание - это такая штука...

—А как Вы относитесь к тому факту, что на современной сцене кинематограф начинает вытеснять театр?

— Ну, как Вам сказать... кино - это всё-таки какое-то более «холодное» искусство, что ли? Зафиксированное. А театр - это... что-то животрепещущее, что-то, происходящее ПРЯМО ЗДЕСЬ и прямо сейчас. К экранизациям я отно­шусь, с одной стороны, очень хорошо, а с другой... что-то теряется, верно? Хотя я не имею ничего против кино.

— (вопрос из зала) ...а вот мне всегда хотелось спросить, как Вы решились взяться за произведение Кена Кизи «Проле­тая над гнездом кукушки»? Я присутство­вал на этом спектакле и лично видел, как после увиденного люди просто выходили на улицу и молчали. Максимум, на что их хватало, — это закурить сигарету...

- Да, я уловил суть вопроса! Дело в том, что, несмотря на ма-лопонятность и вполне ощути­мую тяжесть постановки, произ­ведение несёт в себе очень сильную идею. Идею свободы. А свобода дана тебе Богом, свобода есть у тебя всегда. Просто ты пойми её, открой её в себе. И при этом не важно, где ты проснёшься завтра утром, - в доме ли для сумасшедших, в концла­гере ли, или, может быть, в тёп­лой квартире с задёрнутыми шторами... сво­бода есть у каждого из нас и у каждого из нас есть воля. И никто их у нас отнять не может. Можно, конечно, придраться: «Всё равно это зависимость!» Но это абсолютно разные категории. Свобода не заканчивается на материальных ограничениях. Она во­обще от них не зависит, ибо обладает другой природой. Представьте себе такой пример. Вы идёте по улице, и Вам нужно перейти дорогу. Вы смотрите на светофор - зелёный свет - и Вы спокойно идёте. Вы свободны! Вы смотри­те на светофор, видите красный свет - и ос­танавливаетесь. Но Вы свободны! И никто у Вас эту свободу никогда не отнимет. Думаю, в этом идея «кукушки». И так должен жить каж­дый. При этом - не нарушая ничью свободу. Идея, достойная человека, разве нет?

 

ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА ШМИДГАЛЬ

Ольга Владимировна - актриса драмати­ческого театра им. Н.П. Охлопкова, приглаше­на в труппу в 1980 г. после окончания Иркутс­кого театрального училища. С момента вклю­чения в театральный коллектив была активно задействована в ведущих постановках. Роли: Ляля («Дорогая Елена Сергеевна»), Вика («Во­ронья роща»), Джен («Мария Тюдор»), Финея («Дурочка»), Варя («Вишнёвый сад»), Марга («Дикарь»), Стелла («Трамвай "Желание"»), Соколова («Отец»), Жена Гэли Гэя («Человек есть человек»). Обаятельная и интересная женщина, которая очень хорошо чувствует и понимает театр. Она играет и живёт в нём, а глаза у неё горят - два огонёчка! Сначала ду­мал: раз уж взялся описывать человека -нужна какая-то биография, важные даты (рождения, получения премий, свадеб, разво­дов и так далее), но если честно, то... что можно такого важного рассказать о человеке, как не о его глазах?

Рассуждения в этом небольшом очерке принадлежат самой актрисе, я же высту­пил лишь в качестве транзистора, кото­рый, уловив частоту тока, смог его пере­дать. А Ольга...

Ольга похожа на моё личное воспо­минание. Когда встречаешь челове­ка-воспоминание, его охота слушать и слушать... слушать, пока его глаза не станут твоими. Пока ты не уви­дишь речку с таким знакомым-зна­комым лесом, деревню, в кото­рой вырос и провел всё детство, в которую порой невыносимо хо­чется вернуться. Туда! Где ты был когда-то давно...

Она светится людьми, которые её любят. Потому что в её жизни возникали разные обстоятельства, и разные люди становились частью её са­мой. Многие вещи, однако, до сих пор не укладываются в её сознании логично (к примеру, смерть матери). Ну, как это можно понять? Как это переосмыслить? Разве можно как-то   назвать  эти   чувства, дать им определение? Нет, это не депрессия, не равнодушие и не зелёная тоска. Это - что-то лёгкое, светлое... Хорошие лю­ди уходят легко. И по ним не хочется плакать. Хочется хра­нить с великой благодарностью их образ в самых укромных уголках своего сердца.

Но мы иногда не ценим людей, когда они рядом с нами.

Поэтому Ольга сравнивает благодарность с на­шим дыханием.

Ведь это - то самое чувство, которое на­полняет нас до краёв, когда происходит что-то из ряда вон выходящее! Например, когда нам кто-то дарит неожиданный подарок. Кни­га Распутина. Что это? Внезапный порыв? По­дарок от чистого сердца? Глубокий вдох. Вдох восхищения и радости! Вы взлетаете высоко­высоко... и парите там, а сердце ваше замерло от изумления, неожиданности и счастья. Что дальше?

Выдох. Равновесие.

И выдыхаете вы, быть может, в других лю­дей. И выдыхаете, быть может, всю жизнь. Благодаря тому, что когда-то давно, в детстве, в вас что-то вдохнули ещё ваши ро­дители. И вы вдруг осознали, что сама по се­бе любовь - превыше всяких правил.

Вы просто отбрасываете всё то, что меша­ет вам видеть счастье жизни само по себе, сам удивительный факт существования! От­брасываете гордость, жадность, зависть... и вместе с этим всем вы отбрасываете миллио­ны неправильных вариантов и решений, мил­лионы очередей за чужими мечтами. Очере­дей в магазины, в которые вы не попадёте. Очередей, в которых вы не постоите, вариан­тов, которые вы не выберете. Потому что вы точно знаете, В ЧЁМ счастье. И вы начинаете ценить тех, кто проживает свою жизнь, поче­му-то разделяя её именно с вами, - вы начи­наете ценить того, кого видите каждый день. И не замечаете. Ваших близких, родных, дру­зей, подруг, родителей и детей... Тех, кем мы иногда пренебрегаем... Они становятся вам нужны! И вы тоже начинаете нуждаться в них... :) Наверное, настоящее равновесие -это и есть благодарность. Когда нас никто не заставляет и мы этим... дышим.

Ведь именно ощущение того, что мы ко­му-то можем помочь, делает нас счастливы­ми. И это счастье само по себе заключается не в том, чтобы что-то получить, а скорее, наоборот - в том, чтобы что-то отдать, что-то кому-то подарить! И это так здорово -когда у нас есть, КОМУ подарить, есть, КОМУ помочь, есть, КОМУ отдать свою энергию, силу и жизнь, и смысл! Ведь время так быст­ро заканчивается. Однажды оно закончится совсем. Могу сказать одно: когда встреча­ешь в жизни таких людей, как Ольга, за спи­ной вдруг неожиданно что-то начинает шеве­литься и расправляться...

Борис Самбу

Газета "Твой единомышленник" №2(20) март-апрель 2009 г.