Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

А какого цвета ваш мир? : Детская художественная школа Осинского района (ДХШ)

Каждый из нас в школьные годы рисовал на скучных уроках в конце тетрадки цветочки, кораблики, всевозможные узоры и плетения. Потом учителя проверяли тетради и вряд ли приходили в восторг- как ни крути, а «ученическая тетрадь должна быть в надлежащем ей виде! Тетрадь- это лицо ученика!». Не понимаю, что плохого в лице, украшенном цветочками?! Ну да ладно, мой рассказ пойдет о тех учителях, которые сами учат детей рисовать эти цветочки и узоры. И не только. Они учат оживлять белые пустые листы, обретать форму, цвет и объем, выплескивать свое внутреннее «Я» красками на холсты. Входя в здание выставочного зала «Наследие», где проходят некоторые занятия художественной школы, отмечаю про себя уют и тепло. Застав в кабинете Осодоеву Антонину Григорьевну и Бертакову Любовь Архиповну (думаю, в представлении наши знаменитые художницы не нуждаются), напрашиваюсь на интервью, не подозревая, какая же интересная беседа меня ожидает.

Любовь Архиповна Бертакова

Любовь Архиповна Бертакова

Осодоева Антонина Григорьевна

Осодоева Антонина Григорьевна

Любовь Архиповна Бертакова : Об  отце, волейболе и о том, почему она любит короткие рассказы 

-Любовь Архиповна, что послужило толчком, точкой отсчета тому, что вы стали представителем такой интересной профессии- художник? (Хотя это конечно, даже не профессия, а призвание). Может, какая- то картина, которая произвела впечатление? 

- В детстве дома висели не картины, а иллюстрации- в те времена было модно, все их вешали. Помню, кстати, «Тройка» Перова висела! Жалко мне их так было- ну, наверное, это какой- то отпечаток наложило.

-Говорят ведь, что детские впечатления  - самые сильные!

- Ну да, еще висела «Кружевница» Тропинина. Во многом то, что я стала профессиональным художником, заслуга моего отца- он очень хотел этого, хвалил, поддерживал меня. А ребенку ведь надо, чтобы его хвалили, тогда хочется стремиться к новым высотам. Сам папа был человеком артистичным, пел, танцевал, играл на гитаре. Даже на каких- то конкурсах занимал призовые места- танцевал танго, вальс. Пытался нас тоже приобщить, научить, но тогда же это не модно было- мы все твист танцевали! Кстати, в доме, где мы жили,  был вечерний самодеятельный театр, и, наверное, атмосфера искусства пропитала дом. Даже орнамент на «Наследии», где присутствует лира, взят со стен того дома. Многие недоумевают, почему именно лира- это же вроде как символ музыкантов! Ну вот, взято со стен дома, где я родилась и выросла. Кстати, отец тоже в театре играл! Они даже классику ставили, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, и мы ему шили костюмы, он дьякона играл.

- Это которого в мешок засовывали?

- Да, помню жалко нам в этой сцене его было! Отец так убедительно играл. Он вообще мечтал, чтобы мы творчески развивались, но тогда ведь не было возможностей таких, как сейчас. Наверное, это в некоторой степени повлияло на то, что  мы с Антониной Григорьевной, окончив Художественное училище, создали у нас в Осе художественную школу.

- А кроме изобразительного творчества, какие еще сферы искусства вас привлекают?

- Нравится петь. У нас даже создавался ансамбль, правда незарегистрированный,  немного повыступали…  Пели в  основном  бурятские народные песни.

- То есть, национальная тематика у вас и в работах, и в песнях?

- Да, так вот получается.

- А какие виды спорта Вам нравятся? Я слышала, вы неплохо играете в волейбол?

- Волейболом увлекаюсь с детства. Еще со школы нам привили эту любовь учителя. Все ведь идет из детства. Еще люблю баскетбол, мы с Антониной Григорьевной  даже играли за училище. Зимние виды спорта тоже люблю.

- А на коньках катаетесь?

- Конечно! И на лыжах. Школой все это заложено, раньше ведь у нас очень сильная база образования была.

- У вас есть своя педагогическая методика в работе с детьми?

- Ну методики, как таковой, нет… Мне  важно максимально раскрыть возможности ученика, вселить оптимизм, если нужно.

- Вы часто идете на компромисс?

- Да, часто. И в людях ценю это качество.

- А еще какие качества цените в людях?

- Надежность, честность.

 

   БЛИЦ-ОПРОС

- Любимые актеры?

 – И. Кваша, М. Неелова- ее игру я видела вживую, в Москве. Просто поразила! Это была постановка «Трех сестер» по Чехову.

-Кто Ваш любимый художник? – Все хороши. Каждый по своему. Нравятся классики- Коровин, Пластов.

-А любимый фильм?

-«Любовь и голуби». Вообще люблю фильмы В. Меньшова

-Что предпочитаете из музыки?

 – Люблю джаз, классику. Но джаз, наверное, больше, ведь это импровизация- а я импровизации люблю, есть простор.

-А из литературы?

– Меня привлекают короткие рассказы, потому что в них ухватывается сама суть, нет лишних прикрас. Они, как и мои наброски, умещают в себе самое главное, основное.

-Кто Вы по типу темперамента?

-Скорее всего, сангвиник.

-Какие ваши жизненные принципы?

 – Ну, наверное, принимать все испытания со смирением и даже с некой благодарностью.

 

Осодоева Антонина Григорьевна : О Кармен, жизненных девизах и о том, как ее приняли за профессиональную теннисистку

- Антонина Григорьевна, а что послужило для Вас толчком к выбору профессии художника?

- Я любила рисовать еще со школы. И как-то к нам приехала Люба Ильина, она оформляла стенды, а я ей помогала. И она стала меня готовить к поступлению в Художественное училище.

- Какие сферы искусства Вас еще привлекают?

- Балет. Обожаю балет. Еще драматический театр и оперу.

- А какая у Вас любимая опера?

- Кармен!

- Вы, кстати, похожи на Кармен!

- Многие замечают!- смеется Антонина Григорьевна. – Я человек впечатлительный, но все всегда продумываю заранее.

- То есть, в сумке у Вас всегда найдется то, что надо и даже больше?

- Да. Я, в принципе, рациональна. Продумываю все варианты.

- А какие отношения у Вас со спортом?

- В юности играла в баскетбол.  Как-то раз в Москве играла в теннис и порвала ахиллесово сухожилие. Зашивали в Институте им. Склифосовского! Врач у меня спросил тогда: « Вы профессиональная спортсменка?»,  на что я ответила: «Нет, я художница…». После этого случая со спортом как-то у меня не очень…  Но я ходила на аэробику и, знаете, понравились эти упражнения! Очень интересно. Еще люблю водить машину.

- У Вас есть любимая работа? Среди всех Ваших картин?

-  Любимая работа- портрет дочери Татьяны.

-  Вы придерживаетесь какой-нибудь педагогической методики в работе с детьми?

- Я люблю с учениками быть наравне. Стараюсь стать другом, люблю вдохновлять. Если нет вдохновения, невозможно делать работу механически! Должен быть интерес, иначе нельзя.

 

БЛИЦ-ОПРОС

-Любимые актеры?

-О. Янковский и Н. Гундарева

-А любимый фильм?

- «Москва слезам не верит»

-Кто ваш любимый художник?

-Гоген. Люблю французских импрессионистов. Нравятся некоторые работы Пикассо, живопись Ромадина: особенно его картина «Деревья в воде». Еще я люблю творчество японского графика Кацусико Хакусая.

-Что предпочитаете из музыки?

-Все, кроме рока. Я люблю советских артистов, на песнях которых выросло наше поколение. У которых песни действительно шлягеры, любимые народом.

-А  из литературы?

-Люблю любовные романы. Просто иногда все в жизни слишком сложно, и хочется такого легкого, простого… С такими книжками всегда отдыхаю.

-Кто вы по типу темперамента?

-Меланхолик

-Ваши жизненные принципы?

-Есть у меня девиз: «Либо хорошее, либо вообще не надо!». Стараться стремиться  к лучшему, но не перечеркивать сложившееся.

-Спасибо за интервью!

Вот такие они - осинские художники. Они создали неповторимую атмосферу искусства в школе. Дети с радостью ходят сюда, рисуют пирамиды и шары, пишут натюрморты, лепят из глины… Здесь преподавание  на высоком уровне, многие ученики идут дальше, поступают в заведения, связанные с изобразительным искусством. Но самое главное- это духовное развитие. Ведь, как поговаривал Плиний младший: «Тот, кто успевает в науках, но отстает в нравственности, тот больше отстает, чем успевает». Можно сколько угодно совершенствоваться в алгебре и физике, но иметь безобразно узкое представление о мире. Можно громко кричать и этим выделяться из толпы, думая, что это проявление индивидуальности. Можно давать взаймы и думать, что проповедуешь гуманизм. А можно развиваться духовно, и тогда уже не будешь думать и догадываться. Тогда ты уже будешь знать.

Когда дети изучают искусство, они учатся быть свободными, раскрывать свою личность. Как же замечательно, что у нас есть такая прекрасная школа, где высококвалифицированные педагоги учат постигать азы изобразительного искусства. Они учат видеть мир глубже, созерцать действительность в красках. Помните известную фразу: « Жизнь коротка, а искусство вечно»? Так вот, жизнь не только коротка, но и зачастую однообразна. А художники живут, раскрашивая жизнь в те цвета, которые нравятся…

Конечно, Антонина Григорьевна и Любовь Архиповна не единственные преподаватели ДХШ. Вы прекрасно знаете Вахрушкину Елену Феликсовну, не только художника, но и с недавних пор модельера. С самыми маленькими здесь занимается  Багаева Надежда Михайловна. А в этом году в школу пришел молодой педагог- Улаханова Елена Константиновна (по секрету скажу вам, что скоро у нее своя выставка. Так что приходите в зал «Наследие»!).  Кстати, Елена Константиновна закончила эту школу, проучилась в Художественном училище и вернулась в родную Осу. Но это уже совсем другие интервью, которые вы прочитаете в следующих выпусках нашей замечательной газеты!

 

Л. Локменова
с.Оса Осинского района

Газета Знамя Труда № 41
16 октября 2009 года