Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Живущий всегда : Архетипы и символы Даши Намдакова

Работы Даши Намдакова

Работы Даши Намдакова

Работы Даши Намдакова

Работы Даши Намдакова

Работы Даши Намдакова

Работы Даши Намдакова

Работы Даши Намдакова

Работы Даши Намдакова

Работы Даши Намдакова

Работы Даши Намдакова

Работы Даши Намдакова

Работы Даши Намдакова

Чем различаются мастерство и талант? Первое приобретается долгими трудами, второй дается божьим поцелуем. Первое вызывает уважение, второй – целый клубок противоречивых чувств от восхищения и восторга до зависти и ненависти. Мастерство движется поступательно и последовательно; талант хватает звезду с неба – вдруг, неожиданно для всех и для себя тоже.

Природа мастерства и пути его достижения, в общем-то, вполне понятны. Опыт, «сын ошибок трудных», знания, память о множестве пережитых неудач и горьких провалов – вот составляющие той мудрости мастерства, в которой так много печали. Мастер находит верное решение потому, что уже не раз бывал в подобных ситуациях и перепробовал множество неверных решений, и теперь он точно знает, как не надо делать. Устойчивые, надежные, повторяющиеся плоды приносит мастерство.

Талант блестящ и сверкающ, парадоксален и таинственен, природа его непостижима. Зачастую талантливый человек воспринимается как бы и вовсе не человеком – посланцем из будущего, из сказки, с Луны, невесть откуда. Он говорит на птичьих языках, он хочет странного, он экзотичен, у него все по-другому. Все, что рождает талант, сушествует в единичном экземпляре. Талант не может повторить свой успех – все его плоды получаются лишь однажды.

История человеческой культуры, как и во многих других областях, демонстрирует колебания между предпочтениями мастерства и таланта. В одних культурах выше ценится талант. Уникальность, оригинальность и неповторимость объявляются высшими ценностями. Талантливых людей ищут, наделяют множеством привилегий, их капризами восхищаются. Взамен от них требуют жреческого самоотречения и служения тем Высшим силам, которые даруют талант его носителю. Амарнский период Древнего Египта, классическая Древняя Греция, Высокий Ренессанс, японский Хэйань и китайская эпоха Мин – все эти хронотопы остались в памяти человечества как блестящие, утонченные, полные неподражаемых творческих взлетов, но краткие моменты.

Совсем иначе воспринимаются культурные «эпохи мастерства». Древнее царство Египта, Минойская и Микенская культуры, императорский Рим, китайская эпоха Тан и японская Нара прославлены трудами многочисленных мастеров, зачастую безымянных. Они создают свой вклад в общечеловеческую культуру – не блистательные инсайты, а надежные методики, не уникальные шедевры, a устойчивый поток добротных произведений. В их труде много ремесленного и обыденного, они меняют уклад жизни народов не стремительными взрывами революций, а плавным эволюционным давлением.

Впрочем, любое деление культур на типы и классы условно. Рядом с «гениями таланта» Микельанджело и Леонардо работали «гении мастерства» Рафаэль, Тициан и Дюрер, а разобрать, чего больше – таланта или мастерства – в скульптурах Фидия, наверное, не возьмется ни один эксперт.

Сравнивать Даши Намдакова с Фидием, пожалуй, несколько преждевременно. Однако не подлежит никакому сомнению: перед нами – яркий талант. В мастерстве Даши Намдакову тоже не откажешь, с металлами – такими разными, как бронза, серебро и золото, он работает филигранно и дерзко. Уровень артистического владения технологиями такой, что впору вспомнить Бенвенуто Челлини. Но, как и у этого ренессансного гения, талант по своим масштабам намного перекрывает мастерство.

Рубеж второго и третьего тысячелетий нашей эры, скорее всего, будет вспоминаться как «время талантов». Даши Намдаков появился вовремя. Постмодернизм уже подвел теоретическую базу под такой творческий метод, когда фрагменты различных культурных эпох соединяются в единое целое, наподобие чудовища Франкенштейна, и оживляются ударом молнии – озарением таланта. В работах Даши можно опознать находки импрессионистов и элементы традиционной китайской скульптуры, фрагменты каменных идолов Шумера и Вавилона, незаметно переходящие в пластику «Чужих» Ганса Рудольфа Гигера, и африканские мотивы государства Бенин. Цитирование иногда буквальное, иногда – лишь едва заметным намеком. Диапазон предельно широк – от палеолитических бизонов до гротесков ХХI века.

Бурятский этнос формировался относительно недавно на пересечении укладов жизни степных и лесных кочевников. Может быть, национальный характер помогает Даши Намдакову так естественно соединять скифо-сарматский «звериный стиль»
с грациозными капризами ар-нуво?

Религия бурят – странный сплав тибетского буддизма (черная вера) и шаманизма (желтая вера), да еще с явственной примесью несторианского христианства (белая вера). Не отсюда ли черная патинированная бронза, золото и серебро скульптур Даши Намдакова, дерево, и мамонтовая кость, и черный конский волос?

Даши Намдаков происходит из рода кузнецов-дарханов, дархатэ. Металл, одна из пяти первичных стихий, посвящен Тэнгри – духам Неба. Поэтому кузнецы у бурят всегда были людьми очень уважаемыми, в каком-то смысле стояли даже выше шаманов. Защитники и представители человека перед лицом Неба. По этой же причине традиционный костюм бурята (а тем более, бурятки) изобилует металлическими украшениями – иногда их общий вес доходит до пятнадцати килограммов! В то же время, металлы редки и дороги в сибирской лесостепи. Не отсюда ли – бережное, скрупулезное отношение к каждому кусочку металла, стремление нагрузить его множеством объемных и фактурных «событий», множеством смыслов, зарядить творческой энергией?

Можно долго доискиваться корней и источников индивидуального творческого стиля Даши Намдакова – и все время находить еще какие-то прототипы и аналоги. Да что там говорить, если во время первой выставки Намдакова в Нью-Йорке критики «узнали» в его скульптурах персонажей из киноэпопеи «Звездные войны»?1

Нескончаемая череда способов прочесть и понять скульптуры Даши Намдакова – тоже признак таланта. В старинных церквях встречается акустика, выстроенная столь искусно, что каждое слово, сказанное у алтаря, каждый молящийся слышит как бы сказанным только ему, доверительным шепотом. Так и талантливое произведение говорит каждому что-то очень личное, что-то только про него.

Поэтому нет смысла выкапывать корни. Скульптуры Даши Намдакова вырастают из всего массива общечеловеческой культуры, в котором всё связано со всем, всё – причина и всё – следствие. В этом странном пространстве мировой культуры бесполезно спрашивать, что было раньше, а что – позже, потому что Палладио порождает римскую античность в той же мере, как античность – Палладио. Скульптуры Бранкузи и Липшица тут являются причиной культурного феномена кикладских примитивов, так что ХХ век нашей эры предшествует третьему тысячелетию до нашей эры, а приближение постимпрессионизма поворачивает иконы из плоскости религии в плоскость изобразительных искусств, «из ничего» рождая древнерусскую живопись. Тут всё происходит сейчас, и само время в «пространстве культуры» не течет, а причудливо вихрится, образуя густую сеть связей, но оставаясь на месте.

Непривычное для Запада восприятие времени как цельного массива, неподвижного, хотя и сложно структурированного, характерно для кочевых культур. Странствующий по монгольской степи или по бескрайней тайге кочевник наблюдает бесконечное круговращение сезонов, не ведущее никуда. Зима и лето, жизнь и смерть чередуются в сложных ритмах, но у них, как у орнамента, нет начала и окончания. Телеологические идеи направленного движения истории – от сотворения до гибели – чужды кочевнику. Его Вселенная никогда не начиналась и никогда не кончится.

Где живет кочевник? Везде.

Когда он живет? Всегда.

Каждый талантливый человек – кочевник, странник, пришелец в той мере, в какой он талантлив. Своим парадоксальным архетипическим, символическим языком он говорит с каждым из нас – доверительно, интимно – о самом важном. О Жизни и Смерти, о Мужском и Женском, о Молодости и Старости... О таком, для чего нет слов в нашем диахроническом словесном языке, привязанном к образам текущего времени. О чем только и имеет смысл говорить – нам, живущим во времени, с ним, живущим всегда.

    

Константин Лидин

Архитектурный журнал Проект Байкал
март 2009 года