Итоги этнографической экспедиции в Усть-Кутский район, 2010 год
Мельникова Лидия
Категория: Усть-Кутский район : Культура
Предыдущая статья | Следующая статья
Фотоальбом-приложение к статье
C 21 июля по 5 августа 2010 года Областным Центром народного творчества и досуга была проведена этнографическая экспедиция, посвященная исследованию русской традиционной народной культуры Усть-Кутского района Иркутской области.
Цель экспедиции - изучение материальной культуры быта русских старожилов и их потомков на территории исследуемого района. Особый интерес представляли: старожильческая одежда, предметы быта и орудия труда, тряпичная кукла, технологии забытые и неизвестные, а также пища старожилов.
Усть-Кутское муниципальное образование расположено на северо-востоке Иркутской области, в верхнем течении реки Лена на пересечении с рекой Кута.
На территории района климат резкоконтинентальный. Температура воздуха зимой до –52º, летом до +36º. На сегодня общая площадь территории Усть-Кутского муниципального образования составляет 3459,9 тысяч га или 4,6% от площади Иркутской области.
Усть-Кут является городом областного подчинения и центром Усть-Кутского муниципального образования. Он был основан в 1631 году, статус города присвоен в 1954 году. Город сформировался как центр Осетрово-Ленского транспортного узла - это единственное место в Восточной Сибири, где так благоприятно пересекаются железнодорожная и водная магистрали, подкрепленные наличием аэропорта «Усть-Кут», имеющего взлетно-посадочную полосу, способную принимать тяжелые транспортные самолеты ИЛ-76.
Освоение Усть-Кутского района началось с ХVII века с приходом в устье реки Куты небольшого отряда пятидесятника Василия Бугра в 1628 году, а в 1631 году по приказу Илимского воеводы атаман Иван Галкин поставил небольшой острог.
История Усть-Кута связана так же с именем знаменитого землепроходца Ерофея Павловича Хабарова. Он впервые начал проводить опытные посевы в устье реки Куты, его считают зачинателем земледелия во всем Ленско-Илимском крае. Основными культурами, которыми засевались пашенные земли были озимые: рожь, ядрица, ячмень пшеница, овес, конопля, горох. В 1639 году Хабаров построил мельницу, заложил солеварню. Долгое время Усть-Кутский сользавод снабжал солью все население Лены.
Заселение реки Лены к середине ХVII века образовало густые цепочки деревень: Подымахино, Марково, Кайманово, Красноярово, Карпово, Боярск и другие. Большинство деревень носит имена тех, кто их основал: Кипрюшка Марков, Митька Кайманов, Гришка Подымахин и т.д. Эти деревни в 2-3 двора, расположенные друг от друга на расстоянии 5-12 верст составляли одну волость, центром которой был Усть-Кутский острог.
С освоением Ленского волока одной из основных повинностей илимчан и устькутян становятся постройки дощаников и кочей для сплава провианта, пороха, людей «для Якутской службы». Основным занятием населения стало и землепашество.
По Ленскому волоку через Усть-Кут прошли многие казачьи отряды и экспедиции, сделавшие важнейшие географические открытия.
Коренное население края – эвенки (местные их называли тунгусами), дали большое количество географических названий. Река Кута от эвенкийского «кута», означает «трясина», «болото», «заболоченное место». Населенные пункты «Янталь» - «красная глина», Турука – «туруке» - «соль» и т.д. Происхождение названия «Лена» точно не раскрыто. Во времена первооткрывателя Лены землепроходца Пантелея Пянды (1619-1623 гг.), река называлась «Елюенэ», что созвучно с эвенкийским «Иэнеси» - «Енисей» и означает «большая река». Г.Ф. Миллер в ХVIII в. писал: «... тунгусы называют реку Лена – «Ленна». Якуты Лену называют «Орюс», что означает «река» (большая). Буряты называют «3улхэ, 3улхэ-мурэн» - «большая».
Первые поселенцы занимались охотой, рыбной ловлей, собирательством, скотоводством и земледелием. Промысловые умения и навыки они часто перенимали от тунгусов (эвенков). Заимствованной была и промысловая одежда, которую покупали или выменивали у тунгусов.
В ХХ веке в деревнях по Лене и ее притокам часто жили среди русских и семьи оседлых эвенков: Шароглазовы, Силкины, Апкины, Жерандаевы, Чесмановы, Катанаевы, Лекановы, которые занимались промыслами и собирательством, выделыванием шкур и шитьем шуб, шапок, рукавиц-кокольд, унтов. Частыми были и смешанные браки.
В лесах собирали чернику, голубицу, черемуху, черную и красную смородину, на болотах – клюкву, из грибов особо ценились сырые грузди, рыжики и белые маслята.
В реках ловили хариусов, ленков, тайменей, сигов, тагунков, вальков, сорог, щук, налимов, ершей, осетров, охотились на белку, медведя, лису, волка, изюбря, лося.
В ходе полевой работы были выявлены самоназвания русских старожилов района: «Ленские чалдоны», «бурундуки», «ленские водохлебы», «ленские бурдушники». В верхних подрайонах жителей с. Омолой называли «омолоевские ногти» или «омолоевские ногти подзакожные», д. Боярск - «боярские чубуки», или «почекунинцы», д. Рига – «риганы» или «рижные», д. Синюшкина – «синепузы».
Самыми распространенными фамилиями в районе являются: Антипины, Красноштановы, Карауловы, Зыряновы, Марковы, Наумовы, Подымахины, Тарасовы, Кошкаревы.
В процессе полевой работы записаны устные рассказы: о производстве тканей, обуви и одежды в домашних условиях, о технологии вязания одной иглой варег, носок–крипоток, о различных технологиях изготовления традиционной текстильной куклы, о комплексах одежды, в том числе и промысловой.
Выявлены и зафиксированы на фотопленке и в полевом дневнике предметы материальной культуры, находящиеся в Усть-Кутском историческом музее, в школьных музеях пос. Верхнемарково, Ручей, музее народного образования им. Н.К. Маркова (г. Усть-Кут), в собственности информантов (образцы одежды русских старожилов, предметы рыбной ловли, предметы быта и др). К сожалению, не все артефакты имеют точные выходные данные, что не позволяет судить о времени их бытования.
Кроме того, представляется интересным словарь диалектных слов Усть-Кутского района: шарба, мандришки, квасники, сусло, коколды, шодиник, крипотки и другие.
Экспедиция позволила сделать вывод, что выявленные образцы традиционной культуры остались в единичных экземплярах, даже в фондах музеев и являются ценнейшими артефактами. По устному описанию информантов и сохранившемуся фотографическому архиву можно составить представление о материальной культуре быта русских старожилов района, в частности об одежде, в том числе бытовавшей в середине ХХ века.
Л.М.Мельникова
Ведущий научный сотрудник ОЦНТиД