Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Итоги конкурса художественного слова «Слово, опаленное войной»

Конкурс художественного слова «Слово, опаленное войной»

Конкурс художественного слова «Слово, опаленное войной»

Конкурс. Слово, пожалуй, из разряда официальных. За ним стоит регламент, жюри, места и т.п.  Это не всегда способствует творческим излияниям, даже на самом высоком уровне. Да еще если конкурс связан с датой.  «Датский» давно уже стало ругательным словом. Но, по счастью, есть исключения. Такая дата, как 9 мая 1945 года, до сих пор колышет сердца. Иногда спрашивают: «Какой день в жизни для вас самый памятный?». Ответы разнятся – у каждого свои излучины в биографии. Но для всех, кто жил в этот Великий День, он навсегда останется неповторимым. Я был тогда мальчишкой, и помню это невообразимое торжество в Иркутске. Весь город вышел на улицы. ВЕСЬ. Это не метафора, а истинная картина того, что происходило. Запружены ликующим народом были все улицы и переулки. В школу нас в этот день не пустили, и мы влились в торжествующую толпу. Все главные и лучшие здания Иркутска были отданы под госпитали. И все окна госпиталей в этот день были заполнены белым: перевязанными руками, ногами, головами. Те, кто не мог спуститься на улицу, махали из сотен госпитальных окон костылями, перебинтованными верхними конечностями. Картина незабываемая. Дело, разумеется, не только в дне ликования, а в тех четырех ужасных годах, которые ему предшествовали, а теперь остались позади. Да, праздник со слезами на глазах. Но  этот день никуда не деть из памяти, сколько бы лет не миновало.

Времена другие, новые поколения шагают по земле, но назвать 9 мая просто датой – невозможно. Вот и областной конкурс художественного слова в честь Дня Победы – не вписывается в мероприятный ряд.    

Организаторы - Министерство культуры и архивов Иркутской области, ГУК «Областной центр народного творчества и досуга», действующий под его эгидой театр Александра  Гречмана прошли полосу сомнений и раздумий: во время ли, стоит ли, кстати ли?  Да и художественное слово сегодня не в числе самых популярных жанров. Добираться до областного центра участникам конкурса нынче непросто: никто не спонсирует, не поддерживает, все за свой счет. Сомнений – ворох. Главный закоперщик конкурса - специалист по любительским театрам Центра народного творчества и досуга Валерий Кирюнин - семь раз все отмеривал и взвешивал, и не без оснований. Взяли верх соображения: это ГОД ПОБЕДЫ – 65 годовщина, и есть, должны быть, не остывающие темы и непреходящие даты. И не ошибся.

Объявленный конкурс вызвал мощный отклик. Было около трехсот заявок. Смогли приехать 139 человек. И откуда? Бодайбо, БАМ, Казачинско - Ленский район, Усть-Кут, Усть-Ордынский округ. Все большие города области:  Братск, Шелехов, Ангарск.

Мощный десант из Усолья - Сибирского: воспитанники Анны Медведевой, Любови Клочковой, Натальи Колпаковой. Они много лет пестуют усольские школьные театры. Усть-Илимск – ДШИ № 1, руководители Татьяна Соболева и Сергей Гейзель. Рядом - маленькие села и райцентры: Мишелевка, Залари…

Нашлось в программе место четырем  поэтическим театрам. Щедро заполнились обозначенные номинации: младший возраст, юность, зрелость, мудрость. Поток дышал неиссякаемостью.Думали обойтись одним днем, а на другой – провести награждения и  гала-концерт. Куда там! Едва все уместилось в два удивительных, перенасыщенных дня.

Жюри - многоопытный Валерий Кирюнин решил подобрать по принципу «играющие тренеры»  - выступали очень хорошие чтецы и умелые педагоги. Актриса академического  драмтеатра Ольга Шмидгаль, педагог театрального училища Анна Владимирова, от совета ветеранов  актриса Эмма Алексеева, во главе – народная артистка России Людмила Стрижова. Солидно.

Примечательно, что конкурсная нервотрепка моментально улетучилась. Жюри, которому надо судить и выставлять оценки, организаторы, следящие за регламентом, хозяева площадки в энергоколледже, обеспечивающие порядок, - все это вдруг,  растворилось, слилось воедино с участниками, со зрителями. Какая-либо казенщина, заорганизованность вмиг отступили. Началось чудодействие, объединившее всех единым настроем, общими эмоциями.

Пролог «Без слез провожали меня», захватывающе,  талантливо выстроил режиссер Александр Гречман. Прозвучали давние строки многим в Иркутске известного Игоря Кулика:

«Без слез провожала меня,

Не плакала, не голосила,

Лишь только губу прикусила

Видавшая виды родня».

Под них режиссер выстроил молчаливый, но так много говорящий видеоряд – эпизод июня 41-го. Лица, тщательно подобранная одежда, музыка – все слилось в мощный, хватающий за душу аккорд. Следом пошли откровения за откровением…

В Жизневке Заларинского района всего 90 жителей. Но личности, индивидуальности есть везде. Горячие, обжигающие точки, высоты рождаются не по географическому принципу. Рассказ Лидии Ивановны Гавриковой из Жизневки о буханке хлеба всех пронзил едва не насквозь. «Как на войне», - сказал кто-то.

Подростки из иркутской гимназии № 44 свое отношение к войне выразили через непростую прозу Федора Абрамова в композиции «Родники» о северной глубинке. Тут боль и кровь надо добывать из артезианских колодцев.

Ясно, что за этой, насыщенной эмоциональными подключениями работой, стоит мудрый руководитель - Ирина Бондаренко. Ведь чтобы опаленно прозвучали слова, сначала надо опалить души.

Ангарский театр «Росток» из школы № 4, ведомый Александром Говориным, открыл доселе не очень известного поэта из фронтовых окопов  Юрия Белаша:

«Мой стих жизнеспособен, как солдат,

Готовый драться до последнего патрона.

Он не украсит, может быть, парад,

Но вот в бою, в окопе - он как дома».

Окопные строки обжигают мгновенно. Это пережили даже самые юные участники школьного театра и донесли это до слушателей.

Поразил и новоявленный Ваня Солнцев – Диниил Зюзин из Иркутска. Говорил со сцены так, словно он сам мальчишка - солдатенок.

А эта женщина из Смоленщины Иркутского района, Татьяна Иннокентьевна Муляр, представлявшая номинацию «Мудрость», вышла с платочком в руках, поведала, что это давний подарок любимого, накинула платок на плечи и прочла собственные стихи о влюбленном мальчишке, а затем накинув платок на голову превратилась в вдову.

Это похоже на прекрасную радиопрограмму Виктора Татарского «Встреча с песней», где давние мелодии непременно сопровождаются случаями из личной жизни. Искусство и бытие, взаимопроникая, производят мощнейший удар.

Дошкольник Ваня Бородин, питомец Анны Медведевой из Усолья-Сибирского, так рассказывал про войну, будто все это самолично пережил. Откуда он все это узнал, как сумел почувствовать столь отдаленное от него время? Оказывается, дело в мудром  прадеде, который повлиял на мальчишку своей судьбой и зарядил его этой священной темой.

Нина Лаврентьевна Дикова из Магистрального оживила своим голосом и своим сердцем рассказ Алексея  Толстого «Русский характер». Он в момент создания, в ту суровую пору, вошел в разряд классики. Нина Аристарховна, рассказывая  об искалеченном войной человеке, который не решался признаться матери, что это он, внесла в эту историю сегодняшнюю боль.

А это было просто на уровне потрясения: выход 75-летнего ветерана из села Голуметь Черемховского района Иннокентия Семеновича Пшеничникова. Он читал свои стихи и рассказывал в них свою личную, непридуманную историю о гитаре, которая когда-то принадлежала его отцу, не пришедшему с войны. Жаждется процитировать хотя бы отрывок.

«Пока живу, пока я в чувствах,

Пока свой путь судьба вершит,

Со мной отцовское напутствие –

За жизни тех, ушедших, жить.

Жить за отца, за тех, погибших,

И не проживших полный срок,

Недоработавших, недолюбивших,

За тех, кто жить еще бы мог.

Как мой отец, совсем не старый,

Ушел от нас, так не допев.

Молчит отцовская гитара.

Молчит уже полсотни лет.

Я все же взял гитару в руки,

Попробовал звучанья строй

И протянул с надеждой внуку.

Попробуй-ка, для деда спой.

И зазвучали над Сибирью

Те песни, что певал их дед,

Как продолжение тех былей,

Как эстафета наших лет».

Само собой, Иннокентий Семенович и запел. Зал и жюри встали в едином порыве. Это был буквально тот случай, который гениально выразил Пастернак: «И тут кончается искусство, и дышат почва и судьба».

В известной мере это можно отнести ко всему этому конкурсу, где опаленные души произносили опаленные слова.

 

Леонид Беспрозванный,
заслуженный работник культуры России.