Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Мини-театры декоративного костюма - «КНЯЖНА», «СОЛНЫШКО», «КАРНАВАЛ» (город Тайшет)

«КАРНАВАЛ», город Тайшет

Театр «СОЛНЫШКО»

Театры декоративного костюма - «КНЯЖНА»

Работа школьных мини-театров декоративного костюма в Тайшетской детской художественной школе

В нашей художественной школе успешно работают мини-театры декоративного костюма «Княжна», «Солнышко», «Карнавал» для учащихся подготовительных, 1-5 классов , а так же театр декоративной куклы в котором наши самые маленькие художники ставят театрализованные  и хореографические спектакли.

Этому способствует более углублённое изучение русских традиций , народных промыслов , ремесел. Скрупулезное изучение костюма, куклы,  разгадывания тайн  истории и секретов изготовления, а затем тщательное воспроизведение каждой декоративной детали, узора, восстановление каждого декор. элемента, восстановление утраченных технологий обработки бересты, ткани - этим занимаются ученики школы во главе талантливых педагогов . Учащийся изготавливают декоративный костюм  , но перед этим предварительно знакомятся с описанием этих костюмов в литературе, проводят необходимую работу по выбору тканей, видов отделки, фурнитуры, разрабатывают технологическую документацию, выкройки костюмов, схемы декоративных деталей и отделки, ведь большинство моделей выполняются в соответствии с оригиналом, некоторые из них создаются по мотивам народных промыслов - Гжели и Хохломы, Палеха, Городца и т.д.    Мотивы национальных костюмов, творческая переработка, а также их реконструкция обогащают багаж знаний и умений по ДПИ.

Для профессионального , более зрелищного показа-дефиле в рамках «Предмета по выбору» проводятся занятия по хореографии, ритмике, танцу с профессиональным хореографом.

Наши театры в школе и городе - явление уникальное. Дети не только изучают технологию обработки бересты, ткани, стилизуют и  изготавливают головные уборы, украшения, браслеты, пояса ,обувь, сарафаны в народном стиле но и демонстрируют их под музыкальное сопровождение учеников муз. отделения.  Костюмы получились настолько интересными, что некоторые из них приобрел городской музей .  Дефиле мини-театров «Княжна», «Солнышко» часто показывают на выставках , праздниках, различных мероприятиях города. А спектакли наших маленьких учащихся подготовительного отделения ,успешно показывались в учреждениях дополнительного и дошкольного образования города.

Костюмы, изготовленные учениками с преподавателями, являются произведением искусства, в истории его развития отразились черты конкретной эпохи, культуры. Ведь изучая костюмы разных времен, можно наблюдать смену художественных стилей, представления о прекрасном людей прошлого, идеалы и вкусы разных сословий. Эти необходимые знания помогают юному художнику проследить изменение облика человека в историческом плане в связи с закономерными изменениями костюма: крой, форма, цвет, украшения.

Обращение к народным традициям позволяет юным художникам- модельерам привлекать в костюм проверенные временем яркие колористические сочетания, орнаментальные мотивы, использовать в работе над ним выразительность геометрического строя. Каждый старается внести в свой костюм национальный колорит, сделать его нарядным и привлекательным. Сначала разрабатывается множество эскизов в тоне и цвете, которые позволили найти количественное соотношение цветовых масс, проработать необходимый силуэт, определить пластику движения в костюме.

Техника выполнения изделий очень различна- это шитье, берестяная резьба, тиснение, дополненные объемными деталями и фурнитурой, аппликацией и  украшениями.

Костюмы коллекции княжна выполнены в приемах профессиональной , художественной обработки бересты. Они ориентированы на раскрытие национальных, индивидуальных и социальных особенностей. Предусматривалось, чтобы он по цветовому решению вписывался в интерьерное пространство  и атмосферу сценического действия.

Каждая коллекция проходит утверждение и обсуждение с хореографом, ведётся подбор музыки, сценического танца, разрабатываются хореографические проекты, проходят репетиции и сами выступления учащихся.    Идея задуманного нами творческого урока по ДПИ  заключалась в том, чтобы оживить многочисленные костюмированные проекты. Поэтому и было предложено не только нарисовать , изготовить декоративный костюм, но и оживить коллекцию, выразить самим свой образ, используя все художественные средства: музыку, движение, создать сюжет своего показа.

Мы не выделяем «художественные» или «актерские» способности учащихся- каждый может быть не только художником, но и танцором и артистом. Это очень важно, потому что каждому ребенку нужно дать шанс почувствовать  себя талантливым во многих областях. Сначала когда признают его идею, а потом- когда он может выйти с ней на сцену. Выйти на сцену- это отважный шаг, который часто помогает робким, закомплексованным детям , а этому часто подвержены художники, в силу специфики творческого характера, ощутить свою силу, побороть робость, стать более раскованными.

Маленькие же художники подготовительного отделения «Акварелька», возраста 5-8 лет, решили тоже создать свой театр декоративной куклы «Солнышко», где вместе с учителем они изготавливают декоративные куклы и ставят музыкальные спектакли по сказкам и стихам. Ведь когда сделаны декорации, расписаны ткани , сшиты костюмы и созданы куклы, хочется оживить образы. И во время всего этого долгого процесса, когда дети разного возраста и характера легче привыкают друг к другу , наступает замечательный момент общения- дети раскрываются, перестают стесняться, испытывают необходимость быть вместе. Это тонкая ювелирная работа когда учитель должен набраться  терпения и постараться учесть все пожелания авторов-создателей образов, быть мудрым помощником,  корректировать тонко и умело, чтобы дети по- настоящему чувствовали себя авторами своего проекта. А дети в ходе такой работы меньше устают на занятиях, у них развивается фантазия, ассоциативное мышление, которое помогает им лучше заниматься и по предметам ИЗО . 

Всё это и даёт направление образовательным программам по декоративно-прикладному искусству , реализуемым в МОУ ДОД ТДХШ . Все программы составлены с учетом специфики школы- углублённое изучение русского декоративно- прикладного искусства,  и ориентированы на обучение приемам, навыкам, художественного ремесла,  пробуждению в них интереса к декоративному искусству, творчеству .

Данные программы реализуются в комплексе со станковой композицией, скульптурой, историей искусства, дополняя, взаимопроникая друг в друга, и  выступают в качестве сопровождающих курсов к ППВ.

В результате изучения данных предметов, уч-ся должны получить профессиональные знания, умение, навыки в области декоративно-прикладного искусства .Дети должны научиться создавать свои собственные декоративные композиции, иметь представление об искусстве народных декоративных промыслах.

Наши ученики и преподаватели постоянно участвуют  в многочисленных школьных, городских, областных, Всероссийских, Международных, зарубежных выставках, конкурсах, фестивалях,  являются лауреатами, медалистами, дипломантами конкурсов-выставок живописных, графических, декоративно-прикладных работ, получают дипломы, грамоты, благодарственные письма, школьные театры декоративного костюма на таких мероприятиях всегда вызывают интерес и восхищение.

Думается ,что ни для кого из ребят общение с увлеченными людьми и прикосновение к истокам своей народности не пройдет даром, оставит след в душе на всю жизнь, ведь одной из главных своих задач мы считаем воспитание у ребят художественного вкуса, чтобы они всегда смогли отличить дешевые подделки от подлинного искусства. Ведь большую роль в становлении юного художника играет его культурный уровень.

Мы стараемся  научить ребят создавать пусть несовершенные, но искренние работы . Наша собственная инновационная  композиционная программа направлена на то, чтобы помочь детям раскрепоститься, проявить свою индивидуальность.

В наших планах и более широкое изучение традиционных народных  ремесел, изготовление ремесленных изделий, их декоративное оформлении.

Так же мы планируем объединить ещё несколько детских творческих коллективов города, работающих в этом же направлении, в  городской «Детский Театр Моды».