Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Почти три столетия на Байкале (из жизни купцов Шишеловых)

Илья Семенович Шишелов. Начало ХХ в.

Илья Семенович Шишелов. Начало ХХ в.

Дом С.А. Шишелова в Иркутске. 2005 г.

Дом С.А. Шишелова в Иркутске. 2005 г.

Дом А.Н. Трофимченко в Иркутске. 2005 г.

Дом А.Н. Трофимченко в Иркутске. 2005 г.

Семья С.А. Шишелова.  Около 1900 г.

Семья С.А. Шишелова. В центре — Семен Александрович и его жена Мария Ивановна, слева от Семена Александровича — дочь Мария с мужем Александром Трофимченко, далее семья сына Ильи (Илья Семенович, жена Екатерина Васильевна, дети Наталья и Степан), сзади Семена Александровича — племянник Иван Иванович Шишелов, справа от Марии Ивановны — семья сына Павла (Павел Семенович, жена Ирина Андреевна и дети Георгий /стоит/, Климент, Петр /на руках матери/). Около 1900 г.

Екатерина Павловна Шишелова. Февраль 1940 г.

Екатерина Павловна Шишелова. Февраль 1940 г.

Екатерина Павловна Шишелова. Около 1966 г.

Екатерина Павловна Шишелова. Около 1966 г.

Фрагмент плана города Иркутска. Участок, где располагались дома Шишеловых

Фрагмент плана города Иркутска. Участок, где располагались дома Шишеловых

Лия Ефимовна Латышева,
кандидат химических наук,
член общества «Родословие»,
г. Иркутск

Когда-то иркутский городской голова Дудоровский сказал: «Наше предприимчивое и деятельное купечество не убоялось ни убийственного якутского холода, ни морской бездны, ни вражды и неприязни диких народов; открывало пути и способы торговле, развивало ее в самых трудных обстоятельствах, образовывало капиталы, упрочивало доверие к себе честностью расчетов» (6). Эти слова справедливы в отношении многих иркутских купцов и в частности Шишеловых.

Анализируя описание этапов развития пароходства на Байкале за 90 лет, с 1844 года, байкальского краеведа историка Веселова, приходишь к выводу, что представители купцовШишеловых трудились на этом поприще половину данного срока. Но поселились они в Лиственичном гораздо раньше.

Появление Шишеловых в Сибири можно датировать 1697 годом. В этот год «1 декабря в царствование Петра I по именному указу в сибирские города для сбора таможенныхпошлин и винной продукции был послан оружейник Василий Шишелов с товарищами» (23).

В 1721 году в книге В. Сукачева, посвященной первому столетию Иркутска, упоминается иркутский дворянин Василий Шишелов, назначенный на должность первого судьи города(25). С этого времени фамилия Шишеловых в документах, связанных с Иркутском, появляется часто. В списках ревизий 1722 и 1744 годов числятся разночинцами Василий Шишелов с сыновьями Иваном и Василием, в детях боярских — Алексей Шишелов, иркутский дворянин с крепостными, служитель женского Знаменского монастыря Яков Шишелов (16).

В 1725–1730 годах иркутские цеховые, мещане Шишеловы поселяются на побережье Байкала, положив таким образом вместе с Елизовым, Шипуновым и др. начало заселения поселка Лиственичное (13).

В те годы Байкал изобиловал рыбой и был единственным источником рыбного продовольствия Иркутского и Забайкальского краев. «Главная народопродовольственная рыба всех сословий: омуль — омуль селенгинский, баргузинский... сверх этих рыб имеются рыбы осетры, таймени, хариусы, сиги, ленки, налимы, щуки, язи, сороги и малоизвестная рыбка, выбрасываемая на берега, называемая голомянкой», — так писал П. Пежемский в своей летописи (17).

Первые представители Шишеловых застали создание и существование Иркутского адмиралтейства, ведавшего постройкой казенных парусных судов — галиотов, перевозивших пассажиров и кладь. В 1839 году Адмиралтейство было расформировано. Появление Указа о кораблестроении, вышедшего «июня 25 дня в лето от рождения Христова 1781, государствования же Нашего в девятое на десять», активизировало деятельность частных пароходовладельцев-рыбопромышленников, поселенцев Лиственичного. Указ гласил: «Божией Милостию Мы, Екатерина II, Императрица и Самодержица Всероссийская и проч., и проч., и прочая объявляем всем верным нашим подданным: „Российское купеческое водоходство в последних годах царствования Нашего коликое приращение получило, ясно оказывается по числу кораблей и судов ныне по разным водам плавающимњ, на подлинном подписано собственною Ее Императорского Величества рукою тако: Екатерина» (7).

В 1841–1860-х годах в Лиственичном выросло несколько усадеб, среди них усадьба Александра Шишелова с детьми Семеном, Иваном, Михаилом и Захаром, усадьба И.Г. Ступина — почтосодержателя и судовладельца, Н.И. Кислицина — рыбака и охотника, и Елизова — рыбопромышленника. Все Шишеловы были судостроителями, имели свои суда и ходили по Ангаре и Байкалу, развозя товары из Кяхты, рыбу и разную кладь (9). В эти же годы в Лиственичном добавляются дачи Ивана Шишелова и братьев Александра — Ивана и Григория Ивановичей Шишеловых (8). У Александра Шишелова под строениями, огородами и выпасами для скота находилось 2 десятины 2 340 сажен земли, или 290 соток. Усадьба стояла на побережье у реки Крестовки, впадающей в Байкал. Сразу оговорюсь, я не ставлю своей целью воспроизведение истории пароходства на Байкале, а лишь упомяну участие купцов Шишеловых на этом поприще. Байкальское пароходство, которое проработало 14 лет, с 1870 по 1884 год, было создано братьями Шишеловыми совместно с иркутскими купцами 2-й гильдии Могилевым и Елизовым. Став преемником ранее действовавшего на Байкале пароходства «Наследники Мясникова и порутчик Д.Е. Бенардаки», с марта 1875 года Товарищест-во приняло на себя обязательства выполнения срочных почтовых перевозок, срочных буксировок, осуществления пассажирских и озерно-морских поездок.

С созданием Байкальского пароходства на побережье Лиственичного впервые появилась пристань с молом. Она была построена рядом с территорией усадьбы АлександраШишелова у впадения реки Крестовки в Байкал и называлась «Крестовая пристань» или Шишеловская. Организаторами первой гавани, а затем и механической мастерскойТоварищества были иркутские купцы Ф. Елизов, И. Могилев и Иван Александрович Шишелов. Павел Семенович Шишелов вспоминал: «Раньше суда и пароходы становились на якорь на деревянные срубы, сколоченные в виде куба из коротких толстых обрубков бревен. Они назывались боканы» (10).

Байкал объединил обе ветви рода Шишеловых, которые отличались по роду деятельности в Иркутске (21). В 1872 году соучредителями срочного буксирного пароходства сталиИван и Петр Федоровичи Шишеловы (20). Георгий Михайлович Шишелов в 1908 году работал на ледоколе «Байкал» (24). В 1914, 1915 годах он являлся старшим машинистом железнодорожных переправ Лиственичного (19; 27).

В ноябре 1881 года Иркутское губернское правление засвидетельствовало договор о продаже кяхтинских пароходов «Иркутянин», «Байкал», барж «Урга», «Кяхта», полубарж «Чайка» и «Лебедь» купцам Г. и Ф. Шишеловым (18). Жесткая конкуренция за право работать на Байкале, за рыбные промыслы с участием крупных пароходовладельцев Коковина,Немчинова, Мясниковых и др. приводила к перепродаже как пароходств в целом, так и отдельных пароходов новым владельцам.

Товарищество Сибирского пароходства, или Сибирской компании Шишеловых, было создано 17 июля 1885 года. В него входили С.А. Шишелов, В.М. Свиньин и братья Глазковы.Это было крупное пароходство, в его составе было восемь пароходов: «Иннокентий», «Иоанн», «Феодосий», «Петр и Павел», «Забияка», «Рыбак», «Кучум» и «Ермак». Все пароходы,за исключением «Кучума», служили до смены государственной власти в России. Компания занималась доставкой грузов по рекам Ангаре, Селенге и озеру Байкал (10). Обслуживалопароходство и рыбные омулевые промыслы. Рыба доставлялась в арендованные на берегу Ангары рыбные лавки, через специальную рыбную пристань (5). На пристани береговойсмотритель 1-го участка Ангары составлял для управы сведения о количестве полученной от рыбопромышленника (бочках, бочонках, лагунах) и сложенной на берегу рыбы. Товарищество Байкальского пароходства и торговли в 1907 году 30 июня сдало 10 бочек соленой рыбы, нерпичий жир на 268 рублей 20 копеек (6). В 1900 году 14 июля Илья Семенович Шишелов поставил на продажу восемь бочек соленого омуля (в бочке 1 500 штук), Елизов — 57 бочек (5). Омуль развозился по всей Сибири и Забайкалью, но 75 % всей добываемой рыбы потреблял Иркутск (17).

Шишеловы продолжают обосновываться в Лиственичном. В 1886 году расселяются дети Александра Шишелова. Семен Александрович имеет свой отдельный дом, контракт наземлю, кухню, флигель, конюшню под навесом и завозню. Иркутская мещанка вдова Марфа Семеновна Шишелова владеет землей по контракту, дом сдает в аренду под почтовую станцию за 200 рублей в год. Елена Ильина Шишелова, вдова иркутского мещанина, живет в Листвянке уже 43 года. Весь год держит постоялый двор, имея двухэтажный флигель, амбары, конюшню. Контракт с казенной палатой оформлен с 1843 года на 99 лет. Держит хозяйство: лошадей, свиней, кур (9).

Лиственичное — селение приветливое и гостеприимное. Обитатели поселка, привычные к невзгодам, трудностям и неожиданным ситуациям, всегда готовы прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. И отношение к государственным преступникам, ссыльным в Листвянке милосердное и доброжелательное, как к людям порядочным и честным, которые умеют трудиться. Не раз помогало население Лиственичного научным экспедициям, в том числе Б. Дыбовского, Б. Петри. Когда Дыбовский был на поселении в Забайкалье, он писал, что читинский чиновник, некто Шишелов заинтересовался его исследованиями и помог ему и Годлевскому выхлопотать переезд на минеральные воды в Дарасун. А затем после окончания работ тот же Шишелов помог переехать в Иркутск, отправив Дыбовского и Годлевского к своему брату в Лиственичное. По описанию Дыбовского, Иван Александрович Шишелов оказался человеком степенным и благожелательным, как и его брат. Посоветовал поселиться в Култуке в пустующем доме инженера Пермикина (15). Из дневника Дыбовского 1869 года: «поправлял здоровье, лечился хиной, массажами и горячей баней в доме Шишелова» (в Листвянке). Случалось и иное. В Листвянке у Дыбовского и Годлевского украли лошадей. Из дневника: «Только благодаря помощи дежурного таможенника и купца Шишелова, и энергичной деятельности исправника лошади были найдены» (15).

Частные товарищества, пароходы которых ходили по рекам и Байкалу, получали от правительства значительные субсидии, и последнее периодически инспектировало состояние пароходов и безопасность их плавания (3, д. 324). Отмечая предприимчивость местного населения, его желание завести пароходство, вкладывание больших средств в постройку и приобретение с далеких заводов котлов и механизмов, корабельный инженер Заблоцкий обращал внимание генерал-губернатора на необходимость «постройки и осмотра уже плавающих судов… специалистами кораблестроительного дела». Обследование в 1900 году судов Сибирского пароходства показало, что пароход «Лебедь» «без полного ремонта самостоятельно плавать не должен, лучше его переделать в баржу. Осмотр парохода «Петр и Павел», на котором И.С. Шишелов присутствовал лично, показал следующее. Пароход оснащен средствами для тушения, но имеет хотя и большую лодку на буксире, но одну. Пассажиров судно не перевозит, занимается перевозкой грузов на себе и баржах. Вывод комиссии: «желательно было бы, чтобы прочие пароходовладельцы хотя бы позаимствовали с парохода „Петр и Павелњ судовые устройства, мало-мальски обеспечивающие плавание по озеру Байкал» (3, д. 88).

Отличаясь, как сказал Дударовский, «честностью расчетов», Шишеловы «упрочивали доверие к себе» властей города. И.С. Шишелов 21 января 1914 года вошел в комиссию поразработке задания на постройку постоянного моста через Ангару (19). С мнением его как специалиста считались. В журнале совещаний по распоряжениям иркутского генерал-губернатора о субсидировании казной пароходных сообщений по реке Лене и озеру Байкал от 15 ноября 1907 года читаем: «Имею честь почтительно указать имена лиц, могущих быть полезными при обсуждении данных, касающихся плавания по водам Иркутского генерал-губернаторства, а именно — по озеру Байкалу — Шишелова И.С., по р. Ангаре — Могилева И.» (3, д. 305).

К властям города члены Сибирского товарищества относились с почтением и доброжелательно. За год до приезда цесаревича Николая пароходовладельцы В.Д. Могилев и И.С. Шишелов обратились с заявлением, в котором они предлагали в распоряжение генерал-губернатора для поездок цесаревича по Байкалу пароход «Иннокентий». «Плату заэкскурсионные рейсы мы не только не мыслим получать, но даже сочтем за счастье оказать такую услугу будущему монарху». Купцы предусмотрели вынужденные остановки в случае ненастья, отремонтировали за свой счет дорогу от станции Мысовая до пристани. Однако после осмотра парохода комиссия сочла пароход без устранения неполадок с котлом и цилиндрами непригодным для пассажирского плава- ния (2).

С 1901–1902 годов ситуация в России стала меняться: рост рабочего класса, развитие революционного движения, растерянность царского правительства. Сказывалось такоесостояние и на предпринимателях и товариществах. Вот как описывает И.И. Попов состояние Сибирского пароходства после 1905 года: «Частные пароходства, кроме влачившегожалкое существование Немчиновского, совершенно исчезли. Плоскодонные пароходы были увезены в Иркутск, где они перевозили гуляющую публику в кафе-шантаны и увеселительные сады на „Царь-Девицуњ” и „Звездочкуњ. Рыбные промыслы упали» (26).

Из восьми пароходов Сибирской компании Шишеловых «Иннокентий» в 1906 году был продан пароходству Немчинова и К°, пароход «Петр и Павел» продан компании Коковина,«Рыбак» сгорел в 1903 году, «Феодосий» с 1885 по 1912 год работал на Ангаре, «Кучум» и «Ермак» были проданы в Иркутск для перевозки грузов, оба парохода плавали с 1887 по1912 год (10).

Самый младший из братьев, Павел Семенович Шишелов, скончался, можно сказать, в дороге. Поездка из Иркутска в Большое Голоустное, где он с семьей проживал с 1920 года,проходила через Лиственичное. По дороге при посадке в лодку для поездки домой Павел Семенович упал и скончался. Это произошло 22 июня 1926 года. Шишелову было 68 лет. Его семью ожидала ссылка в Туруханск. Только благодаря активной защите жителей Большого Голоустного семью П.С. Шишелова не сослали, и до 1937 года они жили в доме,построенном отцом в этом селе.

Несколько слов о домах Шишеловых-пароходовладельцев. Они были построены в 1-й части Иркутска вблизи от пароходной и рыбной пристаней и рыбных лавок на улицахНабережная Ангары (бульвар Гагарина), 58, 64, 68; Баснинская (Свердлова), 52, 58, Дегтевская (Российская), 68. Это хорошо видно на карте Иркутска 1900–1917 годов. Многие из домов сохранились до сих пор. Дом Семена Александровича на улице Набережной, 66/1, угловой, являлся родовым домом Шишеловых. В нем родились и проживали его дети, внуки и даже правнуки (21). В годы существования Сибирского пароходства в этом доме располагалась контора пароходства. А с 1901 года дом был оформлен как «Доходный дом цехового С.А. Шишелова» (1). Соседний дом на Набережной, 64 — дом Трофимченко, зятя С.А. Шишелова. Эти дома находятся в исторической части города и с 1981 года — под пристальным вниманием Центра по сохранению историко-культурного наследия (ЦСН). Из экспертного заключения, любезно предоставленного сотрудником ЦСН, которое было составлено в 2001 году: «…рекомендуется рассмотреть возможность переноса памятника архитектуры местного значения „Дом жилой Трофимченко А.Н.њ с бульвара Гагарина, 64 на ул. Коммунаров, 25. Для сохранения исторического окружения переносимого памятника, рассмотреть возможность переноса „Доходного дома С.А. Шишеловањ на соседнюю усадьбу — ул. Коммунаров 23, с отсутствующим главным домом» (1).

И последнее. Известно, что большая часть переселенцев в Сибирь, в Иркутск была из северных провинций России. На новые места проживания они несли свой жизненный уклад, свои представления об окружающем мире, привносили свое мастерство и профессии. Из воспоминаний Екатерины Павловны Шишеловой, дочери Павла Семеновича, прямойнаследницы пароходовладельцев Шишеловых, которая до сих пор живет в Лиственичном: род Шишеловых ведет свое происхождение от поморов, этнической группы русских, проживавших на побережье Белого и Баренцева морей. Предки поморов — в основном выходцы из Великого Новгорода, занимались поморы морскими промыслами и судостроением (14; 22). Как утверждает эта удивительная женщина, сохранившая в свои 90 лет прекрасную память, в Лиственичное Шишеловых пригласили как ремесленников. Более того, название ветра «шелонник» на Байкале появилось с приездом сюда поморов. Из словаря В. Даля: «ше(а)ловник на море разбойник, это юго-западный ветер» (14). На Байкале шелонником называют не юго-западный, а юго-восточный ветер (11). Когда это название ветра появилось на Байкале, установить не удалось. Но то, что Шишеловы, о которых написана эта статья, — пароходостроители, рыбопромышленники, мореплаватели, обладали всеми качествами поморов, не вызывает сомнения. Всей своей жизнью из поколения в поколение они это доказывали.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Архив Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области. Инв. № 799. Доходный дом цехового С.А. Шишелова, 1901 г. Экспертное заключение по уточнению историко-культурной ценности объекта. Иркутск, 2001.

2. Государственный архив Иркутской области (ГАИО), ф. 31, оп. 1, д. 321.

3. ГАИО, ф. 31, оп. 3, д. 88, 305, 324.

4. ГАИО, ф. 50, оп. 6, д. 1.

5. ГАИО, ф. 70, оп. 3, д. 923. Об отдаче в аренду частным лицам мест на берегу Ангары для торговли рыбой.

6. ГАИО, ф. 70, оп. 3, д. 8694. О смотрителях на берегу.

7. ГАИО, ф. 293, оп. 1, д. 538. Правительственный Указ о кораблестроении.

8. ГАИО, ф. 2693, оп. 1, д. 6. Материалы о первоначальном заселении Сибири и освоении Лиственичного.

9. ГАИО, ф. 2693, оп. 1, д. 17. Из описания землевладельцев мещан и цеховых порознь проживающих в Николе и Лиственичном.

10. ГАИО, ф. 2693, оп. 1, д. 20. Последовательные этапы развития пароходства на Байкале.

11. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. 3-е изд. М., 1988. С. 207, 208.

12. Голенкова А.И. Следопыты Байкала: очерки. Иркутск, 1986. С. 16.

13. Грищев В. Село Лиственичное // Земля Иркутская. 1994. № 1. С. 34–37.

14. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1956. Т. 3. С. 619, 628.

15. Дневник доктора Бенедикта Дыбовского с 1862 по 1878 г. (Рукописный перевод отдельных глав М.Я. Бушман). Львов, 1930. Т. 3–4. С. 467–614.

16. Иркутск: Материалы для истории города ХVII–ХVIII столетий. М., 1883. С. 24, 25, 27.

17. Иркутская летопись П.И. Пежемского и В.А. Кротова. Иркутск, 1911. С. 11.

18. Иркутская летопись 1661–1940 гг. / сост. Ю.П. Колмаков. Иркутск, 2003. С. 80, 269.

19. Календарь-справочник по г. Иркутску и Иркутской губернии на 1914 г. Иркутск, 1914.

20. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. Новосибирск, 1999. Т. 4, кн. 3. С. 34.

21. Латышева Л.Е. Купцы Шишеловы в Иркутске // Тальцы. 2005. № 2 (25). С. 38–52.

22. Малая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1959. Т. 7. С. 412.

23. Межов В.И. Сибирская библиография. СПб., 1891. Т. 1. С. 99.

24. Памятная книжка Иркутской губернии 1908 года. Иркутск, 1908.

25. Первое столетие Иркутска / изд. В. Сукачев. СПб., 1902. С. 132.

26. Попов И.И. Минувшее и пережитое: Воспоминания за 50 лет. Л., 1924. Т. 11. С. 324.

27. Справочник по городу Иркутску и Иркутской губернии на 1915 г. Иркутск, 1915.

 

Журнал "Тальцы" №1 (31), 2008 год