Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Школа как песня

В преддверии праздника, предаваясь воспоминаниям, хотелось бы порассуждать над тем, чем же является школа № 1 для города и горожан, для каждого ученика в отдельности, для всех тех, чья жизнь так или иначе связана с ее существованием.

Школа прежде всего -  это  здание.  Начинала она свою историю с небольшого одноэтажного барака около Московского тракта, в котором в  сентябре 1956 г. разместились все классы. В то время для строителей города и алюминиевого завода было важно, чтобы их дети имели возможность учиться, а значит, они могли быть спокойными за свое будущее. Затем для школы было построено специальное здание, но и оно очень скоро стало тесным для быстро увеличивающегося числа учеников. Огромным подарком был для ребятишек и учителей переезд в новое трехэтажное здание у самого въезда в город,  в котором школа живет и поныне. Нам, детям, оно казалось необыкновенным: просторные классы, длинные коридоры,  высокие окна, большой и светлый   актовый зал со сценой и паркетным полом,  спортивный зал, мастерские, кабинеты химии, физики, биологии...   Чистота и убранство внутри школы подтягивали, порядок и дисциплина царили повсюду.

Школа - это и  учителя. Первой школе повезло и в этом. В то время,  когда я училась, в ней сложился стабильный коллектив. В нем были и опытные педагоги, и с небольшим стажем работы, и совсем новички, но все они под руководством молодого тогда директора Матвея Давыдовича Каминера были полны желания работать.

Моей  первой  учительницей  была А.П. Шипунова (Кожемякина). Она только что закончила  педучилище, и мы были ее первыми учениками. Но рядом с ней вели занятия такие мастера как М.А. Рублевская, Л.Ф. Полетаева, З.И. Белова, А.А. Брылунова и другие, которые помогали словом и делом.  Именно Александра Павловна заложила мне основы знаний, так пригодившихся в дальнейшем. Она привила  любовь к чтению, русскому языку, арифметике. А сколько времени  тратила Александра Павловна на всевозможные внеклассные мероприятия! Особенно помнятся новогодние утренники, с елкой,  яркими костюмами, подарками, на которые обязательно приглашали родителей.  Доброта и любовь учительницы к нам, малышам,   ощущались постоянно.

Второй нашей “мамой”, а точнее, классным руководителем, стала А.Е. Рыкова. Анфиса Евдокимовна, несмотря на свою суровую внешность, была очень веселым, подвижным, легким в общении человеком. Она  водила нас в  походы на пик Черского, на Аршан,  но больше всего времени вместе с ней мы проводили в школьной теплице, на пришкольном участке, на посадке деревьев, что было истинной стихией нашего классного руководителя.

Хотя  прошло много лет, помню такой эпизод. Кажется, это было, когда мы учились в седьмом классе. Мои одноклассники, и я в том числе, отнеслись недобросовестно  к какому-то поручению классного руководителя. Недовольство было высказано только в мой адрес, что меня очень обидело. Анфиса Евдокимовна отреагировала следующим образом: “ Я хочу, чтобы ты привыкла все делать, как следует. Кого любят, с того и больше спрашивают”. Это пример глубокой педагогической мудрости Учителя.
В средних и старших  классах школы работало много талантливых учителей. Литературу и русский язык преподавали П.А.Семенюк, Г.Л. Зильберг, Л.Н.Зубрилина, А.К.Лебедева, З.Е. Филиппова и другие.  Каждая из них была индивидуальностью, их уроки были  неповторимы и содержательны.
Моим учителем литературы была Н.К. Силина. Помню, как она впервые вошла к нам в класс, молодая, яркая, с большими голубыми глазами и строгим голосом. На нас обрушился вал информации, к нам были предъявлены жесткие требования. После уроков мягкой и “домашней” Полины Антоновны Семенюк литература и русский язык показались нам каторгой. Но это было первое и обманчивое впечатление. Вскоре Надежда Константиновна покорила нас глубиной знания своих предметов, эмоциональностью, с которой она могла объяснять любой, даже самый трудный и скучный,  материал, преданностью своей профессии.  Она никогда не “сюсюкала” с учениками, не старалась быть “добренькой”, но ее авторитет был непререкаем, а уважение к ней - всеобщим.

Общение с Надеждой Константиновной очень многое дало лично мне. Именно она помогла понять глубину и красоту русской поэзии и прозы, научила грамотно излагать свои мысли на бумаге, сочинять, что очень пригодилось мне в жизни.  Я и сейчас люблю и знаю литературу и русский язык  больше и лучше, чем другие предметы, а интонации, с которыми она рассказывала нам новый материал, слышу в своих лекциях, которые читаю студентам.       

Не менее  “звездным” был и состав учителей истории: Ю.М. Иогансон, М.Д. и Э.А. Каминер,  Л.Г. Березина... Они не только рассказывали нам о прошлом человечества, но и учили мыслить нравственными категориями, воспитывали нас патриотами,  расширяли наш кругозор. Очень интересными были уроки Людмилы Георгиевны Березиной. Под ее руководством был создан в школе краеведческий музей, в котором мы, ученики, сами проводили экскурсии. Целую плеяду замечательных лекторов вырастила глубоко эрудированная Юлия Михайловна  Иогансон.

Да разве можно перечислить всех, кто работал в это время и не жалел сил на наше обучение и воспитание!  Однако не только в памяти свежо сохранились имена и фамилии многих из них, но и в душе остался глубокий след от общения с ними. Так, из тех, кто преподавал математику, запомнились больше всего А.П. Сафонова, В.М. Макарова, О.И. Баснина, Т.В. Васильева, физику - И.С. Карелин, З.П. Залукаева, А.К. Панин, заменивший Матвея Давыдовича на посту директора. В школе работали замечательные биологи - И.А. Морозова, Н.М. Мажорова, К.В. Донская, А.Е. Рыкова, стараниями  которых утопал в зелени биологический кабинет и в цветах - пришкольный участок. На туристических слетах всегда побеждала команда нашей школы под руководством Д.Я. Роговой, Г.П. Тихомировой, Г.П. Белоусовой.

Помню, уроки химии, которую у нас вела З.П. Уварова, были интересны даже тем, кто не очень -то понимал этот непростой предмет -   в каждом из них была какая-то изюминка, будь то опыты или интересные рассказы. И вот однажды, 1 сентября, Зинаида Петровна весь урок ни слова не сказала о химии! Она читала нам свои  стихи, говорила  о том, как важно в жизни быть добросовестным, трудолюбивым и т.д. Квинтэсенцией всего сказанного была фраза: “Каждая работа - песня, и от тебя зависит, как ты ее споешь”.

Прошло более четверти века, а я до сих пор помню  слова этой образованнейшей женщины  и часто повторяю их своим студентам.    
Невозможно не вспомнить и тех учителей, предметы которых были на первый взгляд, "не главными", но и они внесли свою лепту в наше образование и воспитание. Это учителя иностранного языка В.С. Малышко и Л.И. Гребнева,  физкультуры - М.В. Суслов, В.И. Белых, В.П. Леонидова, Р.В. Беляева, В.М. Тимшин...,  труда - Я.Ф. Дутов, М.В. Карамзин, Д.И. Кравченко, В.М. Соколов... Весь  коллектив учителей школы делал одно большое и важное дело -  давал прочные знания своим ученика.  И это находило подтверждение на ежегодных городских и областных олимпиадах, на вступительных экзаменах в вузы.

Однако учебный процесс был пусть и самой большой, но всего лишь частью  жизни школы. Не менее важной была так называемая воспитательная работа, которая в школе была поставлена на очень высокий уровень. Я несколько лет подряд  возглавляла сначала пионерскую, а  затем комсомольскую организации школы, поэтому  очень хорошо помню, как много времени и сил отдавали учителя работе с ребятами во второй половине дня. Члены  школьных секций, кружков, клубов постоянно занимали первые места на  смотрах, соревнованиях и конкурсах. Это была общешкольная идея - быть первыми не только по номеру, быть первыми по умению, мастерству, знаниям, которая присутствовала в жизни школы все годы моей учебы. Сколько сил  тратили на это пионервожатые В.Н.Куклина, Н.В. Королева, В.И.Таскаева,  сколько  любви к искусству, к детям  было вложено в  организацию художественной самодеятельности талантливым учителем пения И.И. Вайнаускасом, а также руководителем хора В.С.Феденевым! Какие яркие представления они готовили вместе с ребятами для городских смотров! Это и молодежные фестивали, и детские оперы, и выступление  ансамблей, хоров, оркестров, и пьесы в исполнении драматического кружка. Поистине вся школа  пела, танцевала, играла на духовых инструментах.  Еще были спортивные олимпиады и соревнования,  военная игра “Зарница”, которую помнят, конечно, все ученики, когда вся Олхинская гора превращалась в место битвы “красных” и “синих”, сбор металлолома, походы в кино и театры, но самым желанным развлечением были КВНы и праздничные вечера с танцами под собственный вокально-инструментальный ансамбль...

Важное место в жизни школы было отведено работе библиотеки, о чем мне хотелось бы сказать особо. На протяжении всех лет учебы я занималась в большом количестве секций и кружков, которые меня всесторонне развивали, но все они вместе взятые не дали мне столько, сколько дала библиотека. Там, в самом дальнем уголке школы, оставаясь один на один с книжными стеллажами, или общаясь с замечательными библиотекарями - А.А. Брылуновой, А.К. Лебедевой, я поняла, какую ценность имеет книга. От сказок П.Бажова до произведений Э.-М. Ремарка - вот путь, который я проходила в течение десяти лет. Я искренне благодарна своей школе за столь святое отношение к книге и  библиотекарям, которые, кстати, не просто выдавали книги, а проводили большую работу,  организовывая литературные праздники, диспуты, викторины. Хочется пожелать, чтобы традиция эта оставалась живой всегда.  

И, наконец, школа - это мы, ее выпускники. Сегодня она гордится тем, что среди нас есть представители самых разных профессий, которые  честно трудятся на различных предприятиях и в учреждениях города, области, страны, многие из которых достигли в своих делах больших высот. Среди них - депутаты законодательного собрания области И.С. Гринберг и В.А. Лукин,  директора и заместители генеральных директоров крупных производственных объединений - С.В. Рубцов, Ю.С. Малышев, главный бухгалтер “Иркутскэнерго” Г.М. Толстых, доктор химических наук, проректор по научной работе ИГТУ С.Н. Евстафьев, доктор биологических наук Е.Ю. Симонова, кандидат филологических наук Р.В. Селина, кандидаты исторических наук, доценты ИГУ А.Д. Агеев и Т.А. Перцева, член областной коллегии адвокатов К.Ф. Донская и многие-многие другие.  Гордится школа ими по праву,  ибо  выпестовала, выучила,  дала им путевку в жизнь.         В каждом ее выпускнике - частица огромного труда коллектива учителей, а, значит, частица самой  школы. И это главное. В этом и есть суть существования самой первой Школы и жизни каждого ее Учителя.

Поздравляя родную школу, ее учителей и выпускников, с знаменательной датой,  обращаюсь ко всем, в чьей жизни была школа № 1 г. Шелехова: настало время написать и издать ее историю. Поэтому предлагаю всем, кому она дорога, принести в школу свои воспоминания, фотографии, другие материалы. Мы должны сделать это для следующих поколений.

Лариса  Занданова (Бережных),
выпускница 1972 г., доктор  исторических наук,
профессор, заведующая кафедрой отечественной
истории Иркутского государственного педагогического
университета, почетный работник  высшего
профессионального образования