Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Этот необыкновенный 11 "А" 1964 года выпуска

Кто-то справедливо заметил, что «все мы родом из детства». И наше детство традиционно сочетается со школьными годами. В начальной и средней школе Игорь Гринберг учился в Тайшете, а когда семья переехала в Шелехов, Игорь пришел в 8 «А» шелеховской школы № 1.

Ученики 8 "А" класса Игорь Гринберг и Игорь Романенко. 1961 г.

Ученики 8 "А" класса Игорь Гринберг и Игорь Романенко. 1961 г.

…Игорь пришел в удивительный класс, в котором уже было необычное единство, спаянность — крепкий коллектив, в котором между людьми была дружба в самом лучшем, добром, самом «классическом» смысле этого слова. Ребятам было интересно друг с другом.  –Нам никто, кроме класса, был не нужен, – вспоминает П. И. Елагин.
В классе, куда попал Игорь, все делали вместе: ходили на горки, справляли праздники, к которым тщательно готовились, делали представления. Организовали собственный классный ансамбль, деньги на приобретение инструментов для которого заработали сами, на строительстве домов. Гринберг, окончивший к тому времени музыкальную школу, вместе с Игорем Романенко, соседом по парте, расписывал ноты для каждой партии. Ансамбль функционировал настолько успешно, что учитель пения Вадим Степанович Феденев организовал после 10-го класса «круиз» классного оркестра по Байкалу, по деревням: давали концерты, потом играли в волейбол, потом устраивали танцы.
К слову, о волейболе. Класс получился, по определению П. И. Елагина, спортивно-музыкальным. У класса была своя волейбольная команда, которая действовала не менее успешно, чем классный оркестр: завоевывала первые места в городских соревнованиях. Гринберг был капитаном волейбольной команды.

Татьяна Алексеевна Орлова (одноклассница). -… Мы от классного руководства отказались. В школе это была сенсация. Нас быстренько отселили в другое крыло школы, чтоб мы никакую работу не вели с другими учениками. И вот Игоръ Романенко, Игоръ Гринберг, Вася Коцерубский, Саша Антонец — они у нас такие мальчики были все солидные, сказали: мы должны жить самостоятельно. Не нужно нам никаких нянек. Мы сами взрослые люди и будем править  балом сами. И эти мальчишки так убедительно выступали, такие доводы говорили, что мы такие хорошие, такие самостоятельные, что у нас все будет хорошо, что у нас успеваемость будет еще лучше, и везде мы будем участвовать, и все такое прочее, но нам нянек никаких не надо, и все. И, представляете, они нам разрешили. У нас было совместное собрание родителей и учеников. И директор школы говорит: «Ну, ладно, проведем эксперимент. Дадим им время, посмотрим, что из этого получится». У нас не было классного руководителя. Три года мы были самостоятельными.
Директором школы был Матвей Давидович Каменер.
И. С. Гринберг. Мы видели в нем очень умного, грамотного, разностороннего, интеллигентного и доброжелательного человека. Это был учитель от Бога. Когда он появлялся, все сразу стихали. При этом я не помню, чтобы он на кого-то кричал. Но пользовался очень большим авторитетом. Над ним никто никогда не подшучивал, а уж тем более, не отпускал дерзости.
М. Д. Каменер поступил педагогически очень точно. Как педагог он понимал, что оборотной стороной этой самостоятельности должна быть ответственность.
И. С. Гринберг. Матвей Давидович был человеком смелым. Он нам сказал: «Если хотите без классного руководителя — пожалуйста, жалко что ли. Но только попробуйте «двойку» получите, мы вас накажем». Конечно, мы согласились и учились без классного руководителя. Четко все делали"  —

…Мальчики зарабатывали деньги, чтобы 8 Марта устроить вечеринку для девочек, а девочки ранним утром долбили лед на тротуарах, чтобы устроить праздничный вечер для мальчиков.
Галина Арсентьевна Вырупаева (одноклассница). Посоветовались и решили идти в домоуправление заработать для наших мальчишек деньги. Мы вышли в 5 часов утра, чтоб нас не видели. Договорились, что будем чистить тротуары. Я помню, мы заработали денег, мальчишкам купили подарки. Накупили много-много конфет, яблок и угощали их.

…В классе образовалось три семейные пары, но самое удивительное, что за сорок лет никто из одноклассников Гринберга не разошелся со своим спутником жизни и не создал новую семью.
Еще один повод не расставаться с друзьями — пойти вместе работать и учиться. Тогда впервые в школьную практику ввели одиннадцатилетку в связи с производственным обучением. Ребята проходили практику на алюминиевом заводе, в тресте «Сибэлектромонтаж», а девочки — на швейной фабрике. Теорию проходили в школе. Специалисты с предприятий преподавали электротехнику, электрическую безопасность, ребята сдавали экзамены. Девочки постигали премудрости кройки и шитья. Дополнительный год позволил выпускникам школы получить производственные разряды электрослесарей или слесарей по электробезопасности, мастеров промышленной кройки и шитья.

…Прошло много лет, но они поддерживают отношения, собираются вместе, продолжают радовать друг друга. Им интересно встречаться. Свои встречи они превращают в праздники, в спектакли. Как-то они организовали импровизированный экзамен: подготовили билеты с вопросами о том, какие необычные случаи произошли с ними в школьные годы. На сорокалетие выпустили фотоальбом, в котором собрали фотографии всех одноклассников. Судьба разбросала их по городам России, сделала кого-то преуспевающим, а кого-то нет. Для кого-то приезд на празднование сорокалетнего юбилея был по финансовым соображениям невозможен. И они создали фонд класса, в который каждый внес столько, сколько считал возможным. И они собрали деньги для того, чтобы встретиться всем. И почувствовать себя мальчиками и девочками 11 «А» класса 1964 года выпуска.

Из книги Владислава Есипова
«Игорь Гринберг: портрет на переломе эпох»