Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Литературно-музыкальная композиция «Семья Трубецких в Сибири»

18 ноября в Иркутской областной юношеской библиотеке им. И.П. Уткина прошла литературно-музыкальная композиция «Семья Трубецких в Сибири», подготовленная сотрудниками Иркутского областного музея декабристов.

Присутствующих пригласили погрузиться в романтическую атмосферу XIX века и стать свидетелями любви, верности и суровых испытаний, выпавших на долю декабриста Сергея Трубецкого и его верной спутницы жизни Екатерины Трубецкой. В основу литературно-музыкальной композиции легло исследование И.Н. Кологривова «Княгиня Е.И. Трубецкая», воспоминания ссыльных декабристов, а также воспоминания и письма членов семьи Трубецких. Как отзвук того далекого времени прозвучали романсы 19 века в исполнении Елены Ковтонюк.

В ночь на 24 июля 1826 года со второй партией осужденных закованный в ручные и ножные кандалы Сергей Трубецкой был отправлен в Сибирь. Впереди его ожидали 30 сибирских лет, 13 лет каторги и 17 лет поселения.

Трубецкая, первая из жён декабристов, добилась решения выехать в Сибирь. За ней поехали в Сибирь и другие: Мария Волконская, Александра Муравьева, Елизавета Нарышкина, Александра Ентальцева, Наталья Фонвизина, Полина Гебль, Александра Розен, Мария Юшневская, Ле Дантю – верные жены осужденных декабристов, бесстрашные их невесты. Это был подвиг во имя любви, долга, высоких жизненных идеалов.

Екатерина Ивановна прибыла в Иркутск 16 сентября 1826 г., а 8 октября 1826 г. партию ссыльных, в которой находился и С. П. Трубецкой, отправили в Нерчинские рудники. По воспоминаниям Оболенского Екатерина Ивановна обращалась к начальству с тем, чтобы было разрешено ей следовать за Сергеем Петровичем, но «долго томили её разными уклончивыми ответами». В Иркутске Трубецкая провела 5 месяцев — губернатор Цейдлер получил из Петербурга предписание уговорить её вернуться назад. Однако Екатерина Ивановна была тверда в своем решении. Тогда же в Иркутск приехала Мария Николаевна Волконская.

Наконец, им предоставили положение о жёнах ссыльно-каторжных и о правилах, на основании которых они допускались на заводы. Во-первых, они должны были отказаться от пользования теми правами, которые принадлежали им по званию и состоянию. Во-вторых, они не могли ни получать, ни отправлять писем и денег иначе, как через заводское начальство. Далее, свидание с мужьями дозволялось им только по воле того же начальства и в том месте, которое им было определено. Трубецкая и Волконская подписали эти условия и им разрешили следовать за мужьями.

Трубецкая сняла домик на Благодатском руднике. В декабрьскую стужу, когда заключенных гнали на работу, она передала им теплые вещи и продукты. Много ей пришлось тогда пережить: издевательства и грубость конвоиров, насмешки начальника нерчинских заводов Бурнашева и горного офицера Рика, оскорбления генерал-губернатора Восточной Сибири Лавинского. Но духом она никогда не падала, на душе было светло, радостно: она снова с мужем!

Трубецкая покупала на свои деньги для заключенных продукты, писала от их имени письма домой (каторжникам не разрешалось вести переписку).

А дальше были Читинский острог, куда перевели Трубецкого и других декабристов, тюрьма Петровского завода, поселение в Оеке, что в 30 километрах от Иркутска, и, наконец, Иркутск.

Иркутский дом Трубецких был центром встреч и общения многих декабристов, живших на поселении в Иркутской губернии.