Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Заметки о туризме на Байкале (с продолжением)

Напомню, я начал свои «Заметки» с проблематики перспектив значительного роста объемов китайского туризма на Байкале под впечатлением своего участия в акте подписания многомиллиардного Соглашения между «Гранд Байкалом» и пулом ведущих китайских туроператоров (http://www.pribaikal.ru/obl-events/article/22782.html). 

 

Массовый туризм – зло или благо?..

Туризм является одним из инструментов получения выгод от географического положения нашего региона и его истории. В последние годы туризм превращается из способа выживания незначительной части местного населения в индустрию массового потребления туристских ресурсов, результаты функционирования которой начинают, наконец, отражаться и в региональных бюджетах. С этой точки зрения массовый туризм интересен, и нужен, поскольку его результаты выражаются  не только отдачей в виде налогов, но и общей капитализацией территорий, созданием новых рабочих мест, развитием транспорта и дорожной инфраструктуры, а в целом в нашем регионе мультипликативный эффект  массового туризма, думаю, уже превышает вклад в бюджет сельскохозяйственной отрасли.

Туристские ресурсы (даже такой, как «естественная природная среда») в отличие от большинства других, в целом являются возобновляемыми (при грамотной организации и государственном контроле), и тем ни менее, все мы понимаем (а на примере Малого моря – и видим), к чему может привести массовый туризм. В то же время есть зарубежный опыт организации зон массового туризма, в том числе – и «на лоне природы», когда потоки туристов, исчисляемые цифрами с шестью нолями, не только не наносят вреда природе, но и дают значительные средства на её восстановление. Есть ли и у нас, на Байкале, такие варианты?!..

А что говорит опыт? Разработанный нами в середине 80-х годов туристский пешеходный (а точнее – комбинированный) маршрут по Кругобайкальской железной дороге, можно сказать, в одночасье сделал этот, на тот момент малоизвестный, участок побережья Байкала не просто известным, а массово посещаемым. И хотя стоимость путевки на одного туриста была, по нынешним временам, просто смешной, но за счет оборота, за счет массовости маршрут «Экологический тур по Кругобайкальской железной дороге»  был коммерчески весьма успешным. Это был первый турпродукт  Бюро международного молодежного туризма «Спутник» Иркутского обкома ВЛКСМ, получивший гордое определение «экологический». Дело в том, что его разработка начиналась в разгар борьбы против БЦБК, и все мы были под прицелом целой армии бдительных экологов…. Но нам удалось обеспечить достаточно серьезный уровень экологической безопасности этого маршрута, и придраться к нам тогда не смогли.

 Маршрут по КБЖД действовал недолго, а точнее три летних сезона, так как наступили нелегкие времена «перестройки». Только через несколько лет по этому маршруту начала отправлять туристские поезда ВСЖД, но этот новый турпродукт был чисто железнодорожный,  далеко не всем доступный по цене, и ограниченный по пропускной способности.

Вспомнил я про КБЖД не случайно, т.к. уверен, что при достаточно небольших вложениях со стороны государства на базе КБЖД можно создать туристский объект мирового уровня. Сегодня туризм на КБЖД – это монополия структур, связанных с РЖД, потому что, по сути, другого способа посмотреть Кругобайкалку, кроме как проехать по ней на туристском поезде, пока, практически, не существует. Немногие захотят ломать ноги и шеи на необорудованном, и достаточно монотонном двух-трехдневном маршруте. А вот оборудованная тропа, не привязанная к рельсам-шпалам, открыла бы новые возможности для знакомства (в том числе – и с высоты прибрежных сопок)  с ландшафтно-архитектурным заповедником, каковым является Кругобайкальская железная дорога, а через неё – и с Байкалом в целом.  Тропа бы кратно увеличила пропускную способность этого маршрута, обеспечив тем самым рентабельность гостевым домам, продавцам сувениров, местным «рестораторам», и тем самым вдохнула жизнь в этот участок побережья Байкала.
Но одной тропы и желания посмотреть Байкал мало, нужны дополнительные мотивации выбрать именно этот фрагмент Байкальского побережья. Нужны всё новые и новые объекты для т.н. «селфи-туризма», а именно – стремления сфотографироваться непременно на фоне чего-то всемирно известного, или крайне необычного с тем, чтобы потом разослать всем друзьям и знакомым – пусть те позавидуют…. На Байкале пока, надо признать, таких ярких и необычных объектов, мягко говоря, маловато. Да, уже, благодаря интернету, узнаваем мыс Бурхан («Шаманка») на Ольхоне, менее известны скалы-башни Большая и Малая Колокольни, обозначающие бухту Песчаную, а на Кругобайкалке можно сфотографироваться на фоне тоннельных порталов, паровоза в Порт-Байкале и…, и, пожалуй, всё. Но сегодня уже существуют проекты организации там, на КБЖД, интерактивных форм исторических реконструкций (т.е. «оживляжа» событий), которые станут очень серьезной дополнительной мотивацией для посещения именно Кругобайкалки. Один из этих  проектов,  «Байкальский Ледовый марш» (http://pribaikal.ru/project-item/article/22753.html),  стартует уже 4-30 марта, под него прямо на льду Байкала планируется разбить ледовый лагерь, который будет использоваться и участниками нынешнего Ледового марафона. А 15 июня-30 августа также полевой лагерь будет устроен  на 140-м км КБЖД под проект, который носит рабочее название  «Гарнизон “Золотой пряжки” ТРАНСИБА». Уже получены настоящие (!) обмундирование и оружие времен русско-японской войны, авторы проекта хотят добиться высокой степени визуального достоверности, и соответствия той эпохи. Организаторы не обойдут вниманием и Иркутск, где с 15 апреля по 30 мая будет действовать лагерь проекта «Иркутский гарнизон», сейчас определяется под него площадка. Эти проекты являются частью исторической программы Фонда «Победитель», и некоторые из них уже поддержал туристский бизнес. Почему?! – да потому, что включение такого –   патриотически-ориентированного – элемента туристского облика Иркутска и каких-то участков побережья Байкала внесет дополнительный визуальный колорит, потому что попытки обеспечить такой колорит в основном за счет фольклорных групп сталкивается с серьезной конкуренцией других российских регионов.

Но вернемся к Кругобайкалке. Исторические реконструкции наподобие проекта «Гарнизон “Золотой пряжки” ТРАНСИБА» могут стать основой для создания на базе КБЖД исторического парка, а любой исторический парк (например, «XIII-й век Монголии» в 150 км от Улан-Батора) – это изобилие селфи-объектов. В итоге мы бы получили классический – кольцевой (Иркутск – КБЖД – Листвянка – Иркутск) – туристический маршрут, способный «переваривать» значительные туристские потоки с пользой для местного населения и бюджета. Оживилась бы и переправа Порт-Байкал – Листвянка, которая на сегодня тоже, по сути, нерентабельна, а в межсезонье и зимой такую переправу обеспечивали бы катера на воздушной подушке проекта «Хивус», которых сегодня уже немало в Листвянке. К слову сказать, есть и планы строительства подвесной дороги, и даже пешеходного моста из Порт-Байкала в Листвянку, но в это пока верится с трудом…

При этом проект создания такой «велопешеходной» тропы вполне реализуем при наличии взаимопонимания между дирекцией «Заповедного Прибайкалья», РЖД, администрации Иркутской области и межрегиональной общественной организацией «Большая Байкальская тропа», которая уже имеет большой опыт создания пешеходных троп на Байкале. Конечно, взаимопонимания не совсем достаточно, нужны и деньги. И здесь очевидно, что раскошелиться надо Иркутской области, поскольку такие инвестиции создадут ей дополнительные конкурентные преимущества перед соседями по региону, которые борются сегодня за каждого туриста. Оборудованная Кругобайкалка может сделать серьезный вклад в рассредоточение туристских потоков на Байкале, а значит – и в амортизацию все возрастающих антропогенных нагрузок на его побережье.

Именно Кругобайкальская железная дорога может стать той самой туристской зоной, способной безболезненно «переваривать» большие туристские потоки. Но здесь существует одно большое и серьезное «но»… А именно – чрезвычайно опасный участок автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-258 «Байкал» (Иркутск — Улан-Удэ — Чита)  тракта от Чистых Ключей до Култука. Пока этот участок дороги не будет полностью реконструирован, доставлять большие объемы туристов к исходному пункту путешествия по КБЖД, поселку Култук, будет невозможно. Кстати, эта дорога была одной из главных причин,  по которым отказался инвестировать в Байкальск глава китайской корпорации Dalian Wanda Group г-н Ван Цзяньлинь, самый богатый человек Китая по версии журнала «Forbs». «Ваньда» владеет примерно 150 пятизвездочными отелями во многих странах мир, кроме России.  Нам, с тогдашним представителем Иркутской области в Китае Сергеем Миненко,  довелось проехаться с миллиардером по этой дороге от Иркутска до Байкальска и обратно на микроавтобусе, и уже на серпантине, ведущем вниз к Култуку, к Байкалу, Ван Цзяньлинь запросился обратно…. Но мы, выполняя поручение одного из замгубернатора Иркутской области (перед которым была поставлена задача во что бы то ни стало найти резидентов в особую экономическую зону туристского типа «Ворота Байкала») безжалостно пресекли эти трусливые попытки!.. Впрочем, изначально Ван Цзяньлинь про Байкал и не думал, а хотел построить гостинично-торгово-развлекательный комплекс «Ваньда» в Иркутске, и ему даже нашли 6 га под такое строительство, но…. Но это уже другая история.

О других вариантах для безопасного развития массового туризма на Байкале я расскажу в продолжении своих «Заметок», а сейчас хотелось бы затронуть другую, и на мой взгляд, важную тему относительно индустрии туризма на Байкале.

 

О конкуренции

Говоря о конкуренции за туриста (и не только китайского), я имею в виду конкуренцию не между отдельными турфирмами, а конкуренцию Байкало-Монгольской Азии с нашими российскими регионами, и в первую очередь – восточными, соседствующими с Китаем и с Японией – Приморьем и Хабаровским краем. Уверен, что в ближайшее время также возрастет турпоток из Китая в Приамурье (чему будет способствовать строительство мостов через Амур, соединяющих наши страны). И Еврейская автономная область, и Амурская тоже, сегодня начинают вкладываться в разработку конкурентоспособного турпродукта, правда – основанного, в основном, на круизах. Идут переговоры с потенциальными китайскими инвесторами о строительстве новых круизных судов. Есть информация о таких переговорах и в Якутии, где главным туристским направлением всегда были именно круизы по реке Лене. В последнее время заметно активизировались Камчатка и Сахалин, природа которых,  безусловно, более выразительна, чем наша суровая сибирская, и поэтому интересна как для россиян, так и для туристов из других стран. У каждого из этих регионов есть свои конкурентные преимущества, и уповать на то, что «у нас есть Байкал, и этим все сказано!» было бы, по крайней мере, неосмотрительно. Средняя продолжительность проживания иностранного туриста в Иркутске составляет 1.5 - 2 туродня, и большинство из них считают, что этого вполне достаточно, чтобы осмотреть все главные достопримечательности «столицы Восточной Сибири», еще и побывав при этом на Байкале, в Листвянке. Вот что говорит один из ведущих экспертов въездного туризма на Байкале, директор турфирмы «Абсолютная Сибирь» Алексей Никифоров: - В самом городе Иркутске туристы проводят не более полутора дней, из которых обычно полдня – встреча/проводы. Думаю, процентов 85 туристов прибывают к нам по такой схеме. Оставшиеся 15% – это те, которые  уезжают после экскурсионки в городе  на Байкал по разным многодневным турам, а потом снова возвращаются в Иркутск, но только  на одну ночевку перед отъездом из области. -

Задержать туристов еще хотя бы на день, добавив к их программе, таким образом, еще один туродень – это задача очевидная, но пока она всерьез не решается. В том числе и из-за того, что турбизнес и местные учреждения культуры до сих пор плохо находят общий язык, а поэтому даже такие яркие событийные мероприятия, как, например, Ёрдынские игры, не «подтягивают» к нам дополнительных туристов, не становятся для них серьезной мотивацией задержаться в нашем регионе ещё на пару дней. Пока же опросы туристов говорят о том, что снова сюда, на Байкал, они уже никогда не приедут, потому что искренне считают – все самое главное они уже посмотрели, и, в целом, будут правы!..

Нет, безусловно, ревнители иркутской (улан-удэнской) старины будут горячо возражать, и приводить списки музеев и исторических памятников, которые туристам надо обязательно посетить, чтобы составить полное представление об этих городах – центрах регионального туризма, но все эти объекты  уже за пределами «короткого списка» (short list), уже не то, о чём пишут путеводители и интернет, и поэтому туристам неинтересны…. Поэтому, чтобы победить в конкурентной борьбе за туриста, нам надо создавать новый, и при этом – яркий, турпродукт, нужно формировать устойчивый и правдивый туристский образ нашего региона, наших главных «въездных ворот» - Иркутска и Улан-Удэ.

 

О себе

Предупреждая закономерный вопрос  о том, что я вообще понимаю в туризме, чтобы рассуждать на эту тему?!.. – хочу сказать, что профессионально работать в  туризме я начал еще в 1980-м году, придя на работу в Бюро международного молодежного туризма «Спутник» Иркутского обкома ВЛКСМ, где первоначально занимался отправкой советской молодежи за рубеж. Непосредственно темой байкальского туризма и экотуризма стал заниматься с 1984-го года, а создав, в начале 90-х годов, свою турфирму «Агентство ИнтерБАЙКАЛ», я отправлял первые тургруппы в Китай (Шэньян, Далянь), принимал и китайских туристов. То есть, становление туристских связей Прибайкалья с Китаем проходило и с моим участием, поэтому их история, структура и динамика мне хорошо знакома.
Был одно время замдиректора Прибайкальского нацпарка по зарубежным связям и туризму, а также замруководителя Департамета по туризму Иркутской области, так что темой туризма приходилось заниматься и в ипостаси профильного чиновника…