Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Дорога Иркутск-Листвянка в описаниях путешественников

Отправившись по этой последней дороге, я выехал из Иркутска в покойной повозке 15 января 1832 года в 4 часа утра, при 27° мороза по Реомюрову термометру.

Бледный свет луны освещал дорогу. В небольшом расстоянии от города, мы спустились на Ангару, еще не везде покрытую льдом. Течения ее отсюда до Байкала будет верст шестьдесят. Она очень широка и так быстра, что покрывает своими струями лед, образующийся на ней; льдины кажутся выступающими из-под воды, и здешние жители думают, что лед подымается со дна реки. Вода в ней чиста, но не здорова и безрыбна. Множество водопадов делают плавание по ней трудным и опасным. Быстрота ее течения 8 футов в секунду.

Зная, что Ангара покрылась льдом только местами, я находился в беспрерывном опасении, тем более, что все окружающие предметы принимали ночью странные, фантастические образы. Мне хотелось разглядеть дорогу в окружавшем меня полусвете, и я беспрестанно протирал глаза, слипавшиеся от мороза. Но знание дороги извощиками успокоивает до такой степени, что путешественник перестает бояться даже действительной опасности. Мой извощик, то придерживался одного берега, то в местах совершенно покрытых льдом, переезжал на другую сторону, и таким образом выбирал лучшую и самую безопасную дорогу. Чем ближе мы подъезжали к озеру, тем более теснились горы,  вступившие Ангару, и поездка становилась все труднее и труднее. Сани едва помещались на замерзшем прибрежьи, опираясь о подножие гор и скал, которых вершины висели над нашими головами, а с другой стороны быстрые клокочущие струи черной Ангары беспрестанно грозили нам поглощением. За то как величественны были эти виды! Луна освещала снеговые горы и, отражая дрожащий свет о глыбы льда, повсюду выступающие из-под ленящихся вод, производила на зрителя какое-то очаровательное впечатление; а противный берег, потонувший в сумраке, представлял зрению черные исполинские массы гор, которые скрывали в облаках свои белые снеговые вершины. В некоторых местах дорога тянулась чрез просеки акаций, которые в изобилии растут по берегам Ангары

Оставив за собою несколько станций, мы проехали село Никольское, где устроен зимний порт, для перевозных байкальских судов, двух военных и 23 купеческих, состоящий под ведомством адмиралтейства, и наконец приблизились к самому озеру, изливающему массы вод Ангары. Вид величественный, прелестный! Не смотря на резкий ветер и жестокий мороз, я  с любопытством рассматривал окрестности. Из-под неподвижной плоскости замерзшего Байкала, сквозь подножие остроконечных скал, упирающихся в небо, прорывается черною, широкою лентою быстрая Ангара — и скрывается в горах. Я стал на правом ее берегу, на самом повороте высокой горы, где вода с чрезвычайною силою вырывалась из-под гнетущих ее льдин моря. Лепящиеся струи ее разбивались о два огромных гранита, выступивших со дна посреди ее русла; густой пар подымался к небу; миллионы диких уток качались на оцененных волнах; Святое море, как огромное ледяное зеркало, отражало ослепительные лучи восходящего солнца. Трудно было бы оторваться от этого зрелища, если бы климат не был так жесток.

Продолжая путь ваш, мы ехали по берегу Байкала, переменив лошадей на двух станциях, устроенных в небольших деревеньках, прелестных но своему положению у подножия высоких гор, обросших густым ельником. Здесь находится Талызинская фаянсовая фабрика и стеклянный завод, основанный профессором Лакеманом в 1784 году. Выделываемые на нем зеркала и разная стеклянная посуда отправляется в Китай. От последней станции, называемой Лиственичною, дорога переменила направление, и мы поехали поперег озера, которое здесь верст сорок в ширину. Но не смотря на такое пространство, перспектива так обманчива, что возвышенности противоположного берега, казалось, были от нас в нескольких верстах. Я удивился, заметив, что в сани положили железный лом и несколько дощечек; но эта предосторожность, как увидим, была необходима. На Байкале господствуют два главные ветра: один, как говорят, разламывает его льды, другой скрепляет; при влиянии первого лед часто трескается во всю длину озера и раскрываются большие расщелины: тогда путник полагается на одну расторопность и смелость извощика и на быстроту его лошадей, которые одним скачком выносят из опасности. На наше несчастие ветер был холодный и резкий; от него не спасла меня ни теплая шуба, ни повозка со всеми удобствами: меня как будто окунули в холодную воду. Вблизи берега видны были гранитные скалы, взгроможденные над озером и под ними в полыньях всплывали тюлени или, так называемые, байкальские теленки; держась ластами о закраины льда, они дышали свежим воздухом

Лед на озере от разнообразного замерзания был гладок, как стекло, а сухой снег, взметаемый ветром, несся по его поверхности, представляя вид песчаной степи. Беда путешественнику, или охотнику, который решится в такое время переходить через Байкал: гонимый по льду ужасною мятелью, он с величайшим усилием достигает берегов озера. По этой причине жители окрестных стран, отправляясь через Байкал, не забывают запасаться топорами, и врубивши их во время опасности в лед, держутся за топорища, как за якорь спасения.

О Листвянке