Иркутское общество «Родословие». Общество «Родословие» учреждено 11 февраля 2009 г. общим собранием жителей г. Иркутска, интересующихся родословными исследованиями. Является преемником Иркутской городской общественной организации «Родословие» (была учреждена 16 ноября 2000г., ликвидирована в 2009 году).

Статьи, новости

Золотые руки (о вышивках Н.Н. Михайловой)

Вышивка Н.Н. Михайловой

Посмотреть работы можно здесь

Иркутское «Родословие» представляет рукоделье Н.Н. Михайловой. Наталья Николаевна – один из первых и деятельных членов нашего общества. Круг генеалогических интересов Н.Н. Михайловой, казалось бы, не очень широк – это поколения до прабабушек и прадедов. Но исследования этого периода поражают своей глубиной и живыми чувствами воспоминаний. Среди предков – люди известные в истории Иркутска: дед участник Русско-японской войны доктор Н.Н. Бессонов, его первая жена В.Б. Шостакович, кузен Н.Н. Бессонова военный гидрограф, сподвижник А.В. Колчака по полярным исследованиям Ф.А. Матисен, дяди – московский художник С.Н. Бессонов и писатель Ю.Н. Бессонов. И, конечно, самые близкие люди Натальи Николаевны – бабушка, в своё время выпускница Девичьего института, вечная труженица Анна Викторовна Бессонова (урожденная Гейбович), отец Николай Николаевич Михайлов, один из руководителей строительства Ангарского моста, позднее – командир партизанского отряда, без вести пропавший в годы Великой Отечественной войны, мама Наталья Николаевна Михайлова (урожденная Бессонова),

Им и другим членам семьи посвящена книга воспоминаний Натальи Николаевны «Земля и корни» (2007), несколько публикаций в журнале «Тальцы», очерк «Родословие Бессоновых» в сборнике членов общества «К своим истокам» (2009).

Книга Е. Чернохвостовой-Левенсон (США, 2010) пробудила в памяти рассказы бабушки Натальи Николаевны о доме, который арендовала семья Бессоновых у именитого иркутского купца А.С. Левенсона. Так возникло новое направление поиска – спустя много десятков лет, Н.Н. Михайлова посетила и усадьбу, и сохранившиеся постройки вековой давности. Затем работа в архивах, библиотеках, переписка с автором книги. Результатом этих исследований стал цикл докладов и статей.

Не секрет, что чаще всего к поиску своих генеалогических корней люди приходят в возрасте «за пятьдесят», поэтому большинство членов нашего общества «Родословие» находятся на заслуженном отдыхе. Не исключение и Н.Н. Михайлова.

По-разному люди старшего поколения проводят свой досуг: кто-то всецело посвящает себя внукам, кто-то – садоводству, чтению, экскурсиям и многому другому. Для Натальи Николаевны – это увлечение вышивкой. Ею создано более сотни рукодельных панно и других предметов интерьера, почти все они находятся в собственности автора. Наталья Николаевна представляла свои работы на выставке в Гуманитарном центре им. семьи Полевых, на мини-выставке в музее истории города Иркутска.

Цель нашего Интернет-проекта – познакомить с мастерством рукодельницы более широкий круг зрителей и показать практически всю коллекцию вышивок. А подробнее о творчестве и жизни Н.Н. Михайловой расскажет журналист Татьяна Ковальская. Её статью «Всё шелками вышито…», опубликованную 7 августа 2007 г. в газете «Восточно-Сибирская правда», мы приводим ниже.

Наталия Пономарева, главный специалист отдела библиографии и краеведения ИОГУНБ им. И.И. Молчанова-Сибирского, председатель Иркутского общества «Родословие»

Ковальская Татьяна. Всё шелками вышито… // Восточно-Сибирская правда. – 2007. – 7 авг.

– Без малейшего преувеличения могу сказать, что бабушка Анна Викторовна Бессонова была самым главным человеком в моей судьбе, – утверждает моя хорошая знакомая Наталья Михайлова.

            Я «вечерую» в её уютной квартирке на иркутской улице и с интересом осматриваю размещённые на всех стенах и простенках картины и цветочные композиции в прямоугольных и овальных рамках. Все они – художественная вышивка, выполнены в разной технике, и веет от них не музейной выставкой, а очень личным, семейным теплом. Это особенно чувствуется, когда хозяйка рассказывает о создании каждой работы и о том, что научила её рукоделию любимая бабушка.

– Она научила меня шить и вышивать, подарила мне свои пяльцы и вышивальные иголки с золотым ушком, – говорила мне Наталья. – Благодаря бабушке я всю жизнь шила себе сама на доставшейся мне от неё машинке «Зингер». А вышивка после ухода на пенсию стала моим большим увлечением и радостью.

Да уж, когда научные сотрудники, специалисты высокого класса исследовательских лабораторий НИИхиммаша остались без работы и без денег в девяностых годах, потрясение от крушения привычного образа жизни, государственных гарантий и устоев в обществе не все смогли безболезненно пережить. А для Наташи потери были многократно усилены уходом из жизни самого близкого и дорогого человека – мужа. Квартира, любовно отделанная и украшенная его руками, теперь кричала об одиночестве. И только бабушкины вещи, сохранённые внучкой, да звучащий в памяти её то ласковый, то серьёзный и мудрый голос, её запавшие в память с детских лет слова спасали от неизбывной тоски: «Знаешь, Тусенька, завоевать уважение людей очень трудно, нужны годы, а может, и вся жизнь. А потерять его можно мгновенно, одним поступком».

Времена были чёрные. Физики становились продавцами и владельцами магазинов, аптек, зарабатывали на жизнь кто как мог. Наталья шила платья и костюмы на заказ. Накопилось много лоскутов разных материй, ведь она обшивала сестру, племянницу и себя. Привыкшая к расчётам и напряжённым поискам мысль стремилась к творчеству. Однажды взялась за вышивание крестиком по канве. Достала бабушкины иголочки. Интересно было подбирать нужные цвета и оттенки. В запасе было немного ниток мулине, простые цветные, ирис. Приходилось распускать старое вязание, ведь в магазинах тогда изобилия не было. Оформила вышивку в рамку, на стену – как будто живое существо, смотрела собачка. Может быть, в тот миг ощутила женщина, что рядом непременно должна быть живая душа, требующая неустанной заботы и внимания. Тогда она узнала адрес, где продавали породистых щенков, и приобрела коричневого пуделя, занялась его воспитанием, всё делала по книгам, даже лечила от собачьих болезней. Сама делала любимцу модельную стрижку и водила на выставки. Тиль – так звали пуделя – был обладателем медали и прожил очень достойную жизнь рядом с обожаемой хозяйкой. К сожалению, век у собак короче, чем у человека. Но теперь у Наташи есть другой породы верный друг Тотоша, английский кокер-спаниель, непоседливый, игривый и красивый. Любит позировать перед фотокамерой.

Но главным увлечением в те девяностые годы стали для неё вышивание и аппликация. Как будто в те нелёгкие дни снизошло бабушкино благословение. Надо занять себя, и лучше всего – рукоделием. Крестик она умудрялась делать почти мизерным, так что со стороны виделась как бы нарисованная картина, с нежными переходами оттенков или, напротив, резкими, если это были копии знаменитых картин Шагала, Кончаловского и других художников. Очень полюбилась Наталье вышивка шёлком, гладью, стилизация под перламутр, как на жостовских подносах. Наташа находила темы для вышивок повсюду: на обоях, на коробках от конфет, на тканях. Несколько композиций с цветами выполнила по собственным рисункам. Это прелестные флористические фантазии, в том числе сделанные с натуры. Например, сияющие на тёмном фоне ткани подснежники. Или бесподобные по форме и цветовой гамме кукушкины сапожки. На фотоснимке не передать исходящей от картин благоухающей свежести и прелести. Чтобы сотворить подобное, надо обладать талантом истинного художника. Автор с удовольствием впустила меня в «творческую мастерскую», показала пакеты с множеством мотков и катушек ниток, отдельно подобранных по оттенкам: розово-красные, салатно-зелёные, лилово-синие, охристо-золотые.

– Подбор нужных цветов для нарисованной композиции или картины – самая увлекательная и ответственная часть работы, – замечает Наталья. – Иногда приходится срезать часть выполненной вышивки, если неудачно выбраны цвета. Поначалу это случалось у меня не раз. А теперь, видимо, глаз натренирован, опыт пришёл. Мне даже во сне являются задуманные композиции или картины во всех оттенках. Утром обычно, перед пробуждением. Сразу – за карандаш и спешу запечатлеть.

«Откуда у хлопца испанская грусть?» - задавался вопросом поэт Михаил Светлов, сочиняя свою «Гренаду». Мне тоже захотелось выяснить, в кого так талантлива Наталья Николаевна Михайлова. Её выставка художественной вышивки прошла в библиотеке имени Полевых Гуманитарного центра в микрорайоне Университетском, где получила высокую оценку постоянных членов клуба при библиотеке, истинных ценителей прекрасного.

Так откуда? Всё от родового древа даровитых русских дворян Бессоновых. Родной и самый любимый из четырёх дядя Серёжа, старший брат матери, был по призванию, по образованию, по роду деятельности художник. Картины Сергея Николаевича Бессонова находятся в музеях Москвы, других городов и за рубежом. Он при жизни стал участником многих художественных выставок. А ещё один дядя, Юрий Николаевич Бессонов, – писатель, написавший ряд повестей, очерков и роман «Восстание» о событиях гражданской войны и о Колчаке. Жили оба дяди в Москве. И чудесным образом дар писательства и дар живописца вошли в генетическую матрицу Натальи, передались её племяннице Ларисе (пишет стихи) и, может быть, пробудятся в ком-то из потомков…

Более трёх десятков картин, миниатюр, салфеток, аппликаций, закладок вышиты «золотой иглой» и золотыми руками Натальи Михайловой. Не все поместились на стенах, многие подарены родным и подругам. И как мне понятна её творческая бессонница, когда она ходит по ночным комнатам и всматривается в свои работы, вспоминает, как сидела над рисунками, выискивая нужные тона ниток, чтобы получилось впечатление живого цветка, или перламутра, или акварели. И бабушка всегда рядом – стоит взглянуть на её великолепный стеклянный абажур в спальне в виде большого колокольчика или в прихожей на бабушкин же светильник, маленький дымчатый колокольчик. Посмотришь на мебель, сделанную руками Наташиного мужа, – и увидишь гармонично вмонтированные фарфоровый, расписанный маками поднос, дверцы с витражами от бабушкиного старинного буфета. Они живут вместе с хозяйкой и, наверное, оберегают её от жизненных невзгод, дарят ей радость творчества.