Иркутское общество «Родословие». Общество «Родословие» учреждено 11 февраля 2009 г. общим собранием жителей г. Иркутска, интересующихся родословными исследованиями. Является преемником Иркутской городской общественной организации «Родословие» (была учреждена 16 ноября 2000г., ликвидирована в 2009 году).

Статьи, новости

Судьбы сибиряков в новой книге Иркутского общества «Родословие» «История в лицах и поколениях»

Исследования членов Иркутского общества «Родословие», начиная с изучения истории своей семьи, безусловно и неизбежно, выводят к освещению вопросов заселения и освоения Сибири, к пониманию роли и места целых поколений сибиряков в истории Отечества – к тому, что сейчас часто называют самоидентификацией.

Иркутяне, заинтересованные разысканиями своих родовых корней, в 2000 году по инициативе С.А. Гурулёва объединились в Иркутскую городскую общественную организацию «Родословие». Станислав Андреевич, кандидат геолого-минералогических наук, был выбран ее председателем. С 2009 г. наше объединение носит название Иркутское общество «Родословие» и является клубом по интересам, который с 2002 г. работает под патронатом ИОГУНБ им. И.И. Молчанова-Сибирского (председатель общества Н.С. Пономарева). Сегодня общество отсчитывает второй десяток лет своей жизни. За прошедшее время в нем сформировался целый ряд опытных исследователей-генеалогов, появилось много новых активно работающих членов.

Деятельность общества с годами стала весьма плодотворной, появились как отдельные публикации, так и сборники статей: тематические выпуски журнала «Тальцы» (2003 г., 2005 г.), книга «К своим истокам» (2009 г.). И вот, в сентябре 2013 г. состоялся выход в свет новой книги общества «История в лицах и поколениях». В издании 23 автора представили 26 статей. Среди них не только члены общества, но и иркутяне, увлечённые родословными поисками. Состав авторов новой книги широк: от докторов и кандидатов разных наук до людей рабочих профессий. Однако всех их связывает единое стремление к исследованию своих родовых корней, общее желание прояснить, от кого мы произошли и как жили наши предки.

Основной раздел книги составляют исследовательские статьи, которые написаны в результате проведения значительных поисковых работ. Так, например, обширная статья С.А. Гурулёва называется «Фонетические вариации славянской фамилии в русскоязычной среде». В ней рассматривается большая семья фамилий, которые произошли – благодаря доказательствам автора – от польского слова «гуралИ» – горцы, от древнопольского слова «гУра» – гора. Это фамилии Гурулёвы, Гуралёвы, Гуральниковы, Гурилёвы и др.

Ю.П. Похабов – начальник инженерно-инновационного центра СКТБ «Наука» Красноярского НЦ СО РАН, член Иркутского общества «Родословие», г. Железногорск Красноярского края. Он является представителем обширного рода красноярских Похабовых, ведет свое прямое родство от Семена Ивановича – родного брата Ивана Ивановича Похабова. В своей публикации Юрий Павлович раскрывает и значение фамилии, и большое влияние на освоение территории Сибири и строительство Иркутского острога Ивана и Якова Похабовых.

Д.С. Глюк, кандидат геолого-минералогических наук, начинает своё повествование с начала XVIII века, когда войска Петра I, захватив крепость

Мариенбург, пленили и семью пастора Иоганна Эрнста Глюка. Его воспитанница Марта Скавронская сначала попала в обоз, – а через несколько лет стала супругой Петра I. Дед Дмитрия Сергеевича по матери Иннокентий Яковлевич Шнелле известен в Восточной Сибири как разведчик и разработчик месторождений нефрита. Крупные партии минерала он поставлял на ювелирную фабрику Фаберже, в Западную Европу и Китай.

Петр Борисович Яшеров – герой исследования Н.А. Кружкова, биолога-охотоведа. Яшеров, будучи командиром учебной роты Иркутского местного батальона, особо отличился на тушении опустошительных городских пожаров 1877 и 1879 гг. Петр Борисович являлся пионером сибирского собаководства, энтузиастом разведения сибирской рабочей лайки.

Воспоминания составляют значительный по объему раздел книги. Содержащиеся в них детали и приметы времени позволяют наполнить жизнью схематические родословные росписи. Авторы-женщины отдают предпочтение жанру воспоминаний – здесь наиболее полно раскрываются их литературные дарования, прекрасный живой русский язык.

Интересна статья Н.Н. Михайловой «О чем помнит старинная усадьба в Иркутске». В ней наряду с воспоминаниями о жизни семьи деда, известного иркутского врача Н.Н. Бессонова, использованы материалы книги, изданной в Америке Е.В.Чернохвостовой-Левенсон. Часть усадьбы купца А.С. Левенсона сохранилась до сих пор и входит в мемориальный комплекс «Декабристы в Иркутске». Судьба потомков Левенсона связана с их участием в революционных процессах России, Сибири и Иркутска.

«Моя родословная» – так называется исследование В.М. Фоминой. В ней переплелись корни польских ссыльных, сибирских казаков, коренных бурят. Один из ярких представителей «нового времени» – отец Веры Михайловны, известный иркутский сыщик дядя Миша Фомин.

Статьей «О независимом проекте Иркутского общества «Родословие» «Памяти иркутян, похороненных на Иерусалимском кладбище» подведен промежуточный итог коллективной деятельности иркутских генеалогов. Авторы статьи – Н.С. Пономарева и В.М. Полюх.

Впервые обращение общества «Родословие» к теме захоронений на Иерусалимском кладбище произошло в конце 2007 г. по предложению администрации города Иркутска. К этому времени относилась волна возмущения горожан, общественности, научных кругов, органов охраны объектов культурного наследия, в средствах массовой информации. Она была обусловлена «благоустройством» территории бывшего кладбища. Результаты этого «благоустройства» оказались прискорбны и возмутительны, решением губернатора А. Тишанина строительные работы были приостановлены до компетентного определения статуса этой территории. Что это – парк для детского отдыха с аттракционами и зверинцем или городской мемориал?

Позднее в обновленном проекте реконструкции были учтены требования защитников некрополя, в том числе и те, которые рекомендовали создание мемориальных зон по конфессиональному признаку захоронений и установку нескольких памятных знаков. Таких частей на Иерусалимском кладбище было

четыре: православная, католическая, лютеранская и иудейская. Кроме того, было предложено соорудить памятную стелу с фамилиями видных горожан, внесших значительный вклад в развитие Иркутска.

Администрация Иркутска в ответ на негативную реакцию горожан по поводу разрушения могил Иерусалимского кладбища в 2007 г. предложила обществу «Родословие» вести прием заявлений граждан о родственниках, похороненных на Иерусалимском кладбище. «Родословие» представило свои задачи гораздо шире, нежели простой сбор информации от населения. Однако интерес городской администрации к нашему проекту развития не получил. Тем не менее, все чаще поднимался вопрос: какие фамилии должны быть запечатлены на памятных знаках, каковы критерии отбора, кто займется подготовкой списков? К нам на заседания стали приходить иркутяне, просившие принять у них информацию о родных, похороненных на Иерусалимском кладбище.

В этих условиях члены общества в сентябре 2010 г. приняли решение о реализации независимого проекта «Памяти иркутян, похороненных на Иерусалимском кладбище», были определены основные направления этой работы. Мы поставили своими задачами предоставить современникам-иркутянам возможность запечатлеть память о похороненных родных; организовать поиск документальных подтверждений персональных захоронений; выявить доступную информацию о захоронениях; составить список в виде базы данных, пригодной для дальнейшего опубликования.

Каковы результаты деятельности общества по проекту «Памяти иркутян…»?

- Сделаны выписки о похороненных на Иерусалимском кладбище из известных публикаций (книг и статей), из дореволюционных газет; составлен сводный список выдающихся иркутян;

- выписаны данные из некоторых метрических книг Крестовоздвиженской, Входо-Иерусалимской, Спасской и других церквей;

- получен список похороненных на католической части кладбища от польского общества «Огниво»;

- собраны сведения путем анкетирования (лично и по Интернету);

- практически все списки выставлены в свободном доступе на странице общества «Родословие» сайта «Прибайкалье»; продолжается компьютерный набор и дальнейшее размещение данных в этом Интернет-ресурсе.

Общество «Родословие» готово предоставить сводный список выдающихся иркутян администрации города и комиссии по городской топонимике для принятия решения о занесении имен на памятные знаки. Наше общество считает, что на стелу должны быть занесены фамилии людей, внесших значительный вклад в развитие Иркутска и изучение Сибири. А памятником горожанам, похороненным на Иерусалимском кладбище, пусть будут списки, сохраненные в сети Интернет.

Спонсорами нашей книги выступили: Институт географии им. В.Б.Сочавы СО РАН (директор доктор географических наук В.М. Плюснин), Система «Город» (директор А.А. Кохо), ООО «Профи-Град» (директор А.С.

Чесноков), ООО «Рекламное агентство «Приоритет Плюс» (учредители А.В. Дмитриева и Е.Б. Сорокин).

Несмотря на то, что бóльшая часть авторов книги – не профессиональные историки, их труд необходим и важен. Благодаря нему, происходит одушевление нашего прошлого, вызволение из забвения имен и судеб людей, так или иначе оставивших свой след в истории страны, осуществляется персонификация истории. Представленные нашими авторами материалы складываются в широкую картину, в которой ярко отражается прошлое Иркутска, Сибири и всей России.

 

Н.С. Пономарева, председатель Иркутского общества «Родословие»
 гл. специалист отдела библиографии и краеведения 
ИОГУНБ им. И.И. Молчанова-Сибирского