Иркутское общество «Родословие». Общество «Родословие» учреждено 11 февраля 2009 г. общим собранием жителей г. Иркутска, интересующихся родословными исследованиями. Является преемником Иркутской городской общественной организации «Родословие» (была учреждена 16 ноября 2000г., ликвидирована в 2009 году).

Статьи, новости

Яков Иванович Похабов, енисейский сын боярский

Ю.П. Похабов

ЯКОВ ИВАНОВИЧ ПОХАБОВ, ЕНИСЕЙСКИЙ СЫН БОЯРСКИЙ

Как известно, затянувшийся вопрос по дате основания города Иркутска был окончательно разрешен советским историком А.Н. Копыловым к 1960 г. [1], однако до сих пор мало что известно о человеке, основавшим в 1661 г. Иркутск – енисейском сыне боярском Якове Ивановиче Похабове.

Информация о Я. Похабове скудна, разрозненна и однобока. В источниках широко освещен лишь эпизод, связанный со строительством Иркутского острога. Попытка в 1963 г. бывшего научного сотрудника Иркутского областного краеведческого музея А.З. Багаутдинова [2] раскрыть образ Я. Похабова не нашла дальнейшего развития. Многие современники просто путают его с енисейским сыном боярским Иваном Ивановичем Похабовым. Начало путаницы заложил летописец истории освоения Сибири И.Э. Фишер, приписавший лавры строительства Иркутского острога в 1661 г. Ивану Похабову [3]. Существует достаточно причин восприятия похожести Ивана Ивановича Похабова и Якова Ивановича Похабова как личностей: оба енисейские сыны боярские, оба одновременно служили в гарнизоне Енисейского острога, оба несли службу годовальщиами в Прибайкалье и Забайкалье. Мало того, оба снискали славу основателей Иркутска, так, например, в 1902 г. в Иркутске были проведены официальные торжества в честь 250-летия основания города енисейским сыном боярским Иваном Похабовым  [4].

Подготовка к празднованию 350-ти летия города Иркутска в 2011 г. и мероприятия по увековечиванию имени Я. Похабова являются хорошим поводом разобраться, наконец, в судьбе человека, который дал жизнь городу. Я не занимался целенаправленными исследованиями биографии Якова Ивановича Похабова. Все, что мне стало известно об этом человеке, я узнал, изучая собственную родословную, работа над которой не завершена и продолжается. Однако часть выводов, касающихся Я. Похабова, способна в какой-то мере восполнить недостаток знаний об этом человеке.

Годы жизни Якова Похабова

Архивных данных о досибирском периоде жизни Я. Похабова обнаружить, пока, не удалось.

Службу в Енисейском гарнизоне «Якунка Похабов» начал после 1643 г., но не позднее осени 1647 г., что согласуется с упоминанием Я. Похабова как участника похода Ивана Галкина в долину реки Баргузин летом 1648 г., возможностью осуществления навигации в Сибири и данных сохранившихся окладных книг жалования Енисейского острога за 1642-1643 и 1649 гг.

Дата смерти Я. Похабова указана в окладной книге жалования за 1674 г.: «Яков Иванов сын Похабов в прошлом во 181 (1672-1673) году умре и тот ево Яковлев оклад Похабова  по указу великого государя  и по грамоте заверстан будет енисейскому сыну боярскому Афонасью Бойтону во 183 году» [5].

Карьера Якова Похабова

Службу в Енисейском остроге Я. Похабов начал «по прибору». Имя Я. Похабова впервые упоминается в списках рядовых казаков в окладной книге 1649 г. [6]. Примечательно, что в том же 1649 г. Я. Похабов исполняет обязанности десятника в походе под предводительством И. Галкина, пославшего «Якунку Похабова с 15 служилыми людьми на Буженей озеро "для прииску новых землиц"» [7].

Сохранившаяся челобитная Сибирского приказа, датированная 1654 г., принадлежит уже «енисейского острогу пятидесятнику казачьему» Я. Похабову, который «бьет челом» царю Алексею Михайловичу и просит за «службишко» «пожаловать» его [8].

Чин сына боярского Яков Похабов получил в период воеводства Максима Григорьевича Ртищева (17. 02. 1656 – 1659) [9], о чем говорится в переписной книге 1669 г.: «а поверстан он Яков в дети боярские по государевой грамоте при воеводе Максиме Ртищеве» [10].

Послужной список Якова Похабова

В 1648-1650 гг. Я. Похабов принял участие в походе отряда служилых людей под командованием енисейского сына боярского И. Галкина. В 1648 г. отряд обогнул Байкал с севера и в начале лета проник в долину реки Баргузин. Поднявшись вверх по течению в 40 верстах от устья, в месте впадения в Баргузин горной речушки (впоследствии названной Банной), И. Галкин заложил острог, ставший первым опорным пунктом русских казаков в Забайкалье [11].

В 1649 г. И. Галкин, оставив в Баргузинском остроге небольшое количество людей,  послал отряд казаков под предводительством Я. Похабова на р. Витим и к оз. Буженей (ныне озеро Бусани. – Ю. П.), а сам двинулся с отрядом к Еравнинским озерам [12]. Выполнив задание, Я. Похабов прошел в долину р. Муи [13], и обложил ясаком «князцова сына Чинкагирского роду Чюбугу да Килдигирского роду князцова ж сына Муланю…» Далее, как пишет сам Яков Похабов: «на низ государь пловучи по верхней Ангаре реке поимал я холоп твой мужика князьца Шинегу Килдигирского роду… Шинега прежде сидел тебе государь ясаку не плачивал и на Лене реке и по иным сторонним рекам побивал твоих государевых служилых и промышленных и ясачных людей…» [14]. На реке Муе отряд Я. Похабова встретил ленских промышленных людей, которые собирали ясак и аманатов царским именем на себя, и ему пришлось силой отбирать у них добычу [15].

С 1652 г. Я. Похабов участвует в походе под предводительством И. Похабова на Байкал, о чем сам Я. Похабов в своей челобитной пишет так: «Да в прошлом во 160 году послан был я холоп твой на тое ж твою государеву службу на Байкал озеро с сыном боярским с Ываном Похабовым. А з Байкала озера послал меня холопа твоего тот Ыван Похабов для твоего государева ясачного збору на Баунт озеро и на Баунте озере во 162 году прибрал я холоп твой тебе государю вновь твоего государева ясачного збору два сорока семь соболей с пупки и с хвосты» [16].

Во многих источниках утверждается, что в этом же походе Я. Похабов в 1652 г. строит Баунтовский острог, который через два года был сожжен эвенками [17]. Остатки острога, возведенного Я. Похабовым, были найдены в 2008 г. в 3 км от истока реки Верхняя Ципа, которая впадает в озеро Баунт [18].

Таким образом, уже в первые годы службы в Енисейском остроге Я. Похабов участвует в двух походах на Байкал, где руководит строительством Баунтовского острога, вместе с Иваном  Галкиным строит Баргузинский острог, самостоятельно проведывает новые земли в долинах рек Витим, Муя, Верхняя Ангара, озерах Буженей и Баунт, объясачивает непокорных прежде князцов, пресекает попытки промышленных людей незаконного сбора ясака, проявляет себя как умелый командир казачьих отрядов в столкновениях с племенами местных народов, присоединяя их к русскому государству. Все это позволяет судить о выдающихся личных качествах Я. Похабова, что по достоинству отмечалось современниками – опытными И. Галкиным и И. Похабовым, доверявших ему ответственные задания во главе отрядов казаков, и енисейскими воеводами, оценивших его особые заслуги перед государством ускоренным продвижением по службе. Как известно, лишь в особых случаях «приборный» служилый человек «мог быть повышен в чине до десятника, пятидесятника, иногда сотника или атамана, а отдельные лица за особые заслуги получали чин сына боярского и, следовательно, переводились в разряд служилых людей «по отечеству» [19].

Не менее славным было продолжение службы Я. Похабова в чине сына боярского.

В июле 1660 г. Я. Похабов назначается приказчиком в Братский острог: «мне Якушку велено быть приказным в нижнем Братцком остроге» [20]. К этому времени уже предпринимались неоднократные попытки найти и вернуть беглых бурят, ушедших в 1658 г. в Монголию из-за произвола сына боярского И. Похабова [21]. Один из таких отрядов по розыску беглых бурят было поручено возглавить Я. Похабову, о чем енисейский Иван Ржевский в своей отписке писал царю: «И я холоп твой, по твоему великого государя указу, ныне шлю в те Братские остроги для подлинного ведома про беглых Братских людей Енисейских сына боярского Якова Похабова да пятидесятника Олешку Оленя да с ними людей сто человек» [22].

В сентябре 1660 г. Яков Похабов отправился в двухмесячный поход на Иркут в поисках беглых бурят, где встретил и обложил ясаком «новых ясашных людей князца Яндаша с иво улусными людьми». По предположению А.П. Окладникова, это были сойоты [23], кочевавшие в верховьях Иркута и озера Косогол. В декабре 1660 г. от вновь объясашенных Яндашских татар в Балаганский острог прибыл гонец и просил поставить в устье Иркута острог для сбора ясака и защиты от притеснений со стороны красноярских казаков. Воевода Ржевский 22 июня 1661 г. отправил Якову Похабову подмогу в количестве 60 казаков во главе с пятидесятником Дружиной Поповым-Даурским с распоряжением «отыскать на усть Иркута реки или вверх Иркута самого угожево места: и на том месте поставить острог». Однако Яков Похабов, не дожидаясь ответа из Енисейска, сделал это сам 6 июля 1661 г. [24], о чем сообщил в своем донесении воеводе И. Ржевскому [25]. Сам Яков Похабов назвал новое поселение Яндашским, по имени князца Яндаша Дороги, но это имя за ним не закрепилось, во всех последующих документах оно стало именоваться по своему местоположению – Иркутским [26].

В 1662 г. Яков Похабов построил Кучидский острог, в устье реки Кидымит, притока Витима [27].

Своеобразным свидетельством рейтинга авторитета Я. Похабова среди служилых людей Енисейского острога служит сохранившаяся коллективная челобитная, поданная в июле 1665 г. с жалобой на воеводу Афанасия Пашкова, который, по мнению, енисейских служилых людей, «не дошед до Даурской земли, остановился на великой реке Шилке и на Иргене озере и остроги поставил новые в тех же местех, в которых местех мы, холопи твои, преж ево, Офонасья, остроги поставили». Таким образом, Пашков «отнял ту службу от Енисейского острога» и обманывал Москву, именуя район своих действий «новой Даурской землей и китайской границей» [28]. Челобитная была подписана И. Галкиным, И. Максимовым, Я. Похабовым, Н. Кольцовым и др.

В 1668-1669 гг. Я. Похабов служил приказчиком Баргузинского острога и к нему за помощью обращался нерчинский воевода Л.Б. Толбузин из Телембинского острога, о чем писал в Москву в 1669 г. илимский воевода С.О. Оничков: «В нынешнем, государь, во 177 (1669) году,… генваря в 27 день, писал из Даурские земли ис Телембинсково острошку тобольской же сын боярской Ларион Толбузин в Баргузинской острожек к енисейскому сыну боярскому к Якову Похабову, что в Даурской де земле идут войною на Нерчинской острожек и на ясачных людей богдойские люди на две дороги, по Кайларе озеру и по Аргуне реке, семь тысяч войска, и чтоб к нему, Лариону, прислать служилых людей и зелья» [29].

Записи в окладных книгах жалования 1662-1670 гг. говорят о том, что до 1670 г. Яков Похабов получал хлебный, денежный и соляной оклад, однако незадолго до смерти Яков Похабов в счет хлебного оклада начал обрабатывать пашню: «в 1676-77 г. «енисейских посадских людей Андрею Пелевину» заложила свой «пай» пахотной земли, покосов и выпуска и «четверть» земли на Самоделовском острове вдова сына боярского Я. Похабова Арина. Этими участками Я.Похабов владел по «поступной» казака С.И. Новикова» [30].

Происхождение Якова Похабова

Из генеалогической информации известно лишь то, что Яков Похабов был женат на Арине Федоровне, но «детей у него Якова нет» [31].

По вопросу родственных отношений Якова и Ивана Похабовых советские историки А.П. Окладников и А.Н. Копылов единодушны и категоричны, они считают их однофамильцами [32]. Логика ученых понятна, начало службы Я. Похабова «по прибору» и служба И. Похабова «по отечеству» формально разводит их по разным сословным группам и не предполагает близкого родства. Косвенно подтверждает это и челобитная Я. Похабова 1654 г., где он ни единым словом не намекает на родственную связь с И. Похабовым. Тем не менее, генеалогические аспекты фамильного рода Похабовых позволяют думать иначе.

Первое известное в источниках упоминание фамилии «Похабов» связано с подьячим Федором Похабовым, автором писцовой книги Ярославского уезда 1513 г. [33] К этому времени слово «похаб» в древнерусском языке существовало исключительно как технический термин для определения юродивого по образцу византийских святых Симеона Эмесского и Андрея Юродивого. Термин появился в ΧΙ в. для перевода Жития Андрея Юродивого с целью максимально точного доведения до древнерусских читателей культуры и традиций византийский юродивых в форме притворного безумия в театрализованной форме во имя достижения сакральной цели. Вплоть до ΧΙV в. слово использовалось как книжный термин, а перенос слова в устную речь связан с визуализацией образа юродивого на пике массовости появления юродивых во времена правления Ивана Грозного и Федора Ивановича. Столь привычное сегодня этически негативное восприятие фамилии не имеет ничего общего с ее первоначальным значением, которое было грубо искажено, вначале, в результате борьбы с юродством Петра Великого, лично ненавидевшего юродивых, а затем, в результате искоренения большевиками старых устоев и Православной Церкви. В этой связи следует иметь в виду, что вплоть до ΧVΙΙ в. слово «похаб» зачастую использовалось в звательном падеже – похабе [34].

Исходя из первого документального свидетельства существования фамилии, время ее возникновения может быть датировано не позднее конца ΧV в. Это был период, когда слово «похаб» не означало ничего иного, кроме понятия «юродивый» по византийскому образцу. Поскольку похабами не рождались, а становились добровольно, отказываясь от всего в этом мире, в том числе и от собственных детей, то происхождение от похаба просто обязано было найти свое отражение в форме принятого тогда делового письма: «Имярек похабов сын». В дальнейшем прозвание «по отцу» – юродивому, закрепилось в виде именования фамильного рода, имеющую высокую степень персонификации.

Таким образом, принадлежность к единому фамильному роду дает понимание происхождения Я. Похабова – енисейские сыны боярские Иван и Яков Похабовы не были просто однофамильцами, поскольку имели общего предка.

Интересно, что происхождение фамилии от юродивого указывает на то, что Похабовы изначально должны были быть городскими жителями северной части Московского государства. Именно это в точности подтверждается литературными сведениями на подьячего Федора Похабова из Ярославля 1513 г.; городового сына боярского Федора Похабова из Устюжны Железопольской 1615-1632 гг. [35]; стрелецкого сотника Ивана Александровича Похабова из Великого Устюга 1623-1626 гг. [36] (хотя, его сын Иван, тот самый енисейский сын боярский, хорошо известный иркутянам, назван в окладной книге жалования «новгородцем» [37]); Андрея Похабова из Суздальского уезда, упомянутого в 20-е годы ΧVΙΙ в. условным владельцем вотчинных земель князя И.И. Хованского [38].

Учитывая крайне низкую сословную мобильность населения Руси в ΧVΙ в., можно утверждать, что Похабовы на рубеже ΧVΙ-ΧVΙΙ вв. принадлежали к неродовитому служилому роду с локализацией ареалов проживания в границах территории: Новгород – Устюжна Железопольская – Ярославль – Суздаль. Именно в указанном географическом районе будущим биографам следует искать сведения о досибирском периоде жизни Я. Похабова.

Ключ к пониманию различной сословной принадлежности Ивана и Якова Похабовых может лежать в судьбе моих предков, потомков стрелецкого сотника из Великого Устюга И.А. Похабова, сыновьями которого были енисейский сын боярский Иван, подьячий Григорий и младший неверстанный сын Семен. Старший сын Семена – Иван приехал гулящим человеком около 1682 г. в Кемский острог Енисейского уезда к своему двоюродному брату – неверстанному сыну боярскому Ивану Ивановичу Похабову. Иван Семенович Похабов, будучи по происхождению из рода служилых «по отечеству», в 1691 г. стал пашенным крестьянином. Точно также, по причине неверстанности своего отца, мог оказаться за рамками своего сословного происхождения и Яков Иванович Похабов, что обязывало его начинать жизненный путь с «чистого листа», и ему это удалось в полной мере на поприще землепроходца Сибири.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Копылов А.Н. Затянувшийся вопрос // Ангара. 1960. № 4 (49). 

2. Багаутдинов А.З. Находка в архиве // Восточно-Сибирская правда. 1963. 13 сентября.

3. Фишер И.Э. Сибирская история с самого начала открытия Сибири до завоевания сибирской земли российским оружием. СПб., 1774. С. 553.

4. Копылов А.Н. Затянувшийся вопрос // Ангара. 1960. № 4 (49). С. 143; Иркутск основал боярский сын // Енисейские губернские ведомости.  1900. 27 июня.

5. Окладная книга жалования 182 г. // РГАДА. Ф. 214. Кн. 618. Л. 7.

6. Окладная книга жалования 157 г. // РГАДА. Ф. 214. Стб. 313. Л. 101. 

7. Баргузинский острог [Электронный ресурс] // Города и остроги земли Сибирской: сайт. – Режим доступа: http://ostrog.ucoz.ru/ostrogy/2_7.htm (16. 09. 2010); Артемьев А.Р. Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй половине XVII-XVIII вв. Владивосток, 1999. С. 40.

8. Багаутдинов А.З. Находка в архиве // Восточно-Сибирская правда. 1963. 13 сентября.

9. Список глав города Енисейска [Электронный ресурс] // Официальный сайт администрации города Енисейска. – Режим доступа: http://wwhp.ru/eniseisk.htm (02. 06. 2010).

10. Переписная книга Енисейского уезда 177 г. // РГАДА. Ф. 214. Кн. 527. Л. 288-288 об.

11. Копылов А.Н. Затянувшийся вопрос // Ангара. 1960. № 4 (49). С. 144; Галкин Иван Алексеевич – березовский казачий атаман [Электронный ресурс] // Города и остроги земли Сибирской: сайт. – Режим доступа:  http://ostrog.ucoz.ru/pervoprohodcy/0_34.htm (02. 06. 2010).

12. Галкин Иван Алексеевич – березовский казачий атаман [Электронный ресурс] // Города и остроги земли Сибирской: сайт. – Режим доступа:  http://ostrog.ucoz.ru/pervoprohodcy/0_34.htm (02. 06. 2010).

13. Румянцев Л.И. Русские источники XVII в. о Байкале: Краеведческий сборник / под ред. Л.Е. Элиасова. 1958. Вып. 3. С. 3-12.

14. Багаутдинов А.З. Находка в архиве // Восточно-Сибирская правда. 1963. 13 сентября.

15. Андриевич В.К. История Сибири. СПб., 1889. Ч. 1. С. 79, 166.

16. Багаутдинов А.З. Находка в архиве // Восточно-Сибирская правда. 1963. 13 сентября.

17. Жалсараев А.Д. Православие в Бурятии: даты и факты [Электронный ресурс] // Читинская и Краснокаменская епархия: сайт. – Режим доступа: http://chita.eparhia.ru/enapx/hist/nov/histbur/ (02. 06. 2010).

18. Зотов А. Нашли острог и, возможно, могилу шамана. (В поисках прошлого) // Витимские зори. 2008. 9 августа.

19. Копылов А.Н. Русские на Енисее в ХVІІ в. Земледелие, промышленность и торговые связи Енисейского уезда. Новосибирск, 1965. С. 199.

20. Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1851. Т. 4. С. 238.

21. Окладников А.П. Очерки из истории западных бурят-монголов (XVІІ-ХVІІІвв.). Л., 1937. С. 127-130.

22. Дополнения к актам историческим, собранныя и изданныя Археографическою комиссиею. СПб., 1848. Т. 3. С. 200.

23. Окладников А.П. Очерки из истории западных бурят-монголов (XVІІ-ХVІІІвв.). Л., 1937. С. 130.

24. Шахеров В.П. Форпост в Прибайкалье // Земля Иркутская. 2001. № 16. С. 4.

25. Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1851. Т. 4. С. 249-250.

26. Шахеров В.П. Форпост в Прибайкалье // Земля Иркутская. 2001. № 16. С. 4.

27. История Северобайкальского района [Электронный ресурс] // Республика Бурятия: официальный портал органов государственной власти Республики Бурятия. – Режим доступа: http://egov-buryatia.ru/obur/adm_terr/content/sev_baik/evenki.html (02. 06. 2010).

28. Вершинин Е.В. Землепроходец Петр Иванович Бекетов // Отечественная история. 2003. № 5. С. 35-49.

29.  Красноштанов Г.Б. Никифор Романов Черниговский: Документальное повествование. Иркутск, 2008. С. 148.

30. Александров В.А. Русское население Сибири ХVІІ – начала ХVІІІ в. (Енисейский край). М.: Наука, 1964. С. 192.

31. Енисейская переписная книга 177 г. // РГАДА. Ф. 214. Кн. 527. Л. 288.

32. Копылов А.Н. Затянувшийся вопрос // Ангара. 1960. № 4 (49). С. 144; Окладников А.П. Очерки из истории западных бурят-монголов (XVІІ-ХVІІІвв.). Л., 1937. С. 129.

33. Исторические акты Ярославского Спасского монастыря / изд. И.А. Вахромеевым. Т. 1. Княжие и царские грамоты. М.: Синодальная типография, 1896. С. 21.

34. Житие Андрея Юродивого // РГАДА. Ф. 381 (Библиотека Московской Синодальной типографии). № 182, 66 л., кон. ΧΙV в. – Опубл.: Молдован А.М. «Житие Андрея Юродивого» в славянской письменности. М.: Азбуковник. 2000. С. 159-450; Житие и подвизи святаго праведнаго Прокопия, иже Христа ради Устюжского чудотворца. О втором пророчестве блаженнаго Прокопия и о Марии, матери святаго отца Стефана, Архиепископа Великопермскаго [Электронный ресурс] // Клуб практической философии «Честь и Свет». – Режим доступа:  http://pravoslavie.chestisvet.ru/index.php4?id=148 (03. 06. 2010).

35. Писцовая книга станов и волостей Устюжны Железопольской 1628-1630 годов. (Публикация Пугача И.В.) [Электронный ресурс] // Вологодская областная универсальная научная библиотека: сайт. – Режим доступа: www.booksite.ru/fulltext/3us/tuz/hna/13.htm; http://www.booksite.ru/fulltext/usty/uzh/na2/index.htm (03. 06. 2010); Пугач И.В. Устюжна Железопольская и уезд в ХVІ – первой половине ХVІІ в.: территория, население, хозяйство. Вологда, 1999 / Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. § 3. С. 262. Ссылка 591.

 36. Устюжская писцовая книга «Письма и меры Микиты Вышесловцова да подъячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 гг.». // РГАДА, ф. 1209 (Московский архив министерства юстиции), кн. 506, лл. 3-3об. – Опубл.: Историко-краеведческий сборник «Бысть на Устюзе» // Сайт «Вологодская областная универсальная научная библиотека» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.booksite.ru/fulltext/byi/sty/nau/sty/uze/13.htm (26. 10. 2010).

37. Окладная книга жалования 150-151 гг. // РГАДА. Ф. 214. Кн. 153. Л. 435 об., 436 об.

38. Готье Ю.В. Замосковный край в XVII веке. Опыт исследования по истории экономического быта Московской Руси. М.: ГСЭИ, 1937. С. 290-291.