Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Общие сведения


Мы пишем

Иркутские пути-дороги

Продвижение русских на восток в конце XVI – 1-ой пол. XVII вв. привело к образованию острогов и других поселений на громадных просторах Сибири. Связь с центральными районами России осуществлялась благодаря существовавшим сухопутным путям, проложенным в течение десятков тысяч лет народами, населявшими земли Сибири -  тунгусами, бурятами, эвенками и другими.

.

Великий Сибирский путь (транссибирская железнодорожная магистраль)

Газеты начала XX века писали, что после открытия Америки и сооружения Суэцкого канала история не отмечала события более выдающегося и более богатого прямыми и косвенными последствиями, чем постройка Сибирской железной дороги. Самая протяженная и уникальная железная дорога в мире, её длина по главному ходу от Ярославского вокзала столицы до вокзала Владивостока составляет 9288 км.

Мысль о необходимости строительства железной дороги в Сибирь, которая обеспечила бы более быстрое заселение этого края, развитие промышленности и торговли не была новой с 30-х гг. XIX в. Неоднократно появлялись и затем отвергались проекты разных лиц. Дело двинулось вперед в 1886 г., когда с тщательно обоснованным предложением о сооружении магистрали в своем отчете выступил иркутский генерал-губернатор А. П. Игнатьев, который доказывал необходимость ее сооружения стратегическими соображениями, возможностью быстро доставить войска для обороны Дальнего Востока и Забайкалья.

В феврале 1891 г. Комитет министров принял постановление о строительстве магистрали в виде сплошной линии от Урала до Тихого океана. Путь решено было прокладывать с двух концов. Вся магистраль была разделена на шесть отрезков: Западно-Сибирский (Челябинск – р. Обь), Средне-Сибирский (р. Обь - Иркутск), Кругобайкальский, Забайкальский, Амурский и Уссурийский. Правительство решило строить Транссиб силами отечественной промышленности и из отечественных материалов. Для руководства строительством создается Управление по сооружению Сибирской железной дороги, одно из его подразделений Управление строительства Средне-Сибирской железной дороги возглавил инженер Н. П. Меженинов.

Для иркутян было жизненно важно, чтобы железная дорога прошла через Иркутск. Благодаря гласным Иркутской Городской думы, на протяжении нескольких лет активно выступавших за проведение железной дороги по городским землям, а также благодаря вниманию к просьбам иркутян министра путей сообщения князя М. И. Хилкова столица Восточной Сибири не осталась в стороне от великой магистрали. В начале 1896 г. был утвержден маршрут строительства дороги, которая проходила левым берегом Ангары на Баранчук с расположением пассажирского вокзала в Глазковском предместье.

Приход первого поезда в каждый сибирский город был крупным событием и отмечался как большое торжество. В Красноярске это произошло 6 декабря 1895 г., в Канске – 29 сентября 1896 г. 16 августа 1898 г. первый поезд прибыл в Иркутск. Участок дороги Иркутск – Красноярск был закончен, тем самым Иркутск связывался с центральной Россией непрерывной железнодорожной магистралью.

Фото №7. «На магистрали в районе Иркутска начали прибывать грузы, появились пассажиры. 24 сентября 1898 г. в Иркутск прибыл первый поезд с пассажирами и товарами, в сентябре же в Иркутск привезли две цистерны с керосином Нобеля. Первый состав из Иркутска к Байкалу ушел 21 октября, а 10 декабря в Иркутске остановился первый поезд с китайским чаем, размещенным на 10-ти платформах. В ноябре из Иркутска был впервые отправлен в Петербург караван золота в 556 пудов. В столицу он пришел 3 декабря, пробыв в дороге только 16 дней, а не два месяца, как бывало раньше…». (1-й поезд в Иркутске)

Фото №8. Торжественное открытие памятника состоялось 30 августа 1908 г. в присутствии генерал-адъютанта А. И. Пантелеева, генерал-губернатора А. Н. Селиванова, начальствующих лиц, духовенства, войска, учащихся, представителей сибирских городов, казаков, крестьян, инородцев и депутаций от различных обществ, при громадном стечении народа.

Фото №9. 28 ноября 1900 г. на заседании иркутской городской Думы было решено «ознаменовать окончание строительства Сибирской железной дороги постановкой на берегу реки Ангары против Большой улицы памятника императору Александру III. Император Александр III вошел в мировую и российскую историю как царь-новатор, миротворец. Основные его реформы: основание крестьянского и дворянского поземельных банков, преобразование военных гимназий в кадетские корпуса, увеличение числа церковно-приходских школ, ограничение прав печати, ограничение городского и земского самоуправления; увеличение налогов, начало выкупа в казну железных дорог, сооружение Закаспийской и начало строительства Сибирской железных дорог; расширение владений в Средней Азии, сближение России с Францией. Он всемерно поощрял развитие промышленности и видел необходимость постройки стальной магистрали к Великому океану через всю Сибирь. И благодарные сибиряки на постаменте памятника в честь строительства железной дороги и экономического освоения Сибири пожелали видеть скульптуру Александра III. (Памятник императору Александру III в Иркутске)

 


Сергей Иванович Медведев
Сотрудник журнала «Земля Иркутская»
и  издательского отдела ГУ «Центр по сохранению
историко-культурного наследия Иркутской области»