Валерий Хайрюзов о творчестве А.Г. Байбородина
Валерий ХАЙРЮЗОВ (г. Москва)
Писатель со своим словом
Все мы когда-то начинали творческий путь, делали первые робкие шаги, и ориентировались на ту литературу, которая была в это время вокруг нас, на зрелых писателей, которые жили и творили рядом, которые были близки нашему духу. Они, эти писатели, и определяли, какой путь нам избрать. Мы с Анатолией Байбородиным оба из Иркутска, и я вспоминаю, очередную конференцию «Молодость, творчество, современность», которые проходили через каждые два года, где ведущие писатели разбирали, оценивали творчество начинающих писателей, кого-то ласково, по-отечески журили, а кому-то и, как раньше говорили, давали путевку в литературу. Там я впервые услышал имя Анатолия Байбородина и прочитал первые его рассказы. Обсуждающие сошлись во мнении, что Анатолия подражает Валентину Распутину, и решили, слава Богу, что писатель, еще только входящий в литературу, избирает в свои учителя не среднего писателя, а именно Распутина, талант которого в ту пору обрел уже всемирную известность. Хотя в Иркутске кроме Валентина Григорьевича Распутина и было, и есть немало хороших писателей, недаром на писательских съездах всегда отмечали Иркутскую и Вологодскую писательские организации со своими школами. Сам Георгий Марков возглавлял когда-то нашу писательскую организацию, в которую в разное время входили известные в России писатели: Козловский, Таурин, Зверев, Кунгуров, Вампилов, Пакулов, Машкин, Шугаев, Трофимов, Горбунов, Суворов и другие, и каждый со своим стилем, со своим словом. И когда появился на конференции Анатолий Байбородин, иркутские писатели высоко оценили его творчество и отметили, Валентин Распутин, помню, защищая его от возможных опонентов, сказал: «Что защищать?! Нечего там защищать, с самого начала было видно, что в литературу пришел писатель со своим языком, со своим миром, который он зримо и точно уже в первых рассказах выразил. И его публикации после той памятной конференции подтвердили, что перед нами писатель незаурядный, со своим словом.
Критики выделяли вологодскую, архангельскую литературные школы, и сибирская, особенно иркутская, близка им, хотя бы потому что Сибирь в основном заселялась с Русского Севера, и вологодские, архангельские жители принесли в сибирские земли свою культуру, вобрав и культуру сибирских народов. И такой культурный сплав порождал неожиданных, самобытных, ярких писателей, и среди них и Анатолий Байбородин. В Иркутске, как я уже перечислял, немало хороших писателей – иные уже покинули этот мир, иные в самом творческом рассвете – и со времен «иркутской стенки», в которой верховодили Вампилов и Распутин, среди писателей жесткое соперничество, но, соперничая, они вздымались, росли, они учились друг у друга, а, прежде всего, у великой русской литературы. Поэтому говорить о некой местной, сибирской литературе нет смысла, надо говорить о единой русской литературе, в которой, разумеется, разные школы, разные направления, которая была и есть, благодаря и таким писателям, как Анатолий Байбородин.