Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Автожир А-002М

Легкий летательный аппарат автожир А-002М

Иркутский авиазавод – одно из лидирующих российских предприятий, выпускающих авиационную технику. Здесь создают уникальные военные многофункциональные самолеты СУ-30МК для ВВС России, Индии, Малайзии, Алжира; строят реактивную многоцелевую амфибию Бе-200. На заводе разворачивается производство нового учебно-боевого истребителя Як-130, изготавливается ряд компонентов для аэробусов А320. Но сегодня мы бы хотели подробнее рассказать о такой уникальной продукции завода, как легкий летательный аппарат автожир А-002М.

- Автожир — летательный аппарат тяжелее воздуха, удерживающийся в воздухе с помощью несущего винта, который вращается не мотором, а встречным потоком воздуха. Такой винт называется «авторотирующим». Другое название автожира — гироплан (от англ. gyroplane). Горизонтальная скорость сообщается автожиру дополнительным винтом с горизонтальной продольной осью.

Иркутский авиазавод обратился к  автожирами в середине 90-х годов, с приходом инициативной группы преподавателей ИВВАИУ. Тогда была образована лаборатория легкой авиации, позже выросшая до опытно- конструкторского бюро. Почему? Да потому что жизнь требовала диверсификации деятельности, и, в первую очередь, выпуска высокотехнологичной гражданской продукции, которая, в то же время, была бы доступна достаточно широкому кругу потребителей. А у автожира практически нет конкурентов по соотношению «цена и летные достоинства».

Какими же такими летными преимуществами обладает этот вид авиационной техники? Почему ИАЗ занялся именно ими, а не, скажем, легкими вертолетами? Вот только несколько достоинств, выгодно отличающих автожир от другой авиационной техники:

Практически все автожиры способны к вертикальной посадке, к тому же, эти аппараты способны «висеть» в воздухе при сильном встречном ветре. Таким образом, по маневренности они находятся между самолётами и вертолётами, несколько уступая вертолётам и абсолютно превосходя самолёты. Также автожиры превосходят самолёты и вертолёты по безопасности полёта. Так, самолёту опасна потеря скорости, он может попасть в неуправляемый режим полета - в штопор. Автожир при потере скорости начинает просто снижаться, а при отказе мотора он, в отличие от вертолета, не падает, а планирует, используя эффект авторотации. Хотя при взлете автожиру, в отличие от вертолета, требуется хоть небольшой (до 30 м.), но пробег, зато посадить его можно на любом свободном пяточке земли. В то же время при скорости встречного  ветра более 8 м/с автожир может взлететь с места.

Скорость автожира сравнима со скоростью лёгкого вертолёта и несколько уступает лёгкому самолёту. По экономичности они превосходят вертолёты, и сравнимы с лёгкими самолётами. Типичные автожиры летят со скоростью до 170 км/ч (рекорд 207,7 км/ч), а расход топлива составляет 15 л на 100 км при скорости 120 км/ч. Таким образом, по скорости и экономичности автожир напоминает автомобиль, с той разницей, что не застревает в дорожных пробках. К тому же, автожир использует автомобильный бензин. Производимый на ИАЗе серийный автожир А-002М прост в пилотировании и эксплуатации. Его двигатель работает на автомобильном бензине А-98. Автожир может поднимать двух человек (не считая пилота) или соответствующий по массе груз. А это делает его, по сути, воздушным такси.

Ещё одним из преимуществ автожиров является широкий обзор и гораздо меньшая, чем в вертолётах, вибрация, что делает их очень удобными для аэрофотосъёмок, видеосъёмок и наблюдения. Серьезные перспективы открываются у автожиров производства Иркутского авиационного завода в связи с развитием туризма на Байкале. Серийный образец, представленный заводом в Улан-Баторе в 2006 году, вызвал ажиотаж у монгольских туроператоров, оценивших уникальные свойства этого летательного аппарата – ведь в Монголии у интуристов популярны фотосафари, а автожир, как никакая другая техника, дает возможность максимально приблизиться к объекту фотосъемки. Впрочем, эти качества автожира востребованы не только в туризме.

ОАО «Иркутскэнерго» успешно использует автожир для проведения мониторинга линий высоковольтных передач, присматриваются к автожирам специалисты МЧС и пограничники, а мэр одного из отдаленных северных районов Иркутской области заявил, что такой аппарат мог бы обеспечить медицинское обслуживание на всей территории муниципального образования, да и не только медицинское...

 

Основные характеристики автожира А-002М:

  • экипаж – 1 чел; 
  • пассажиры – 2 чел;
  • скорость полета – от 40 до 200 км/час;
  • длина разбега – 0 … 30 м;
  • высота полета – до 3500 м;
  • Продолжительность полета, 3,5 ч;  
  • масса полезной нагрузки – 150 кг;
  • дальность полета с полной нагрузкой – 430 км.

Журнал "Прибайкалье" №3 2008 г.