Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

12 декабря 2009 года железнодорожный цех Усольехимпрома отмечает свой золотой юбилей (Химпром начинается с 74-й стрелки)

12 декабря 2009 года железнодорожный цех Усольехимпрома отмечает свой золотой юбилей. Сколько событий произошло за эти полвека! Об этом можно написать целую книгу. Мы же сегодня постараемся назвать лишь основные вехи большого пути и расскажем о людях, которые вершили славную историю этого подразделения.

Этапы большого пути 

Постановлением Иркутского совнархоза от 10 августа 1959 года старый химический завод «Почтовый ящик 14» был объе­динен со строящимися хими­ческими производствами и по­лучил название Иркутский хим­комбинат № 1. В конце пятиде­сятых - начале шестидесятых годов на химкомбинате бурны­ми темпами велось строитель­ство Большой химии, готовились к пуску цеха хлорной группы. На стройку поступали тысячи тонн грузов, отгружались сотни тонн готовой продукции. Возникла острая необходимость создания своего железнодорожного цеха.

На химкомбинате и некото­рых предприятиях Усолья-Сибирского имелись к тому вре­мени небольшие железнодо­рожные подразделения, парово­зы, и их решили объединить в один железнодорожный цех. Приказ о его создании вышел 12 декабря 1959 года. Начальни­ком транспортного цеха был назначен Владимир Моллериус.

Получилось солидное транс­портное предприятие с четырь­мя паровозами и одним тепло­возом, доставшимся от Сользавода. С этого момента и начи­нается история ЖДЦ Усольского химкомбината.

Старожилы Усолья помнят, что 50 лет назад паровозы тя­нули составы с грузами прямо по городу. Подъездной железнодорожный путь химкомбина­та примыкал к станции Усолье- Сибирское ВСЖД и проходил через Московский тракт, а в районе ДК «Мир» выходил на Комсомольский проспект. Здесь располагалась станция «Сорти­ровочная». От нее ж/д путь шел прямо по Комсомольскому про­спекту, пересекал ул. Киевскую (ныне Коростова) и выходил на ст. «Временная». С резким увеличением грузопотока и строи­тельством новых жилых кварталов необходимо было вывести железнодорожную ветку из го­рода. Это было сделано в 1966 году. После сдачи в эксплуатацию ж/д путей 1-го и 2-го за­падных подходов, путь, прохо­дивший по Комсомольскому проспекту, был демонтировал. Все грузоперевозки стали осу­ществляться через станцию Мальта.

- Я устроился в железнодо­рожный цех в 1967 году электромехаником. А до этого рабо­тал на железной дороге, - вспо­минает старейший работник железнодорожного цеха, электромеханик службы сигнализа­ции, централизации, блокировки и связи Николай Траньков. - Как раз в ЖДЦ новую станцию пус­кали - «Химическую». И многие специалисты перешли с ВСЖД работать сюда. До этого грузы возили со станции Усолье че­рез станцию «Временная», где сейчас находится контейнерная площадка. ЖДЦ тогда 10 путей обслуживал, 56 централизован­ных стрелок. Работа у службы энергоснабжения была ответ­ственная. Запускали главный пост электрической централи­зации (ЭЦ), через который шло управление всеми сигналами и стрелками и в целом грузоперевозками на станции «Хими­ческая». В мае 1967 года запу­стили станцию «Восточную», а в июне полностью всю «Химичес­кую». Сразу из Мальты начали принимать уголь на ТЭЦ-11 и грузы на химкомбинат. Помню, когда я пришел в ЖДЦ, в качестве подвижного состава ис­пользовали три маленьких тепловоза ТГМ-3 и три паровоза. Еле успевали вагоны с груза­ми тягать. В конце 60-х от па­ровозов решили полностью от­казаться, и цех перешел рабо­тать на тепловозную тягу. Пос­ле запуска в эксплуатацию про­изводства эпихлоргидрина и значительным увеличением объема грузоперевозок, в 1991 году в новом здании станции «Химической» был сдан в эксп­луатацию новый пост ЭЦ на 120 централизованных стрелок, где он сейчас и находится. То есть все стрелочные переводы ста­ли переводиться с пульта управления. Этот пост занимал первое место по оснащенности среди предприятий химической промышленности. Все, кто приезжал к нам, удивлялись, что на Усольском химкомбинате такой огромный, технически оснащен­ный железнодорожный узел и такой большой грузооборот.

Знаменательным событием для ЖДЦ, да и для всего Усольехимпрома, стал выход в июне 2008 года на Транссибирскую магистраль полносоставного по­езда с единым пунктом назначе­ния. 66 платформ с 111 контей­нерами с эпихлоргидрином и трихлорэтиленом в мелкой таре общим весом 2200 тонн были отправлены до станции Наход­ка - Восточная. Схема отгрузки товарной продукции полносос­тавным поездом на предприя­тии была использована впер­вые.

 

С чего начинается «химия»

Железнодорожный цех се­годня - это самостоятельная производственно-хозяйственная единица в структуре Усольехимпрома, которая входит в со­став службы директора по ло­гистике. По сути, ЖДЦ является крупной железнодорожной станцией ВСЖД, через которую ежедневно проходят тысячи тонн самых разных грузов. ЖДЦ сегодня - это 89 километров железнодорожных путей, десят­ки переездов, более ста централизованных стрелочных пере­водов и столько же ручных стре­лок, сотни вагонов, семь локомо­тивов, локомотивное депо, ва­гонное депо, станция «Химичес­кая» с большим путевым и вагонным хозяйством, диспетчер­ская служба и современная система связи и сигнализации. Территория предприятия буквально пронизана железнодо­рожными путями. День и ночь по ним развозят по цехам сырье, а оттуда забирают готовый продукт, который через станцию «Химическая» отправляется на станцию «Мальта», а далее рос­сийским и зарубежным потребителям. Самая большая - служба перевозок. В ней в сменном режиме трудится 50 человек. Все управление перевозками ведется с централизо­ванного пульта. Кто бы мог себе представить, что всем этим уве­ренно управляет милая хрупкая женщина. За пультом управле­ния, который напичкан сотнями различных тумблеров и пере­ключателей, сидит маневровый диспетчер Ольга Альмухамедова, и внимательно смотрит на огромный пульт-табло, где вре­мя от времени вспыхивают раз­ноцветные лампочки, указываю­щие маршруты движения поез­дов на станции.

Да как во всем этом можно разобраться, - невольно возни­кает вопрос, - как вы умудряе­тесь ничего не перепутать?

- Я в цехе работаю уже 15 лет, а когда столько проработа­ешь, так все уже с закрытыми глазами можешь делать, - улы­бается Ольга. - Вот загорелись белые лампочки. Это маршрут, заготовленный для тепловоза, который придет с вагонами. А вот вспыхнули красные огонь­ки. Это пойдет мотовоз.

Не знаю как у Ольги, но у меня от этой «цветомузыки» в глазах зарябило.

- У нас тут вообще настоя­щая мини-станция со всеми ее проблемами и трудностями, - подхватывает разговор началь­ник смены Лидия Грабовенко, ко­торая проработала в этом цехе уже 28 лет и досконально зна­ет все тонкости работы. - Очень часто можно услышать, что Хим- пром начинается с проходной, а я с этим не согласна. Хим- пром начинается с 74-й стрел­ки, ведь именно отсюда на пред­приятие поступает все оборудо­вание, все сырье, отсюда расхо­дятся составы с продукцией нашего Химпрома. Кроме того, за исключением Усольмаша, мы обслуживаем практически все промышленные предприятия города. Силикон строится - все оборудование мы везем, соль - мы доставляем, город отапли­вать, везти и разгружать уголь - опять мы. Помню, как-то один год в городе оставалось угля всего на десять суток, так наши работники трудились просто в сумасшедшем режиме. Нужно было всюду успеть. Справились и город заморозить не дали. А кроме того, через нас проходят составы и с лесом, и с метал­лом, и многое, многое другое. С тем, что было раньше, конечно, никакого сравнения нет. Рабо­ты было намного больше, соста­вы с продукцией Химпрома шли один за другим, был хорошо ви­ден результат твоей работы, ее итог, был настоящий азарт. По­рой приходилось нелегко, но поменять работу не хотела, да и с коллективом сроднилась, жал­ко было расставаться. Мы ведь все праздники вместе отмеча­ем, все дни рождения праздну­ем. Самыми любимыми для нас, конечно, были и есть День хи­мика и День железнодорожни­ка.

Следующая служба - вагон­ная - работает под руковод­ством Алексея Зайцева. Его стаж в ЖДЦ более 30 лет. Работни­ки службы поддерживают под­вижной состав в технически исправном состоянии. А это сот­ни вагонов, цистерн, думпкаров и полувагонов. Осмотрщики вагонов проверяют состояние подвижного состава перед отправкой и по прибытии. Аппа­ратчики службы ведут зачистку цистерн из-под химической продукции, маляры красят их. В вагонном депо осуществляется гидроиспытание и текущий ре­монт вагонов (цистерн).

Стратегически важный узел ЖДЦ - пост электрической централизации, пульт управления стрелками и сигналами. Отсюда поступают команды на пода­чу вагонов к тому или иному подразделению предприятия, осуществляются маневровые передвижения, формируются составы.

Основной задачей службы энергоснабжения и энергетичес­кого хозяйства является обеспе­чение цеха энергоресурсами и бесперебойной работы уст­ройств контактной сети и электрооборудования. От работы этой службы зависит, будет ли в подразделениях цеха свет, вода и тепло, а кроме того нужно держать в исправном состо­янии более 15 километров контактной сети. Несмотря на та­кой большой объем работы, текучки в службе нет. Практичес­ки все работают здесь больше десяти лет. Службу возглавля­ет Владимир Герасимов. В чис­ле лучших работников энерге­тической службы называют ак­кумуляторщика Людмилу Фили­ну.

-  Людмила Николаевна у нас в службе один из старожилов, работает уже почти 32 года, и к тому же, единственная женщина на восемь мужиков, - смеет­ся электромеханик Виктор Ульнеров, - так что мы ее на руках носим. Она у нас ранняя пташ­ка. Хотя смена начинается в восемь часов утра, Людмила Николаевна задолго до этого времени начинает принимать фонари на подзарядку у ночной смены и выдавать готовые к работе дневной.

-  Пока силы и здоровье есть, пока вижу, что моя работа нуж­на людям, уходить на пенсию не собираюсь, - говорит Людмила Николаевна. - Вначале я рабо­тала приемосдатчиком, а после рождения ребенка в смену ста­ло работать неудобно, вот и перешла на должность аккумуля­торщика в службу энергоснабжения. Фонари всегда должны быть полностью заряжены, ведь приемосдатчики, составители поездов и осмотрщики вагонов работают круглосуточно. И хотя моя работа не только ответ­ственная, но еще и вредная, ведь приходится постоянно работать с электролитом, уйти на какую-то другую даже не помышляла. Все ребята в службе очень хо­рошие, отзывчивые, если нужно, всегда кто-то придет другому на помощь. Да и, наверное, так уж у нас повелось, где родился там и пригодился, а цех для нас стал вторым домом.

В честь юбилея цеха звание ветерана труда Усольехимпрома за многолетний добросове­стный труд присвоено замести­телю начальника цеха Ирине Ве­дерниковой и экономисту Ната­лье Лобус.

25 лучших железнодорожни­ков в честь юбилея будут награждены Почетными грамота­ми и денежными премиями. В их числе начальник службы энергоснабжения Владимир Ге­расимов, слесарь по ремонту подвижного состава Яков Пле­ханов, мастер дорожный Влади­мир Мукин, начальник железно­дорожного участка Максим По­пов, мастер вагонного депо Иван Болотин, старший приемосдатчик груза и багажа Татьяна Ляпустина и другие.

 

Андрей Шрамко

Газета «Усольские новости» № 49
9 декабря 2009 года