Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Общие сведения


Мы пишем

Иркутские пути-дороги

Продвижение русских на восток в конце XVI – 1-ой пол. XVII вв. привело к образованию острогов и других поселений на громадных просторах Сибири. Связь с центральными районами России осуществлялась благодаря существовавшим сухопутным путям, проложенным в течение десятков тысяч лет народами, населявшими земли Сибири -  тунгусами, бурятами, эвенками и другими.

.

Иркутск-Байкальская ветка

Местность, по которой прошла Иркутск–Байкальская линия почти на всем своем протяжении представляла поросшие лесом, преимущественно скальные, крутые косогоры, которые отступали от железнодорожного пути лишь в местах впадения притоков Ангары. На первых 26-ти верстах имелось несколько деревень, а на остальном протяжении местность была гористой, неудобной для жительства и потому незаселенной. Железнодорожный путь к Байкалу начинался от конечного пункта Средне-Сибирской железной дороги на левом берегу Иркута, пересекал его и направлялась к левому берегу Ангары в Глазковском предместье Иркутска. На 2-й версте от пересечения с Иркутом была построена пассажирская станция Иркутск, на 26-й версте находилась станция Михалево, а на 64-й версте – конечная станция Байкал. От нее линия продолжалась, доходя до самого озера, и заканчивалась выходом на пристань для подачи поездов на пароходы. Общая длина главного пути ветки составляла 64 версты, здесь было построено 88 мостов общей длиной 805,81 погонных саженей, были построены семь сторожевых домов площадью по 5,06 кв. саж., четыре полуказармы по 16,1 кв. саж., четыре казармы по 22,97 кв. саж. Закончено строительство железнодорожной ветки было 21 октября 1898 г. Временное движение с приемом частных пассажиров, грузов и воинских команд, было открыто 1 ноября 1898 г. Передача ее в постоянную эксплуатацию состоялась одновременно с передачей в эксплуатацию всей Забайкальской железной дороги – 1 июля 1900 г. Сооружение Иркутск–Байкальской линии было проведено под руководством инженера А. Н. Пушечникова.

Фото №10. Первоначальное решение было: железную дорогу между Иркутском и Забайкальем не строить, а довести линию до села Лиственичного. За Байкалом же линия должна была начаться от села Мысового. А между Лиственичным и Мысовым  предлагалось пустить пароход-ледорез. (Железная дорога по берегу Ангары)

 


Сергей Иванович Медведев
Сотрудник журнала «Земля Иркутская»
и  издательского отдела ГУ «Центр по сохранению
историко-культурного наследия Иркутской области»