В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

Художник Владимир Александрович Кузьмин

Осень. 2002, х. м., 65х73

Иркутск. 2009, х. м., 70х90.

Владимир Александрович Кузьмин родился в 1935 году в Иркутске в Знаменском предместье и свою творческую жизнь, закончив художественное училище, начал и продолжает до сих пор в родном городе.  Детство и юность художника выпали на военное и послевоенное время, тяжелое для миллионов семей нашей страны. Владимир Александрович испытал и житейскую скудость, и холод, и учебу впроголодь. Закалился для творческой жизни. Много работал. И всю жизнь любил и любит Иркутск – неисчерпаемый источник вдохновения.

На полотнах художника наш город предстает во всем своеобразии: старые дома, неровные улицы, соборы и церкви, построенные в 18-19 веках, просторные площади и набережные. Прошедшие века и современность на картинах художника причудливо соединились и сжились, подчеркнув острую индивидуальность Иркутска.

Серии пейзажей с домами и улочками старого города рождают ностальгические чувства: Иерусалимская гора еще без лестницы, ведущей в парк ЦПКиО («Улица Подгорная», 2004), старые одноэтажные «деревяшки» по улице Ф. Энгельса и переулка Волконского – их больше нет («Старый дом», 1999), тихие улочки С Перовской и Подгорная, внутренние дворики которых тонут в листве боярышника, черемухи и рябины. На полотнах художника неброская красота этих улиц запечатлелась навсегда.

Городские пейзажи 60-70 годов отличались цветовыми и световыми контрастами, темным колоритом и плотной живописной фактурой («Из окна мастерской», 1965). Нынешний Иркутск на полотнах художника, как старый, так и современный, наполнился воздухом и светом, как будто кисть художника скользила по холсту, оставляя на нем уходящие ввысь деревья, знакомые контуры зданий и церквей и маленькие фигурки людей («Иркутск», 1992; «Иркутские улочки», 1992; «Праздник Покрова», 1993). Цветовое звучание стало тоньше, богатство оттенков, преимущественно основанное на контрасте теплого желтого и холодного голубого цвета, стало важным средством для более светлого и радостного восприятия окружающего пейзажа. Голод помолодел, потому что молод душой художник. Не притупилось чувство любви к родному городу, остался оптимистическим взгляд на жизнь, все так же, как раньше, художник живет образами природы.

Владимир Кузьмин часто обращается к одним и тем же сюжетам в пейзаже, изменяя их в зависимости от времени года, дневного или вечернего света, делая их то теплыми по колориту, то наполненными холодными по звучанию красками. Пейзажи деревни Баушево на Иркуте, где находилась дача художника, казалось бы, незатейливы и просты по мотивам, но полны задушевности и лиризма. Весенняя распутица, деревенская осень, бабьи летние посиделки у окна переданы с большой теплотой и любовью к этому маленькому кусочку природы. Особенно хороши зимние деревенские пейзажи. В них прозрачность воздуха и холодная голубизна снега часто согреты живописными сценками: стиркой белья, детскими играми, купанием в ледяной воде после русской баньки («День субботний», 2000).

И стихи художника звучат, как музыкальное к ним сопровождение:

 

Я нарисую чистые

Снега и тропки след,

И звездочки лучистые,

И окон теплый свет.

 

Владимир Александрович – человек от природы одаренный. И писать стихи для него не хобби. Это идет изнутри, из души – запечатлеть увиденное не только кистью на холсте, но и выразить в поэтических строках.

Художник много путешествует, делает многочисленные эскизы и этюды.

Байкал – один из любимых образов художника. Он у него то мрачный и величавый, то радостно-спокойный. Иное слово трудно подобрать, когда видишь, как на полотне раскинул свои волны Байкал с летящими белыми чайками над ними и золотыми от солнечного света облаками («Утро Байкала», 1993).

Его байкальские пейзажи отличают стройность композиции, продуманность и непосредственность переданного в них впечатления от природы.

Будучи городским человеком, Владимир Кузьмин, тем не менее, хорошо знает сибирскую деревню и людей, живущих в ней. Он быстро и просто сходился с деревенскими, умел встретить чужого человека, как старого знакомого. Подлинным интересом к деревенскому человеку проникнуты портреты сельских жителей, написанные художником в разные годы. Портреты очень искренние и правдивые, без внешней приглаженности, но всегда метко подмеченной чертой характера портретируемого и полные доброжелательности и искренней расположенности самого художника («Портрет крестьянина-пенсионера», 1973).

Владимир Кузьмин в последние годы старается в окружающей, иногда отнюдь не светлой, действительности находить светлые и радостные моменты. Много пишет своих близких, свою семью: наполненный теплом солнечного дня портрет жены, веселое застолье в день рождения с яркими гроздьями рябины, внучку среди зелени и цветов дворика в Баушево. Художник дорожит этим своим миром и оберегает его. Но автопортреты его последних лет не скрывают грусть и неудовлетворенность мастера («Автопортрет», 1995). Как верующий и тонко чувствующий человек, он просто не может не замечать негативные моменты в окружающем постсоветском пространстве, не думать о собственной творческой востребованности в современном обществе. Но, выразив свою боль в автопортрете, мастер вновь обращается к созданию картин, наполненных, как он сам говорит, «радостным, теплым, добрым, чтобы человек отошел от картины и стал хоть немного добрее и поверил, что добро все равно одолеет зло».

Нынешнее мировоззрение художника отразилось и на тематике больших произведений. Его  картины 60-70 годов уводили нас в историю гражданской войны в Сибири («5-я Красная армия в Иркутске», 1969), в трудные 20-е годы («Ликбез», 1969; «Комбед», 1969). Тематические картины последних лет посвящены сибирской природе, красоте нашего края, истории Иркутска.

Этой влюбленностью в родной край буквально наполнены картины Кузьмина. Они напоминают лубок: в них и добрая усмешка, и ирония, и преклонение перед величественной и суровой красотой нашего края, и доброе отношение к зверью, обитающему в нем. Чего стоит одна встреча на привале незадачливого ягодника, в котором узнается сам автор, с медведем, захватившем торбу с шишками («Байкальская осень», 1992). Живописен с яркой радугой на небе Иркутский острог 18 века с деревянными церквушками, часовенками, прилепившимися друг к дружке домиками, с рыбацкими лодками, плывущими  по синей реке («Сибирский городок. Иркутск», 2005). Художник воссоздал жизнь старинного города, раскинувшегося на берегу Ангары, с мирно текущей неспешной жизнью. Колорит этих произведений иногда звонкий, иногда приглушенный, теплый, состоящий из мягких оттенков желтого, коричневого, голубого цвета. В них «всегда есть четкая цельность пластических конструкций, точно найденная взаимосвязь, внутреннее единство цветовых акцентов и оттенков» (С. Баранова).

Владимир Александрович, как принято сейчас говорить, «трудоголик», и потому ему больше удаются портреты людей, также полностью отдающих себя делу и духовно ему близких («Портрет искусствоведа Натальи Новиковой», 1992; «Портрет художника Геннадия Шихалева», 1984; «Портрет писателя А. Байбородина», 1989). Мастер не стремится к полной передаче внешнего сходства, отразить внутреннюю суть – вот что важно. Именно за такой портрет поэта Александра Никифорова Владимир Кузьмин в 1998 году был удостоен премии имени А. Вычугжанина. Часто фоном для портретов служит мастерская художника. Это его второй дом, любимый и полный самых разнообразных предметов из стекла, фарфора, бронзы, с живыми и высушенными букетами рябины. Как у человека верующего, на стене – иконы. Они придают совершенно иное звучание и портретам, и натюрмортам. Икона в них важна не столько своей декоративной сутью, сколько духовной. Владимир Кузьмин очень любит жанр натюрморта. Найти гармонию в сочетании разных предметов по цвету и форме, скомпоновать все в изящную композицию, умело соединить мертвую натуру с живой красотой цветов или красных гроздьев рябины – задачи, которые ставит перед собой мастер. «Он ищет эту гармонию и находит ее» (С. Баранова) («Пасха», 1999; «Осень в мастерской», 2004). 

Владимир Кузьмин в 1950-51 годах учился в художественной школе у А.А. Савиных, в 1953-56, 1958-60 годах учился в художественном училище у А.П. Жибинова, А.И. Вычугжанина и А.Б. Крылова.

Член Союза Художников с 1967 года.

 

Участвовал в выставках:

- областных – с 1960;

- межобластных – с 1972;

- зональных – 1964, 1967, 1969, 1975, 1980, 1985;

- республиканских:

Москва – 1968,1971, 1975, 1978, 1988;

Иркутск, Ленинград, Улан-Удэ – 1979;

- зарубежных:

МНР (Улан-Батор, Сухэ-Батор) – 1979;

Япония (Канадзава) – 1973;

ГДР (Карлмарксштадт) – 1978;

- персональных:

Иркутск – 1975, 1977, 1985, 1988;

Киренск – 1973;

пос. Ингино-Куйтунского района Иркутской обл. – 1985;

Новокузнецк - 1988