В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

Выставка "Человек и город" - торжественный аккорд 350-летия. Последний?..

В Иркутском СИБЭКСПОЦЕНТРе открылась, в рамках завершающегося 350-летнего юбилея Иркутска, международная художественная выставка «Человек и город».

Картинки с выставки "Человек и город", Иркутск, СИБЭКСПОЦЕНТР

Картинки с выставки "Человек и город", Иркутск, СИБЭКСПОЦЕНТР

Картинки с выставки "Человек и город", Иркутск, СИБЭКСПОЦЕНТР

Картинки с выставки "Человек и город", Иркутск, СИБЭКСПОЦЕНТР

Картинки с выставки "Человек и город", Иркутск, СИБЭКСПОЦЕНТР

Картинки с выставки "Человек и город", Иркутск, СИБЭКСПОЦЕНТР

Картинки с выставки "Человек и город", Иркутск, СИБЭКСПОЦЕНТР

Картинки с выставки "Человек и город", Иркутск, СИБЭКСПОЦЕНТР

Картинки с выставки "Человек и город", Иркутск, СИБЭКСПОЦЕНТР

Картинки с выставки "Человек и город", Иркутск, СИБЭКСПОЦЕНТР

Картинки с выставки "Человек и город", Иркутск, СИБЭКСПОЦЕНТР

Картинки с выставки "Человек и город", Иркутск, СИБЭКСПОЦЕНТР

Картинки с выставки "Человек и город", Иркутск, СИБЭКСПОЦЕНТР

Картинки с выставки "Человек и город", Иркутск, СИБЭКСПОЦЕНТР

Юбилей стал мощным импульсом, стимулом для множества неординарных событий в художественной жизни Иркутска. Но ноябрь, а также декабрь, стали особенно щедрыми на художественные выставки - живописи и прикладного искусства. Еще в Художественном музее на Ленина продолжается выставка «Любимый Иркутск – середина земли», еще обсуждаются работы монгольских художников, выставленных в галерее «Гороо» Лины Ермонтович (в арт-центре «Палитра» по адресу Бабушкина, 1), еще не сняты картины художников Центральной России в новой галерее, организованной на базе кинотеатра "Художественный", а уже сегодня открылась выставка, подобных которым давно не было в Иркутске. Это постаралась галерея «Диас» Дианы Салацкой (ул. Партизанская, 56), и эта выставка - еще один шикарный подарок нашему городу… Впрочем, его бы не получилось, если бы не спонсоры - такие, как Фонд Юрия Тена, как "Янта", гостиница "Ангара" и другие.

О самой выставке - концепции и философии, участниках -  расскажет ниже  её куратор, известный искусствовед Ирина Федчина. Это именно она в свое время открыла иркутянам талант Даши Намдакова, и долгое время опекала его, пока слава малоизвестного тогда бурятского скульптора (породившего в Бурятии сонм последователей) не унесла его  куда-то на Олимп, глубоко за пределы Иркутска…. Эту точку зрения на выставку Ирина Федчина подготовила для роскошного и объемного (более 300 стр.) каталога выставки «Человек и город» (за который Диане Салацкой и её прекрасным помощницам отдельное спасибо от проекта «Прибайкалье»).  С разрешения издателей мы публикуем текст на нашем сайте.

Я же хотел немного рассказать о личных впечатлениях от выставки. Она, так же как и выставка "Любимый Иркутск - середина земли", радует красками, необычными способами и формами отражения человеческого бытия, материальных и метафизических явлений, природы и её многообразных проявлений. Но в отличие от выставки в Художественном музее (авторы работ которых давно, и хорошо известны иркутянам) "Человек и город" открывает нам и новые имена, и даже новые страны. Много ярких, декоративных работ, формирующих настроение праздника, а иногда - и наоборот.... Именно они бросаются в глаза в первую очередь, и не всегда за ними увидешь умиротворяющие, и одухотворяющие, неброские холсты, с простыми, на первый взгляд сюжетами. Вообще радует то, что, похоже, наконец возвращаются в выставочные залы и работы, реалистично, а не только иносказаниями, абстрактно, отражающие наш сегодняшний день, наше прошлое. Перестали, видимо, бояться художники обвинений в соцреализме, в "фотографичности"... И то сказать, в кои-то веки выставились у нас корейские художники (Сонг Сак-Хи, Хё Йон-Хак, Сак Йон-Дак и др.), но о самой Корее из их работ я так ничего и не узнал.... Кроме, пожалуй, того, что и там держится мода на символизм и модернизм. Всеми фибрами души не отстанем от Запада?!.. Ничего национального - возможно, это принцип, культивируемый, например, Джонгмэнской ассоциацией Современных художников... Головоломки, а не картины, - думает обыватель типа меня, глядя на такие произведения. И тянется взглядом, скажем, к душевной работе Александра Шадрина  из Татарстана "Бабочки-капустницы". Или к "Божьей коровке" Ирика Мусина, к "Весне" Юрия Деева, "Зимнему дню" Анатолия Костовского, к ярко национальной "Душа моя" монгола С.Ганцацрала...

Те, кто побывал на открытии, согласятся со мной, что нечасто подобные мероприятия привлекают такое количество известных (и весьма известных) в Иркутске персон из числа творческой интеллигенции и постоянного бомонда, её сопровождающего, предпринимателей и высоких чиновников, дипломатов. Меценаты, банкиры, журналисты, фотографы.... Наблюдать за ними – дело не менее интересное, чем осмотр самой экспозиции. Круглые глаза при встречах, объятия и поцелуи напоказ, а иногда и искренние,  фланирование от одной группы к другой с бокалом шампанского, мгновенная реакция (придание величия осанке, выражению лица...) при виде нацеленного фотоаппарата, деловые оперативные переговоры и экстренная обработка потенциальных спонсоров и покупателей выставленных работ…. Так, наверное, было и век, и полтора века назад - супруги влиятельных вельмож, меценаты, тароватые купцы…. Это все наш местный, иркутский свет общества. И это я пишу без кавычек, говорю без иронии, потому что на такие мероприятия действительно собираются особые люди. Для одних высокое искусство – это образ жизни, и способ самовыражения (а часто – и самовыживания…), для других – возможность поддержать первых, и к тому же, наудачу, заполучить произведение, которое через пять-десять лет будет стоить кратно дороже. Это нормальный бизнес, красивый, и действительно необходимый художникам, большинство из которых самостоятельно свои произведения продавать не могут, не научились…. Здесь, на выставках - воистину интеллектуальная элита нашего общества, те кто к истинным ценностям относит не только, и не столько вполне материальные - "брюлики", "мерсы", загородные коттеджи..., сколько произведения высокого искусства - живописи, музыки, литератуты.... И слава Богу, что у некоторых это вполне совмещается, что все больше у нас появляется людей, способных и зарабатывать деньги, и достойно их тратить - не только на себя, родного, но и на благие дела...

Я, честно говоря, не частый посетитель подобных (говоря туристским языком – событийных) мероприятий, и обычно меня выгоняет на них производственная необходимость (надо же пополнять контент, т.е. содержание нашего сайта!), а не жизненная потребность, но и мне заметно, что в последнее время культурная жизнь в городе значительно оживилась. Надо отдать должное нашим первым леди – они немало этому способствуют. Вот и сегодня на выставке присутствовали, как всегда погруженные во всеобщее внимание, супруги губернатора и мэра. Радует и присутствие молодежи, она, кстати, стала заметна не только на выставках, но и в филармонии, музыкальном, и других театрах.
После выставки остается светлое чувство, но возникает дерзкая мысль - а может быть в России и не все уж так плохо?! - как нам пытаются сегодня навязать через "голубой (тьфу, слово-то хорошее испоганили!..) экран", через "Эхо Москвы" и вякающие из интернет-подворотни блоги... Впрочем, каждый видит окружающую жизнь такой, какой хочет. В том числе  и художники, представленные во всем многообразии жанров на выставке "Человек  и город" в Иркутском СИБЭКСПОЦЕНТРе.

Выставка продлится до 25 декабря, она совершенно бесплатная, и это дополнительный стимул для того, чтобы как можно больше иркутян побывало на ней.

Владимир Бережных,
гл. редактор проектов «Прибайкалье» (сайт, журнал) и «Азиатское иллюстрированное обозрение» (журналы «Россия и Китай», «Россия и Монголия», "Улан-Батор", электронные версии живут здесь: www.owasia.org ).

 

Слово Ирине Федчиной:

- Международная художественная экспозиция "Человек и город" достойно завершает празднование 350-летия города Иркутска. Выставочный проект такого масштаба и качества - явление уникальное для нашего города. Это событие действительно оправдывает одно из определений Иркутска как "середины земли", и лучшего подарка нашему городу к его юбилею трудно себе представить. В одном выставочном пространств сошлись силовые линии различных культурных полей и впервые, пусть пока еще большей частью механическим образом, произошла встреча культурных традиций Запада и Востока. В тоже время в экспозиции представлены работы около 50-ти иркутских художников, представляющих Иркутское отделение Союза художников РФ, и, таким образом, это еще и важное региональное событие.

Это одна из самых представительных выставок последних лет в нашем городе. В каталог вошло более 250 авторов из З5 городов и 9 стран: Россия, Украина, Южная Корея, Германия, Испания, Италия, Болгария, Израиль, Монголия. Этот проект не имеет аналогов, и содействует развитию международного сотрудничества, укреплению партнерских связей в сфере современного изобразительного искусства. Идейным вдохновителем и главным организатором проекта стала Диана Салацкая - руководитель галереи "Dias", являющаяся ярким представителем нового поколения деятелей культуры нашего города. Благодаря ей оказалось возможным также привлечь немалые материальные и финансовые ресурсы, без которых осуществление этого мероприятия было бы невозможно. В результате мы имеем событие, по своей значимости далек выходящее за пределы города.

На выставке представлены все виды изобразительного искусства, но основу составляет станковая живопись. Вначале мы были нацелены на определенную тематику, заданную названием выставки "Человек и город", однако в результате мы решили предоставить художникам полную свободу творческого выбора и зачастую их произведения по формальным признакам не всегда соответствовали тематическому девизу экспозиции Среди большого жанрового разнообразия - натюрмортов, портретов, городских пейзажей, мы старались представить зрителю произведения, наиболее объемно и ярко выражающие значимые культурно исторические традиции, так сказать, живую душу той или иной культуры. В прошедшие два десятилетия графика, особенно печатная (офорты, литография, ксилография) была предана забвению, ее постепенно вытеснял ее компьютерный аналог, и только в последние годы мы можем наблюдать возрождение интереса к этому виду изобразительного искусства. То место, которое занимает традиционная графика на нашей выставке, достаточно наглядно свидетельствует об этом. С определенной долей уверенности можно утверждать, что происходит отрезвление от увлеченности электронными выразительными средствами и возврат к той естественности, интимности, живости, рукотворности и теплоты, которые всегда отличали этот вид художественного творчества. Графический раздел выставки полноценно представлен мастерами разных направлений и техник, и дает возможность оценить эстетические качества этого вида искусства.

Скульптурный раздел, в основном, представлен улан-удэнскими и иркутскими художниками (литье, ковка). Именно в этих видах художественного творчества в последние два десятилетия произошел решительный сдвиг в сторону межкультурного синтеза, когда современные западноевропейские изобразительные средства соединились со специфической культурной традицией бурятского народа. Новизна и оригинальность отличают и декоративно-прикладной раздел экспозиции, в котором особенно привлекательно традиционное русское кузнечное искусство.

Критерием отбора произведений для этой выставки служили профессионализм авторов и уникальность их художественного языка.

Все это видовое и жанровое художественное разнообразие, несомненно, порадуют иркутского зрителя и доставят ему эстетическое удовольствие.

Выставка состоялась. Трудная. Сложная. Как всегда не хватало времени. И я благодарна нашей команде; Диане Салацкой, Андрею Хану, Аркадию Урбановскому, Марии Исаевой, Александру Кононову за подвижническую и действительно творческую работу.

Куратор проекта,
искусствовед Ирина Федчина.