В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

Жбанов Константин Маркович (1910-1914). Иркутский городской голова

Городские головы, гласные и депутаты
Иркутской думы 1872-2011: биогр.справочник/
авт.-сост. А.В. Петров, М.М. Плотникова;
отв.ред. Л.М. Дамешек. Иркутск: Оттиск, 2011. 400с.

Городские головы, гласные и депутаты Иркутской думы 1872-2011. Жбанов Константин Маркович (1910-1914)

Жбанов Константин Маркович (21.03.1867, Иркутск-?). Иркутский городской голова 22.10.1910-1914. Гласный Иркутской городской думы 1898-23.01.1901, 12.02.1902-24.10.1906, 07.01.1910-1913.

Сын купца, бывшего гласным Думы в 1870-1894 гг., надворный со­ветник, православный. В 1893 г. окончил медицинский факультет Мо­сковского университета. 1 ноября 1893 г. приказом министра внутренних дел направлен в Иркутск городским санитарным врачом, которым был до 15 августа 1903 г. С 1898 г. - член думских комиссий: училищной; о пользах и нуждах общественных; по рассмотрению обязательных по­становлений думы; член городского санитарного совета. С 1902 г. - член думских комиссий: ревизионной; по размещению и содержанию боль­ных и раненых. С 1906 г. - член комиссии по благоустройству Иркутного предместья. Дважды отказывался от звания гласного по собственному желанию.

Выборы городского головы состоялись 22 января 1910 г. Жбанов на­брал 34 голоса, а другой кандидат Б. Савицкий - лишь один голос. 3 мая 1910 г. он был утвержден в должности, однако вступить в нее смог только 12 октября 1910 г. из-за болезни - расширения сердца. Несколько месяцев он находился под наблюдением врача К.И. Русанова. С 1910 г.

- председатель комиссии по постройке постоянного моста через Ангару, член комиссий: по устройству и выкупу водопровода у водопроводно­го товарищества; железнодорожной; по вопросу о ремонте Московских триумфальных ворот.

Председатель общества сибирских охотников; почетный попечитель Кладищевского и Троицкого городских начальных училищ; член коми­тета Иркутского общества земледельческих колоний и ремесленных приютов для несовершеннолетних и малолетних преступников. В мае 1912 г. присутствовал в Москве на торжествах по случаю открытия па­мятника Александру III и возложил венок от Иркутска. В феврале 1913 г. присутствовал в Санкт-Петербурге на юбилейных торжествах по случаю 300-летия дома Романовых. Член прогрессивной партии. С 1914 г. - кон­цессионер Иркутско-Ленской железной дороги. Наследник недвижимо­сти, оставленной после смерти отца. Имел собственный дом на Большой улице. Был награжден серебряной медалью на Станиславской ленте «за отлично усердную службу». Жена - православная крестьянка Тульской губернии Ольга Ефимовна, урожденная Давыдова. Детей не было.

Состав городской думы 1910-1913 гг. в своем большинстве если и не объединился, то в вопросах народного образования, оздоровления горо­да и подачи медицинской помощи населению занимал единую позицию. За все время его деятельности не было случая, когда бы то или иное ассигнование, связанное с развитием школьного образования, было бы отклонено. Количество школ увеличилось с 13 в 1911 г. до 22 в 1913 г. Расходы города на образование стали занимать второе место в рас­ходной смете. В 1912 г. училищной комиссией был составлен полный план школьной сети г. Иркутска, необходимый для получения субсидий и ссуд от министерства согласно законам 3 мая 1908 г. и 22 июня 1909 г. о введении всеобщего начального обучения. На основании этого плана Иркутское городское общественное управление предполагало ввести в г. Иркутске всеобщее начальное обучение при поддержке Министерства народного просвещения. Общий план осуществления всеобщего обуче­ния в г. Иркутске был рассчитан на 10 лет, с 1913 по 1922 г., стоимость содержания и оборудования новых школ, по расчету комиссии, выра­жалась в сумме до 1 297 397 руб., в том числе 454 126 руб. 40 коп. из средств Министерства народного просвещения и 843 271 руб. должны были составить расходы города. Однако приступить к введению всеоб­щего обучения в г. Иркутске в 1913 г. оказалось невозможным из-за от­сутствия средств.

В 1909 г. было сделано первое постановление об ассигновании 18 тыс. руб. на открытие медико-санитарного бюро, которое начало функ-

ционировать в 1910 г. Лишь с этого момента можно считать, что дея­тельность городской врачебно-санитарной организации стала на твер­дую почву. До этого врачебная организация города сводилась лишь к тому, что город имел у себя на службе одного-двух санитарных врачей, относительно слабую амбулаторную помощь и стационарное лечение в Ивано-Матренинской, Солдатской, Медведниковской и частью в Кузне­цовской больницах.

Необходимо отметить, что городской голова К.М. Жбанов сам рабо­тал городским санитарным врачом, поэтому Дума под его руководством большое внимание уделяла санитарному состоянию города. Именно при нем в Иркутске появились общественные отхожие места. В течение года ни одно из торговых заведений города Иркутска, ни одно из производств или мест общественного пользования не миновали городского санитар­ного надзора. В 1911 г. было проведено обследование физического раз­вития учащихся в народных школах Иркутска городскими санитарными врачами М.А. Блюменфельдом и Френкелем. Работы были проведены по программе, разработанной совместно с другими членами санитар­ной организации. Общее количество осмотренных школьников в 11 го­родских училищах составило 1 299 чел. Кроме этого, было осмотрено 113 чел. учащихся еврейской школы. Это были первые труды в области школьной санитарии и гигиены. Также был поднят вопрос о реоргани­зации больничного дела в Иркутске. При врачебно-санитарном совете была образована особая комиссия врачей, которая пришла к выводу, что при данных количества населения г. Иркутска, для правильной и успеш­ной подачи стационарной помощи населению города необходимо иметь 625 больничных коек, в то время как теперь город располагал всего лишь 136-ю, т. е. недоставало 489 коек. Принимая население Иркутска в 125 тыс. человек, комиссия пришла к заключению, что для обеспечения на­селения больничной помощью необходима постройка новой соматиче­ской больницы на 360 коек. Стоимость этого сооружения с полным обо­рудованием, считая по 3 000 руб. на койку, обходилось в 1 080 000 руб. Соответствующий доклад санитарного совета был передан в комиссию по благоустройствам и нуждам города, которая первоначально и приня­ла эту сумму при расчете предполагаемого в то время общего займа, но ввиду изменения плана займа и уменьшения его в пределах всего двух предприятий трамвая и рынка, комиссия вынуждена была исключить эту сумму и остановиться лишь на возможном расширении существующих больниц.

Одной из основных санитарных задач города являлось устройство ка­нализации и водопровода. Для устройства в городе канализации в 1911

г. была избрана особая исполнительная комиссия подготовительных ра­бот в составе всех городских врачей, инженеров и некоторых гласных. В ноябре 1912 г. в думе был заслушан разработанный доклад о займе. По расчету комиссии стоимость канализации первой очереди обошлась бы в 2 940 тыс. руб. Район, который должна была охватить канализация, ограничивался Иерусалимской горой, Ангарой и Ушаковкой. Комиссия выдвинула вопрос о необходимости сооружения водопровода, посколь­ку оба предприятия, как водопровод, так и канализация, - совершенно неразрывные, и сооружение первого дает толчок к сооружению второго. Существовавший тогда водопровод обслуживал лишь частично нужды городских обывателей и не отвечал предъявляемым требованиям. Думой было принято решение возбудить перед Министерством внутренних дел ходатайство о разрешении городу Иркутску займа на устройство кана­лизации и водопровода в сумме 5 490 000 руб.

В 1910 г. правительство решило соединить Сибирскую магистраль с Приленским краем железной дорогой и ассигновало 67 000 руб. на про­изводство изысканий в направлении Тулун-Усть-Кут и другим предпо­лагаемым вариантам. В ноябре 1910 г. в городской думе была образована специальная железнодорожная комиссия под председательством В.М. Посохина, которая приняла решение возбудить перед правительством через сибирских депутатов ходатайство о включении в работы инжене­ров от правительства по изысканию направления железной дороги от Сибирской магистрали на Лену варианта Иркутск-Жигалово. Это хо­датайство было удовлетворено. Вначале думская комиссия сама соби­рала статистические сведения о районе планируемой железнодорожной линии через рассылку анкетных листков в Приленский край и опроса 70 торгово-промышленных предприятий в Иркутске. Летом 1911 г. по поручению думы была отправлена экспедиция под руководством И.И. Серебренникова для экономического обследования района проектируе­мой железной дороги Иркутск - Жигалово (Усть-Илга) - Бодайбо. После окончания экспедиции И.И. Серебренников не только сделал официаль­ный доклад для членов комиссии Иркутской городской думы по вопросу о проведении железной дороги, но и в 1912 г. опубликовал «Записку об экономическом положении района железной дороги Иркутск - Жигало­во (Усть-Илга), вероятном грузообороте этой железной дороги и о про­должении ее до г. Бодайбо».

В 1911 г. Дума приняла решение выделить для нужд будущей желез­нодорожной линии из г. Иркутска в Ленский бассейн необходимое ко­личество земли до 120 000 кв. саж. на сумму приблизительно 200 000 руб. В 1912 г. Дума командировала в Санкт-Петербург К.М. Жбанова и В.М. Посохина, чтобы они в случае отказа министерства строить за счет казны ширококолейную дорогу Иркутск-Жигалово (Усть-Илга) смогли поддержать перед правительством предлагаемый комитетом учредите­лей узкоколейной железной дороги Иркутск-Жигалово (Усть-Илга) про­ект постройки концессионным путем узкоколейной подъездной желез­ной дороги с правительственной гарантией. Тогда же Дума избрала осо­бую депутацию с целью ходатайствовать перед генерал-губернатором, губернатором и командующим войсками округа о поддержании ими в правительственных сферах ленского железнодорожного варианта с от­правным пунктом «Иркутск». Во время посещения различных коми­тетов Санкт-Петербурга Жбановым и Посохиным иркутский генерал-губернатор оказал поддержку перед министром финансов проекту другой железной дороги Иркутск-Верхоленск-Бодайбо. Кроме этого, оказалось, что строить необходимо ширококолейную железную дорогу, потому что правительство гарантий на узкоколейные дороги никогда не давало и относилось к ним неодобрительно. Записка И.И. Серебренни­кова признавалась всеми хорошим и солидным трудом, но она не за­хватывала всего нового варианта и была составлена не по той форме, которая была принята на тот момент в министерстве.

Вследствие этого было принято решение текст записки министру из­менить и дополнить новыми данными, а само представление отложить до осени. Дума приняла решение ассигновать 12 000 руб. по смете 1912 г. на расходы, связанные с ходатайством о проведении Ленской широко­колейной железной дороги. Предполагалось выделить 5 000 руб. на по­стоянного представителя в Петербурге для защиты иркутского варианта в Комиссии о новых дорогах. Показателем важности вопроса проведе­ния Ленской железной дороги через Иркутск являлся тот факт, что сам Жбанов стал в 1914 г. концессионером этой дороги.

В 1911 г. городская дума постановила возбудить ходатайство о снятии с города расходов на полицию и квартирное довольствие войск. В 1912 г. Жбанов лично передал ходатайство министру внутренних дел. Министр дал ответ, что аналогичное ходатайство Иркутским городским обще­ственным управлением возбуждалось и ранее и согласно заключению министра финансов и иркутского генерал-губернатора Селиванова было признано не заслуживающим удовлетворения. Не усматривая во вновь возбужденном ходатайстве каких-либо новых данных и имея ввиду, что Иркутску наравне с другими городами империи в ближайшем будущем будет оказана значительная льгота в деле выполнения издержек на по­лицию, а именно на основании п. 2 отд. IX и отд. XI закона 5 декабря 1912 г. об улучшении земских и городских финансов, Иркутск с 1 января 1913 г. подлежал освобождению от половины расходов, которые он нес на содержание полиции, причем отношение этих издержек к бюджету города, не превышающее пяти процентов, понизилось до 2,5 процентов, министерство внутренних дел не нашло возможным признать настоя­щее ходатайство думцев также заслуживающим уважения.

В 1912 г. К.М. Жбанов был командирован Думой на торжества откры­тия памятника императору Александру III. По дороге в Петербург вы­яснилось, что торжества были отложены из-за смерти датского короля. Однако Иркутская городская дума не пожелала продлить полномочий городского головы и отозвала его в Иркутск. К.М. Жбанов поручил воз­ложение венка московскому городскому голове и вернулся в Иркутск. В пути в Петропавловске он получил телеграмму, что Дума постанови­ла продлить его полномочия, но городской голова продолжил обратный путь: «Позволяя себе думать, что я не мальчик и не курьер, которого ежеминутно можно посылать то в ту, то в другую сторону, а городской голова, не представляя с какими глазами мог бы я прийти к тому же мо­сковскому голове и взять венок обратно, я решил продолжать путь, хотя было и обидно и неловко».

В начале января 1913 г. состоялось заседание думской комиссии по постройке постоянного моста через р. Ангару под председательством К.М. Жбанова. Комиссия пришла к заключению, что для удешевления строительства моста, наиболее соответствующего потребностям города, необходимо построить таковой против Троицкой улицы, параллельно существующему понтонному мосту, расположив его ниже по течению реки по продолжению виадука через железнодорожные пути станции Иркутск.

К 1913 г. Дума решила построить мост только для трамвайного, эки­пажного и пешеходного движения, а железнодорожное движение пока отменить. В связи с этим имеющийся у Думы проект инженеров А.А. Лушникова и Н.И. Крылова оказался не самым удачным. Железнодо­рожная комиссия приняла решение оплатить им 40 000 руб. за их хода­тайства по утверждению министерствами попудного сбора и займа для постройки моста, а для проекта строительства моста объявить новый конкурс.

В начале 1913 г. городская дума в связи с переходом в ведение горо­да пожарных команд постановила учредить при городской управе По­жарный совет. Совет составил инструкцию для Иркутской городской пожарной команды. 17 сентября 1913 г. К.М. Жбанов от лица городско­го управления в числе других представителей ВСОИРГО, иркутского генерал-губернатора, Биржевого комитета приветствовал в парадных комнатах вокзала известного путешественника и ученого Ф. Нансена, следовавшего проездом на Дальний Восток. 

Это было одним из последних мероприятий К.М. Жбанова на посту городского головы. На выборах в Думу в декабре 1913 г. Жбанов набрал 244 голоса и стал кандидатом в гласные, однако отказался от участия в городском управлении. 17 гласных выдвинули его кандидатуру на пост городского головы. Она рассматривалась на заседании 4 февраля 1914 г., но и здесь Жбанов не дал своего согласия. 18 февраля его вновь выдви­нули в городские головы 14 записками, и вновь последовал отказ. Всего в 1914 г. он председательствовал в 19 заседаниях думы. 1 июля 1914 г. в должность городского головы вступил И.М. Бобровский.

 

Примечание:

ГАИО. Ф. 70. Оп. 3. Д. 3448. Л. 15-18; Исцеленнов И.Ф. Всеобщее общедоступное, начальное образование. Иркутск: Паровая типолитография П. Макушина и В. Посохина, 1909. С. 10; Ир­кутская городская училищная комиссия. Доклад о введении в г. Иркутске всеобщего начального обучения. Иркутск: [Б.и.]. 1912; Вестник Иркутского городского общественного управления. 1913. №1. С. 15-18; № 2. С. 3, 5; № 3. С. 5-9; № 4. С. 12; Известия Иркутской городской думы. 1911. Т. 2. № 11-12. С. 252, 362; 1912. Т. 1. № 1-2. С. 70-79; Т. 1. № 3-4. С. 286; Т. 1. № 5-6. С. 610; Т. 1.№7-8. С. 812, 815; Т. 2. №11-12. С. 1173; Т. 2. № 19-20. С. 639; 1913. Т. 1. № 1. 2 янв. При­ложение. С. 11-12; Т. 1. №7-8. С. 381-382; Т. 1. № 9-10. С. 446; ГавриловаН.И.,Гаращенко А.Н., Колмаков Ю.П. Городские головы // Земля Иркутская. 2001. № 16. С. 35; Иркутская летопись 1661-1940 / Составитель Ю.П. Колмаков. Иркутск: Оттиск, 2004. С. 261, 265.

 

На сайте www.pribaikal.ru книга публикуется с разрешения авторов