В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

Доцент Московской международной высшей школы бизнеса Олег Воронин выступит с циклом лекций в ИГУ

3 - 7 декабря 2012 г. на историческом факультете в рамках реализации Программы стратегического развития ИГУ с циклом лекций по GR (Government Relations - «Взаимодействие с органами власти») выступит доцент Московской международной высшей школы бизнеса (МИРБИС (у)), эксперт форума «Нефтегазовый диалог» ИМЭМО РАН, член Экспертного совета Российского газового общества Олег Воронин.

Лекции в понедельник и пятницу читаются в рамках спецкурса. Программа прилагается. Курс читается в рамках учебной программы по специальности «Политология». Приглашаются все желающие.

Расписание лекций.

3 декабря (понедельник) – аудитория № 309

8.30 – 9.50

10.00 – 11.20

5 декабря (среда) – общая лекция – аудитория № 323

«Стратегические сценарии развития России: (мечты и реальность)».

11.30 – 12.50

7 декабря (пятница) - аудитория № 309

8.30 – 9.50

10.00 – 11.20

 

План курса

GR (Government Relations - «Взаимодействие с органами власти»)

Воронин Олег Львович – доцент Московской международной высшей школы бизнеса (МИРБИС (у)), эксперт форума «Нефтегазовый диалог» ИМЭМО РАН, член Экспертного совета Российского газового общества.

Введение. Предмет и задачи курса, его связь с другими дисциплинами. Использование законодательных и инструктивных материалов, литературы, учебных пособий и учебников.

Лоббизм: его происхождение и история явления. Терминологические разночтения понятия «лоббизм» Амери-канское и европейское понимание лоббизма. «Lobby on salary» и «lobby for a fee». Лоббизм в рамках плюралистической и корпоративистской теории представительства интересов. Классификация видов лоббизма в современном российском обществе. Субъекты и объекты лоббизма. Предмет и методы лоббизма.

Классификация по субъекту лоббирования (Отраслевой лоббизм, конфессиональный лоббизм, криминальный лоббизм). Общественно-политический лоббизм и его субъекты. Региональный лоббизм ( ст. 104 Конституции РФ). Иностранный лоббизм и его уровни: государственный лоббизм, лоббизм транснациональных корпораций, лоббизм отдельных иностранных фирм.

Субъекты антилоббирования.

Классификация по объекту лоббирования. Лоббизм на уровне исполнительной власти (АП РФ, Правительство РФ). Лоббизм на уровне представительной власти (ГД, СФ). Лоббизм на уровне судебной власти (Верховный суд, ВАС). Лоббизм на уровне других органов государственной власти (Прокуратура, Cчетная палата, ВЦИК и др.).

Классификация по предмету лоббирования. (Полномочия АП РФ, Полномочия и круг возможностей исполни-тельной, законодательной и судебной ветвей власти). Лоббирование на уровне исполнительной и законодательной ветвей власти субъектов федерации. На уровне МСУ.

Классификация по методу лоббирования. Правовые методы (использование различных лежащих в правовом поле методов создания определенного впечатления у ЛПР: социология и квази-социология, рейтингование, PR-акции, grass roots lobbing). Теневые методы или «неформальный лоббизм»: регламентные процедуры, пробелы в законодательстве. Криминальный лоббизм.

Прямые и косвенные методы лоббизма. Технологии PR при косвенном лоббизме. Публичное и непубличное лоббирование. Индивидуальный и коалиционный методы. Стратегическое (спланированное) и ситуационное (спонтанное) лоббирование.

Тема 1.Условия и причины появления GR на рынке политического консалтинга России. Малоэффективность методов публичной политики 90-х гг. Различие между терминами GR и «лоббирование». Лоббирование как один из достаточно специфических и специальных видов GR. GR как широкий комплекс понятий: обмен информацией, письмами, взаимодействие с целью получения неких разрешительных документов и пр. GR в широком смысле как проведение специальных мероприятий, направленных на доведение определенной информации до органов власти. Понятие PA (Pablic Affairs). Объекты и субъекты GR.

Тема 2. Должностные обязанности джиарщика:

Штатное расписание GR-департамента, должностные инструкции, годовые, квартальные и месячные планы.

Штатное расписание GR-департамента, должностные инструкции, годовые, квартальные и месячные планы.

Построение отношений и налаживание деловых контактов с представителями власти для обмена, сбора и анализа информации.

Прогнозирование влияния проводимой государством политики на бизнес компании.

Участие в разработке поправок в законодательство, положительно влияющих на условия ведения бизнеса.

Создание альянсов с другими игроками бизнеса, как правило, для участия в процессе законотворчества. Взаимодействие с ними на официальных площадках отраслевых и общественных ассоциаций и союзов.

Обеспечение преференциальных режимов и государственных заказов.

Поддержка различных подразделений компании при взаимодействии с контролирующими и регулирующими органами и выработка единой позиции и стратегии компании для диалога с властью.

Работа с отраслевыми и межотраслевыми ассоциациями и объединениями

Тема 3. Государственная Дума РФ. Краткая история. ГД I-V созывов: изменение политического и профессионального состава, изменения в избирательном законодательстве, выборы 2011 г. ГД V созыва. Основные фракции. Руководство ГД: Спикер и вице-спикеры, Руководители фракций. Совет ГД и его функции. Структура комитетов и комиссий ГД. Фракции ГД и их структура. Система прохождения законопроектов через ГД. Аппарат ГД. Экспертное и правовое управление ГД. Их роль в системе прохождения законопроектов. Межфракционные депутатские объединения. Парламентские слушания. Депутатские запросы и порядок их прохождения. Регламент работы ГД. «Закон о статусе депутата ГД». СФ России: краткая история и изменения в формировании. Статус депутата СФ («сенатора»). Руководство СФ: Председатель и его заместители. Комитеты и комиссии СФ. Регламент работы СФ. Система утверждения законов в СФ. Аппарат СФ.

Тема 4. Институциональные объекты воздействия в законодательном лоббизме. Положения Конституции РФ и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» о субъекте права законодательной инициативы. Механизм получения заключения на законопроект. Аппарат Правительства - профильный департамент - профильные министерства. Зависимость направления законопроекта от его специфики. Обязательный порядок согласования с Минюстом, Минфином и с Минэкономразвития. Сроки согласования. Регламент Правительства о проведении согласительных процедур. Несогласованное заключение и «Таблица разногласий». Порядок механизма обратного воз-вращения заключений министерств в профильный департамент Аппарата правительства. Роль Правового департамента Аппарата Правительства в подготовке заседаний Комиссии Правительства по законодательной деятельности. Работа Комиссии – выработка формулировки («поддерживается», «не поддерживается»).

Структура, состав и регламент работы Комиссии Правительства по законодательной деятельности. Председатель комиссии, его заместитель, полномочные представители Правительства в палатах федерального собрания, статс-секретари федеральных органов исполнительной власти. Объем ее работы. Роль председателя Комиссии. Отдельные совещания по сложным, специфическим законопроектам. Что означает формулировка «Правительство поддерживает законопроект при условии внесения изменений до рассмотрения законопроекта в первом чтении». «Нулевые чтения», их значение. Оформление заключения Правительства. Важность позиция Правительства в реальном законодательном процессе. Внесение законопроекта субъектом права законодательной инициативы в профильный Комитет и Совет Государственной Думы.

Роль Администрации Президента. Ключевые институты согласований в АП (Государственно-правовое управле-ние, Экспертное управление, Управление по внутренней политике) заключения ГПУ АП на законопроекты. Роль ГПУ АП, Правительства и профильного Комитета Госдумы, как трех основных институциональных групп влияния.

Управление внутренней политики как основное структурное подразделение АП, его взаимодействие с ГД. Роль официальных представителей Президента в палатах Федерального Собрания, и на Президиуме фракции «Единая Россия». Роль Правового управления Аппарата Государственной Думы. Его заключения на заседании Президиу-ма фракции «ЕР». Состав и порядок заседаний Президиума. Роль других фракций ГД (КПРФ, СР, ЛДПР), их дея-тельность в профильных комитетах при подготовке законопроектов.

Принятие законопроекта в первом чтении. Роль АП и Правительства в подготовке заключения Президента на принятый в первом чтении законопроект. Внесение поправок.

Профильные комитеты ГД. Открытый и закрытый режимы заседание ПК. Процесс принятия поправок ко вто-рому чтению. Порядок голосования. «Таблицы поправок рекомендуемых к принятию» Возможности выступления на пленарном заседании, во время голосование по законопроекту во втором чтении. – 4 часа.

Тема 4. GR - технологии по лоббированию интересов компании. Выбор стратегии и тактики взаимодействия с органами государственной власти, мониторинг ситуации, подбор специалистов, сотрудничество с представительскими организациями бизнеса, организация и проведение лоббистских компаний. Технологические аспекты взаимодействия компании с органами власти (исполнительной, законодательной властью на региональном и федеральном уровнях). GR-работа в период непосредственного общения с представителями власти, алгоритм решения проблемных ситуаций в сфере GR, образцы документации (письменные обращения к чиновникам), регламенты общения с органами власти в разнообразных ситуациях).

Тема 5. GR-обеспечение антикризисных мероприятий. Основные задачи эффективного GR обеспечения деятельности компаний в период экономического спада. Задачи и структура антикризисных комиссий и штабов на федеральном и региональном уровнях. Антикризисные программы Правительства РФ и партии «Единая Россия». За-дачи и роль мониторинга антикризисных мероприятий в регионах РФ. Программы исследовательских и экспертно-аналитических центров по изучению ситуации в российской экономике ( ИЦ ГУ ВШЭ, АНХ и ГС при Президенте и правительстве РФ, ИНСОР, Институт переходного периода, Московский центр Карнеги и т.п.) разница в методологии и подходах к анализу кризиса. Налаживание информационного обеспечения со стороны GR-служб компа-ний. Работа с банками и финансовыми структурами. Участие в программах поддержки малого и среднего бизнеса. Работа с бизнес-ассоциациями ( «Деловая Россия», «ОПОРА» и др.). Работа по предотвращению острых социальных и трудовых конфликтов на предприятиях и в моногородах. Сотрудничество со структурами ФНПР и независимых профсоюзов. Налаживание конструктивного диалога с организациями Гражданского общества и оппозиционными политическими партиями. Несистемная оппозиция.

Кейсы для практических занятий

1. Разработка и принятие законопроекта о «Дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 2006 г.

2.Борьба вокруг законопроекта №99045329-2 «О магистральном трубопроводном транспорте» (28. 04. 99. – 09.01.07.).

3. Борьба за запрет на производство топлива ниже экологического стандарта «Евро-3» «Евро-4» (2006-2012).

4. Борьба за принятие закона об использовании сжиженного и попутного газа (2006-2012).