В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

Круглый стол по проблеме «неэффективности» ВУЗов города Иркутска

30 ноября 2012 г. в 16. 00 ч.
г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, ауд. 230
Восточно-Сибирская государственная академия образования.

Общественная палата г. Иркутска планирует проведение круглого стола, посвященного проблеме «неэффективности» ВУЗов нашего города, обозначенной по итогам мониторинга Минобрнауки.

Цель проведения – консолидация представителей высшей школы г. Иркутска, представителей широкой общественности в защите права граждан на получение высшего педагогического образования в своем регионе. Сохранение действующей, прошедшей испытание временем, системы высшего профессионального образования в городе Иркутске.

Полагаем, что сложившаяся после мониторинга ситуация является реальной угрозой профессиональному педагогическому образованию в нашем регионе. По «неэффективным» ВУЗам планируется принятие жестких мер: их закрытие и объединение с другими ВУЗами. Как показывает печальный опыт таких объединений (поглощений) в регионах России, в таких учреждениях как минимум, произойдет сокращение штата сотрудников, бюджетных мест, будет сведен к минимуму собственно педагогический аспект обучения будущих педагогов. (По авторитетному заключению члена - корреспондента РАО, директора Центра образования № 109 Е. Ямбурга «Слияние педагогических институтов с классическими университетами … привело к сокращению часов, отводимых на психолого-педагогические дисциплины и минимизации стажировок. Но такой подход равнозначен лишению будущих врачей клинической практики.» – Новая газета. – 2012. – 02.11).

ВСГАО во всем пространстве от Прибайкалья и до Амурской области – единственный сохранившийся ВУЗ педагогического профиля.

В академии обучаются 4982 студента, при этом 90% студентов получают педагогическое образование на бюджетной основе. Таким образом, с учетом того обстоятельства, что 80% от общего числа студентов ВУЗа составляет сельская молодежь, академия не только выполняет важную для Иркутской области социальную функцию, но и обеспечивает действие социальных лифтов для выпускников сельских школ. Отметим, что любой ВУЗ, выполняющий социальную миссию, по этому мониторингу резко ухудшает свои показатели

В качестве прогнозируемых рисков нам видится

 

  • массовый отток студенческой молодежи из Иркутской области в соседние регионы (например, более тысячи выпускников школ ежегодно поступают во ВСГАО).
  • острый дефицит специалистов в сфере образования. Вызывает сомнение приток педагогических кадров в наш регион из других российских территорий, в которых педагогические ВУЗы пока сохранены.
  • Иркутск как студенческий город теряет свою самобытность и самодостаточность.

Более подробно о сути проблемы, о позиции общественности г. Иркутска по этому вопросу и о возможности совместных действий по нормализации ситуации с иркутскими ВУЗами предлагаем обменяться мнениями на круглом столе «Высшее образование Иркутска: вызовы и действия», который состоится 30 ноября 2012 г. в 16.00 часов на базе Восточно-Сибирской государственной академии образования: г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, ауд. 230

К участию в работе круглого стола приглашены: члены Общественных палат города Иркутска и Иркутской области, представители ВУЗов города Иркутска, представители научного сообщества, структурных подразделений администрации города и области, депутаты Думы города Иркутска и Законодательного Собрания Иркутской области.

Вопросы для обсуждения:

 

  1. Является ли методология и методика мониторинга состоятельной, могут ли результаты мониторинга отменить результаты аттестации вузов, подтвердившей их эффективность.
  2. С какой целью проведен мониторинг и насколько его последствия для вузов соответствуют этой цели?
  3. Можно ли предположить, что существующий рейтинг эффективности вузов создает преимущественные условия для коммерческих вузов в ущерб государственным?
  4. Как Вы оцениваете практику объединения вузов в большие конгломераты?
  5. Каковы социальные риски, которые несет в себе уничтожение высшего педагогического образования в Иркутской области посредством его слияния с другими субъектами образования?
  6. Возникшая ситуация – проблема вузов, попавших под удар или проблема общественности Иркутска и Иркутской области?
  7. Что может предпринять в сложившейся ситуации общественность, власть, депутатский корпус региона?