“Багач” – древний белорусский обряд. (Иркутск)
Категория: Иркутск : Культура
Предыдущая статья | Следующая статья
“Багач” – древний белорусский обряд, посвящённый окончанию уборки урожая.
19 сентября в 17-00 в Иркутске Молодёжный клуб «Крывічы» проведёт тематические вячорки, посвящённые древнему белорусскому обряду – «Багач».
С давних времён для наших предков окончание уборки урожая имело важное символическое значение. Весь календарный год у белорусских земледельцев был разбит на определённые циклы.
Выполняется данный цикл – хорошо, значит, будет достаток и спокойствие в доме, в семье. А уж если что-то пошло не так, значит, прогневили Богов и своих предков, которые, по убеждению белорусов, наблюдают за нами с «Вырая» - небесного Рая.
К 21 сентября белорусы стремились убрать весь урожай с полей. И рожь, ячмень, пшеницу сжать; и картошку выкопать; и «агародніну» (овощи) собрать. Одним словом нужно успеть закончить очередной этап земледельческого календаря именно к этому числу. Жизненный опыт наших предков диктовал это. А то ведь потом и заморозки могут начаться…
Ну, а, закончив сбор урожая, необходимо отметить данное событие определённым ритуалом – провести «Багач».
Конечно мы, молодёжь МК «Крывічы», живём в городе и можно сказать немного оторваны от земледельческих забот, но ведь традиция важна и для нас. Ведь нам не всё равно как пройдёт сбор урожая в нашем крае. Мы ведь тоже ходим в продуктовые магазины и покупаем хлеб, картофель, морковь и прочее.
Да и большинство из нас имеет деревенские корни. Да и вообще мы славяне! А славяне, как известно, были в основном земледельцы.
Так что знать, возрождать, и сохранять традиции наших предков для нашего Молодёжного клуба является одной из важнейших задач.
В этом году мероприятие пройдёт в «5» кабинете Министерства по экологии и природных ресурсов Правительства Иркутской области по адресу ул. Горького, 31.
«В кабинете» это так звучит официально. На самом деле, это небольшой зал, где можно и обряд провести, и потанцевать. Ведь на вячорках, как известно все танцуют бытовые народные танцы. Вот и мы, проведём не просто ритуал, а и будем обучать всех желающих бытовым белорусским танцам.
Также предусмотрено чаепитие с большим Караваем, который всегда печётся к Багачу.
Приходите к нам на Вячорки. Вы здесь узнаете о древней традиции, научитесь танцевать народные танцы, а также хорошо проведёте время за кружкой чая!
Сценарий праздника
Вступление
На протяжении всего уборочного периода человек не единожды проводил различные ритуальные действия и приносил пожертвования Земле и некоторым Духам покровительствующим полям, лугам, огородам, и в целом всему урожаю.
Но ближе к дням осеннего равноденствия все полевые работы, за исключением посева озимых культур должны быть закончены.
Хорош был урожай или не очень, но в любом случаи в амбарах имеется определённый достаток. Самое время подвести итог сбору урожая и провести главный обряд, связанный с уборкой – «Багач».
Само слово «Багач» имеет три смысловых значения. Первое – «багач» от слова «богатсво», т.е. собранный урожай и есть главное богатство земледельца. Второе – «Багач» – это мифологическое Божество, отвечающее за сбор урожая, и за его сохранение. Третье – так называли саму лубку (выдолбленную деревянную чашу), насыпанную зерном, в центре которого стояла зажжённая свеча.
Все три значения слова «Багач» дополняют друг друга и заставляют нас с большим вниманием относиться к самому Обряду.
В белорусской традиции во время проведения Обряда не было случайных движений, предметов или слов. Всё имело определённое символическое значение.
Осмысливая данный праздник можно придти к его подлинному пониманию. С одной стороны необходимо отдать дань «Багачу» и «Дажбогу» – Богу Солнца за то, что они позволили собрать урожай. С другой стороны необходимо «замолвить» словом и действиями перед этими Божествами сохранение этого урожая, попросить оберечь от всяких напастей и разорений.
То, что в лубок, насыпанный зерном, ставится зажжённая свеча, говорит, что «Багач» (прообразом его является зерно) и «Дажбог» (прообраз – зажженная свеча) наглядно демонстрируют объединенный символ благополучия, которое зависит от Солнца (огонь свечи). Ведь именно Солнце обогревает, освещает и одаривает (растопленным воском) своей благодатью наш Урожай.
Итак, согласно белорусской мифологии: «Багач» - это Урожай, «Дажбог» - это Солнце. Но в народных поговорках сопровождающих данный Обряд, присутствует ещё один символизм – «Рагач» («Багач заткнуў у страху Рагач»; “Прыйшоў Багач – кідай Рагач”). Большинство этнографов-исследователей считают, что “Рагач” – это общее название всего земледельческого инвентаря. А в энциклопедическом словаре “Беларуская міфалогія” (Мінск, “Беларусь”, 2004) “Рагач” объясняется как “соха”, что в общем то тоже является земледельческим инструментом.
Как проводился обряд ранее.
Наиболее полное описание Обряда «Багач» мы находим у известного белорусского историка и этнографа 19 века Адама Богдановича, который лично наблюдал проведение этого праздника в Игуменском уезде Минской губернии.
В частности А. Я Богданович пишет, что на «Багач» собирались всем селом. Вначале выбирали Дом, хозяева которого должны были хранить «Багач» (лубку с зерном) до следующего года. Причём каждый год это должны были быть другие люди. В выбранном доме брали лубку насыпали немного зерна и шли по всему селу, обходя каждый дом. Шли с обрядовой песней.
Когда процессия подходила к очередному дому, из него выходили хозяева со всеми домочадцами и высыпали каждый по горсти зерна в общую лубку. После того как вся деревня была обойдена «Багач» приносили в первый дом и ставили на почётное место на обрядовый ручник. С определёнными ритуальными словами ставилась и зажигалась свеча. После этого все участники садились за стол и вначале угощались большим праздничным Караваем, который испекли хозяева. Затем шло обычное застолье. К столу вся деревня приносила свои припасы. Ну а в конце праздника молодёжь устраивала танцевальные вячорки.
Кстати как утверждал Адам Багданович, именно во время проведения «Багача» молодые парни и девчата окончательно присматривались друг к другу. А уж после «Багача» многие засылали своих сватов и игрались свадьбы.
Как проведём Обряд мы.
Из всех присутствующих выбираются активисты, которые должны быть обязательно в белорусских обрядовых костюмах.
Вначале вперёд выходит ведущий и рассказывает присутствующим о самом обряде, о его значении.
Затем одна из девушек говорит ритуальные слова:
Шаноўны спадар Дажбожа,
Дзякуем табе за добрае збожжа!
После этого группа девушек взяв лубку вначале сами высыпают по горсти зерна, затем идут с песней «Хмель лугамi» по кругу помещения.
Все присутствующие высыпают свои горсти зёрен в лубку (зерно в мешочках будет заранее на входе роздано всем).
После того как процессия обойдёт круг, девушки подходят в “красный угол”, где стоит стол, застеленный праздничной скатертью. Одна из девушек торжественно расстилает обрядовый ручник (вытканный на наших кроснах). Она говорит следующие слова:
Ручнік, ручнічок
Абяражы наш лубок
Девушка, которая несла “Багач”, ставит его на ручник и говорит:
Багач, Багач!
Не забывай нашай нівы!
Дай ніве спор у снапах,
Стагамі ў гумне, зярном у клеці.
После этого девчата поют песню “Чаму ж нам ня пець”.
Затем ведущий берёт нож и разрезает праздничный каравай. При он он говорит:
Каравай, малявай.
Хто працу зрабіў, дык налетай.
Бяры лусту хлеба,
Ды малаці зерне, як трэба.
От каравая отрезается кусочек для “птушак”, чтобы они отнесли наш Дар у “Вырай” Богам и предкам нашим. При этом говорятся следующие слова:
А гэты каравайчык,
Птушкам на вырайчык!
Аднясіце яго ў неба,
Пачастуйце нашага хлеба!
После этого все принимаются за чаепитие, где основыными блюдами должны быть мучные различные изделия.
Ну а затем все танцуют на вячорках.
С уважением к Вам, Алег Рудакоў.
Газета "Маланка" № 103 ВЕРАСЕНЬ 2009 год