В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

Архитектурное наследие 1980-х: вопросы авторской незащищенности

Дом радио. Фото середины 1980-х годов из книги «Архитектура СССР 1917–1987» (Стройиздат, 1987, стр. 338)

Радиодом. Современное состояние. Фото Татьяны Чеботаревой

В период тотальной коммерциализации общества, погони за максимальной выгодой подчас некие предприимчивые силы бесцеремонно вмешиваются в архитектурно-строительную ткань города. При этом забывается, что когда-то совсем другие ценности вкладывались в проектирование и строительство исторической среды Иркутска. Врачебный принцип «не навреди» является основным правилом этических взаимоотношений в данного рода деятельности.

Показательный пример – здание Радиокомпании на пересечении улиц Горького и Ленина. Этот перекресток – пример разновременной застройки, удачно сложившейся в архитектурный ансамбль стараниями не одного поколения архитекторов. Здесь и дореволюционная архитектура, и сталинская неоклассика, и тактичное вхождение более поздних объектов советских восьмидесятых.

Ныне первые этажи большинства зданий, находящихся на этой территории, насыщены торговой функцией. Не избежало этой участи и здание радиовещания. В 2007 году без согласования с автором проекта, архитектором Николаем Беляковым, был застроен первый этаж дома, где разместился салон красоты «Арт».

Дом по улице Горького, 15, – один из образцов архитектуры 1980-х. Это пример «необрутализма» в иркутской интерпретации: выходящий на фасад крупный железобетонный каркас, массивные, глухие поверхности кирпичных стен создают впечатление «значительности» масштаба сооружения. Цельный по художественному образу архитектурный объект не допускает встроек и пристроек, в том числе по первому, ранее свободному этажу.

Здание является воплощением одного из пяти принципов современной архитектуры – «Дом на столбах», апологетом которого в свое время был великий Ле Корбюзье. Градостроительная реализация этого принципа, с одной стороны, обеспечивала визуальную связь пространств при движении по городу, с другой – создавала дополнительные условия для озеленения территории и использования ее для отдыха. Высокие опоры здания, освобождая пространство под домом, позволяли свободно перемещаться в запроектированных по Проекту детальной планировки города направлениях: к любимому месту отдыха горожан – Ангаре и в сторону транспортных остановок по улицам Горького и Ленина. Прослеживалась также композиционная связь с прилегающими к участку скверами – между клубом «Стратосфера» и улицей Горького и на углу улиц Горького и Ленина.

Архитектурный комплекс радиовещательной компании был задуман и построен архитектором Беляковым как единый архитектурный ансамбль. Сюда входят: старое здание 1930-х годов, симметричное обрамление его пристройками 1980-х и угловое здание конференц-зала. Последнее дополнение – монументальное по характеру сооружение, о котором идет речь, – «держит» большое окружающее пространство с множеством точек восприятия.

Хотя здание не выделяется из окружающей застройки высотой, за счет своеобразной «игры масштабов» (отношения деталей к целому) и подчеркнутой монументальности художественного строя, оно, несомненно, является современным архитектурно-композиционным акцентом места.

Самовольная застройка первого этажа привела к печальным последствиям: нарушена целостность облика здания и сложившихся композиционных связей с окружающей средой; перекрыты пешеходные направления движения к Ангаре и транспортным остановкам. Проведенные действия без согласования с автором проекта являются юридическим нарушением авторских прав и должны разбираться в судебном порядке. Громоздкая реклама на стенах усугубляет безрадостное впечатление.

 

Алла Корзун

журнал "проект байкал/project baikal"
№20 2009 год стр. 171