В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

Из истории иркутской писательской организации: 1990-е - 2000-е годы

В. Жемчужников

Е. Суворов

Н. Комлев

Замарацкий

В. Гусенков

В. Горчаков

А. Змиевский

Ин. Новокрещеных

С. Китайский

В. Хайрюзов

В. Карнаухов

Кудашкина

Т. Суровцева

Н. Матханова

В. Корнилов

В. Соколов (поэт)

С. Устинов

Т. Миронова

Л. Щедрова

Т. Ясникова

События 90-х гг. ХХ в. в на­шей стране сопоставимы с новой революцией. Реформы, приведшие к распаду Совет­ского Союза и смене государ­ственного строя, оказались разрушительными. Рыночные подходы больно отозвались на культуре; литература была отодвинута на обочину жиз­ни.

Центральные издательства быстро утратили интерес к творчеству современных пи­сателей, выбирая для печати лишь произведения занима­тельных жанров да те, что бы­ли под запретом в советское время. Исчезает Литератур­ный фонд СССР...

Восточно-Сибирское книж­ное издательство к середине 90-х фактически сняло с себя обязательство выпускать кни­ги иркутских писателей — то, ради чего оно и было создано в 1931 г., а вскоре и совсем свер­нуло свою деятельность.

Внутри Иркутской писатель­ской организации возникает разлад.   Причины   носят  политический и национально-культурный характер. Непри­миримость позиций приводит к выходу из организации к началу 90-х 11 писателей.

Чем-то похожая на московский «Апрель», новая организация оформляется в 1992 г. как Иркутское региональное отде­ление Союза российских писа­телей. Этот Союз примыкает к демократическому крылу рас­коловшейся интеллигенции и возникает в противовес Союзу писателей России, правопре­емнику СП РСФСР, стоящему на позициях патриотизма и не отвергающему советского про­шлого. Сегодня можно сказать, что здесь остались основные писательские силы.

В новую организацию во­шли: А. Шастин (первый ее руководитель), Ю. Самсонов, С. Иоффе, В. Захарова, А. Ко-бенков, Дм. Сергеев, М. Сергеев, Е. Жилкина, В. Марина, Б. Левантовская, В. Трушкин.

В 1992-1995 гг. в неё вступа­ют литераторы, находившиеся на пути в писательский союз, имевшие в большинстве до 1992 г. отдельные книги. Это Ф. Боровский («Здравствуйте, эй!». Ирк., 1987; «Рыжий». М., 1990), А. Просекин («Воспитание по Станишевскому». Ирк., 1988; «Добрый мир». М., 1990), Б. Ротенфельд («Польская кук­ла». Ирк., 1971; «Земля доброй надежды». Ирк., 1983), Л. Бендер («Барьер высоты». Стихи. Ирк., 1973), О. Корнильцев («События». Ирк., 1982), В. Пла-меневский («Здравствуйте вечно». Стихи. Ирк., 1987; «Попросту: я вас люблю». Сти­хи. Ирк., 1990), критик В. Ка­мышев, драматург Ю. Князев. Позже приходят В. Шманов, А.    Богданов,   Т.    Андрейко, A. Харитонов,     А.     Сериков, B. Монахов, А. Карпачев, В. Науменко, В. Тюрин и др. С ухо­дом из жизни представителей старших поколений, к началу 2000-х гг., организация почти полностью обновляется.

Надо сказать, что в это не­лёгкое время обе организации понесли множество невоспол­нимых утрат. За 13 лет, с 1992-го по 2005-й, Иркутск потерял 28 писателей. Жить и работать стало труд­но даже тем, кто завоевал в былые годы имя в литературе. Постановление Правительства от 22.04.92, Указ президента Ельцина от 12.11.93 «О до­полнительных мерах государ­ственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» были призваны облегчить положение твор­ческой интеллигенции, но вы­полнялись с трудом. Писатели пытаются сами из­давать свои произведения.

При Доме литераторов им. П. П. Петрова открываются негосударственные издатель­ства «Папирус» (Н. Есипенок), «Письмена» (А. Румянцев), Издательский центр журнала «Сибирь» (В. Козлов), затем некоммерческое объединение «Иркутский писатель» (А. Лап­тев). Книги выходят на деньги авторов или найденных ими спонсоров, в отдельных случа­ях — на средства администра­ций города и области. В основ­ном это то, что было написано раньше и ожидало печатания: Г. Машкин. «Любовь на один сезон», 1994; В. Жемчужников. «Байкальская история». Очер­ки, 1995; Е. Суворов. «Дом на поляне», 1995 и др.

Гонорары с этого времени не выплачиваются, частично возмещаются книгами, выдан­ными писателю, который не в состоянии заниматься их про­дажей.

На некоторое время в Доме литераторов    находит    пристанище детский журнал «Сибирячок» (гл. ред. С. Асламова), учрежденный Вос­точно-Сибирским книжным издательством (ныне учреди­тель — Комитет по культуре Иркутской области), позд­нее — молодёжный «Русская сила» (учредитель — Комитет по делам молодежи админист­рации Иркутской области, гл. ред. И. Кушелев).

К концу 90-х иркутские пи­сатели постепенно начинают обретать почву под ногами. Благодаря авторитету В. Рас­путина и энергии ответственного секретаря А. Румянцева, удаётся привлечь внимание властей, а именно, мэра Иркутска, затем губернатора, Б. А. Говорина к нуждам писателей. Через Комитет по куль­туре приходит финансовая помощь журналу «Сибирь», который (в то время — аль­манах), покинув базу Восточ­но-Сибирского книжного издательства в начале 90-х гг., всё больше терял в объёме и регулярности; стали выде­ляться средства, хоть и огра­ниченные, на издание книг, командировки по  области, а также небольшая прибавка к пенсиям.

Переживая чувство остав­ленности и государством и читателем, писатели тем не менее продолжают работать.

В. Распутин обретает но­вое дыхание как художник в рассказах 1995-1999 гг. «В ту же землю», «Нежданно-негаданно», «Видение», «Из­ба» — они о бедах народных постперестроечной России. В центральной журнально-га-зетной прессе (с перепечаткой в местной) идут его острые публицистические статьи, ин­тервью — «Так создадим же движение встречное», «Дни наши тяжкие», «Прозреть и не отступать» и многие другие, в которых писатель отста­ивает право русского наро­да следовать собственному предназначению: сохранять веру предков — Православие, ставить во главу угла духов­но-нравственное, а не мате­риальное, выбирать тот эко­номический строй, что больше соответствует национальному характеру. Продолжается ра­бота над очерковым полотном «Сибирь, Сибирь...» историко-краеведческого характера (М., 1991; 2000). Книга постоянно пополняется новыми главами.

В 2004 г. выходит новая по­весть В. Распутина «Дочь Ива­на, мать Ивана» — о самосуде, совершённом женщиной, поте­рявшей веру в правосудие.

Г. Машкин создаёт романы об освоении Сибири — открытии месторождений нефти и золо­та («Таинственные Лены бере­га». Ирк., 1999), пишет также воспоминания о писателях, вместе с которыми вступал на литературную стезю. Одна из главных фигур — А. Вампилов («Стенкой и в одиночку». Ирк., 1998).

A. Байбородин   выпускает сборник повестей и рассказов («Воля».   Ирк.,   1998),   книгу очерков о народной культуре («Яко богиню землю нареки». М.,  1991),  составляет  православный календарь («Русский месяцеслов». Ирк., 1998).

Изломанность человеческой судьбы — как отражение не­благополучных обстоятельств времени — предмет внимания прозаика А. Семёнова («По­минай как звали». Ирк., 1999; «Кара небесная. Ирк., 2004). В 2006 г. по первой повести Иркутским тюзом поставлен спектакль.

B. Хайрюзов  пишет  новые произведения на материале своего опыта работы в послед­нем Верховном Совете СССР, в том числе об октябрьских событиях 1993 г. Его книги «Плачь, милая, плачь» (1994); «Без меня там пусто» (2004) из­даются в Иркутске. По повести «Сербская девойка» здесь же, Театром народной драмы, в 2005 г. поставлен спектакль.

Обострение социальных, семейных проблем в пере­строечное время,критический взгляд автора на такое явле­ние, как шестидесятничество минувшего ХХ в., лежат в осно­ве сборника повестей В. Сидо­ренко «Дело житейское» (Ирк., 2005). Писательница стала также составителем и автором проекта объёмного тома «Пер-восвятитель Иннокентий I (Кульчицкий) епископ Иркут­ский», посвящённого 200-ле­тию канонизации сибирского святого.

В новой повести В. Нефедьева «Косовский дневник» ху­дожник-сибиряк глубоко сочувствует народу Сербии, который стал в начале ХХI в. жертвой агрессии НАТО. Вмес­те с лирическими зарисовка­ми «Жаворонки» и очерками о байкальских кораблях по весть вошла в книгу «Ледогон» (Ирк., 2005).

Более двух десятилетий отдал работе над романом «Гарь» — о протопопе Авва­куме — Г. Пакулов; прозаиком художественно воспроизведе­ны события церковного рас­кола на Руси в XVII в. Книга увидела свет в 2006 г. и бы­ла положительно воспринята критикой.

С отдельными рассказами о природе и современной жизни в журнале «Сибирь» выступа­ет А. Гурулёв, тема милосер­дия звучит в коротких рас­сказах-зарисовках прозаика В. Соколова, автора сборника повестей и рассказов «Зимние жаворонки» (Ирк., 1999). Ве­рен проблемам села Е. Суворов в книге очерков «Мы вернёмся в деревню» (Ирк., 2005).

Некоторые писатели делают шаг в драматургию.

Пьеса Н. Матхановой «Из Америки с любовью» по моти­вам достоверной иркутской истории была поставлена на сцене Иркутского драматичес­кого театра им. А. П. Охлоп­кова; дважды театр выезжал в США и получил хорошие отзывы американских зри­телей.   Спектакль   по   пьесе В. Жемчужникова «Дорогой Саша...», созданный на осно­ве переписки А. Вампилова и Е. Якушкиной, — на сцене Ир­кутского тюза, носящего имя драматурга; пьеса П. Забелина «Степан Разин» — на сцене Театра Пилигримов (автор му­зыки В. Соколов).

Среди поэтов, кажется, и на день не оставляет пера А. Горбунов. В годы новых тя­гот, выпавших на долю сибиря­ков с приходом «демократии», лирика в его стихах часто ус­тупает место публицистике, обличению перевертышей в политике, легко поменявших лозунги социализма на ры­ночные: «Эх, не везёт нам с вождями: купле-продажные лбы». Горбунов выступает в разных жанрах, публикуясь в иркутской газете «Родная зем­ля», журнале «Сибирь», в цент­ральной периодике. С увлечением работает над детскими стихами («Журчинки». Ирк., 2000; «Ключики-замочики». Ирк., 2005). Пишет рассказы, бывальщины, сказки, из них в 2006 г. составилась книга «Серебряное эхо».

Для сборника стихов разных лет «Сторона речная» (Ирк., 2004) характерна поэма с запоминающейся концовкой:

Подекабристили
Друзья-приятели,
Покоммунистили,
Подемократили.

Т. Суровцева пишет о пере­житом в дни расстрела Вер­ховного Совета в 1993 г. (в это время она училась в Москве, на Высших литературных курсах), когда «вместо выхо­да исход нам виделся порой», когда «голос сорвала на этом сквозняке» («Снежные птицы. Ирк., 1999).

О провальном для страны времени, бесприютности в ду­ше — «веры нет ни властям, ни вестям» — многие стихи новой книги Р. Филиппова («Красная сотня». Ирк., 2005).

Среди изданного в эти годы можно назвать сборник стихов и прозы В. Забелло «Осенний пал» (Ирк., 2001) — как сви­детельство неутихающей боли писателя за Россию, её «скуде­ющие нивы», убывающую си­бирскую тайгу, отравляемый вредными стоками Байкал.

Корявый лес...
Зубцы замшелых скал.
Ползут дымы
спрессованно, горбато.
Во мгле маячит
призрак комбината.
День опустил
свой колокол в Байкал.

Я стал чужим на отчем берегу.
Но не уплыть мне чайкою на льдине,
Я не могу быть жителем пустыни,
Слепой Байкал я видеть не смогу.

В романе в стихах «Второе крещение» (Ирк., 1997) живописал свою судьбу и судьбу своей семьи, сосланной в Сибирь в 30-е гг., П. Реутский. Привлек­ла внимание читателей непос­редственностью воспоминаний и его «Повесть о Вампилове» в журнале «Сибирь» (2004, № 2).

Историческими, националь­но-патриотическими иска­ниями наполнены сборники стихов В. Соколова («Господи, это мы». Ирк., 1995; «Русское лето». Ирк., 2000).

Обширен круг тем у В. Скифа. Его стихи — о большой и ма­лой родине, Байкале, о близких людях и выдающихся совре­менниках.

Нет конца мелькающим картинам...

В последнее десятилетие им выпущено шесть поэтических сборников, среди которых «Над русским перепутьем» (Ирк., 1996 («Сиб. лира); «Золотая пора листопада» (Ирк., 2005) и др. В 90-е — начале 2000-х гг., в новой политической и экономи­ческой обстановке, Иркутское отделение СП России заметно пополняется.

В конце 80-х в Иркутск из Улан-Удэ переезжает поэт А. Румянцев, затем прозаик К. Балков, из Алма-Аты — про­заик О. Слободчиков. Членами Писательского союза становят­ся многолетние литобъединенцы.

К. Балков и А. Румянцев — авторы многих книг, изданных в Бурятии и Москве, принадле­жат к поколению пришедших в литературу в конце 60-х. Их писательскую судьбу можно считать успешной, что было оценено в Бурятии званиями и наградами.

В Иркутске К. Балков, раз­рабатывавший ранее тему деревни и отношений человека с природой, издаёт серию рома­нов по историческим мотивам («Идущие во тьму». Ирк., 1994; «Будда». Ирк., 1995; «За Русью Русь». Ирк., 2000 и др.).

А. Румянцев выпускает книгу об однокурснике и дру­ге — «Александр Вампилов: студенческие годы» (Ирк., 1993). Одним из ее достоинств являются поправки неточностей, допущенных другими ав­торами в статьях о драматур­ге. Байкальская тема звучит в сборнике стихов серии «Сибирская лира» «Колодец пла­неты» (Ирк., 1993). Выходят в свет также сборники поэзии и прозы «Русская звезда» (Ирк., 1996), «Лицом к свету» (Ирк., 2003).

В 1993 г. А. Румянцев стано­вится ответственным секретарём Иркутской организации СП России, а после 2001 г., когда на этот пост был избран А. Лаптев, выходит из неё и создаёт новую, Иркутскую об­ластную писательскую орга­низацию, возглавив её. Кроме А. Румянцева, сюда вошли: прозаики К. Балков, Ю. Балков, Б. Лапин, поэт В. Соколов, поз­же — поэт И. Новокрещенных, сказочница С. Волкова.

О. Слободчиков предстал пе­ред иркутским читателем как приверженец жанра истори­ческого романа — его «Заморская Русь» (Ирк., 2000) повес­твует о продвижении русских на восток в XVII в.

Приток молодых сил в по­следнее десятилетие неве­лик. Из 29 вступивших в Союз только пятеро в возрасте 34-40 лет — остальные старше. Оче­видно падение престижа писательской профессии.

Среди вновь прибывших по­эты: Б. Архипкин — искренне уверенный, что «звук родится в недрах тишины», «падение рассчитано на взлёт» и «как было России — так будет Аме­рике»; А. Змиевский — для которого «нет ничего души дороже»; Т. Миронова— об­ратившая строки нежности к самым близким людям — лю­бимому, детям: «Мне женой твоей больше века быть...»; В. Корнилов — «навек командированный в Сибирь», Н. Кудашкина — подметив­шая: «Как первый снег похож на снег последний»; С. Эпов — он находит наше положение таковым: «Мы живём в про­межутке довольно странном: не впадая в отчаяние, но и не имея веры»; Г. Аксаментов — с его преодолением «онемения души», А. Обухов — жиз­нерадостно призывающий: «Ломись, весна, в окно — ло­мись!»; С. Корбут — наконец не выдержавший: «Как долго я молчал, давая всем другим воз­можность говорить!»; А. Ники­форов — со стихами о брошен­ной ленской деревне, полными смятения: «До заимки добрал­ся огонь мирового пожара»; Н. Вяткин — способный сквозь житейские напасти, «в радуге слёз», разглядеть мгновенья счастья; В.Горчаков — делаю­щий зарисовки рабочих буден; Т. Ясникова — ей близка «пу­чина умственной стихии»; Г. Гайда — обронивший как бы между прочим: «Каемся со страхом, да грешим без стра­ха...»; А.Столяревский — с его короткими нерифмованными стихами о том, что «дорога туда и обратно — две разных дороги».

Надо заметить, новые, так называемые рыночные вре­мена не привели иркутских писателей на пути лёгкого жанра — детектива, фэнтези и проч. Даже напротив. А. Лаптев, например, на­чинавший как фантаст, всё больше уходит в социальную тематику (пов. «Как я рабо­тал охранником». Ирк., 2004); остро-социален В. Карнаухов, неравнодушный к правоох­ранительной теме в публи­цистике и прозе, В. Максимов завоёвывает симпатии мо­лодых читателей повестями о чистой юношеской любви. А. Попов, посвятив несколько повестей молодому, мечуще­муся герою, задумывается об историческом прошлом Си­бири; Н. Зарубин в одном из рассказов сборника «Послужи земле» (Ирк., 2000) описыва­ет возвращение народа к ве­ре предков — Православию; В. Соин повествует о судьбах жителей Приленья.

Прозаики старшего поко­ления, вступившие в Союз писателей в 90-е, верны теме сибирской деревни, её трудных военных и послевоенных лет: Г. Замаратский в повес­ти «Приглашение в память» (Ирк., 2005), В. Рудых в по­вести «Сытая осень» (Ирк., 1991). В. Гинкулов выказывает склонность к природным зари­совкам, жизнеописательным повествованиям («Живи, тай­га!» Ирк., 2006).

 

 

Валентина Семенова
ВМЕСТЕ С БУРЯМИ ВЕКА
Краткий обзор имён и книг к 75-летию
Иркутской писательской организации