В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

О творчестве Натальи Алексеевны Бакут

Отражение. Хрусталь, раухтопаз, серебро, позолота, золото. Н. Бакут, Д. Беломестных

Мастерская Натальи Бакут

Нимфа. Раухтопаз, обсидиан, серебро, золото. Н. Бакут

ПОД ЗНАКОМ БАБРА

Фотографии работ творческой студии Натальи Бакут можно посмотреть здесь

Мемориальный фонд Карла Фаберже (осн. 1996), в лице почетного председателя госпожи Татьяны Федоровны Фаберже, наградил в 2009 году Наталью Бакут почетной наградой фонда «Орденом А.К. Денисова-Уральского» за выдающиеся заслуги в сохранении традиций и развитие российского камнерезного искусства. Если Денисова-Уральского еще при жизни называли «поэтом камня», то Наталья Бакут – поэтесса, с ее женским пониманием красоты. В камнерезном искусстве, где преобладают мужчины, много сильных, но мало нежных. В 2010 г. Наталия Бакут получила вторую награду Фонда – «Орден Михаила Перхина». На этот раз были отмечены ювелирные работы «Творческой студии Натальи Бакут». Франц Бирбаум, говоря о М.Е. Перхине, указывает, что «мастерская производила ... оправы нефрита и других сибирских камней». Именно такие работы исполняются современными иркутскими мастерами. По сравнению со временами Фаберже, Перхина и Денисова-Уральского колоссально изменились скорости обработки материалов, появились новые камни, новые декоративные эффекты, что мы наблюдаем в работах студии. Но не изменился творческий подход, во главе угла, как в любом творчестве, стоит идея и бережное отношение к красоте исходного материала – природного камня, коим издавна богата Сибирь. В произведениях автора видны ее личные вкусы, тема лошадей, которая в бурятском Забайкалье считается сакральной. Как никому, Наталии удается передавать в камне, чаще в кварце, красоту обнаженного женского тела. Кварц – исключительно капризный, сложный материал, но благодарный к тому, кто овладеет его обработкой. Так же и кони, которых умеет обуздать художница.

Мелкая камнерезная пластика всегда будет востребована среди коллекционеров. В работах Наталии и студии ее имени плодотворное реалистическое художественное направление одухотворено благородством помыслов и соединением имманентно присущего иркутянке (художница родилась в Ленинграде) элегантного петербургского стиля с сибирским размахом, с чутким отношением к натуральной природе. Не случайно, именно из Иркутска прозвучал голос выдающегося защитника природы Валентина Распутина. Теперь звучит голос Натальи Бакут. Это тот самый случай, о котором говорил Евгений Карлович Фаберже: «Ближе к натуре – ближе к Богу». У Наталии еще одна ипостась – она талантливый педагог. Вот благодаря таким деятелям, в современную историю вписывается Иркутск, как столица камнерезного и ювелирного искусства Восточной Сибири. Наталья – автор нескольких памятников на территории области и проекта городского герба – легендарного Бабра. Кажется, это Бабр покровительствует творчеству Богом отмеченной художницы. Продолжается слава города, как центра интеллектуальной и художественной жизни в Сибири. Мемориальный Фонд Фаберже гордится тем, что в Иркутске работают и творят 10 кавалеров почетных наград Фонда, еще два – в близком Улан–Удэ.

Наталья Алексеевна Бакут – личность с индивидуальным, сложившимся творческим почерком – эта узнаваемость есть высшая форма реализации художника. Произведения из камня, в сочетании с благородными металлами – вечны. В этом их отличие от других видов искусства. По работам Натальи Бакут и ее учеников потомки будут говорить об «иркутской школе камнерезного искусства». Нам выпало счастье наблюдать это искусство воочию.

Скурлов В.В.
ученый секретарь Мемориального Фонда Карла Фаберже,
историк ювелирного искусства, эксперт-консультант по оценке
художественных ценностей Министерства культуры РФ
4 февраля 2011 г. Женева