Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Общие сведения


Мы пишем

Народное образование в Иркутске

«Самый образ тамошних дел и промышленности, - отмечал современник, - требующий смелости, беспрерывно новых соображений и некоторых сведений, способствовал направлению общества к образованности, ибо известно, что промышленность и торговля, не ограничивающиеся только делами своего города, всего больше способствуют развитию умов и общей образованности. Оттого являлись в Иркутске между торговым сословием люди необыкновенные и множество лиц достопамятных и оригинальных».

.

Мунгальская школа в Иркутске

В начале XVIII в. в Иркутске возникает потребность иметь квалифицированных переводчиков языков восточных соседей. Эта потребность была связана с ведением сконца XVII в. по­стоянной караванной торговли с Китаем. Поэтому в 1725 г. при Иркутском Вознесенском монастыре была организована школы «мунгальского язы­ка». Набор в школу учеников не представлял больших труд­ностей, а вот подбор учителей для первого учебного заведения в Иркутске был весьма затруднен. Для преподавания монгольского языка в Иркутский монастырь прибыл выходец из Монголии Лама Лапсан. Первых учеников «мунгальской школы» набралось 25 человек. При школе существовала небольшая библиотека.

Первый иркутский епископ Иннокентий Кульчиц­кий при Вознесенском монастыре открыл еще одну школу – Русско-славян­скую, которую содержал своим иждивением. В эту школу принимали детей духовенства для подготовки их к священнослужительской деятельности. Первый преподаватель Русско-славянской школы посадский И. П. Корицын обучал учеников русскому и церковнославянскому языкам, а также чи­стописанию. Позднее в школе стали изучать и латинский язык. В следующем году школы были объединены в одну Монголо-русскую школу, в которой обучалось 35 учеников. После смерти епископа Иннокентия II Неруновича «мунгало-русская школа» прекратила существование.

Навигацкая школа

В 1745 г. в Иркутске была открыта Геодезическая школа. Школа готовила землемеров, геодезистов, картографов. В 1754 г. на основании Высочайшего Указа сибирский губернатор адмирал В. А. Мятлев своим приказом преобразует Иркутскую геодезическую школу в Навигацкую школу. Это было первое профессиональ­но-техническое учебное заведение в Иркутске. Школа готовила навигаторов, зем­лемеров, геодезистов и учителей. В программу занятий включались: ариф­метика, обучение грамоте и специальные предметы. Туда принимались дети чиновников, дворян, а также мор­ские, адмиралтейские, солдатские и казачьи дети любых возрастов. В первый год было при­нято 32 ученика. Благополучно окончившие курс обучения назначались подштурманами на ка­зенные и купеческие суда, землемерами, геодезистами или учителями в другие учебные заведения. Не окончившие курса отдавались в солдаты или казаки. В 1758 г. состоялся первый выпуск школы, которую окончили один­надцать человек. В 1765 г. Иркутская школа сливается с Нерчинской школой навигации и геодезии, а в 1796 г. Навигацкая школа вошла в структуру Главного народного училища. Школа навигации и геодезии закрылась, но положила начало свет­ским учебным заведениям не только в Иркутске, но и во всей Восточной Сибири.

Школы, открытые по замыслу Екатерины II, должны были охватить все городское на­селение, но на самом деле этого не случилось. Главные народные училища были открыты в 1789 г. в Тобольске, Барнауле и Иркутске. Малые народные училища открылись в период с 1789 по 1797 г. в Тюмени, Туринске, Красноярске, Верхнеудинске, Кузнецке, Томске, Нарыме и Енисейске, но некоторые из них про­существовали недолго, из-за отсутствия средств на их содержание и не­достатку учителей. Обязанные содержать училища приказы общественного призрения и городские думы почти везде отказывались давать средства. Учителя для этих училищ брались большей частью из духовных  семинарий. Учащихся приходилось привле­кать принудительными мерами, но и при этом училища пустовали. В 1803 г. во всех 8-и сибирских училищах было всего 331 ученик.

 

Текст: Сергей Иванович Медведев
(филокартист, сотрудник журнала «Земля Иркутская») 
Фотографии предоставлены
Сергеем Ивановичем Медведевым