История Железногорска-Илимского
Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова
«Города Иркутской области», 2010 год
На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
публикуется с разрешения авторов
Своим появлением и развитием Железногорск обязан Коршуновскому железорудному месторождению, железной дороге Тайшет —Лена и Коршуновскому ГОКу.
Железную руду в Приангарье обнаружили в XVII в. Ее изысканием в то время занимался русский рудознатец Шестак Коршунов. Его именем назван поселок Шестаково на берегу Илима (в 27 км от Железногорска-Илимского), где в 1647 г. была основана первая в Сибири «государева домница». Производимые ею железные изделия поступали в Илимск, Усть-Кут и Верхоленск. Всего до революции в бассейне средней Ангары были открыты магнетиты Ермаковского, Кежемского, Долоновского, Краснояровского, Коршуновского месторождений, которые стали рудной базой для основанных вблизи
Ангары Николаевского (построен в 1847 г.) и Лучихинского (1895) железоделательных заводов, успешно работавших в Иркутской губернии до 1924 г.
Уже в советское время, с началом строительства магистрали Тайшет —Лена, в примагистральной полосе были развернуты геологические изыскания с целью расширения минерально-сырьевой базы данной территории и скорейшего вовлечения в народнохозяйственный оборот дополнительных высокоэффективных ресурсов.
В те годы ставилась задача возобновить металлургическое производство в Приангарье, разрушенное в послереволюционный период, сформировать здесь основу для создания третьей металлургической базы СССР.
Возможность развития в Приангарье крупного металлургического производства широко обсуждалась на Конференции по изучению производительных сил Иркутской области в 1947 г. (данной теме посвятили одну из секций конференции). Было решено ускорить геологопоисковые работы по формированию соответствующей минерально-сырьевой базы, обратив особое внимание на уже известные крупные проявления железосодержащих руд в Нижнеилимском районе.
Детальная доразведка подтвердила наличие здесь очень крупных запасов, и в 1948 г., во исполнение решений конференции, было объявлено об открытии крупного Коршуновского железорудного месторождения (месторождение, как и протекающая здесь речка, названо в память о Ш. Коршунове, который первым обнаружил в этом районе железную руду).
Вблизи месторождения был основан поселок геологов и строителей, также названный Коршуниха. Вскоре здесь проложили железную дорогу и открыли станцию Коршуниха-Ангарская. Для добычи и обогащения железной руды начали строить крупный ГОК, который должен был стать поставщиком сырья для будущего Восточно-Сибирского металлургического комбината, возвести который планировали в Тайшете.
В январе 1957 г. на станцию Коршуниха-Ангарская прибыл первый десант строителей. Началось возведение ГОКа. Вскоре поселок Коршуниха получил статус рабочего и был переименован в Железногорск.
С началом добычи руды и пуском ГОКа, в 1965 г., поселок преобразовали в город. К его прежнему названию добавили еще одно слово — «Илимский», указывающее на его местонахождение вблизи реки Илим (для отличия от другого города с таким названием, находящегося в Курской области).
Железногорск быстро рос и вскоре стал центром железорудной промышленности Сибири. При этом Коршуновский ГОК по-прежнему рассматривался как начальное звено будущего металлургического комбината (который планировалось возвести в Тайшете). Экспертный совет Госплана СССР предлагал начать его строительство в 1971 г. с пуском первой очереди в 1978 г. и завершением всех работ в 1980 г.
На комбинате предполагалось создать коксохимическое и сталеплавильное производство, наладить выпуск листового проката и стальных труб специальных сортов для быстро развивающегося в те годы нефтегазового комплекса Сибири, а также стальных конструкций для новостроек.
Таким образом, планируемый в Иркутской области металлургический комплекс предусматривал полный производственный цикл — от добычи руды и ее обогащения (в Железногорске-Илимском) до выплавки высококачественной стали и изготовления различных металлоконструкций (в Тайшете). Планировалось также наладить производство ферросплавов и электросталей, легированных ниобием. Выпуск подобной продукции мог бы существенно снизить металлоемкость стальных изделий и улучшить качество отечественной машиностроительной продукции. Тем самым закладывалась инновационная основа для развития в Иркутской области мощного машиностроительного комплекса. К сожалению, эти грандиозные планы так и не были реализованы.
Тем не менее город продолжал развиваться. Устойчивая работа градообразующего предприятия, а также строительство БАМа позволяли быстро возводить жилье, сооружать уникальные даже по нынешним временам социально-культурные объекты, такие как кинотеатр «Илим» — первый широкоформатный кинотеатр в Иркутской области, плавательный бассейн «Дельфин» — один из крупнейших в Восточной Сибири, крытый ледовый корт, горнолыжную трассу и др. Для повышения надежности железнодорожных перевозок в 1973 г. вблизи города был построен тоннель. Развивались и международные связи, были установлены побратимские отношения с японским городом Саката.
Являясь монопромышленным городом, Железногорск в полной мере ощутил на себе последствия экономических реформ 1990-х гг. Были приватизированы, а затем оказались в кризисе почти все промышленные предприятия города. Некогда успешно работавший ГОК сам стал нуждаться в помощи.
В 2003 г. на комбинат пришла группа «Мечел», и у градообразующего предприятия появились новые перспективы развития в составе крупной корпорации. Началось масштабное обновление техники и запуск новых производств. Со стабилизацией работы ГОКа у города тоже появились перспективы.