КБЖД - Кругобайкальская железная дорога : Авторский проект
КБЖД - Кругобайкальская железная дорога. Авторский проект Эльвиры Каменщиковой "КБЖД - Кругобайкальская железная дорога"

"Большая Евразия"  цивилизационный проект, устремлённый в будущее.
Вход

Статьи, новости

О Луиджи Джордани и других итальянцах - строителях Кругобайкалки

От вод Святого моря к водам Индийского

Просматривая листы следственного дела Анны Минизини, итальянской подданной, высланной в 1939 году к месту рождения в город Буйю, (северная область Италии Фриули-Венеция-Джулия), я обратила внимание, что где-то встречала название этого города, кроме списков рабочих, и название это было связано с Байкалом. В памяти отметила, в тот же момент меня больше интересовало дело Анны Минизини. Как всегда, вопросов было больше, чем ответов. В то время, когда я еще не видела следственного дела, я считала, что она жена Д. Минизини, фотографа-итальянца, оставившего яркий след в культурной жизни Иркутска. Как оказалось, она была женой фотографа Севрюкова, связанного с тем же адресом на улице 6-ой Солдатской, 6. Выходило, что она сестра Д. Минизини или состояла с ним в каких-то других родственных отношениях.

Отложим рассказ об Анне Минизини в сторону, поскольку я вспомнила, где я встречала название города Буйя, о котором напомнили листы следственного дела.

На фотографии, воспроизводящую «Памятную книжку прихожанина» из города Буйя, обратила внимание на искаженную надпись: «Мassovoja – Siberia». Речь, конечно же, шла о Мысовой, на берегу Байкала.

Во время строительства Транссиба Мысовая была первым пунктом строительства Кругобайкальского участка Забайкальской железной дороги. Вместе с русскими инженерами, рабочими в строительстве Кругобайкалки принимали участие и итальянские подданные, чьи профессии так или иначе связаны с работами по камню.

В Мысовую приехали те, кто закончил работы на строительстве мостов под Читой с Пьетро Коллино и Доменико Индри.

В первый день последнего года уходящего Х1Х века итальянский рабочий Луиджи Джорждани записал на «Памятной книжке прихожанина» города Буйя: «Сегодня 1-ого января 1900 года бросает вызов самому крепчайшему холоду в мрачном бараке Джордани Луиджи в компании 13 фриульцев, всегда в веселом настроении, в ожидании прекрасного и цветущего будущего».

Теперь невозможно установить, были ли это первые дни пребывания на берегах Байкала или они уже успели привыкнуть к суровому климату. Но что-то поразило их, в словах надписи будто рыдание сквозит, но человек пишет о веселости духа и о надеждах на будущее. Надпись сделана на самой дорогой для него книжке, памяти сердца о родине.

Возможно, что Байкал еще не встал и грозно ревел в темноте, споря с морозом, наворачивая огромные льдины на берег. И было нечто ужасающее во вздыбленной черной воде, массе льда и морозе, который никак не мог угомонить Байкал-батюшку. Или на их глазах со страшным гулом он в одно мгновение покрылся блестящим ледяным панцирем. Что-то на самом деле их могло поразить. В надписи кричит страстная душа, заклиная темные силы.

Уйти из теплых краев, где обилие солнца, теплые ветры, где наливаются живительным соком сизые гроздья винограда и очутиться на берегах сказочного озера-моря, – то же самое как прийти на край света или попасть в один из кругов Дантова ада, где во льду томятся и замерзают грешники. Для поездки в такие края нужна немалая твердость духа, ведь не только же влекла их возможность большого заработка.

После работы на Мысовой имя Луиджи Джордани исчезает из списков, но он никуда не уезжает, поскольку из Сибири он выехал только после Октябрьской революции. Всего вероятнее, что он работал на каких-то объектах Кругобайкалки. Списки полностью не восстановлены, и вряд ли такое случится из-за давности времени.

Начало ХХ-ого века в России было бурным и кровавым, словно предостерегая весь мир, каким будет век, какие случатся катастрофы и катаклизмы, и сколько будет жертв. Начало века никого не предостерегло и никого ничему не научило, мир вновь двинулся вперед по тому же тернистому пути.

Революция и гражданская война заставили многих итальянцев поспешно уезжать на родину. Выбирались разными дорогами: те, кто были на западе, – через западные границы, те, кто остались на востоке, уезжали в Харбин, Шанхай, Владивосток.

Луиджи Джордани на каменных работах приобрел профессиональную болезнь каменотесов – силикоз. В первых числах марта 1920 года он взошел на борт парохода под японским флагом «Texas Maru» уже больной туберкулезом легких. Пароход шел к родным берегам.

Он отогрелся на теплых водах Южных морей, но был уже безнадежно болен. Вблизи острова Цейлон, на водах Индийского океана, скончался в корабельной больнице 20 марта 1920 года.

Капитаном корабля составлен акт:

«В году тысяча девятьсот двадцатом, двадцатого числа месяца марта в больнице, на борту парохода «Texas Maru» в пункте 5’34’ северной широты – 83’08’ долготы скончался в два часа тридцать минут пополудни в возрасте шестидесяти двух лет итальянский подданный, уроженец Буйи, провинция Удине, сын умершего Винченцо, смерть наступила от туберкулеза легких и похоронен в море в пункте 5’38’ северной широты, – 82’10’ долготы, в подтверждении случившегося и аттестации лиц при том присутствовавших, подписались:

Судовый врач Дзамрьер Луиджи

Командир корабля, капитан C.C.R.RS. де Маттеи».

Воды Индийского океана приняли настрадавшееся тело каменотеса Луиджи Винченцо Джордани, в последний год уходящего века ожидавшего с такой надеждой светлого будущего, а душа его… Кто знает, где его душа. Это знают только двое: Господь Вседержитель и Луиджи Джордани.

Эти страницы начинались упоминанием имени Анны Минизини. Акт о смерти Джордани опубликовал Джемма Минизини-Монасси. Это или родственник наших иркутских Минизини, или в городе Буйя все жители носят эту фамилию. Вот загадка, которую еще предстоит отгадать.

 

Отрывок из книги Эльвиры Каменщиковой
Итальянцы на берегах Байкала

 

Тематические проекты
Cписок организаций-участников ...



Иркутские организации:









 
 

Уважаемые господа! Копирование, тиражирование, иное использование фотографий, статей, размещенных на сайте "Иркутская область : Города и районы", возможно только с письменного разрешения НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"

 
© 2008-2021  All rights reserved